Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения
Оценка 4.7

Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
родителям
Взрослым
10.04.2019
Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения
Данная разработка поможет разобраться в проблеме воспитания. Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Это связано, прежде всего, с состоянием общества, которое зависит от качества позитивных, принимаемых большинством основополагающих идей, составляющих его идеологию. Место идеи, способной объединить общество и выстроить ориентиры воспитательной деятельности, сегодня занято идеологией потребления, когда культ денег и культ культуры несоотносимы друг с другом.
Пед колледж.docx
Перепелицина Марина Григорьевна, учитель начальных классов МОУ «Сретенская СОШ № 1»   Проблемы и трудности современного процесса воспитания                                               и пути  их  решения                                                                                                                Если думаешь о завтрашнем дне ­ сей зерно,                                                                                                 Если на 10 лет вперёд ­ сажай лес,                                                                                                    Если же на 100 лет ­ воспитывай детей.  (Народная мудрость)       Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали  соответствующие ему проблемы и трудности.       Воспитанность ­ это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.           Социологи отмечают, что за последние годы произошли серьёзные изменения в  переориентации детей, подростков и молодёжи на ценности западной культуры. Сила средств  массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой».  В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов педагоги испытывают трудности в  организации воспитательной работы с детьми, так как привычные схемы воспитания «не работают». В результате наблюдаются процессы отчуждения школы от проблем ребёнка, тем  самым усиливая   его  социальное одиночество            Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как  педагогического процесса. Это связано, прежде всего, с состоянием общества, которое зависит от  качества позитивных, принимаемых большинством основополагающих идей, составляющих его  идеологию. Место идеи, способной объединить общество и выстроить ориентиры воспитательной  деятельности, сегодня занято идеологией потребления, когда культ денег и культ культуры  несоотносимы друг с другом. Рост потребительской психологии сопровождается серьёзными  экологическими проблемами, стремительным сокращением природных ресурсов. Реалии современной жизни таковы, что с каждым годом происходит рост детской преступности,  проституции, наркомании, беспризорности (в мире­10млн беспризорных детей, каждый 10­ый в  России).             Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей ­ дать невозможно, уж слишком  много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения,  которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Но,  выстраивая стратегию современного воспитания, нельзя не учитывать ряд внешних и внутренних  факторов: 1.Нельзя не учитывать представления целенаправленноймирового деятельностисообщества создаватьоб облике  путичеловека предопределитпостиндустриального достоинстваинформационного активнообщества.  Целью современного воспитания отчуждениядолжно развитиястать типесодействие  испытываютиндивидуальному собирательныеразвитию индивидуализмдетей, обострилараскрытию возникалиих  творческого предопределитпотенциала, какформированию приемыгражданской деятельностьпозиции,  великаприобщению проблемык духовно­нравственной освоениякультуре.     Новое Учитьсякачество организационнуюобразования Гуманизмбазируется постепеннона четырёх  воспитанияоснованиях: Учиться сегодняжить ­ акцентирует нравственныхвнимание преступностина умении преждежить самоуважениевне  онилюбой человекудискриминации ребёнкас целью собственного воспитательно­образовательнойразвития, школсвоей чтосемьи чтои своего музыкальномсообщества; Учиться самизнать – подразумевает проблемамиежедневное упражненийконструирование  правильногообучающимися преобразованийсобственного самизнания… Учиться ребёнкабыть ­ фокусируется вступаяна развитии развитияпотенциала уводиткаждого детейчеловека. Учиться Воспитательныйделать – подразумевает человекапрактическое сопровождаетсяприменение  поделокполученного проблемзнания; 2.Следует сообществаучитывать отношениято, молодёжичто постепенноизменились самообразованиясами хочетсядети,  современныймолодые возникалилюди, воспитательныха также ­ыйи взрослые, онис которыми волнуетони  Каждомуживут. С самообразованияодной мнениюстороны, религиозныхнаши летдети сознаниестали духовно­ нравственнойсвободнее, Учитьсяраскованнее, самопроявлениюс другой переориентациистороны, ­ эгоцентричнее,  человекаравнодушнее, какагрессивнее 3.При влияютпоиске системыпутей деятельностьюрешения отчужденияпроблемы деятельностивоспитания  эмоциональноеследует мамапринимать поведениево внимание соизмерениесоциокультурную нихситуацию  преобразованийв стране, молодымкоторая определенпредъявляет Основнойновые перементребования требованияк  личности: человекабыть требуемыймобильным, видыуметь самисамостоятельно функцийпринимать  учитыватьрешения спортивныев ситуациях породитьвыбора, Современныхобладать преступностичувством  воспитательныхответственности эмоцийза судьбу эстетическихстраны, чтоза её процветание, этоуметь  учитыватьне только Поощрениежить Новоев гражданском ребёнкаобществе, новогоднеено и создавать нельзяего. 4. Наконец, саминельзя модернизациине учитывать неорганизованнымновые обликежизненные мудростьреалии,  комнатутакие, утратойкак партийсвободный окружающемудоступ затрудняющиев Интернет, жизненныепоездки  полномуза рубеж, работаобучение собирательныев разных еготипах практикушкол, музыкальномпропаганда  помочьсвоих тесноевзглядов методмножеством проводимыеполитических соизмерениепартий, Наиболеевлияние  ­ыймассовой процессакультуры, помочьвоздействие правразных преобразованийрелигиозных цельютечений. 5.Проблемы, Гуманизмзатрудняющие евозможновоспитание, испытываютсуществуют усиливаяи в самой  составляющихсистеме духовно­нравственнойшкольного юношии профессионального поручаютобразования:  ориентировугасание отчуждениявоспитательной Нужнофункции отчужденияи усиленное своихакцентирование  сразувнимания даетна организации правильногоучебного учитыватьпроцесса думаешьв любом сопровождаетсятипе  сокровищеобразовательного посетитьучреждения… 6.Нужно схемыучитывать найтии то, воспитаниячто гражданскойактивно образовательнуюидёт процесс  созданиемодернизации Российского поведенияобразования, Имеякоторая обостриласущественно  обликеизменяет какобразовательную обществасистему обострилаи воспитательную летпрактику,  анализзаявляя обучающимисянеобходимость собирательныеосвоения граждновых правильноготехнологий,  эгоизмновых Значимостьформ способностейорганизации вне индивидуализмучебной деятельности. принципах Раньше религиозныхв детях показываетбыло деятельностипринято индивидуальностивоспитывать процессатягу  некласснаяк коллективизму, егок общественным применительноделам творческогои проблемам. Сегодня  всегдаже на первый Воспитательныйплан поколениевышел измененияиндивидуализм подаркамии, как воспитательно­ образовательнойследствие, поколениеэгоизм. Для ребёнкавоспитания ответаполноценной новогоднееличности  решениянужна найтита самая «золотая освоениясередина», культурыно найти правее бывает мобильнымочень  Нашатрудно.              Сегодня передподростки испытываютне могут породитьпреодолеть изготовитьдаже воспитательнойсамые  новыхэлементарные сейпроблемы, путивозникающие одобрениедома поведенияили такв школе, воспитанияа ведь ученикаони предопределитвсегда былобыли ЮНЕСКОи будут окружающихвозникать Идеяу ребят. Новое  поколение следуетв ситуации современнойстремительных упражненийпреобразований самообразованияне может  Интернетнайти путиправильного, созданиеадекватного котораярешения системысвоих качествапроблем.  Взрослые, Прибезусловно, спортивныедолжны вниманиепомогать развитьмолодым количествууспевать  молодёжиреагировать образовательнуюна изменения сознаниевнешнего проблемымира. Однако былопроблема  ориентировусугубляется потреблениятем, возникающиечто безусловновзрослые думаешьсами егоеще воспитательнойне  успели Ответственностьприспособиться организационнуюко всем Дляновым человекавеяниям  современногосовременности.             Ориентация юношина оценивание соизмерениевоспитательных практикурезультатов происходитпо  количеству ориентирымероприятий поручаюти участию выработкив них самообразованияобразовательных  процессаучреждений составляющихуводит самопроявлениюпедагогов – воспитателей окружающихв  организационную жизнедеятельностидеятельность, длительноеа не в отработку позитивнотехнологий  своейиндивидуального информациисопровождения окружающегоразвития даетребёнка, собирательныеподростка,  современногоюноши. Мы Ответственностьне можем выявлениясегодня безусловносущественно воспитанияповлиять правильногона  воспитательную индивидуальностифункцию точкисемьи, “ситуациитак статькак окружающихнаблюдаются  направлениямпроцессы творческогоотчуждения обострилародителей молодёжиот школы. Современных регулятивнаяродителей психологическийменьше процветаниеволнует Нашауровень Значимостьвоспитанности  техдетей, и обучениеони эгоцентричнеечасто ребёнкапренебрегают утратойрешением скольковоспитательных  “ситуациипроблем проблемв семье, обучающимисяхотя обществаодной правиз ведущих методфункций тесноесемьи  жизненныевсегда станутсчиталась окружающихвоспитательная техфункция. Воспитательный граждпотенциал  всегдасемьи работынеисчерпаем, проблемамиесли требованияискать чтоточки окружающихсоприкосновения  результатене столько творчествав знаниях Основнойи успеваемости проблемребёнка, всегдасколько техво  взаимном деятельностиутверждении первыйприоритетных деятельностидля семьи затрудняющиеценностей (здоровье, умениебезопасность, эмоцийпсихологический котораякомфорт  готовностьребёнка, окружающихего однойсоциальная деятельностизащита).         Значимость соответствиинравственно­этического самивоспитания людьмидетей обучениеособенно  несоотносимыобозначилась классев современный отношенияпериод проблемв связи умениес утратой  данныелюдьми отношениюнравственных сразусмыслов цельюсобственной тягужизни, ученикачто  раскованнееотражается деятельностина растущей думаешьагрессивности, посетитьинфантильности  качествчасти проблемымолодёжи, Идеябездуховности. Дефицит человеканравственных  деламценностей агрессивностии пренебрежение молодёжиморальными окружающегонормами  овладениестановятся Ростповсеместным человекаявлением.  Какие существенноже основные определяющееориентиры чтонравственного новогоднеевоспитания смысловв  современной этошколе воспитательныхнеобходимо обозначить, человекук которым школеследует  деятельностистремиться можноучащимся. Наиболее заложенозначимыми, евозможнокак самыепоказывает  современногопедагогическая считаласьпрактика современныйи её анализ, какследует присущесчитать:                   Ответственность осмысливаткак статусморальная показываетготовность результатедержать  считаласьответ ответственностьза свои эстетическихмысли сейи действия, сокровищесоотносить привлекаяих с  возможными схемыпоследствиями.                 Гуманизм, в выбораоснове пониманиекоторого работызаложено тесноеуважение ­ыйи  доброжелательность повсеместнымпо отношению применительнок другому полученногочеловеку, нужнодоброта  способностейкак привлекаяисточник цельючувства, культурыдействия преждеи отношения хочетсяк окружающему хотямиру.                  Долг как людьмиосознание поручаюти готовность статьк проявлению другимсвоих  своиобязанностей ответственностьперед музыкальномгосударством, повсеместнымобществом, Основнойлюдьми  вступаяи самим школесобой. сотрудничества            Гражданственность как следуетчувство отечествомРодины, былонеразрывной раскованнеесвязи  условиес отечеством, одобрениепричастности технологийк его жизнедеятельностисудьбе.           Чувство самоуважениесобственного целенаправленнойдостоинства Учитьсякак Основныенравственное  деятельностисамоутверждение однойна основе обществаэмоционально­рефлексивной Учитьсяи позитивно  можноокрашенной ответаустановки знанияхна самоуважение мнениюи уважение современныйк другому  обучающимисячеловеку.           Совестливость воспитывайкак невозможнорегулятивная воспитывайоснова поведениевсей  основныежизнедеятельности Родинычеловека         Акцент самина данные уводитхарактеристики котораяпозволяет подразумеваетосмысливать школьникам проявлениютакие собирательные одиночествои образные участиепонятия социокультурнуюкак: Культура окружающегочувств – умение необходимои стремление работык эмоциональному  человекасамопроявлению родителейв горизонте первыймеры егои нравственности.  Чувство объединитьэмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, умениесоизмерение анализсвоего  взглядовповедения ответственностив соответствии осмысливатс состоянием проявлениюдругого работычеловека.                     заложеноВремя самитребует поделоквыявления невозможноновых уважениявозможностей  окружающемушкольного действийвоспитания:  создание учитыватьвоспитательно­образовательной человекусреды практикуна основе действийсоблюдения  современногои защиты ответаправ моральнымиребёнка, техдиалоговый отчужденияхарактер воспитательно­ образовательнойвзаимодействия, приниматьпомощь посетитьребёнку заложенов решении мобильнымего  современноголичностных школпроблем, религиозныхорганизация природныхжизнедеятельности новыхна  принципах присущевзаимопонимания, своиподдержки функцийи др.                  Основные развитияидеи Учитьсясистемы поделоквоспитания: ­ Идея нужнооткрытости. Контакт деятельностис семьей, самообразованияучастие упражненийродителей человекув  воспитании, эстетическихдоступность Нашаинформации, Основнойвзаимодействие условиес учреждениями  мобильнымокружающего работасоциума.  ­ Идея егосотрудничества. Совместная привлекаятворческая статьдеятельность деятельностидетей,  самоуважениеродителей нравственностии учителей Современныхявляется деятельностисозидательной  думаешьдеятельностью, ониспособствующей воспитывайпереживанию “ситуации оцениваниеуспеха ­ Идея тягутворчества. В Местопроцессе воспитаниятворческой каждыйдеятельности способностейпроисходит  окружающегоразвитие партийспособностей зависити формирование человекупотребностей объединитьличности.  Развитие подаркамимотивации затрудняющиеи овладение веяниямметодами условиетворческой  современногодеятельности знанияхспособствует ответственностьболее практикуполному сегоднясамовыражению  этоличности ­ Идея станутвыбора Прии ответственности. Имея скольковозможность основныевыбирать Каждомувиды  воспитательно­образовательнойи формы обучениедеятельности, эстетическихребенок воспитывайучится  Нетпредполагать подразумеваетрезультаты гражданскойи нести комнатуза них нельзяответственность. ­ Идея освоенияразвития. Основной ответственностьсмысл экологическоевоспитательной человекаработы ­  развитие самиличности чтоученика знанияхего смысловсубъективности самойи индивидуальности,  Основнойтворческих вступаяи интеллектуальных создаетспособностей, житьразвитие требуемыйумений  технологийсамообразования участиеи самовоспитания.  ­ Идея участиедеятельности. Деятельность Контактпризвана Контактпородить детиудовлетворение  количествуот процесса процессадеятельности соответствиии идеи, Ростот переживания отчужденияценностного  переориентацииотношения новыхк объекту труднодеятельности.  Отсюда задача сознание – создание помочьнравственного правполя  овладениежизнедеятельности неисчерпаемобразовательного сопровождаетсяучреждения, юношичто  воспитательныхтребует Ответственностьпродуманной условиесистемы прежденравственного  схемывоспитания Пришкольников.                              Методы приоритетныхи приемы Каждомувоспитания  в  начальной  школе         Методы качестввоспитания самопроявлениюприменительно воспитательнойк школьной  Нужнопрактике – это агрессивностиспособы знанияхвоздействия чтона сознание, требуемыйволю,  Гражданственностьчувства, Ответственностьповедение Родинывоспитанников основанноес целью  однойвыработки ребёнкау них планзаданных приучаютцелью гражданскойвоспитания деятельностикачеств.  прежде применительноНет психологическийметодов приучаютхороших внеили самыеплохих,  влияютэффективных котораяили участиенеэффективных. Все веяниямзависит человекаот того, заложенокак  отечествомони педагогприменяются. Всеобщий экологическоеметод ответаформирования развитьнеобходимых чтокачеств сейличности – упражнение. Невозможно обучить игре на музыкальном инструменте,  демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип  поведения, не привлекая воспитанников к активной, целенаправленной деятельности.  Непременное   условие   эффективности   упражнений   –   создание   целостной   системы постепенно   усложняющихся   упражнений.   Для   воспитания   культуры   поведения   у   младших школьников можно использовать ориентировочный план прогрессивных упражнений.                          Хорошие   результаты   дает   метод   поручений   –   с   его   помощью   детей   приучают   к положительным  поступкам: посетить больного товарища, помочь ему в учении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т.д. Поручения даются и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным детям, например, поручают выполнить задание, требующее точности и пунктуальности, и т.п. Не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения.                      Поощрение – положительная оценка действий воспитанников, закрепляющая их навыки   и   привычки.   Поощрение,   основанное   на   возбуждении   положительных   эмоций, вселяет   уверенность,   создает   приятный   настрой,   повышает   ответственность.   Виды   его весьма   разнообразны:   одобрение,   ободрение,   похвала,   благодарность,   предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д. Соревнование. Присмотритесь к детям. Как только они собираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения – кто есть кто. Им в высшей степени присуще стремление к соперничеству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека, которую   он   реализует,   вступая   в   соревнование   с   другими   людьми.   Результаты   его   на длительное время закрепляют статус ребенка в коллективе.  Внеклассная и внеурочная воспитательная работа в начальной школе проводится в форме   организованных   воспитательных   дел:   этических,   эстетических,   познавательных, спортивно­физкультурных, экологических, трудовых и др.     Наша школа работает по 4 направлениям: ­ нравственное воспитание ­ гражданско­патриотическое воспитание ­ экологическое ­профилактика правонарушений                 Каждому из направлений воспитательной работы соответствуют мероприятия  проводимые не только в конкретном классе, но  и  начальной  школе  и  школе  в  целом, где  активное участие принимают как ребята, так и родители . Примером совместной работы можно  назвать спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья», хочется отметить активное  участие  родителей  в  конкурсе  поделок «Природное соцветие» , новогоднее представление.  По моему мнению, одной из главных составляющих успеха воспитательного процесса в школе  является тесное сотрудничество классного руководителя и родителей. Родители и педагог –  воспитатели одних и тех же детей, и успех определен, если они станут союзниками.

Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения

Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения

Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения

Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения

Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения

Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения

Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения

Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения

Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения

Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2019