Проблемы организации детского экспериментирования в дошкольных учреждениях.
В настоящее время уже признано значение детской
поисково-исследовательской деятельности в форме детского
экспериментирования для развития дошкольников. Но и
сейчас не в каждой группе, и не в каждом детском саду данная форма используется
полноценно. Это связано со многими проблемами:
1.Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду;
2.Использования детского экспериментирования как элемента непосредственной
образовательной деятельности( как одной из частей) или как самостоятельного
элемента в процессе развития детей;
3.Затруднение в организации опытно-поисковой деятельности детей у воспитателей
из-за недостаточного опыта и недостаточного владения методикой.
В некоторых учреждениях уже созданы лаборатории для детского
экспериментирования. Но следует признать, что далеко не всех детских садах
имеется свободное помещение. Выходом из такой ситуации может быть оснащение
уголка экспериментирования в группах. Это может быть специальное оборудование
или же самостоятельное оснащение такого уголка воспитателями в соответствии с
возрастными особенностями детей.
Да, действительно, для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность, но оснастить уголок экспериментирования в группе вполне можно с помощью родителей. В каждом доме есть бутылочки, ложечки, формочки, крупа и т.п. Чистый песок есть в каждом детском саду. Коллекции камней, различных материалов, фотографий и познавательный материал тоже могут быть собраны с помощью родителей.
Следующим
этапом после организации специального уголка является подборка и систематизация
примеров опытов для включения их в деятельность дошкольников, в процесс
познавательного развития дошкольников. Здесь воспитатель должен учитывать
возрастные особенности дошкольников. Если для младших дошкольников характерно
познание в непосредственном манипулировании с песком, с водой, то для старшего
дошкольного возраста уже стоит подобрать опыты, где ребенок получит возможность
проследить причинно-следственные связи. Чтобы избежать хаотичности в
планировании тем детского экспериментирования следует разработать примерные
перспективные планы совместной деятельности воспитателя с детьми.
Существует несколько вариантов планирования.
Первый вариант - движение в течение года от простых практических опытов и
коллекционирования-классификации к исследованиям-путешествиям в пространстве и
времени.
Второй вариант - мозаичный выбор тем по принципу ассоциативных связей. Например,
от опытов с движением воздуха к классификации видов транспорта, к путешествию
во времени (история транспорта), к путешествию по карте (по водным
пространствам Земли - океанам), далее к классификации живых обитателей водных
пространств, снова к опытам - с движением воды (водными потоками) и состоянием
вещества (вода-лед-пар).
Элементы экспериментирования можно включать в тематически запланированную НОД,
можно использовать как развлечение, как деятельность, направленную на развитие
мелкой моторики, развитие речи, формирование элементарных математических
представлений т.д. в процессе индивидуальной работы с детьми, имеющими
затруднения в развитии, в свободное время от организованной деятельности
(например, пескотерапия). Данная работа обязательна для современного
воспитателя и экспериментирование, несомненно, станет настоящим подспорьем для
результативного психолого-педагогического сопровождения таких дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.