Проблемы методики преподавания иностранных языков на современном этапе.
Оценка 4.7

Проблемы методики преподавания иностранных языков на современном этапе.

Оценка 4.7
docx
27.05.2020
Проблемы методики преподавания иностранных языков на современном этапе.
Проблемы методики преподавания иностранных языков на современном этапе.docx

Статья преподавателя иностранного языка Кажаевой А.С. ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» на тему:

Проблемы  методики преподавания иностранных языков на современном этапе.

Владение иностранным языком на сегодняшнем этапе жизни человечества является важным условием коммуникации в обществе. Также с развитием инновационных технологий у людей растет интерес к изучению иностранных языков. Научно-технический прогресс движется с огромной скоростью, происходят изменения в обществе, и, как следствие, система образования также претерпевает изменения. Процесс обучения иностранным языкам (будь то школы, учреждения средне-профессионального или высшего образования) должен отвечать современным требованиям. Мир меняется, процесс глобализации охватывает все сферы жизни общества. Встает вопрос «как овладеть иностранным языком сегодня?» Становится очевидным, что необходим новый подход к обучению иностранным языкам. Вместе с этим возникают и трудности для преподавателей иностранных языков, Таким образом, преподавание иностранных языков в эпоху глобализации имеет свои особенности и проблемы. Одна из проблем преподавания заключается в выборе содержания обучения, то есть выборе объема того учебного материала, который будет достаточным для общения обучаемого, другими словами можем сказать – «чему обучать». Также с методической стороны встает вопрос  преподавания языков в эпоху глобализации, то есть встают вопросы, как обучать и с помощью каких средств.

В 21 веке инновации проникли во все сферы жизни человека. В преподавании иностранных языков в эпоху глобализации используемые инновации связаны с изменением содержания обучения иностранным языкам, изменением педагогических методов, приемов, технологий и средств обучения. По мнению Александра Юрьевича Уварова (доктор педагогических наук, Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования) традиционное образование трансформируется и приобретает новые формы: «Можно предположить, что по мере нарастания революционных изменений в сфере телекоммуникации и облачных технологий мы при трансформации традиционного образования будем продвигаться к «образованию в облаке» разного уровня: школа/университет, образовательный кластер города, региона, страны и мира».

Можем сказать, что основные трудности современного языкового образования заключаются в содержании обучения, методах и средствах обучения. Данные категории методики обучения иностранным языкам в инновационном процессе общественной жизни также трансформируются, как и вся система образования. Содержание обучения иностранным языкам как методическая категория отвечает на вопрос «Чему учить?». Существует несколько подходов к определению содержания обучения иностранным языкам. В основу многих методических школ России положено определение Г.В. Роговой, в котором она выделяет три компонента содержания обучения: лингвистический, психологический и методологический.

Российский педагог, лингвист Анатолий Николаевич Щукин рассматривает содержание обучения с позиций объекта обучения, объекта усвоения и результатов обучения: «Содержание обучения иностранному языку составляют те знания, умения, навыки, компетенции, овладение которыми обеспечивает способность пользоваться языком как средством общения, формирование и развитие личности». По мнению Инессы Львовны Бим  «Содержание образования - это все то, что необходимо освоить/присвоить человеку в процессе образования». Однако в каждую историческую эпоху это понятие наполнялось своим специфическим содержанием. И.Л. Бим считает, что компонентами содержания обучения иностранным языкам являются цели обучения, то есть иноязычная коммуникативная компетенция и ее составляющие (языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции), деятельность учителя и учащихся, а также чувства и эмоции, вызываемые взаимодействием выделенных компонентов содержания обучения, которые способствуют созданию благоприятной обучающей среды . И.Л Бим, как и другие методисты, рассматривает текст в качестве основной единицы содержания обучения. Текст выступает в обучении как объект для распознавания зрительно (чтение) и на слух (аудирование), а также как продукт речепорождения (говорение, письмо). Текст способен нести любую информацию из всех областей знания, что и придает разнообразную направленность обучению иностранным языкам. Обучение чтению (работа с текстом) напрямую связано с обучением говорению. Еще Л.В. Щерба в своих трудах уделял особое внимание чтению: «Преподаватели, полагающие, что читать можно научиться только в меру владения разговорным языком, незаметно для себя попадают в ложный круг: для того, чтобы научиться читать книги, нужно научиться говорить, но оказывается, что для того, чтобы научиться говорить, нужно много читать».

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции и ее составляющих (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной) является целью обучения иностранному языку в любой форме обучения. Поскольку формирование межкультурной коммуникативной компетенции происходит непосредственно в ситуациях общения, учащиеся воспринимают иностранный язык как средство социализации, приобщения к иной культуре, общения и взаимопонимания с носителем языка в потенциальных ситуациях повседневной и профессиональной жизни. Такая профессиональная, практическая и коммуникативная ориентированность процесса обучения языку способствует повышению мотивации к его изучению. Для достижения данной цели необходимо создать образовательную среду, благоприятную для овладения единицами языка, основными видами речевой деятельности (говорением, аудированием, чтением и письмом), страноведческими и общекультурными знаниями, умениями осуществлять общение при ограниченном объеме языковых средств и общеучебными и специальными умениями.

Формирование межкультурной коммуникативной компетенции в образовательных учреждениях средне-профессионального образования посредством иностранного языка подразумевает реализацию не только образовательных целей, но и воспитательных, направленных на повышение культурологического потенциала обучающихся, совершенствование их морально-нравственных качеств, формирование уважительного и толерантного отношения к духовным и материальным ценностям других стран и народов, развитие способности понимать взгляды представителей другой культуры. Иностранный язык в данном контексте является средством формирования поликультурного мировоззрения личности курсанта. Достижение образовательных и воспитательных целей способствует расширению кругозора обучающихся, повышению уровня их общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения, речи.

Говоря об обучении немецкому языку студентов Ульяновского колледжа культуры и искусства, учитываются такие факторы, как индивидуальные, возрастные и социальные особенности каждого обучающегося, позиции как субъекта учебного процесса, желания, интересы, социальная и культурная ориентация, уровень общего развития, мотивация в изучении языка, а также специальность, по которой обучаются студенты. В качестве достоинств методики преподавания немецкого языка в Ульяновском колледже культуры и искусства стоит отметить использование инновационных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения языку. Инновационные технологии являются целенаправленными и интенсивными процессами (техническими, социальными и организационно-управленческими), которые способствуют формированию знаний, умений благодаря практическому использованию новых идей. Процесс внедрения инноваций в образовательную сферу происходит с учетом существующих традиций и обусловлен общим направлением модернизации образования.

Наряду с традиционными формами проведения занятий со студентами мы используем и такие, как конференции, викторины, конкурсы, презентации, написание и защита исследовательских учебных проектов на иностранных языках, проходящих на высоком учебно-методическом уровне.

Язык в современном мире служит не только инструментом коммуникации, но и средством познания. Обучение иностранным языкам должно представлять собой комплексное единство практического, общеобразовательного, развивающего, профессионального и воспитательного компонентов. Все эти компоненты соответствуют определенной методической концепции. За счет этого происходит определение цели, содержания, принципов, методов, приемов, способов, средств, форм организации обучения иностранному языку.

В заключении стоит сказать, что данная работа не является исчерпывающей в изучаемом вопросе. Преподавание иностранных языков напрямую связано с жизнью общества, инновационными процессами, происходящими в мире и в обществе. Постоянно разрабатываются коммуникативные технологии, главная миссия которых – оптимизировать взаимодействие и взаимопонимание в человеческом обществе. Необходим новый подход к обучению иностранным языкам. Профессиональная компетенция преподавателей напрямую влияет на формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов, воспитание уважительного отношения к своей культуре и культуре изучаемого языка.

Список литературы:

1.     Бим И.Л., Садомова Л.В. Культурное пространство и новое содержание образования: размышления о взаимодействии факторов и механизмов: монография / Ин-т содержания и методов обучения Рос. акад. образования (науч. руков. проекта действ. член РАО, д-р пед. наук, проф. М.В. Рыжаков). – М.: ЦСОТ, 2014. – 140 с.

2.     Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение.- М.,1999.

3.     Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. Г.: Наука1997.

4.     Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.

5.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. Г.: Народное образование, 1998.

6.     Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед .вузов и учителей. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

7.     Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.


 

8.    

Статья преподавателя иностранного языка

Статья преподавателя иностранного языка

Можно предположить, что по мере нарастания революционных изменений в сфере телекоммуникации и облачных технологий мы при трансформации традиционного образования будем продвигаться к «образованию в облаке»…

Можно предположить, что по мере нарастания революционных изменений в сфере телекоммуникации и облачных технологий мы при трансформации традиционного образования будем продвигаться к «образованию в облаке»…

И.Л Бим, как и другие методисты, рассматривает текст в качестве основной единицы содержания обучения

И.Л Бим, как и другие методисты, рассматривает текст в качестве основной единицы содержания обучения

Формирование межкультурной коммуникативной компетенции в образовательных учреждениях средне-профессионального образования посредством иностранного языка подразумевает реализацию не только образовательных целей, но и воспитательных, направленных на повышение культурологического…

Формирование межкультурной коммуникативной компетенции в образовательных учреждениях средне-профессионального образования посредством иностранного языка подразумевает реализацию не только образовательных целей, но и воспитательных, направленных на повышение культурологического…

Наряду с традиционными формами проведения занятий со студентами мы используем и такие, как конференции, викторины, конкурсы, презентации, написание и защита исследовательских учебных проектов на иностранных…

Наряду с традиционными формами проведения занятий со студентами мы используем и такие, как конференции, викторины, конкурсы, презентации, написание и защита исследовательских учебных проектов на иностранных…

РАО, д-р пед. наук, проф. М.В.

РАО, д-р пед. наук, проф. М.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2020