Проблемы правового воспитания подростков
Оценка 4.6

Проблемы правового воспитания подростков

Оценка 4.6
Семинары
doc
воспитательная работа
7 кл
28.10.2018
Проблемы правового воспитания подростков
Человек, достигший восемнадцати лет, будучи абсолютно дееспособным гражданином должен ясно знать свои права и обязанности, ведь знания, отношения и опыт, составляющие правовую культуру, будут востребованы в различных жизненных ситуациях, в том числе, в таких, где от наличия у ребёнка правовой культуры зависит его личная безопасность.
Проблемы правогого воспитания doc.doc
«Проблемы воспитания правовой культуры у детей на разных возрастных этапах» («Ответственность родителей за воспитание полноценного гражданина российского общества») Дети ­ это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум,  честность, опрятность нашу ­ всё наголо видать:                 В.П.Астафьев «Родители являются первыми педагогами.              Они обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального  развития                                                               личности ребенка в раннем  возрасте»     (   Статья 18 Закона РФ «Об образовании»)                                                                        Воспитание растущего поколения в России сегодня происходит в условиях  становления правового государства, изменений в различных сферах общественной  жизни. Создание демократического законного государства связано с процессом  формирования правовой культуры общества.        Правовая культура обеспечивает предоставления свободы и безопасности  личности, гарантирует правовую защиту человека и формирует гражданскую  активность, основывает моральную атмосферу, где все люди защищены от  произвола и могут беспрепятственно осуществлять свое творчество. В настоящее время использовать юридические, нормативные акты должен уметь каждый  гражданин России, начиная с малого возраста. Это может быть реализовано только  при условии формирования правовой культуры.        Человек, достигший восемнадцати лет, будучи абсолютно дееспособным  гражданином должен ясно знать свои права и обязанности, ведь знания, отношения и  опыт, составляющие правовую культуру, будут востребованы в различных жизненных  ситуациях, в том числе, в таких, где от наличия у ребёнка правовой культуры зависит  его личная безопасность. К сожалению, в наше время молодые люди не обладают в полной мере такими  знаниями. В чем же причина такого невежества?       Причин много. Это нежелание ребенка получать эти знания, некоторые  школьники просто не понимают, зачем им нужны правовые знания, ведь многие из них еще не попадали в такие ситуации, когда нужно их применить. Это низкая правовая грамотность и нигилистическое отношение  к законам в  семье. Хотя в каждом человеке с детства должно воспитываться уважение к  обществу, его обычаям и традициям, к закону. Каждый школьник уже с начальных  классов должен знать, что такое право, каково его значение и роль в жизни общества.  Объяснять смысл этих понятий в элементарной форме необходимо не только в  школе, но и в семье, детском саду, т.е. именно в тот период, когда идет  формирование характера ребенка, его личностных и морально­волевых качеств,  общегражданской культуры, мировоззрения.      На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений,  нестабильностью экономики, общей обстановкой в стране , которые разрушают  социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости людей, разрушает  внутренний мир личности. Недостатки и просчёты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников  поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно  участвовать в общественных делах, откровенно иждивенческими настроениями.  Отдельные ребята страдают бездуховностью или усматривают её в исключительности  положения в обществе своих родителей, замыкаются в своём исключительном круге  общения. Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход  некоторых молодых людей от общества в субъективный мир или состояние  «балдения» под воздействием спиртного, наркотических средств. Наиболее опасной  формой безнравственного состояния школьников является нравственное лицемерие,  практическое использование двух­трёхстепенной морали: одна внешняя,  показная ­  для школы, общественных мероприятий; другая ­ для дома, для семьи, вводящая в  заблуждение родителей; третья подлинная ­ для своего круга общения и для себя. На  виду – общественная активность, в душе – убеждённость, что жизнь строится по  законом жестокого эгоизма. Проявляются результаты противоречия между  нравственным воспитанием в школе и обыденной жизнью, стихийным влиянием  реальной действительности.       В связи с этим возникает ряд вопросов: «Кто виноват?», «Что делать?», «Кто  должен заниматься вопросами нравственного и правового воспитания: семья или  школа?» Однозначный ответ дать нельзя.  Психология человека формируется в основном в семье, но в результате могут быть сформированы как положительные, так и отрицательные качества. Так происходит по разным причинам, но главная из них – неправильное поведение самих родителей. В  основном приводят к этому 2 крайности: ­ безразличное отношение к ребенку, что ведет к отчуждению  несовершеннолетнего. По мнению социологов, в результате эмоционального  отвергания родителями ребенка или лишения родительской ласки в его психике на  уровне бессознательного формируется тревожность, нервозность, неуверенность,  ощущение враждебности, даже агрессии. Это приводит к отклоняющемуся поведению подростков, к их замкнутости, к отходу от нормального общества, а значит и от  существующих в нем норм поведения; ­ противоположная крайность – применение насилия в отношении детей. Согласно  исследованиям А.Фрейд, пассивная жертва может со временем стать активной и  повторять события, случившиеся в ее предшествующем травматическом опыте.  Ярким примером этого может служить «дедовщина» в армии, в завуалированной  форме – отношение старших школьников к младших, более сильных физически – к  тем, кто слабее.  В результате семейного насилия формируется жестокость. Избивая ребенка,  родители закладывают в его личностные качества агрессию и жестокость, которые  могут проявиться в будущей жизни, несмотря на то, что ребенок внешне может  выглядеть забитым, неагрессивным. Социологи делаю вывод, что дети, пережившие  насилие, испытывают трудности в социализации и часто не могут быть полноценными  членами общества. Все это негативным образом влияет и на формирование правовой  культуры несовершеннолетних. Таким образом, с одной стороны, семья. закладывает первичные понятия  нравственности и правовой культуры, а с другой, к сожалению, многие семьи  сегодня забыли, что такое честь, достоинство, порядочность...И что же? Пусть воспитывают себе подобных??  Значительная часть родителей считает, что воспитание нравственности является  задачей школы. На неё сегодня ложится значительная доля нравственного воспитания и коррекции. И тем более правового воспитания.      Формирование правовой компетенции учащихся ­ это воспитание уважения к  закону. Что же такое правовая компетентность? Это процесс, в результате которого  человек принимает законы того или иного социума, и, как правило, следует им.  Человек способен много усвоить: и формы поведения, и стереотипы, принятые в  обществе, и варианты жизненного стиля. Но можно ли сказать, что такой человек  право компетентен? Очевидно, что дать утвердительный ответ нельзя. Правовая компетентность в  школе формируется поэтапно: I этап ­ информационно­познавательный;  (дать знание о праве), II этап ­ ценностно­ориентированный (сформировать правомерное поведение),  III этап ­ регулятивно­поведенческий (привить готовность следовать правовым  нормам в повседневной жизни), IV этап – коммуникативный (осуществление конструктивного взаимодействия  учащихся с другими членами общества на основе правовых норм при выполнении  различных общественных ролей). Важно, чтобы учащемуся были присущи внутренняя дисциплинированность (он не  может поступить иначе), организованность, умение предъявлять к самому себе  бескомпромиссные требования и выполнять их. Таким образом, воспитание  моральности и законопослушания обязательно должно прейти на уровень  самовоспитания как важнейшего компонента саморазвития личности. Правовое сознание и поведение возникают на основе моральной потребности  человека, его внутренней убежденности. Если подрастающая личность не откроет для себя пути превращения моральных норм в правовые, то она никогда не станет ни  полноценным субъектом морали, ни полноценным субъектом правовых отношений.  Право – это мера справедливости, воплощенная в законе. Если человек не знает  законов, но руководствуется нормами общественной морали, он становится  законопослушным. Воспитание законопослушания необходимо не только в младшем школьном  возрасте. Особенно остра эта проблема у подростков. Закон всегда стоит на страже  справедливости. Справедливость­ основа закона. Чувство справедливости присуще  подросткам. Это одна их ярких, наиболее отличительных черт этого возраста. Борьба подростка за справедливость иногда приобретает нежелательный характер, граничит  с правонарушением. Подросток эмоционально возбудим, он еще не научился глубоко проникать в  смысл жизненных явлений и понимать их, а стремление к самостоятельным  поступкам, суждениям у него велико. Без должного знания дела он зачастую вступает в грубый по форме спор со взрослыми, дерется с одноклассниками, отстаивая справедливость. В каждом из этих случаев он руководствуется самыми добрыми  побуждениями, но формы их проявления недопустимы. Здесь налицо и незнание  определенных нравственных и юридических норм, и неумение владеть собой. Запрет,  окрик, наказание в подобных случаях, как правило, пользы не приносит. Даже если  подросток подчинился, что он думает при этом? Действительно ли он готов  выполнить требование взрослых или ждет удобного случая, чтобы отомстить  им?       Мы часто слышим и сами употребляем выражение «законы писаные и  неписаные». К неписаным законам относятся нормы поведения, не записанные в  каких­ либо документах, но созданные народом и глубоко укоренившиеся в его  сознании. Их тоже нарушать нельзя. Но человек недалекий упорствует: «Где это  сказано?»­ и оказывает негативное воздействие на поведение детей.       Одна из самых распространенных ошибок взрослых ­ подчеркивание своего  возраста, авторитета, положения. Зачастую дети сталкиваются с неоднозначностью  требований к себе со стороны взрослых. В результате наблюдается определенный  барьер между поколениями: учащиеся замечают, что многие требования, которые  взрослые трактуют как обязательные, эти же взрослые не применяют к себе.  Маленькая ложь вызывает большое недоверие, и ребята сами пытаются разделить  требования на обязательные и необязательные. Требовательность предполагает и наказание. В системе правового воспитания  наказание занимает значительное место. Трудно согласиться, что без них можно  обойтись. Наказание – это отрицательная оценка поступка ребенка или его действия.  Оно должно обязательно вызывать отрицательные переживания у нарушителя. Но  какие? Обиду? Чувство оскорбленного достоинства? Мысли о несправедливости?  Нет. Эти эмоции возникают лишь в тех случаях, когда игнорируются индивидуальные особенности провинившегося, когда наказание не соответствует проступку, когда  виновный не осознает своей вины. В лучшем случае наказание не принесет пользы, в  худшем ­ обидит, озлобит провинившегося. Наказание должно разрешать конфликт, а  не создавать новый. Таким образом, в воспитании детей огромную роль играет личный пример  взрослых, единство слова и дела, как можно более ранее приобщение ребят к  самостоятельному труду и деятельности в коллективе. Нужен также контроль за поведением детей. Если этого нет, ребенок становится неуправляемым,  совершает проступок за проступком. Потом мы его называем трудным.       Эффективность процесса воспитания правовой культуры зависит от того  насколько хорошо родители, учителя, работники правоохранительных органов будут  знать реальный уровень правосознания несовершеннолетнего, его представления в  области права, усвоенные им правовые понятия, отношение к закону, к соблюдению  тех или иных норм.      Совершая правонарушение, подросток, в общих чертах все же знает; как  оцениваются его действия, но многие несовершеннолетние правонарушители при  этом исходят из ложных нравственных критериев, искаженных понятий о товариществе, ложного авторитета. Поэтому так важно, чтобы воспитание правовой  культуры включало в себя и нравственную культуру. Это поможет выработать  соответствующее эмоциональное отношение к закону и праву. Существует обобщенный перечень основных ошибок в воспитательной  деятельности Вас родителей: отсутствие у родителей (что встречается особенно часто) единых требований  и четкой линии в методах воспитания; слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку. Буаст: «Не делайте из  ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв»; неоправданная идеализация ребенка (мой самый…); чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания.  Павел Наторн сказал: «Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и  наказаний, не приучайте его к ним». При крайней необходимости  наказания,  нужно учитывать реакцию детей: «ремнем по попе – наказание, а  рукой по лицу – оскорбление, способное вызвать лишь цепную реакцию в виде озлобления». Мудрые говорили: «Не злите ребенка: кто пожелает бить,  будучи ребенком, тот захочет убить, будучи взрослым»; нетребовательность в отношении детей (попустительство). Ян Амос  Каменский: “Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетели”; перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка (детсад, школа,  полиция…); отсутствие такта в отношении с ребенком (не надо оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах  окружающих); неумеренное удовлетворение материальных запросов детей; ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки). Как у всех других людей, Есть права у малышей, Мысли есть свои и взгляды, Это взрослым помнить надо.   Детям с самого рожденья Требуется уваженье. Крохи без него страдают И безудержно рыдают. Дети требуют вниманья, Состраданья, пониманья, Бесконечного прощенья За плохое поведенье.   Деток нужно угощать, Это так легко понять. Жизнь без вкусностей скучна, Очень грустная она.   Про подарки не забудьте, Здесь внимательнее будьте. Детям нужно все на свете, Без подарков плохо детям!   Нужно с детками играть, Нужно сказки им читать, С ними нужно говорить, Чтобы им мудрее быть.   И напомним заодно – Бить детей запрещено. Это просто преступленье, Это над детьми глумленье.   Целовать их нужно чаще, И подольше, и послаще, Чтобы глазки их сверкали, Чтобы ранки заживали. Чтобы взрослым не грубили И ответственными были, Чтобы добрыми росли, Им нужна гора любви.

Проблемы правового воспитания подростков

Проблемы правового воспитания подростков

Проблемы правового воспитания подростков

Проблемы правового воспитания подростков

Проблемы правового воспитания подростков

Проблемы правового воспитания подростков

Проблемы правового воспитания подростков

Проблемы правового воспитания подростков

Проблемы правового воспитания подростков

Проблемы правового воспитания подростков

Проблемы правового воспитания подростков

Проблемы правового воспитания подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018