Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28»
Выступление на семинаре-практикуме для родителей начальных
классов по теме:
«Проблемы самоорганизации для младших школьников»
Учитель-дефектолог: Осипова Наталья Александровна
Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в образовательной деятельности. Это предполагает рост родительской активности, построение таких отношений между школой и родителями, которые удовлетворяют всех участников образовательной деятельности и являются основой качественного образования.
Главная нагрузка в обучении младшего школьника приходится на школу, но самостоятельность и ответственность формируются в семье, дома. Помощь и участие родителей в домашнем процессе учебы ребенка поможет сформировать целеустремленную, целостную личность. В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности у ребенка вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепляются и способствуют формированию у учащихся самоорганизации.
На смену старым требованиям приходят новые: умение видеть проблему, спокойно принимать её и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.
Основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
В условиях личностно ориентированного начального образования особое внимание уделяется формированию умений самоорганизации. Эти умения способствуют успешной социальной адаптации.
Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию ПРОЕКТОВ. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектно-исследовательской деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому у ученика возникает желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.Но младшие школьники не готовы к самостоятельной деятельности,у них не развиты необходимые для работы качества и умения. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, и тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества.
Одним важным условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является участие родителей, включённость их в проектную работу.
Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектно-исследовательской работы. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.
На этом этапе важно разъяснить родителям суть работы и её значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах деятельности и формах возможного участия в ней. Родителям можно предложить рекомендации-памятки.
В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы.
Так же родители отмечают, что работа в проекте делает их детей любознательными, ответственными, коммуникабельными, позволяет проявить креативность, и самое главное сближает родителей и детей.
Родители говорят о том, что изменяются не только дети в процессе совместной работы над проектом, но и сами родители.
Таким образом, совместная проектная деятельность обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.
Совместная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями. Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза, создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом деятельности. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию.
Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой индивидуальный маршрут, подобрать оптимальный вариант работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
В результате совместной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Свою работу с родителями педагоги нашей школы стараются строить на основе вовлечения родителей в совместную деятельность, используя разнообразные формы общения:
· Индивидуальные консультации: Они помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций считаю доверительные отношения с родителями.
· Памятки: очень эффективным способом помощи родителям являются разработанные памятки для родителей, созданные учителем. Данные памятки очень помогают родителям в решении каких-либо трудных и спорных моментов. Памятки могут быть различные: «Как помочь ребёнку хорошо учиться?», «Организация режима дня». Они помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли - родители школьника.
· Общение через интернет. Информирование родителей об успехах их детей; извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей, благодарственные письма. Общение через интернет позволяет спокойнее приходить к консенсусу по какой-нибудь проблеме. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
· Родительские собрания, как основную форму коллективной деятельности, стараюсь проводить в нетрадиционных формах: семинарского занятия, деловой игры, диспута. Творческие отчёты-концерты по окончании учебного года, что даёт возможность родителям видеть успехи детей. Вместе с детьми оформляем выставку поделок и рисунков. Ребята показывают своё мастерство, умение говорить, петь, танцевать, и просто общаться друг с другом, помогать друг другу.
· Родительские рейды. В нашем классе мы проводили рейды по проверке учебников и тетрадей. Рейды проводят члены родительского комитета. Лучшие результаты сообщаются всему классу, худшие доводятся индивидуально до родителей. На лучшие тетради, мы одевали «почетные обложки», за лучшую сохранность учебных принадлежностей – дарили закладки. Важно то, что лучшая тетрадь определяется не по степени грамотности, а по степени аккуратности. Поэтому, даже слабый ученик вполне может стать победителем.
· Заочные конкурсы.
Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. В своей практике я проводила конкурсы «Рисуют мамы» (выставка рисунков, выполненных мамами), «Вместе с мамой, вместе с папой», «Папины руки» (выставка поделок, выполненных папами). Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями.
Активная совместная деятельность приводит к тому, что родители становятся настоящими заинтересованными помощниками в образовательной деятельности. А это очень хороший фундамент для сотрудничества и общего успеха. Любое классное или школьное дело никогда не проходит без участия родителей: тематические, информационные, нравственные, спортивные классные часы, родительские уроки, праздники, экскурсии. Например:
• Создание коллективного проекта «Профессии наших мам».
• Исследовательский проект «Тайна моего имени».
• Социальный проект «Жизнь дана на добрые дела».
• Создание презентаций, учебных проектов к урокам.
• Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Семья, как и школа, – своего рода посредник между формирующейся личностью ребёнка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях, задачах и конечном результате образовательной деятельности, осуществляемой школой. Это поможет им в воспитании и образовании собственного ребенка.
Современное начальное общее образование находится в условиях модернизации и обновления: изменились его приоритеты, цели, ценности, обновляется содержание. От ценностей формирования знаний и предметных умений начальная школа переориентируется на ценности развития способностей, умений и желаний учиться.
Основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.