«Проблемы, возникающие у детей в процессе адаптации»
Оценка 4.8

«Проблемы, возникающие у детей в процессе адаптации»

Оценка 4.8
Лекции
doc
детская психология
09.08.2021
«Проблемы, возникающие у детей в процессе адаптации»
проблемы возник при адаптации.doc

 «Проблемы, возникающие у детей в процессе адаптации»

(консультация для педагогов)

Адаптация к дошкольному учрежде­нию - сложный период, как для дет­ей, так и для взрослых. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым свер­стникам, требованиям со стороны взрос­лых, режимным моментам. Родители ис­пытывают тревогу за своего ребенка и так же привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.

Поступление в дошкольное учрежде­ние - стресс для детей. И в этот период особое внимание важ­но уделять продолжительности и каче­ству дневного сна, эмоциональному со­стоянию, контактам со сверстниками и взрослыми, соблюдению правил пове­дения, игровой активности - это зоны наибольшей уязвимости детей. Наруше­ние даже одной из них может служить источником возникновения или усугуб­ления эмоциональных проблем. Все дети в период адаптации испытывают тревожность, связанную с общением со сверстника­ми, а также те или иные страхи.

Проявлениями дезадаптации ребенка могут стать частые соматические за­болевания, нарушения сна, растормо­женность или пассивность, безучастность в поведении, а также энурез, заикание, нерв­ные тики, общая невротизация. Общеизве­стно: степень адаптации ребенка к детско­му саду определяет его психическое и фи­зическое здоровье. Ребенок, придя в дет­ский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей (сверст­ников и взрослых) в незнакомой обстанов­ке. Резкое предъявление нового помеще­ния, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального ма­стерства воспитателей, атмосферы теп­ла, доброты, внимания. Необходимо организовать знакомст­во детей друг с другом и с сотрудниками детского сада. В первый день желательно, чтобы детей и их родителей встречали оба воспитателя. В этот же день с целью ознакомления можно провести экскур­сию по детскому саду: познакомить де­тей с поваром (печет вкусные пироги), медицинской сестрой (угощает полез­ными витаминами), музыкальным руко­водителем (поет веселые песни) и т.п. Важно, чтобы взрослые доброжелатель­но относились к детям, говорили им как можно больше добрых слов, делали ком­плименты, подчеркнуто показывали, как любят и ждут малышей в детском саду.

У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качест­ва, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отноше­ние, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негатив­ное отношение к детскому саду обеспечено.

В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демон­страцию  агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, на­чинает бессознательно подыгрывать им. Та­ким образом, адаптация ребенка и семьи может за­тянуться на годы. Негативный опыт адап­тации к ДОУ может отразиться на адапта­ции к школе, а возможно, скажется и в бо­лее поздние возрастные периоды.

Чтобы полнее представить себе проблему адаптации, следует разобраться в многообразии подходов к ее решению. Многое зависит от возраста ребенка. Малыш первого полугодия еще не в состо­янии отличать своих взрослых в семье от чужих. Он с благодарностью принимает помощь любого взрослого, который во­время кормит и укладывает его спать, об­нимает, поет, носит на руках. Поэтому, ка­залось бы, дети в возрасте до 7-8 месяцев, поступая в ясельную группу; не должны ис­пытывать напряжения адаптационного периода, если часы кормления и сна не на­рушаются. Однако даже таким малышам нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, незнакомым рукам и даже к тембру голоса воспитателя. С целью выра­ботки единых подходов к ребенку в бесе­дах с родителями воспитатели уточняют, чем его кормят дома, каковы характер и длительность дневного сна, в каких усло­виях он протекает. Одновременно узнают особенности методов и приемов воздей­ствия на ребенка в часы бодрствования, при кормлении и укладывании.

Относительно спокойно протекает период привыкания детей 3,5-4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно вы­ходит за рамки интересов семейного круга. На основе личных симпатий у не­го начинают складываться избиратель­ные взаимоотношения со сверстника­ми, его манят «неизведанные да­ли». Все это сглаживает остроту адаптационного периода. Со­вершенствование памяти и вни­мания, довольно высокий уро­вень развития речи и познава­тельной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от переживаний раз­луки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт.

Ничего этого еще нет у крохи с девятимесячного возраста и до 3-3,5 лет. Адаптационный период дети этого возраста переносят крайне тяжело. По статистике, сегодня к услугам дошкольного учреждения родители в основном обращаются, когда малышу исполнится 1,5-2 года: ребенок уже живет по режиму с одним дневным сном, самостоятельно передвигается, по­нимает обращенную к нему речь взросло­го, может как-то рассказать о своих про­блемах, не столь существенно зависит 01 помощи взрослого. Но и эти положитель­ные сдвиги в развитии не могут оказать малышу весомую помощь в столь крити­ческом для него положении. Он испыты­вает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый собирается произвести с ним какие-то манипуляции. Отказывается принимать помощь незнакомца, когда тот пытается накормить его с трудом может проглотить две-три ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в нервном возбуждении, он не чувствует голода. Фактически в течение всего времени пребывания в группе малыш остается голодным. А кормить насильно нельзя.

Во-первых, даже незначительный кусочек картофеля или моркови может затруднить глотание; во-вторых, у детей может быть избирательное отношение к продуктам питания, например к луку; в-третьих, можно невзначай надавить ложкой на язык, вызвав неприятное ощущение и даже рвоту, которая быстро сформируется в анарексию, когда рвотные позывы появляются уже при виде пищи.

Ребенок в первые дни посещения группы с опаской оглядывается по сторонам он никогда не видел такого большого помещения с таким обилием игрушек бы спокойно освоиться в окружающей обстановке, а взрослые берут за руку ведут в другие, совсем несимпатичные для него помещения. Срeди множества полотенец, рычащих сливных бачков туалетной комнаты ­пытаются усадить на не­знакомый горшок. Малыш упирается изо всех сил. Ему страшно, хочется побыстрее сбежать из этого помещения, и все усилия взрослых остаются безрезультатными. Меняя штанишки малышу; воспитатель ворчит: «За два года мамаша не удосужи­лась приучить к горшку». А надо было всего лишь взглянуть ­с участием в полные отчаяния глаза ребенка, ободрить его.

Вернувшись в групповую комнату, малыш не успева­ет передохнуть от пере­житого, как его ведут в дрyгyю комнату, с множеством кроватей. Ему некогда даже осознать, что его ждет: так быстро его раздевают и укладывают в незнакомую кровать. Есть еще силы у малыша, он, протестует кричит; нет - лежит непо­движно бояcь пошевелиться, закрыть глаза. Надо отдать должное, в практике работы с детьми есть и положительные моменты, когда время пребывания новенького ­ограничивается - до обеда или до укладывания на сон.

Вернувшись домой, первое, что испы­тывает ребёнок, - невероятное облегчение и чувств­о голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, не отпускает от себя маму ни днем ни ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем.

Такие испытания не проходят бесследно, и как правило, через три-четыре дня заболевает. Сказывается и то, что организм его ослаб, так как малыш на протяжении нескольких дней недоедал, недосыпал. Не следует забывать и о том, попадают в чужеродную аэробную сре­ду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Кто-то чихнул рядом, кашлянул в лицо. Много ли надо новенькому? Особенно в период адаптации болеют ослабленные дети; характер их заболеваний сложнее, чем обычное ОРЗ, ОРВИ.

Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместном с малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных экстремаль­ных ситуаций. Узнав от воспитателей, как вел себя малыш в группе, родители бывают удивлены, озадачены. Они не знали своего малыша с такой стороны! По характеру поведения при поступ­лении в детский сад детей условно мож­но разделить на три группы.

Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, цара­паются, кусаются, щиплют тех, кто ока­зывается рядом. Они то просятся на ру­ки к взрослому, то бегут к двери с ярос­тью расшвыривают предлагаемые иг­рушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно ус­нуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продол­жить плач до хрипоты. Дети этой груп­пы привыкают в течение 20- 30 дней.

Вторая группа - немногочисленная, два-три ребенка, которые после расста­вания с мамой замыкаются, бывают край­не напряжены, насторожены. У них хва­тает сил только на то, чтобы сделать не­сколько шагов от порога в сторону и за­биться в ближайший угол, спиной к сте­не, отгородившись от всех стулом, а луч­ше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку; не при­трагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. На­кормить их хоть чем-то, высадить на гор­шок очень трудно. Они молчат, не реаги­руют ни на одно предложение, отворачи­ваются при .попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, уст­ремляются к ней, а то и просто приполза­ют и, уткнувшись в ее колени, горько ры­дают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптаци­онного периода зависят также и от ин­дивидуально-типологических особен­ностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное вре­мя привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малы­шей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здо­ровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию се­бя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные иг­рушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг-школь­ник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что ус­пел повидать. Он с удовольствием демон­стрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в по­стели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

  Характер и длительность адаптации зависят и от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, где есть де­душка и бабушка, тетушки и дядюшки, живущий среди шумной ватаги братьев и сестер, умеющий беспроблемно вы­страивать собственный стиль поведе­ния с каждым членом семьи, точно зная, чего от кого можно ожидать, и в группе с удовольствием идет на контакт с незна­комыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Так же легко и быстро адаптируются дети, которых ро­дители часто оставляли на попечение соседки, отвозили на недельку погос­тить у бабушки или брали с собой в шум­ную компанию друзей, где малыша кто-­нибудь кормил, укладывал вздремнуть на часок. Нет проблем с адаптацией у де­тей, живущих в коммунальных кварти­рах. Здесь ребенок набирается житей­ского опыта, самостоятельно обходя родные пенаты. ОН отлично ориентиру­ется в обстановке и безошибочно знает, какую дверь лучше обойти стороной, а в какую можно упорно стучать кулаком и даже ногой, ожидая, когда впустят и ока­жут радушный прием. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на п ведение взрослого и по его реакция понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек

Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком отгородившись от всего света; их круг общения резко ограничен. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую болезнь.

В некоторых семьях папа до ночи работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. Это характерно  для семей, живущих в загородных коттеджах. В таких условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может служить поводом для формирования детского невроза.

Не имея никакого жизненного опыта в отрыве от любимого взрослого, в обстановке, ребенок может быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно: переходит на ползание даже если уже начал ходить; замолкает начав говорить. Дети не воспринимают речь незнакомого человека, так как им непривычны тембр голоса, дикция; не могут из-за переживаний вникнуть в  речь взрослого и т.д. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с опасением: отказываются брать ложку, прикоснуться к, хлебу, протянуть руку к струе воды и т.п. Имеющиеся у них навыки по самообслуживанию ­на время исчезают даже в домашних ­условиях; надолго нарушаются характер и длительность сна.

Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребёнок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. ­Спокойное состояние приво­дит к тому, что у малыша появляется аппетит и он благосклонно принимает помощь взрос­лого во время обеда, хотя и не ест положенную норму. Со временем он перестает плакать при расстава­нии, адекватно реагирует на взрослого. У него появляются положитель­ные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени об­служивает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного ­периода. Самым последним и значительным ­показателем окончания адаптационного ­периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.

Неопытные воспитатели спешат в пер­вый же месяц жизни детей в группе выявить ­уровень их развития, не согласуя его с оценкой родителей. По окончании они устало вздыхают: «Достаточно ­нам было поработать с каждым ребёнком ­каких-то 1-1,5 месяца, и мы вывели всех ­на нормальный уровень развития!» ­не считаясь с тем, что все свои силы ребёнок  вынужден был сконцентрировать на ­том, чтобы в столь нежном и хрупком возрасте самостоятельно преодолеть серьёзнейшие жизненные испытания.

Адаптационный период может про­ходить сравнительно спокойно при следующих условиях:

• Ребенок не должен ощущать потерю защиты и неудовлетворенность в базисной потребности в безопасности, поэтому присутствие кого-либо из членов семьи (мамы или бабушки) необходимо вплоть до окончания периода адаптации.

• Старший воспитатель и психолог на основе наблюдений за детьми должны разрабатывать рекомендации для мам и воспитателей группы, помогать им успешно решать задачи на ступенях иерархической лестницы,  выстраивая личностно ориентированную линию поведения с каждым ребенком.

• Необходимо придерживаться вариатив­ной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни, основанной исключитель­но на оценке поведенческих и познаватель­ных характеристик каждого из них.  Первое знакомство с дошкольным учреждением, как правило, проходит на прогулке (в утреннее или вечернее время) и длится не более 30-40 минут. В день можно принимать до четырёх детей (по одному человеку на начало и к ее окончанию). У каждого малыша свой ­ритм адаптации. С учетом этого время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит домой к концу прогулки. Завтрак, обед и дневной сон должны проходить в домашней обстановке. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом - завтракать, а к окончанию адаптационного ­периода и спать днем вместе со сверстника­ми.

• На время адаптационного периода следует нес­колько скорректировать режим дня. Первые 15-20 дней выводить детей на прогулку ср­азу после завтрака, заменить предусмотренные по сетке игры-занятия на развлечения, подвижные игры, наблюдения за живот­ными в живом уголке и на прогулке.

• Воспитателю следует работать спокойно, напряжения, доброжелательно встречать ребенка и его маму. В трудные моменты ведения режимных процессов нужно опи­я на непосредственную помощь мам, находить возможность в присутствии детей де­лать подарки-самоделки, дарить их всем детям.

• С целью снятия эмоционального диском­форта и напряженного состояния ограничить число взрослых, посещающих группу (завхоз, музыкальный работник и др.).

 

 

 

Родителям хорошо дать следующие рекомендации.

1. Нельзя пугать детей (ни дядей, ни волком, ни Бабой Ягой). По мере разви­тия ребенка можно указывать ему на ре­альные опасности, но никогда не запу­гивать мнимыми, придуманными кол­лизиями.

2. Нельзя стыдить ребенка за испыты­ваемый им страх. Насмешки над боязли­востью ребенка - жестокость. Из чувст­ва стыда он будет скрывать страх, кото­рый только усилится.

3. Следует ограничить просмотр ре­бенком телепередач: долгое сидение пе­ред телевизором притупляет собствен­ную активность ребенка, мешает форми­рованию его индивидуальных интересов.

4. Не следует оставлять ребенка одно­го в незнакомой ему обстановке, в ситу­ации, когда возможно появление чего-­либо неожиданного для него.

5. Для полноценного развития ребен­ка важно общение не только с близкими взрослыми, но и со сверстниками, по­этому нужно учить его знакомиться с детьми во дворе, в кружках и секциях, в детском саду.

6. Поскольку за всеми детскими стра­хами стоит неосознанный или осознава­емый страх смерти, то и профилактика страхов - воспитание ребенка, уверен­ного в себе, самостоятельного, знающего то, что положено знать по возрасту опасностях и угрозах, но относящегося этому оптимистично. Важно помнить ребенку, лишенному помощи взрослых не познать мир без лишних страхов.


Проблемы, возникающие у детей в процессе адаптации» (консультация для педагогов)

Проблемы, возникающие у детей в процессе адаптации» (консультация для педагогов)

Однако даже таким малышам нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, незнакомым рукам и даже к тембру голоса воспитателя

Однако даже таким малышам нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, незнакомым рукам и даже к тембру голоса воспитателя

Такие испытания не проходят бесследно, и как правило, через три-четыре дня заболевает

Такие испытания не проходят бесследно, и как правило, через три-четыре дня заболевает

Так же легко и быстро адаптируются дети, которых ро­дители часто оставляли на попечение соседки, отвозили на недельку погос­тить у бабушки или брали с собой в…

Так же легко и быстро адаптируются дети, которых ро­дители часто оставляли на попечение соседки, отвозили на недельку погос­тить у бабушки или брали с собой в…

Необходимо придерживаться вариатив­ной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни, основанной исключитель­но на оценке поведенческих и познаватель­ных характеристик каждого из них

Необходимо придерживаться вариатив­ной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни, основанной исключитель­но на оценке поведенческих и познаватель­ных характеристик каждого из них
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2021