Постановка проблемы. Образование людей с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь развивается вопреки существующей массе проблем. Но за частую профессиональное становление студента с ОПФР зависит от усилий семьи, от инициативы профессорско-преподавательского состава, администрации учреждения высшего образования. Если зарубежные университеты в своих программах учитывают прирост в среде студентов с особыми образовательными потребностями, а такие выпускники должны стать полноправными членами общества, пополнить трудовые резервы своей страны, то в Беларуси все еще идет процесс становления самой системы.
Целью статьи является теоретическое обоснование проблем инклюзии в системе высшего образования.
Святощик статья (2).docx
УДК 88
ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.И.Святощик
Барановичский Государственный Университет, магистрант
Г.Барановичи
Постановка проблемы. Образование людей с особенностями психофизического
развития в Республике Беларусь развивается вопреки существующей массе проблем. Но за
частую профессиональное становление студента с ОПФР зависит от усилий семьи, от
инициативы профессорскопреподавательского состава, администрации учреждения высшего
образования. Если зарубежные университеты в своих программах учитывают прирост в среде
студентов с особыми образовательными потребностями, а такие выпускники должны стать
полноправными членами общества, пополнить трудовые резервы своей страны, то в Беларуси
все еще идет процесс становления самой системы.
Целью статьи является теоретическое обоснование проблем инклюзии в системе
высшего образования.
Изложение основного материала исследования.
Включение таких людей в
образовательный процесс предполагает устранение или возможно полную компенсацию
ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством
функций организма, в целях их социальной адаптации, достижения ими материальной
независимости и интеграции в общество. Этот подход соответствует общепризнанным
принципам и нормам международного права. Среди них особое место принадлежит
«Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятым
Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года [1, с. 22].
Применительно к сфере высшего образования можно отметить следующие
положительные тенденции. На законодательном уровне закреплены права лиц с ОПФР на
создание благоприятных правовых, экономических, социальных и организационных условий
для получения образования и осуществления трудовой деятельности. Равный доступ к
получению образования лицами с ОПФР закреплён в Конституции Республики Беларусь,
Кодексе Республики Беларусь об образовании [2, с 48]. На создание безбарьерной среды,
профориентацию, профессиональное обучение, интеграцию в трудовую сферу лиц с ОПФР с
временными или стойкими нарушениями здоровья направлены мероприятия по реализации
ряда государственных программ, утверждённых Советом Министров Республики Беларусь.
Основные ориентиры развития национальной системы образования всецело согласуются с
целями и задачами инклюзивного образования по обеспечению возможностей для получения
образования всеми обучающимися в учреждениях основного и дополнительного образования
[3, с 10].
Следует отметить, что количество учреждений образования в нашей стране, в которых
обучаются лица с ОПФР, величина непостоянная: ежегодно оно меняется в зависимости от
числа абитуриентов, оптимизации системы высшего образования, региональных потребностей
рынка труда. Но есть ряд учреждений образования, которые на протяжении последних 10 лет
обучают студентов с ОПФР — Белорусский государственный университет, Гродненский
государственный медицинский университет, Гомельский государственный медицинский
университет, Минский государственный лингвистический университет, Барановичский
государственный университет, Витебский государственный педагогический университет им.
П.М. Машерова и др.
Выбор будущей специальности всегда ответственный шаг для любого человека, а для
человека с ОПФР он осложнён тем, что будущую профессию нужно выбирать с учётом своих возможностей. Не каждая профессия доступна изза различных ограничений, связанных с
физическим и психическим здоровьем, при этом важно учитывать наличие медицинских
противопоказаний. Поэтому выбор профессии обусловлен не только желанием, интересом к
какойлибо конкретной профессии, её востребованностью на рынке труда, но и возможностью
её освоения, а также применением полученных профессиональных знаний в дальнейшей
трудовой деятельности [4, с. 220].
Следует отметить, что в последнее время расширился спектр специальностей, которые
получают люди с ОПФР в учреждениях высшего образования. По рейтингу привлекательности
для таких студентов дневной формы получения образования специальности распологаются в
следующем порядке:
«Программное обеспечение информационных технологий»;
«Сестринское дело. Профилактика, диагностика, лечение, реабилитация и организация
здравоохранения»; «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль»; «Лечебный массаж»;
«Правоведение»; «Документоведение и документационное обеспечение управления»;
«Экономика и организация производства»; «Агрономия»; «Лечебное дело. Сестринское дело.
Фармация»; «Ветеринарная медицина».
В заочной форме получения образования специальностей, по которым обучаются
студенты с ОПФР, меньше, чем в дневной. Это связано со спецификой отдельных
специальностей, получение которых в заочной форме невозможно. Для этой формы
приоритетными являются специальности «Библиотековедение и библиография»;
«Бухгалтерский учёт, анализ и контроль»; «Правоведение»; «Коммерческая деятельность
(товароведение продовольственных товаров)»; «Экономика и организация производства.
Экономика и правовое обеспечение предпринимательской деятельности». В УВО создаются
благоприятные условия для обучения, вовлечения в производственную сферу страны
большего числа людей, ограниченных в выборе профессиональной деятельности или
лишённых возможности её осуществлять [5]. В отдельных УВО обучение не представляется
возможным, так как профессии, по которым в них осуществляется обучение, относятся к
повышено опасным и имеют ряд ограничений по состоянию здоровья [6, с. 65].
Во всех УВО в соответствии с санитарными нормами и правилами проводится
контроль уровня освещённости, запыленности в кабинетах, лабораториях и мастерских.
Создание условий для предоставления данной категории студентов равного доступа к
качественному образованию предполагает, прежде всего, устранение преград, т. е. создание
универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию
данных студентов с учётом особенностей их психофизического развития [7]. Так, в
большинстве учреждений,
в которых обучаются студенты с особенностями,
беспрепятственный доступ к учебному корпусу, общежитию, физкультурнооздоровительным
сооружениям и внутри них обеспечивается наличием пандусов, контрастного, рельефного
покрытия первых и последних ступеней, а также перилами по обеим сторонам лестничных
маршей. Кроме того, в отдельных учреждениях образования имеются специально
оборудованные лифты и санузлы; цельностеклянные двери, обозначенные непрозрачным
маркером; звуковое оповещение внутри учебного корпуса, учебные занятия проводятся на
первом этаже, организован подвоз лиц с ОПФР к учебному корпусу [8, с. 5].
В образовательном процессе в УВО активно используются информационные
коммуникационные технологии (доступ к сайту учреждения образования, электронному
расписанию, оргтехнике). Студентам предоставляется возможность копировать учебный
материал на флэшкарты. Кроме того, для получения образования студентам с ОПФР
создаются специальные условия с учётом имеющихся у них нарушений. Важную роль в
получении образования играет их психологопедагогическое сопровождение, которое
осуществляет социально педагогическая и психологическая служба (СППС) [9, с. 94].
Организация воспитательной работы с данной категорией студентов направлена на
подготовку их к активной общественнополезной жизни, формирование и развитие самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, умения жить и
работать в коллективе [6, с. 41].
Распределение и трудоустройство также являются важными этапом в жизни
выпускника. Поэтому в УВО должна проводиться целенаправленная работа в этом
направлении. Выпускникам, получающим образование в заочной форме, оказывается помощь
в трудоустройстве, если такая им требуется. Как правило, все выпускники дневной формы
получения образования получают направления на работу в соответствии с медицинскими
показаниями. В случаях, предусмотренных статьёй 87 Кодекса Республики Беларусь об
образовании, выпускники имеют право на самостоятельное трудоустройство [10, с. 141].
Подчеркнём, что большинство выпускников с ОПФР закрепляются на первом рабочем месте и
продолжают работать по полученной специальности, отработав два года после распределения.
Получив возможность жить и работать самостоятельно, очень быстро они адаптируются на
производстве и в трудовом коллективе, закрепляются на рабочем месте. А средства,
вложенные в их обучение, возвращаются государству в виде продуктов их труда [11].
Многие организации — заказчики кадров, не готовы к принятию надлежащих мер по
созданию адаптивной среды для прохождения практик обучающимися с особенностями
развития и их дальнейшей трудовой деятельности, необходимо оборудование рабочих мест
на производстве с учётом характера и степени тяжести нарушения здоровья.
Выводы. Таким образом, инклюзивные подходы в образовании стимулируют
равноправие обучающихся с ОПФР и их участие во всех делах коллектива. Они отражают
гуманную и наиболее эффективную форму обучения. Направление на развитие инклюзивного
подхода в образовании становится одним из важных в образовательной политике Беларуси.
Аннотация. В статье рассматривается проблема доступности образования для людей с
особенностями психофизического развития, а также необходимость условий данной
категории студентов, для того, чтобы обучаться на общей основе с целью получения высшего
образования. Приведены некоторые приоритетные специальности в университетах, которые в
основном выбирают данные студенты и заочной формы получения образования, условия,
создаваемые для их обучения, предоставление первого рабочего места.
Ключевые слова: инклюзия, социальная адаптация, студенты с особенностями
психофизического развития, доступное образование.
Annotation. The article deals with the problem of access to education for persons with
special needs of psychophysical development, as well as the need for the conditions of training of
this category of students in order to obtain General higher education. The article presents some of
the priority specialties in universities, which are mainly chosen by these students and
correspondence forms of education, the conditions created for their training, the provision of the
first job.
Key words: inclusion, social adaptation, students with special needs of psychophysical
development, accessible education.
Литература:
1. Ертанова, О.Н. Интеграция и инклюзия в аспекте семантики / О.Н. Ертанова //
Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной
научнопрактической конференции (20–22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.пед. унт;
Редкол.: С.В. Алехина [и др.]. М., 2011. — 206 с.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями,
принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.).
Минск: Амалфея, 2005. 48 с.
3. Змушко, А.М. Инклюзивное образование в системе образования Республики
Беларусь / А.М. Змушко // Спецыяльная адукацыя. —2014. — № 5. — С. 9–19. 4. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования:
механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. ЯрскойСмирновой. Серия «Научные
доклады: независимый экономический анализ». — 2008. — № 205. — Москва, Московский
общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований. — 224
с.
5. Конвенция о правах инвалидов, 13 декабря 2006 г. // Организация Объединенных
:
:
Наций
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.
20.12.2018.
Дата доступа
[Электронный
ресурс].
доступа
2006.
Режим
6. Куксик, И.П. Инклюзия — как современная концепция обучения людей с
ограниченными возможностями / И.П. Куксик // Непрерывное профессиональное образование.
— 2012. — С.64–66.
7. Малофеев, Н.Н. Похвальное слово инклюзии / Н.Н. Малофеев // Альманах института
коррекционной педагогики РАО. — 2011. — № 15. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah15/pohvalnoeslovoinkljuzii.
8. Проект. Концепция развития инклюзивного образования (лиц с особенностями
психофизического развития) в Республике Беларусь // Спецыяльная адукацыя. — 2014. — №
6. — С. 3–8.
9. Романов, П.В. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в
современной России / П.В. Романов, Е.Р. ЯрскаяСмирнова, Саратов, 2006. — 84 с.
10. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой
информ. Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
11. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми
потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми
потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года [Электронный
ресурс].
Режим доступа : www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf.
Дата доступа : 20.12.2018.
ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.