Учитель-логопед:
Любовь Олеговна Кривощапова
Тамбов – 2022
ТОГБОУ «Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Центр лечебной педагогики дифференцированного обучения»
Школа для родителей:
«Проблемы младших школьников при овладении навыками учебной деятельности»
Предпосылки успешной учебной деятельности:
Хорошее физическое развитие ребенка;
Развитый физический слух;
Развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
Нормальное функционирование ЦНС;
Владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
Произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
Познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
Коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Критерии готовности к усвоению родного языка:
Сформированность звуковой стороны речи.
Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
Готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
Критерии готовности к усвоению родного языка:
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам.
6. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Следует обратить внимание:
Правильность произнесения звуков:
- искаженное произношение звука например: [р] горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;
- отсутствие звука в речи ребенка, например: «коова» (корова),
- замена одного звука другим,
например: «колова» (корова).
Умение различать звуки речи на слух:
сходные по звучанию и артикуляции
(шипящие — свистящие; звонкие — глухие;
твёрдые — мягкие, сонорные [р]— [л] — [й]).
Попросите ребёнка назвать слова с оппозиционными согласными парами: крыса — крыша, бочка — почка, трава — дрова, шар — жар, лук — люк и т. д.
Трудности при выполнении этих заданий могут говорить о нарушении фонематического слуха у ребёнка.
Упражнение «Составь звуковую схему». Используя цветные карандаши, закрась звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твердые согласные звуки, зелёным цветом — мягкие согласные звуки, красным — гласные звуки. Назови слова, схемы которых одинаковы.
Устанавливать последовательность звуков в слове:
Словарный запас:
Нахождение общих названий для группы однородных предметов (назови одни словом);
Подбор признаков к предмету (узнай предмет по описанию)
Подобрать слова – «неприятели» (противоположные по смыслу – антонимы).
Сформированность грамматического строя речи:
«Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных)
«Помоги детёнышам найти свою маму» (образование названий детёнышей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.