Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса
Оценка 4.6

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
10 кл
16.04.2018
Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса
Публикация является частью публикации:
Собрание.doc
Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса Родительское собрание Десятый класс открывает последний этап обучения в школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками,   родителями.   Первые   месяцы   обучения   в   старшей   школе   становятся периодом адаптации к новым условиям обучения.  Термин адаптации, обозначающий приспособление, используется при описании довольно   разных   процессов:   адаптация   физиологическая,   адаптация   зрительная   и слуховая, адаптация социальная и др. На данном этапе речь идет о физиологической и социальной   адаптации,   обеспечивающей   полноценное   интеллектуальное   развитие учащихся,   на   фоне   хорошей   школьной   мотивации,   адекватной   работоспособности, низком уровне тревожности при сохранение здоровья и оптимального самочувствия. При переходе в десятый класс каждый ребенок сталкивается со многими новыми для   него   фактами.   А   ситуация   новизны   всегда   тревожна.   Ребенок   переживает эмоциональный   дискомфорт,   находится   в   состоянии   внутренней   напряженности   и настороженности, затрудняющей  принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к тому, что именуется школьной дезадаптацией. Школьная   дезадаптация  –   это   образование   неадекватных   механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений,  психогенных   заболеваний   и   реакций,  повышенного   уровня   тревожности, искажений   в   личностном   развитии.   Очень   часто   дезадаптация   ребенка   в   школе, неспособность   справиться   с   ролью   ученика   негативно   влияют   на   его   адаптацию   в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение. Наблюдение за десятиклассниками показывает, что они сложно входят в учебный процесс (экзамены сданы, а следующие еще не скоро), с трудом вливаются в новый коллектив, долго привыкают к новым требованиям и учителям, не умеют выстраивать отношения на новом уровне. Им трудно представить, что в школе они – старшие, и от них во многом зависит, насколько интересной будет жизнь в школе. Задачи адаптационного периода для десятиклассников:  принятие позиции «ученик­старшеклассник»;  принятие новичков в коллектив;  поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;  узнавание специфики мира юноши и мира девушки;  организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.  Для   оценки   возможных   причин   дезадаптации   десятиклассников   к   новым условиям   обучения   и   выявления   способов   ее   преодоления   было   проведено диагностическое обследование. Цель   обследования:  Изучение   эмоциональной   и   мотивационной   сферы обучающихся 10 класса, выявление зоны и содержания возможных проблем адаптации, уровень профессионального самоопределения обучающихся. 1 Дата проведения обследования декабрь 2017 года Для   проведения   обследования   были   использованы:   Для   проведения обследования   были   использованы:  Методика   диагностики   уровня   тревожности (Р.Кондаш);  Методика   изучения   мотивационной   сферы   учащихся   (М.В.Матюхина); Опросник С.В.Левченко «Чувства в школе»; Профориентационный опросник; Анкета десятиклассника;   Анкета   «Экспертное   мнение   педагога»;   Проективная   методика «Несуществующее животное». В обследовании приняли участие 11 (100%) обучающихся 10 класса. По   результатам   анализа   полученных   данных   можно   констатировать следующее: 1. У 4 (36,4%) обучающихся выявлен повышенный (нормальный) уровень общей тревожности,   у   7   (63,6%)   обучающихся   выявлен   нормативный   уровень   общей тревожности (Рис. 1). Рис. 1. Уровень общей тревожности обучающихся. Тревога  –  это   эмоциональное   состояние,  которое   носит   негативный   характер. Когда   человек   находится   в   состоянии   тревоги,   то   он   ожидает   какого­либо неблагоприятного   исхода   ситуации,   негативных   последствий.   При   этом   тревога отличается от страха: если страх носит вполне определенный характер, то тревога – это   неопределенное   состояние,   причины   которого   не   до   конца   ясны   даже   самому человеку. Сама   по   себе   тревожность   не   является   болезнью,   но   ее   повышение   может сопутствовать   большому   количеству   заболеваний.   Сложно   определить   ту   грань,   за которой заканчивается нормальная тревожность и начинается повышенная. У разных людей она выражена по­разному.  Известно, что один из факторов повышенной тревожности – наследственность. Предрасположенность   к   подобным   эмоциональным   состояниям   отчасти   заложена   в генах человека. Чаще всего повышенная тревожность передается детям от родителей в процессе воспитания. Иногда это происходит автоматически, когда родители склонны придавать   значение   каждой   мелочи,   драматизировать   любую   ситуацию   и   нагнетать страх,   накручивая   себя   и   окружающих.   Дети   видят   перед   собой   живой   пример тревожности и нервозности, и копируют этот шаблон поведения вместе с остальными родительскими   сценариями.   Так   повышенная   тревожность   может   передаваться   из поколения   в   поколение   на   протяжении   сотен   лет,   становясь   отличительной   чертой целого рода. Вторая причина – неправильное воспитание и негативный жизненный опыт. 2 При   анализе   структуры   тревожности   можно   отметить,   что   у   1   (9,1%) обучающегося выявлен очень высокий уровень школьной тревожности, так же еще у 1 (9,1%) обучающегося выявлен высокий уровень школьной тревожности. Повышенный уровень   школьной   тревожности   выявлен   у   3   (27,3%)   обучающихся,   самооценочной тревожности   у   2   (18,2%)   обучающихся,   межличностной   тревожности   у   6   (54,5%) обучающихся (Рис. 2). Рис. 2. Уровень тревожности по структурным компонентам. Как видно из рисунка у большого количества обучающихся выявлен повышенный уровень межличностной тревожности (54,5%).  Межличностная   тревожность   как   свойство   личности   проявляется   в   особых трудностях   и   недостатках   общения,   делает   его   неполноценным,   свернутым, односторонним.   Она   мешает   открытому,   искреннему   общению,   вносит   элемент подозрительности, необоснованных страхов, является помехообразующим фактором. Нередко тревожный ребенок плохо понимает, что именно ему говорят, что предлагают, о   чем   спрашивают,   поскольку   обуреваем   опасениями   ожиданием   срыва договоренностей, беспокойством по самым разным поводам.  При   таком   конфликте   дети   вынуждены   стремиться   к   тому,   чтобы   добиться успеха во всех сферах, но он мешает им правильно оценить успехи, порождая чувство постоянной   неудовлетворенности,   неустойчивости,   напряженности.   Это   ведет   к гипертрофии  потребности  в  достижении.  Отмечается  перегрузка  и перенапряжение, выражающиеся   в   нарушениях   внимания,   снижении   работоспособности,   а   также повышенной утомляемости. 2. По результатам диагностики мотивационной сферы обучающихся на первом месте   стоят  мотивы   самоопределения   и   самосовершенствования   –   27,3%   от   числа выраженных мотивов.  Следует отметить, что, главное психологическое приобретение данного возраста –   это   открытие   своего   внутреннего   мира.   Самосознание   переходит   на   качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании   частных   самооценок   отдельных   черт   личности   в   общее,   целостное отношение к себе. Важнейшая особенность юношеского самосознания – формирование временной перспективы, обращенность в будущее, профессиональное самоопределение. 3 На   втором   месте   мотивы   благополучия   (стремление   получить   одобрение   со стороны учителя, родителей, одноклассников) – 22,7%. На третьем месте  социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности  – 13,6% и мотивы избегания неудач – 13,6%. (Таб. 1). Таб. 1 Мотивационная сфера обучающихся Мотив  % от числа выраженных мотивов Мотивы долга и ответственности Самоопределения и самосовершенствования Благополучия Мотивация престижа Мотивация избегания неприятностей Мотивация содержания учения Социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности 9,1 27,3 22,7 4,6 13,6 9,1 13,6 Настороженность   вызывает   тот   факт,   что   у  3   (27,3%)   обучающихся   среди мотивов   учебной   деятельности   выражен   мотив   избегания   неудач,   который характеризует   направленность   личности   не   на   победу,   а   на   отсутствие   поражения. Является   противоположностью   мотива   достижения   успеха,   который   характеризует направленность личности на решение поставленных задач.  Какие «минусы» в себе содержит мотив избегания неудач: стремление заниматься в основном срочными делами, пренебрегая важными;   боязнь начать новое дело, что ведет к упущенным возможностям;  постепенно стиль мышления «от плохого» может стать привычкой – это означает заниженную самооценку, отсутствие веры в себя, отсутствие радости жизни и так далее. 3.   Анализу   по   опроснику   «Чувства   к   школе»   были   подвергнуты   анкеты   10 обучающихся, так как 1 обучающийся не выполнил данное задание в полном объеме. Следует отметить, что 10 (100%) обучающихся отметили, что в школе они испытывают чувство усталости, 8 (80%) отметили, что испытывают в школе интерес и тревогу за будущее, 7 (70%) обучающихся отметили, что испытывают сомнение и спокойствие. 6 (60%) обучающихся отметили беспокойство и раздражение (Таб. 2). Таб. 2 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Спокойствие Усталость Удовлетворение Обиду Уверенность в себе Беспокойство Интерес Раздражение Радость Чувства к школе Чувства к школе % от числа обучающихся 70 100 40 10 30 60 80 60 40 4 Сомнение 10 11 Желание приходить сюда 12 Чувство унижения 13 14 15 16 Симпатию к учителям Тревогу за будущее Благодарность Страх 70 20 10 30 80 50 50 4. Анализу в анкете десятиклассника было подвергнуто отношение обучающихся к учебным предметам (Таб. 3). Отношение к учебным предметам Отношение к учебному предмету (кол­во выборов) Таб. 3 Люблю эти предметы и уроки Хочу знать эти предмет ы Застав ляют занима ться Не люблю этот предме т Какой из предмет ов самый трудный для тебя Какие из предметов считаешь самыми нужными для подготовки к жизни после окончания школы Задают очень много домаш ней работы 1 2 3 3 5 2 3 1 1 1 4 3 8 3 7 1 6 3 2 3 6 3 4 3 2 3 2 1 2 2 1 1 2 1 1 3 1 2 0 1 0 2 2 4 3 1 0 2 1 3 7 5 1 3 1 4 1 1 3 0 1 2 1 0 8 3 0 1 0 0 9 3 8 4 3 1 7 1 3 0 2 4 3 1 1 3 4 0 0 3 0 1 4 0 0 0 0 2 Учебный предмет Русский язык Литература Математика Информатика Иностранный язык История Обществознан ие География Физика Химия ОБЖ Биология Физкультура Технология Ответы на другие вопросы анкеты распределились следующим образом: Соответствует   ли   твоим   физическим   возможностям   количественный   уровень учебной нагрузки? 1)   не   сильно   устаю   во   время   уроков,   довольно   легко   справляюсь   с   домашними заданиями, и у меня еще остается свободное время; 2) немного устаю во время уроков, но, отдохнув, выполняю домашние задания, и еще остается свободное время; 3)   устаю   во   время   уроков,   мне   тяжело   даются   домашние   задания,   а   свободного времени  практически не остается. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашней работы по предметам? 1) 1­2 часа 2) 2­3 часа 1 6 3 9 1 5 3) 3­4 часа 4) более 4­х часов Когда ты выполняешь домашнюю работу по предметам? 1) сразу же после прихода из школы. 2) отдохну час­другой и делаю. 3) после 6 часов вечера 4) поздно вечером (после 21 часа) 5) я ее вообще не делаю 6) я ее делаю редко Связаны ли твои  интересы  (в учебе  и во  внешкольных  занятиях)  с выбором будущей профессии? А. Связаны очень тесно. Б. Связаны, но я хватаюсь то за одно, то за другое, у меня нет четкого плана действий. В. Никак не связаны. 1 0 1 4 2 3 0 1 4 2 5 5. В результате анализа полученных данных по методике «Экспертное мнение педагога», в котором приняли участие 3 педагога, наиболее часто работающие в классе, было установлено, что 3 (27,3%) обучающихся имеют низкий уровень адаптации, 4 (36,4%)   обучающихся   адаптированы   на   среднем   (неполном)   уровне,   4   (36,4%) обучающийся находится на высоком уровне адаптации (Рис. 3). Рис. 3. Уровень адаптации по оценке педагогов. Наибольшее   количество   проблем   выявлено   по   критерию:  Высокая   учебная активность   на   уроке   (часто   отвечает,   тщательно   подходит   к   выполнению   заданий, старается показать свои знания, проявляет заинтересованность материалом). 6. По результатам проведенного обследования можно сделать вывод о том, что 3 (27,3%) обучающихся находятся в зоне адаптации, 5 (45,4%) обучающихся находятся в зоне неполной адаптации и 3 (27,3%) обучающихся находятся в зоне дезадаптации (Рис. 4). 6 Рис. 4. Уровень адаптации обучающихся. 7. Как было отмечено выше, профессиональное самоопределение – важнейшая задача данного возраста.  Что   же   такое  профессиональное   самоопределение?   Это   избирательное отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение происходит в несколько этапов. Первый   этап  –   зарождение   профессиональных   намерений,   в   соответствии   с общественными и со своими личными потребностями. Второй этап  – это целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности.   На   этом   этапе   происходит   профессиональное   самоопределение личности. Третий   этап  –   вхождение   в   профессию.   Это   непосредственно   знакомство   с условиями   труда,   со   служебными   обязанностями.   Вхождение   в   коллективные отношения. Четвертый этап  – реализация профессиональных устремлений. Отношение к труду, уровень мастерства, творческий подход.  В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель профориентации Парсона. Она основана на трех китах: ХОЧУ, МОГУ, НАДО. И их необходимо учитывать в первую очередь при выборе профессии. При анализе профориентационного опросника были получены следующие данные. 1   (9,1%)   обучающийся   ответил,   что   он   пока   не   определился   с   выбором   будущей профессии.   выбранные   обучающимися   как привлекательные:   Были   определены   профессии,  Фитнес­тренер (2),  Биофармацевт,  Специалист по информационной безопасности,  Инженер (2),  Психолог,  Педагог,   Аналитик,   Управление человеческими ресурсами. Первое место среди мотивов выбора данных профессий обучающиеся отметили возможность   развить   свои   способности;   интеллектуальный   характер   профессии; возможность приносить пользу людям; возможность общения с людьми. Второе место 7 среди мотивов заняли возможность сделать карьеру; сложность профессии. На третьем месте зарплата; возможность командовать другими; творческий характер профессии. Меньше всего выборов по мотиву социальная престижность. Главное для родителей – отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают ­ потому что большинство   детей   в   14­16   лет   еще   психологически   не   готовы   сделать   выбор самостоятельно,   более   того,   значительная   часть   их   испытывает   страх   перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными   планами.   И   растерянность   подростка,   когда   ему   вдруг   предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он   об   этом   не   говорит.   С   другой   стороны,   нельзя   полностью   снимать   с   него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Успешная физиологическая и социальная адаптация обеспечивает полноценное интеллектуальное   развитие   учащихся,   на   фоне   хорошей   школьной   мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранении здоровья и оптимального самочувствия. Подобные переходные периоды в жизни и деятельности подростков выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания, как   педагогов,   так   и   родителей.   Хотелось   бы   предоставить   Вашему   вниманию несколько рекомендаций: • Необходимо   выяснить   с   какими   затруднениями   ребенок   столкнулся,   какие предметы сложнее всего даются;  • Проанализировать вместе с ребенком те замечания, которые делают педагоги в учебном   процессе,   чтобы   как   можно   раньше   заметить   и   помочь   справиться   с трудностями в учебе.  • Ребенок должен понять, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям;  • Важно   помочь   ребенку   научиться   грамотно   распределять   свое   время   и планировать   день   так,   чтобы   оставалось   время   для   отдыха,   по   возможности дневной сон; • Обратите   внимание,   что   мнение   сверстников   в   данный   возрастной   период представляется   детям   гораздо   более   ценным   и   авторитетным,   чем   мнение взрослых,   но   только   взрослые   могут   продемонстрировать   подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром;  • Относитесь   к   детям   соответственно   их   возрасту   (учитывать   уязвимость   и   стремление   к противоречивость   формирующегося   образа   «Я», самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы);  8 • Учитывайте   возросшую   потребность   юношеского   возраста   к   дружескому общению.  • Не требуйте полной откровенности ребенка, он имеет право на свои секреты; • При сложности в живом общении желании узнать, чем живет ребенок, попробуйте пообщаться   с   ним   через   социальные   сети,   СМС­ки   т.д.   Не   используйте полученную   информацию   и  секреты   ребенка   ему   во  вред,  особенно  во   время конфликтов;  • Сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении с ребенком;  • Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы на жизнь, надо попытаться понять, с чем это связанно;  • Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что­то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор; • Не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает».  9

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса

Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса
Скачать файл