Проблемы в экологическом воспитании на уроках "технология" в школе
Оценка 4.7

Проблемы в экологическом воспитании на уроках "технология" в школе

Оценка 4.7
Лекции
doc
технология
5 кл—7 кл
05.02.2020
Проблемы в экологическом воспитании на уроках "технология" в школе
ПРОБЛЕМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НА УРОКАХ.doc Дурегин Н.А..doc

ПРОБЛЕМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НА УРОКАХ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ШКОЛЕ

Дурегин Николай Александрович, учитель технологии МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» Карагайского района Пермского края

Вся история возникновения и развития общества неразрывно связана с природой. Но современное состояние природных ресурсов и качество окружающей среды испытывают мощное влияние техногенных факторов. Ухудшение экологической ситуации во всем мире и в нашей стране требует усиления внимания к экологическому образованию и воспитанию школьников. В ведущих российских экологических организациях заявили, что введение в школах предмета «Экология» является правильным шагом, поскольку основы экологических знаний, заложенные в школьном образовании, позволят вырастить экологически грамотное поколение.

Антропогенное воздействие на окружающую среду в настоящее время уже не является сугубо биологической проблемой, а приобретает междисциплинарный характер. Три основных направления - природное, экономическое и технологическое заключаются в проблеме экологического образования в целом. Последний аспект (технологический), особенно важный для учителей технологии, на сегодняшний день является наименее исследованным.

Идея культуросообразного образования, в том числе и экологического, становится в настоящее время новой парадигмой образования. До недавнего времени роль каждого предмета в школьном образовании представлялась лишь как составляющая в развитии общих интеллектуальных способностей учащихся. О воспитании ответственного отношения к окружающей среде в условиях дифференцированного образования практически не говорилось. Сегодня зарождение человека будущего, гармоничной личности не состоится, если воспитание в области окружающей среды не будет пронизывать все наши шаги на пути познания.

Поэтому не случайно основной целью образовательной области «Технология», введенной в инвариантную часть базисного учебного плана общеобразовательных учреждений России в 1993 году, является формирование у учащихся технологической культуры школьника - культуры преобразующей, творческой, природосообразной (экологически оправданной) деятельности по созданию материальных и духовных ценностей и, в том числе, её грани -экологической культуры.

«Технология» является интегративной образовательной областью, синтезирующей научные знания из предметов естественного и гуманитарного циклов и показывающее их применение в практической деятельности.

Важную интегрирующую функцию формирования в сознании учащихся целостной картины мира выполняет экология. При этом объединение различных знаний происходит не механическим суммированием, а посредством своеобразного синтеза, поскольку идеи взаимосвязи социальных и природных факторов в жизни человека, способствующие требованиям сохранения жизни, бережного отношения к природным ресурсам, позволяет выбрать технологию производства, оценить его. Результатом такого объединения является система знаний и умений, обладающая свойствами целостности, определяющая экологическую культуру и мировоззрение учащихся.

Проблемы подготовки функционально грамотной личности на основе гармонического взаимодействия человека с природой отражены в педагогических теориях и системах отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов прошлого - Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А.Ф. Дистервега, И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.

Обновление системы экологического образования, повышение его эффективности связывается с выработкой новых концептуальных подходов, новых методологических, теоретических и дидактических основ его конструирования. Проблемы философии, методологии, теории и практики экологического образования и воспитания, рассматривались в работах СВ. Алексеева, Т.А. Бабаковой, Э.В. Гирусова, СН. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Д.Н. Кавтарадзе, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Н.Н. Моисева, Е.В. Ни-коноровой, И.Н. Пономаревой, Н.Ф. Реймерса, Л.П. Салеевой, СВ. Сумато-хина, И.Т. Суравегиной, А.Д. Урсула, Н.М. Черновой, А.Г. Шевцова, Г.А. Ягодина и др.

Исследование различных аспектов экологического образования в его взаимосвязи с технологической подготовкой школьников и студентов посвятили свои работы СВ. Балдина, В.И. Гинко, В.И. Демьяненко, Н.Т. Егорова, СЕ. Павлюченко, СЕ. Петров, Н.А. Пустовит, Е.А. Рипачева, Ю.Л. Хотун-цев, И.П. Шутова и др.

Вопросы экологии в трудовом обучении учащихся, технологическом образовании школьников, включены в научные труды и методические руководства П.Р. Атутова, В.М. Заёнчика, В.М. Казакевича, А.А. Карачёва, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.

Концепция трудовой подготовки учащихся в школах России постоянно коренным образом изменялась. Если в 1993 году в Базисный учебный план (БУП) была включена вместо трудового обучения - образовательная область Технология (комплексно-модульная система технологической подготовки школьников), отражающая инновационную направленность, главным образом через метод проектов и принципа непрерывного технологического образования, то из БУПа 2004 года ОО «Технология» в 9 классе была исключена, и сокращена в 8 классе на 50 %.

Поэтому, принцип непрерывности технологического образования, предполагающий, что экологическое образование должно проходить сквозной нитью на протяжении всего периода обучения с 1 по 11 класс, потерял смысл.

В связи с этим проявились проблемы реализации сквозной экологической линии в образовательной области «Технология» в классах что  является актуальным и имеющим большое значение для совершенствования методической системы обучения «Технологии». Вопросы практической реализации элементов экологической культуры в методике обучения технического труда не рассматриваются. Работы методического характера по формированию экологической культуры школьников в процессе изучения технического труда в образовательной области «Технология» в педагогической литературе отсутствуют.

Анализ философской, педагогической литературы и практики преподавания образовательной области «Технология» позволил выявить противоречия:

- разобщённость в учебно-воспитательном процессе трёх взаимосвязанных функций (технологической, производственной и экологической), необходимых для осуществления экологического образования; высокий познавательный рейтинг образовательной области «Технология» у обучающих среди других школьных дисциплин, как фундамент для благоприятного проведения педагогического эксперимента и непрерывности экологического образования, и отсутствие непрерывного экологического образования в ОО Технология;

- потребность в изучении вопросов экологии на уроках технологии и недостаточной разработанностью педагогических аспектов экологизации изучения предмета технологии на примере технического труда в  школах.

- отсутствие методических материалов для учителей, обеспечивающих комплексный характер реализации экологического образования.


ПРОБЛЕМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

ПРОБЛЕМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Технология» является интегративной образовательной областью, синтезирующей научные знания из предметов естественного и гуманитарного циклов и показывающее их применение в практической деятельности

Технология» является интегративной образовательной областью, синтезирующей научные знания из предметов естественного и гуманитарного циклов и показывающее их применение в практической деятельности

Концепция трудовой подготовки учащихся в школах

Концепция трудовой подготовки учащихся в школах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020