Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Оценка 4.9

Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Оценка 4.9
Научные работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
11.02.2017
Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Статья на тему: Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения. Многолетний опыт работы в начальной школе показывает, что уровень знаний, умений и навыков по русскому языку младших школьников находится на недостаточно высоком уровне. Наряду с определенными успехами следует отметить, что активный словарный запас учащихся недостаточно богат, но большинство не владеют переносными значениями многозначных слов, не различают оттенки значений слов-синонимов, что приводит к семантическим и стилистическим ошибкам в речи. Много затруднений вызывает использование грамматических форм слов разных частей речи, в связи с чем допускается много ошибок в грамматическом согласовании и управлении слов. Синтаксический строй русской речи учащихся характеризуется однообразием структур.
Статья Хусаиновой Г.А..doc
Проблемы духовно­ нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения. Хусаинова  Г.А. Директор МБОУ НОШ с.Стерлибашево                                                                                   Стерлибашевского района В серии «Стандарты второго поколения» в 2009 году был представлен давно ожидаемый   всей   педагогической   общественностью   документ   «Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России», который послужил методологической основой для разработки и реализации ФГОС   общего   образования.   В   качестве   основных   причин,   побудивших   к созданию этого актуального документа, были названы следующие: ­   нехватка   принципов   и   правил   жизни,   сознательно   принимаемых большинством граждан; ­ отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения; ­ недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре народа. Язык, как известно, является проводником культуры и средством ее развития. В « Примерной программе основного общего образования по русскому языку для   общеобразовательных   учреждений   с   русским   языком   обучения», составленной   на   основе   Стандартов   второго   поколения,   особое   внимание уделяется  формированию   коммуникативных   и   культуроведческих компетенций   личности  учащегося,   без   которых   не   может   быть   развита нравственная   культура   личности.   Учитывая   то,   что   сегодня   обучение русскому   языку   происходит   в   сложных   условиях,   когда   снижается   общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Многолетний опыт работы в начальной школе показывает, что уровень знаний, умений и навыков по русскому языку младших школьников находится на недостаточно высоком уровне. Наряду с определенными успехами следует отметить, что активный словарный запас учащихся недостаточно богат, но большинство   не   владеют   переносными   значениями   многозначных   слов,   не различают оттенки значений слов­синонимов, что приводит к семантическим и стилистическим ошибкам в речи. Много затруднений вызывает использование грамматических форм слов разных частей речи, в связи с чем допускается много   ошибок   в   грамматическом   согласовании   и   управлении   слов. Синтаксический строй русской речи учащихся характеризуется однообразием структур. Решению   этих   проблем   в   определенной   мере   направлено   развитие связной   речи   учащихся,   что   обусловлено   принципом   коммуникативной направленности обучения, необходимостью практического овладения языком как   средством   общения.   Под   речевым   развитием   учащихся   понимается педагогически   мотивированный   процесс   развития   способности   языковой личности адекватно воспринимать, а также создавать речевые произведения (тексты) в соответствии с целями и условиями речевой деятельности. При этом   следует   иметь   в   виду,   что   единицы   всех   уровней   языковой   системы (звуки, слова, словоформы, словосочетания, предложения) функционируют в органическом   единстве:   ни   один   из   элементов   языка   не   существует изолированно,   каждый   отдельный   элемент   структуры   имеет   лишь относительно самостоятельное значение, для выражения мысли используется комплекс   языковых   единиц   разных   уровней.   Важно   подвести   учащихся   к сознанию,   что   языковые   единицы   разных   уровней   используются   в   речевой деятельности   как   элементы   единой   функционирующей   системы,  в   которой опорными,   словосочетание, предложение и текст. В связи с этим в современной методике утвердился коммуникативно­деятельностный   подход   к   обучению,   направленный   на формирование   коммуникативной   компетенции   учащихся,   под   которой понимается способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.   базовыми   единицами   является   слово, Работа по развитию связной устной и письменной речи является одним из важнейших аспектов практического курса русского языка. Основная задача, реализуемая   в   ходе   этой   работы,   ­   овладение   устной   коммуникацией   на русском   языке   в   стандартных   темах   и   ситуациях,   овладение   основными интенциями   и   тактиками   общения   в   их   общепризнанных   реализациях, совершенствование навыков аудирования, чтения и письма. Коммуникативный   принцип   преподавания   русского   языка   в   условиях двуязычия   предполагает   не   только   обучение   разным   видам   речевой деятельности, активному производству и восприятию речи на русском языке при знании законов построения и употребления коммуникативных единиц, при умении   продуцировать   свободные   высказывания,   но   и   понимание   законов общения на языке, коммуникативных взаимодействий собеседников. Peчевые навыки, сформированные в результате активной коммуникации, реализуются при   написании   творческих   письменных   работ,   цель   которых   ­   обучение продуцированию   текстов   разных   типов.В   связи   с   этим   в   осуществлении работы   по   развитию   речи   выделяются   три   основных   этапа:   этап  устной коммуникации,  этап  комплексного   анализа   текста,   а   затем   этап самостоятельного создания текста. Этап   устной   коммуникации   включает   в   себя   предтекстовые   задания, которые построены  преимущественно  в  игровой  форме. Обращение к  игре объясняется   тем,   что   в   игровой   ситуации   благодаря   моменту   условности относительно   легко   воспроизвести   или   имитировать   основные   факторы, определяющие   коммуникацию.   Игра   позволяет   варьировать   эти   факторы, непринужденно   и   естественно,   а   помимо   этого   создает   в   аудитории атмосферу   свободного   общения,   сотрудничества,   мобилизует   творческие возможности   ребенка.  Результат   этого   этапа   работы   ­   прочность   усвоения необходимых навыков.                На втором этапе эти навыки реализуются на уровне анализа готовых текстов   разных   функционально­стилистических   типов   (описание, повествование,   рассуждение).   Тематика   текстов   самая   разнообразная: филология,   музыка,   театр,   живопись   образование,   спорт,   природа   и   т.д. Тематическая лексика дается в речевом контексте, в системе заданий, где вопросы,   словосочетания,   отдельные   реплики   и   стереотипные   выражения, микротемные   высказывания   являются   своеобразной   опорой,   основой монологической речи, проведение диалога, дают возможность активизировать в   речи   большой   (но   пассивный)   лексический   запас   учащихся.   К   каждому тексту   предлагается   задание.   Они   открываются   вопросами   к   тексту,   цель которых ­ проверить понимание содержания и выделить наиболее значимые для дальнейшего смыслового анализа фрагменты. задания   построены   по   принципу   «медленного Последующие   комментированного   чтения»,   предусматривающего   развитие   навыков творческого восприятия художественного текста. Изучение каждого текста заканчивается   заданием   творческого   характера.   Творческие   задания   дают возможность   учащимся   не   только   обобщать   изученный   материал,   но   и выразить   свое  отношение  к   нему.  Учебный     материал   ОС «  Школа  2100» прекрасно подходит для реализации этого этапа. Все творческие работы детей оформляются     в   отдельные   сборники   для   каждого   ребенка,   и   выдаются каждому   в   свое   портфолио,   что   еще   больше   стимулирует   учащихся   и развивает интерес подобным видам деятельности. Игровые задания рассчитаны на развитие монологической речи с элементами описания, рассуждения и полемического высказывания с аргументацией. Особое   место   занимают   задания   с   использованием   средств   наглядности (репродукции   картин   демонстрируются   непосредственно   на   занятиях). Данный   вид   работы   помогает   учащимся   активизировать   накопленный лексико­грамматический материал и таким образом служит для дальнейшего обогащения речевого запаса учащихся.         Третий этап ­ это этап синтеза всех приобретенных навыков и реализация их при самостоятельном создании текста. Улучшению   качества   устной   и   письменной   речи   младших   школьников способствуют упражнения общего характера: а)  орфоэпическая пятиминутка (постановка ударения в словах, произношение вслух   слов,   в   которых   часто   допускаются   отклонения   от   орфоэпических норм) проводится постоянно, а не только при изучении орфоэпии; б)   лингвистический   эксперимент   осуществляется   при   изучении   разных разделов русского языка   по     устным текстам и отдельным словам, когда учащимся   предлагается   выбрать   из   нескольких   вариантов   нужное   слово, необходимую грамматическую форму; в)   правка   деформированных   текстов   способствует   усвоению   норм   выбора слов, их форм, синтаксических конструкций; г)   коллективный   анализ   устной   речи   младших   школьников     в   записи   дает возможность   устранить   погрешности   орфоэпического   характера,   ошибки   в выборе грамматических форм, словоупотребления; д)   привлечение   словарей   разных   типов   на   уроках   русского   языка   также способствует усвоению речевых норм; е)   письменные   работы   разных   типов   позволяют   привить   учащимся   навыки культурной речи; ж) конкурсные задания, которые способствуют повышению качества устной и письменной речи школьников, также включаются в систему упражнений. Систематическая работа по формированию речевых навыков имеет большое значение     для   совершенствования   собственной   речи   учащихся   младшего школьного возраста.         Следующей особенностью коммуникативного подхода является то, что общение рассматривается не только как цель, но и как средство общения. Необходимо  учиться  общению,  а  для  этого   необходимо  создавать  речевые ситуации.   Использование   текстов,   ситуативных   или   коммуникативных упражнений   является   обязательной   единицей   организации   учебного материала. Ситуативные   упражнения   характеризуются   тем,   что   в   них   моделируются речевые   ситуации   и   выдвигаются   коммуникативные   установки.   Речевые ситуации  ­   это   совокупность   тех   условий,  которые   вовлекают   учащихся   в речевую   коммуникацию,   побуждают   у   них   потребность   в   общении.   А коммуникативные целевые установки ­ словесные действия учителя, которые организуют это общение. Текст   представляет   собой   сложный   феномен,   выполняющий   самые разнообразные функции: это и средство коммуникации, и способ хранения и передачи   информации,   формирования   и   выражения   мысли,   и   отражение психической   жизни   индивида   или   общественного   сознания,   и   продукт определенной исторической эпохи, и форма существования культуры. В   современной   методике   обучения   русскому   языку   активно   развивается речеведческий подход к тексту в функционально ­ стилистическом аспекте. Работа с текстом охватывает все виды речевой деятельности ­ слушание и говорение,   чтение   и   письмо.   Кроме   того,   текст   используется   для формирования пунктуационных и орфографических умений и навыков, для тренировок   в   пересказах,   для   работы   над   стилем   речи,   нормами литературного   языка.   А   умение   создавать   текст   является   конечной   целью развития речи учащихся в начальной школе.   Таким   образом,   формируя   языковую,   лингвистическую,   коммуникативную   компетенции,   формируем   языковую   личность.   Ведь любому языку мы учим для того, чтобы научить учащихся говорить на данном языке грамотно и свободно, логично, эмоционально. Речь позволяет общаться с людьми, делиться переживаниями, чувствами. Надо только хорошо владеть словом, родным и русским. И самое главное: духовно­нравственное воспитание возможно только в том случае,   если   ученик   будет   видеть   перед   собой   достойный   образ   учителя, который может стать для него примером и которому он захочет подражать.  Неслучайно     в   Концепции   отмечается,   что   «   никакие   воспитательные программы   не   будут   эффективны,   если   педагог   не   являет   собой   всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения», что « нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется   в   соей   профессиональной   деятельности   и   жизни,   его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам ­ все это имеет   первостепенное   значение   для   духовно­нравственного   развития   и воспитания» подрастающего поколения.  Как  известно,  ученик  много  времени  проводит   в  школе,  и   потому  именно школа   в   большой   степени   должна   закладывать   кирпичики   нравственного формирования личности. «   Еще   в   древние   времена   учителя   сравнивали   с   сеятелем,   обучение   ­   с посевом. Начинается осень ­ наша педагогическая посевная. Мы сеем сейчас ­ жатва будет в будущем. Будем работать для будущего!»  Литература 1. Колшанский Г.Е. Коммуникативная функция и структура языка. ­ М„ 1984. 2. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Сочинения. ­М.,  1987. 3.Концепция федеральных государственных стандартов общего  образования:проект/Рос.акад.образования; под  ред.А.М.Кондакова,А.А.Кузнецова.­ М.: Просвещение2008.­39с.­( Стандарты  второго поколения).

Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Проблемы духовно- нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017