ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аганин Александр Викторович
Аннотация: в данной статье были рассмотрены проблемы развития правового статуса гражданского служащего в Российской Федерации. Более того, сама тематика настоящей статьи в безусловном порядке представляет собой полезный инструментарий, который будет интересен широкому кругу читателей, интересующихся вопросами дальнейшего становления и развития государственной гражданской службы в Российской Федерации.
Ключевые слова: государственный гражданский служащий Российской Федерации, статус госслужащего, проблемы.
Abstract: in this article, the problems of the development of the legal status of a civil servant in the Russian Federation were considered. Moreover, the subject matter of this article is undoubtedly a useful tool that will be of interest to a wide range of readers interested in the further formation and development of the state civil service in the Russian Federation.
Keywords: state civil servant of the Russian Federation, civil servant status, problems.
Актуальность темы исследования заключается в том, что рассмотрение государственной службы в нашей стране обусловлено широким спектром проблем, возникающих на современном этапе развития системы государственной службы.
В настоящее время в России речь идет о государственной службе как о качественно новом общественном явлении. Необходимо обеспечить функционирование государственной службы, соответствующей, с одной стороны, требованиям демократического, правового федерального, социального и светского государства с республиканской формой правления, а с другой – условиям и факторам свободного гражданского общества с рыночной экономикой, разнообразием социальных слоев и групп, духовностью, надежной защищенностью прав и свобод человека.
Серьезное влияние на результаты деятельности государственных служащих оказывают перспективы, связанные с полноценной реализацией прав при исполнении ими служебных обязанностей. Правовые реформы в этой сфере продолжаются, все они ориентированы на повышение качества исполнения служебных функций и достижение обозначенных социально-политических целей перед чиновниками. Административное реформирование в системе государственной службы сопряжено с рядом проблем. Так, с 1998 г. на основе ранее утвержденной концепции по проведению административной реформы в России начался этап реформирования системы государственного управления. В начале 21-го в. было принято несколько нормативно-правовых акта с целью повышения доступности оказания государственных и муниципальных услуг. Вся совокупность принятых и запланированных к принятию нормативно-правовых актов указывает лишь на одну тенденцию — необходимость принятия комплексных мер с целью совершенствования системы государственной службы. К настоящему времени законодательство в сфере регламентирования вопросов по несению государственной службы по-прежнему формируется.
Об основах несения государственной службы говорится в положениях Конституции[1]. Учитывая этот факт, можно говорить о том, что за государственной службой закреплен конституционный статус. Тем не менее, анализ законодательства позволяет убедиться в том, что единого понимания относительно статуса государственного служащего не имеется. В частности, научный исследователь С. Несмеянова[2] обращается к рассмотрению понятия статуса государственного служащего как к определенным конституционным правоотношениям с закреплением за государственным служащим определенны характеристик, позволяющих отнести его к определенной системе.
Б.Н. Габричидзе рассматривает конституционный статус государственного служащего посредством его отнесения к определенному государственному органу и его положению в системе государственного устройства в целом [5]. При этом исследователь указывает на дифференциацию системы государственных органов. Следовательно, статус государственного служащего во многом определяется нормативно-правовыми актами в сфере регулирования вопросов о несении государственной службы, а также компетенцией самого органа государственной власти. Н.А. Богданова в своем исследовании по теме конституционно-правового статуса государственного служащего указывает на то, что существует несколько последовательных стадий по приобретению и обладанию этим статусом, а также же реализацией этого статуса при несении службы на базе того или иного органа государственной власти [5].
Если обращаться к положениям Конституции [1], необходимо сразу отметить, что власть народа осуществляется посредством его активного участия в развитии и выборе кандидатов в органы государственной власти. Отсюда можно сделать вывод о том, что система государственной власти обладает признаками единства, в то же время общая система государственной власти делится на несколько ветвей. При этом для граждан гарантируется равный доступ к возможности несения ими государственной службы. Система государственной федеральной службы, согласно положениям Конституции, находится в ведении РФ. Кадры органов власти субъектов находятся в совместном ведении регионов и РФ.
Таким образом, в основе федеральной государственной службы находится регулирование со стороны самой РФ. В то время как правовое регулирование местных органов власти относится к вопросу совместного ведения регионов и РФ. Конституционными нормами предусматривается, что система государственной власти строится по двухуровневому принципу. Нормативно-правовые акты федерального значения распространяются на всю территорию РФ, в то же время местные органы власти (власти субъектов) уполномочены самостоятельно принимать аналогичные акты в соответствии с вверенной им компетенцией.
В системе законодательства на первом уровне находятся федеральные законы, все остальные нормативно-правовые акты носят статус подзаконных. То же самое касается нормативно-правовой базы в части регулирования основ по несению государственной службы.
Правовое регулирование в системе государственной службы включает в себя Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [4]. Сюда же необходимо отнести Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ (от 30.04.2021) [3].
Сфера государственной службы регулируется ведомственными нормативно-правовыми актами, кроме того, сфера государственной службы регулируется посредством исполнения указов президента правительством и входящими в его состав министерствами.
Наибольшее значение для исследования проблем государственной службы имеет ФЗ-79[3]. Этот закон определяет понятие государственной службы, а также обращается к вопросу о порядке замещения вакантных должностей в органах государственной власти. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» распространяется на субъекты, устанавливает порядок ведения кадровой работы и других направлений деятельности с целью повышения эффективности функционирования институтов власти.
К сфере правового регулирования государственной службе необходимо отнести совокупность нормативно-правовых актов по предупреждению и установлению ответственности за преступления, связанные с коррупцией. В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предприняла ряд мер по предупреждению коррупции в системе государственной власти. В частности, были внедрены антикоррупционные стандарты с указанием на дозволения для чиновников и их прямые обязанности. Поэтому действующее законодательство определяет единство в построении и реформировании системы государственной службы. Это единство достигается за счет распространения федерального законодательства по вопросам государственной службы на федеральные органы власти и органы власти, сосредоточенные в регионах. Государственную службу необходимо рассматривать как правовой институт, именно через него осуществляется государственное управление. Несмотря на проведенные реформы, в системе государственной службы сохраняются несколько проблем. Как было отмечено выше, речь идет о правовом статусе государственных служащих. Примененных на сегодняшний день мер для решения проблемы недостаточно. В рамках административной реформы предусматриваются шаги по обновлению правового статуса для гражданских служащих, в силу вступили два закона федерального значения, свыше двадцати указов президента. Однако говорить о достигнутом прогрессе в рамках проводимой административной реформы пока рано. Дело в том, что пока не будет найден единый подход к определению статуса государственного служащего, все проблемы правового регулирования институтов государственной власти сохранятся.
На сегодняшний день статуса государственных служащих рассматривается как совокупность отдельных элементов. В их основе чаще всего находятся права и обязанности государственных служащих. Эти права и обязанности ориентированы на применение властно-распорядительных полномочий.
Так, в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004
№ 79-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О государственной гражданской службе Российской
Федерации»[4] статус государственного гражданского
служащего необходимо рассматривать как совокупность нескольких элементов —
прав, запретов, установленных для несения службы, обязанностей. Если обращаться
к этому перечню элементов, то при рассмотрении того же статуса сотрудника МВД
необходимо обращаться к его статусу как работника органа государственной власти
и общим правовым основам, регулирующим сферу государственной службы. Другая
проблема связана с профессиональной подготовкой кадров для несения службы в
системе государственных органов власти. До сих пор не выпущено единого закона,
который бы установил порядок взаимодействия отдельных институтов власти с
федеральной властью при решении вопросов о профессиональной подготовке.
Более того, решение кадровых вопросов на региональном уровне находится в совместном ведении федеральной государственной власти и властей субъектов. Для построения эффективного государства необходимо совершенствование законодательства в сфере государственной гражданской службы, нацеленной на управление транспортом. В условиях посткризисного развития вопрос совершенствования системы несения государственной гражданской службы становится еще более актуальным.
В настоящее время продолжается масштабная реформа системы государственного устройства, которая определят функции и задачи для органов власти, которые занимаются управлением транспортом. Реформы проводятся как на федеральном, так и на региональном уровне. Проект реформирования и развития системы государственной службы реализовывался в период с 2009 по 2013 год. Цель данной программы реформирования сводится к созданию целостной системы государственной службы.
К задачам реализации программы также было отнесено формирование профессионального кадрового состава, развитие инновационной экономики и гражданского общества, как участника государственной политики в сфере управления транспортом. Реформы были проведены на федеральном и государственном уровне. Так, в Нижегородской области был принят целый ряд законов, которые касаются государственных гражданских должностей, полномочий органов в сфере управления транспортом.
К настоящему времени реформирование системы государственной службы и совершенствование законодательной базы не принесли ожидаемых результатов. Программные документы, которые периодически рассматриваются комитетами Государственной Думы и Совета Федерации, само устройство государственной службы подвергается резкой критике. Высокий уровень коррупции, изолированность органов в сфере управления транспортом и отсутствие связей с гражданским обществом приводит к снижению функционирования системы государственной службы. Особо остро стоит проблема с правовым регулированием института государственной гражданской службы.
Государственная гражданская служба не имеет внутренней упорядоченности, деятельность государственных органов, занимающихся вопросами управления транспортом, не регламентируется надлежащим образом. На фоне этого растет коррумпированность институтов государственной власти, увеличивается количество различных злоупотреблений и отношения между структурными подразделениями и государственными органами приобретают все большие черты бюрократии. Только в последнее время стали предприниматься шаги к регламентированию отношений между государственными органами и представителями гражданского общества. Однако и это не будет эффективным до тех пор, пока в органах власти будет процветать коррупция, а сами граждане будут жаловаться на бюрократизацию отношений с институтами государственной власти.
Есть еще одна специфическая проблема, связанная со взаимодействием государственных органов в сфере управления транспортом и муниципальными службами. Она заключается в отсутствии регламентирования процедур такого взаимодействия. Это часто приводит к тому, что ответственность за происшествия и результаты перекладывается с органов государственной власти на муниципальные структуры и обратно. Сам характер несения государственной гражданской службы не является достаточно открытым, что опять же усугубляет проблемы коррупции и бюрократизма. В связи с этим у гражданского общества растет недоверие к качеству работы институтов власти. В самих органах государственной власти не применяется эффективных инструментов профилактики распространения коррупции и бюрократизации процедур.
Гражданское общество могло бы полноценно справиться с вопросами регулирования деятельности органов власти и справедливо оценить их работу, если бы было полноценное правовое регулирование такой оценочной деятельности. Структурные подразделения государственных органов в сфере управления транспортом часто действуют без какой-либо координации действий. Это приводит к снижению эффективности функционирования института власти.
Важно понимать, что в задачи государственных гражданских служащих, ответственных за регулирование транспорта, входит обеспечение безопасности перевозок, такая приоритетная задача может быть решена только при условии наличия эффективной системы правового регулирования деятельности государственных гражданских служащих. На основании проделанной работы можно сделать некоторые выводы. С учетом того, что деятельность отдельных государственных органов, к примеру, МВД, регулируется отдельными законами, следовательно, на профессиональную подготовку специалистов для этого ведомства не могут распространяться общие правила по ведению кадровой работы. Решение проблемы может сводиться к выработке профессиональных стандартов, которые будут предъявляться требования к качеству подготовки государственных служащих в соответствии с выбранным ими для работы конкретным ведомством.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 04.11.2022) N 424-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021 N 117-ФЗ) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция).
5. Богданова, Н.А. Система науки конституционного права / Н.А. Богданова. - М. : Юристъ, 2001. - 254 с.
6. Габричидзе, Б.Н. «Конституционный статус органов Советского государства» / Б. Н. Габричидзе. - М. : Юрид. лит., 1982. - 184 с.
7. Несмеянова, С. Э. Понятие и структура конституционно-правового статуса органа государственной власти (на примере Конституционного Суда РФ) / С. Э. Несмеянова // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 7. – С. 5-9. – EDN LNKSQX.
8. Полькина, Я.В. Проблемы и пути их решения в административно-правовом регулировании статуса государственных гражданских служащих / Я.В. Полькина // Вестник магистратуры. – 2019. – № 10-1(97). – С. 76-78.
9. Скачано с www.znanio.ru
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020)
[2] Несмеянова С.Э. «Понятие и структура конституционно-правового статуса органа государственной власти» (на примере Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7.
[3] Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
[4] Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.