ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Оценка 5

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Оценка 5
doc
30.11.2020
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Кузьмина Л.Л..doc

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

Кузьмина Любовь Леонидовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель

прикладной математики и компьютерных дисциплин, старший преподаватель.

ОСП «Индустриальный техникум»

ГОУ ВПО ЛНР «Донбасский государственный технический университет», it_dongtu@ua.fm

 

Аннотация. Предприятия металлургической отрасли создают условия для развития других отраслей промышленности; обеспечивают занятость значительной доли трудовых ресурсов. Одним из главных направлений развития промышленных производств и обеспечение конкурентоспособности продукции в условиях жесткой конкуренции является использование информационных технологий. Поэтому проблема подготовки специалистов в области создания и использования информационных технологий как определяющего фактора обеспечения конкурентоспособности производств является актуальной.

Ключевые слова: мониторинг качества профессиональной подготовки, качество обра­зования, качество подготовки специалиста,  конкурентоспособность, профессиональ­ное образование.

 

Качество образования — многогран­ное понятие, включающее множества  аспектов. Под качеством подготовки спе­циалиста традиционно понимают степень соответствия уровня его образования тре­бованиям профессиональной среды, в ко­торой ему предстоит работать. Рыночная экономика резко подняла планку профес­сиональных требовании к специалистам, что обусловило четкие обязательства среднего профессионального образования по обеспечению соответствия рынка образовательных услуг рынку тру­да. В условиях новых эко­номических реалий главным критерием оценки качества специалиста становится его конкурентоспособность.

Сегодня перед образовательными учебными заведениями поставлена задача преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, всей структурой и инфраструктурой образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала системы образования и потребностями экономики в обеспечении конкурентоспособности на рынке труда.

Особо актуальным становится интеграция усилий производства и науки в поиске путей вывода экономики из условий кризиса [3, с.48-70]. Задача образовательных учреждений – вооружить своих выпускников антикризисными знаниями и умениями, которые помогут им в условиях сокращения производства и будут актуальными в настоящей профессиональной деятельности.

Важной частью государственной политики становится сохранение кадрового потенциала промышленности, предотвращение роста дефицита кадров, когда настанет этап оживления и роста.

Поэтому проблема подготовки специалистов в области создания и использования информационных технологий как определяющего фактора обеспечения конкурентоспособности металлургических производств является актуальной. Для удовлетворения потребностей работодателей в высокопрофессиональных специалистах различного уровня необходимо осуществлять различные формы сотрудничества между промышленностью и образованием с вовлечение работодателей в подготовку специалистов, организацию стажировок преподавателей на ведущих предприятиях отрасли, привлечение студентов к научным исследованиям и инновационной деятельности на предприятиях – стратегических партнерах вуза и заказчиков выпускников вуза [1, с.25-37]

Наукоемкость отрасли, предполагающая тесное взаимодействие производства и науки, следствием чего является непрерывное обновление самого производства, обозначает актуальность непрерывного обновления знаний, умений работников, предопределяет необходимость обеспечения непрерывного образования, проходящего через всю профессиональную жизнь работника. Подготовка кадров, способных работать на современном оборудовании, – функциональная задача, возложенная на все профессиональные образовательные учреждения.

Одним из путей ее решения может стать формирование многоуровневой модели подготовки кадров. Многоуровневость профессионального образования будет способна обеспечить равновесие его требований с индивидуальными возможностями их реализации. Важной характеристикой такой модели должна стать возможность мобильного перемещения обучающегося в пространстве образования в целях получения как основного, так и дополнительного профессионального образования.

Существенными требованиями к разрабатываемым и внедряемым в практику профессионального образования моделям подготовки специалистов становится усиление практической подготовки будущих специалистов к работе на современном оборудовании, знание ими современных технологий. Осуществление данных требований предусматривает не только использование производственных ресурсов в обучении будущих специалистов, но и привлечении к работе со студентами технических вузов высококвалифицированных специалистов-производственников. Этому в большей степени должна сопутствовать тенденция развития территориально-отраслевого партнерства.

Внедрение многоуровневой системы подготовки специалистов позволит разрешить следующие задачи:

− ориентацию образовательного процесса на ведущие университеты и центры подготовки специалистов;

− использование в процессе обучения приобретенных направлений развития науки и техники;

− интеграцию процесса обучения с реальным сектором производства;

− создание и внедрение адаптивной образовательной системы, способной гибко реагировать на потребности рынка;

− широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий, разработка соответствующего методического обеспечения [2, с.160-175]

Интеграция образования, науки и производства на основе равноправного сотрудничества позволяет:

− построение целостной системы многоуровневой подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями для наукоемких отраслей металлургии, которая обеспечит повышение качества, сокращение сроков подготовки специалистов и закрепление выпускников на предприятиях;

− переоборудование лабораторий и обеспечение эффективного доступа к учебно-методическим материалам;

− повышение эффективности научно-исследовательских работ и внедрение результатов в учебный процесс и производство;

− повышение квалификации и уровня подготовки преподавательского состава.

Использование современных информационных технологий в образовательном процессе предполагает создание единого информационного пространства учебного заведения для всех участников образовательного процесса с целью предоставления качественных образовательных услуг с применением информационных технологий в массовом масштабе: возможностью организации дистанционного обучения, доступа к учебным материалам через Интернет и т.д.

Единая информационная система обеспечения многоступенчатой профильной подготовки специалистов для металлургической отрасли предназначена для создания единой распределенной информационной среды поддержки деловых процессов, реализующих многоступенчатую подготовку и переподготовку кадров для предприятий и организаций металлургической отрасли.

Оптимизация сети образовательных учреждений в свою очередь даст возможность без ущерба для качества профессионального образования снизить общие затраты на подготовку специалистов. Важное значение для обеспечения качества подготовки специалистов имеет разработка региональных компонентов образовательных стандартов, учитывающих специфику региона. Данные компоненты позволяют сократить срок адаптации выпускников к условиям производства данного региона, повысить эффективность работы специалистов.

Наиболее значимые мероприятия по развитию непрерывного профессионального образования:

− организация интегрированных образовательных структур, включающих образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования;

− создание методического обеспечения функционирования интегрированных образовательных структур;

− создание и внедрение системы управления качеством подготовки специалистов;

− организация мониторинга потребности региона в специалистах разных уровней по номенклатуре специальностей и объему выпуска;

− разработка и внедрение новейших обучающих технологий;

− развитие материально-технической базы;

− совершенствование системы повышения квалификации преподавателей;

− организация содействия выпускникам в трудоустройстве.

В современных условиях возрастает роль образования в ускорении социально-экономического развития экономики региона, в решении актуальных проблем металлургической отрасли. Важнейшими факторами, которые обеспечивают эту успешность, становится повышение качества профессионального образования и развитие системы непрерывного образования.

Литература

1. Батышев, С. Я. Задачи системы профессионального образования в условиях развития рыночной экономики. – М., 1993, - 256с.

2. Демин В.М. Приоритеты среднего и начального профессионального образования в деле повышения качества подготовки кадров // Начальное и среднее профессиональное образование. – Петрозаводск: Изд– во Петр– ГУ, 2006. – 208 с.

3. Сазонова З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера: монография. – М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2007. – 487 с.

 

 


ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ

Наукоемкость отрасли, предполагающая тесное взаимодействие производства и науки, следствием чего является непрерывное обновление самого производства, обозначает актуальность непрерывного обновления знаний, умений работников, предопределяет необходимость обеспечения…

Наукоемкость отрасли, предполагающая тесное взаимодействие производства и науки, следствием чего является непрерывное обновление самого производства, обозначает актуальность непрерывного обновления знаний, умений работников, предопределяет необходимость обеспечения…

Оптимизация сети образовательных учреждений в свою очередь даст возможность без ущерба для качества профессионального образования снизить общие затраты на подготовку специалистов

Оптимизация сети образовательных учреждений в свою очередь даст возможность без ущерба для качества профессионального образования снизить общие затраты на подготовку специалистов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2020