Проблема формирования преемственности в обучении - одна из важнейших задач современного образования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что от качества знаний и умений, от уровня познавательных процессов и познавательной активности ребенка, сформированных в дошкольном возрасте зависит успешность последующего обучения в школе.
проблемы преемственности в практике обуч.docx
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................................................................................3
1. Преемственность в работе детского сада и школы.............................................4
2. Реализация преемственности в обучении.............................................................6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................9
2 ВВЕДЕНИЕ
Проблема преемственности обучения уже давно находится в центре
внимания отечественной психологопедагогической науки (Б.Г. Ананьев,
Ш.И. Ганелин, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, М.Р. Львов, А.А. Люблинская).
Методические основы преемственности в обучении детей дошкольного и
младшего школьного возраста отражены в работах, посвященных обучению
математике (Р.А. Должикова, Е.А. Конобеева, Е.Э. Кочурова, И.А. Попова).
Большинство этих исследований было описано еще во второй половине
прошлого века. Трансформации российского общества и всей системы
инновационных подходов к обсуждаемой проблеме:
реализации
преемственности с учетом актуального состояния и перспектив развития
дошкольного и начального образования. Анализ состояния вопроса в теории и
практике демонстрирует, что преемственность очень часто трактуется
довольно узко и больше декларируется, чем реализуется на практике.
Зачастую преемственность описывается как информативная подготовка
дошкольника к следующей ступени образования, как освоение содержания
школьных курсов, что ведет к несформированности готовности к школе и
негативно сказывается на успешном обучении детей, комфортности их
нахождения в классе.
Проблема формирования преемственности в обучении одна из
важнейших задач современного образования. Актуальность данной темы
обусловлена тем, что от качества знаний и умений, от уровня познавательных
процессов и познавательной активности ребенка, сформированных в
дошкольном возрасте зависит успешность последующего обучения в школе.
3 1. Преемственность в работе детского сада и школы
Проблема преемственности в воспитании и обучении детей
дошкольного и младшего школьного возраста анализировалась такими
известными учеными, как: Л. А. Венгер, А. В.Запорожец, А.Ф. Говоркова, Я.Л.
Коломинский, Н. К.Крупская, А. А. Люблинская, А. М. Леушина,
В.Д. Лысенко, Н. Н. Поддъяков, А. П.Усова и т.д.
Преемственность детского сада и школы предусматривает взаимосвязь
содержания их воспитательнообразовательной работы, методов ее
реализации. Важность преемственности между детским садом и школой
усиливается в еще большей мере в связи с сильно возросшей ролью
общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное
воспитание — это начальное звено единой системы народного образования.
Преемственность детского сада и школы включает, с одной стороны, передачу
детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который
соответствует требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на
знания, умения, качества, которые уже усвоены дошкольниками, активное
применение их для дальнейшего всестороннего развития учеников.
Дошкольное детство выступало в качестве определенной ступени,
которая формирует фундаментальные качества личности, которые выступают
основой успешного школьного обучения. Школа – следующая ступень,
которая подхватывает достижения ребенка и развивает их в дальнейшем.
Однако на практике педагоги школ очень часто оказывались недовольны, так
как ожидания их связывались с наличием у первоклассника ряда умений и
норм поведения в школе. Воспитатели, в свою очередь, зачастую отмечали,
что в школе на первых порах содержание обучения просто дублирует то, чему
они обучали ребят в подготовительной группе. При этом очень часто еще до
школы как воспитатели, так и родители, пытаются максимально и как можно
раньше обучать ребенка чтению, письму, арифметическим навыкам, забывая о
4 том, какая деятельность выступает в качестве ведущей на конкретном
возрастном этапе. Возникала путаница: в чем прерогатива школы, а где
обязанности детских садов по воспитанию.
Еще В.А. Сухомлинский особо подчеркивал следующее: «Школа не
должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок
продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его
жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
На реализацию преемственности нацелена существующая система
образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация,
дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных,
психологических и индивидуальных особенностей всех детей; разработки и
внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути
перестройки системы подготовки и
образовательные программ,
переподготовки педагогов с целью их ориентации на разные профили и услуги
образовательных учреждений.
Достижение современного качества образования невозможно без
обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения.
Принятие ФГОС дошкольного образования и начального образования сейчас
регулирует взаимодействие между детским садом и школой, выступая важной
ступенью преемственности и перспективности повышения качества
образования в целостной системе образования. Целевые ориентиры программ
рассматриваются основаниями преемственности дошкольного и начального
общего образования.
Развитие интегративных качеств личности дошкольника на этапе
дошкольного образования обеспечит постепенный переход из дошкольного
детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями. Что
позволит реализовать главную цель преемственности двух возрастов:
обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению,
5 развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности. В
настоящее время разработаны и внедряются программы, как детского сада,
которые предусматривают принципы
так и начальной школы,
преемственности и непрерывности образовательного цикла. Так же в детских
садах предусмотрены различные мероприятия, направленные на более
глубокое знакомство детей и родителей со школьной жизнью.
Считаю, что сотрудничество между детским садом и школой должно
быть более серьезно и глубоко. Если педагоги обоих образовательных систем
более глубоко и серьезно подойдут к решению проблем преемственности, то
итогом данных мероприятий будет успешная адаптация детей в школе.
2. Реализация преемственности в обучении
Анализ программного обеспечения ДОУ и школы привел меня к
выводам, что содержательно они стремятся к обеспечению преемственности,
что проявляется как в отношении разделов, так и методов работы. В целом
все программы построены на сходной теоретикомножественной основе. В
детском саду основным понятием для изучения выступает множество, а в
целом везде прослеживается работа по пяти ведущим разделам: количество и
счет, величина, форма, пространство и время. Приведем пример: в детском
саду осуществляется ознакомление с количеством и счетом в пределах
десятка, простейшие сравнения количественных отношений и пр. В начальной
школе полученные представления расширяются и углубляются: о числах
натурального ряда, о сравнении количественных отношений в пределах десяти
и т.д. Прослеживается преемственность и в усвоении основной терминологии,
а также определенная подготовка в решении арифметических задач.
Тем не менее, часто школа предъявляет претензии по поводу
формального усвоения данных знаний, так как в школе все больше говорят о
6 системно деятельностном подходе и формировании разных результатов, не
только предметных, но и метапредметных, регулятивных коммуникативных –
на все видах уроков. Много внимания уделяется работе в разных ситуациях на
основе преобразования знаний и умению оперировать имеющимися
представлениями в целях получения нового знания. Именно для математики
важен высокий уровень логического мышления и мыслительных операций,
умений мыслить абстрактно. Обучение элементам математической
деятельности осуществляется на фоне развернутой умственной деятельности
детей, поэтапного формирования интеллектуальных операций.
Работы по психологии дают основания говорить о потенциально
высоких возможностях дошкольников и младших школьников в активном
развитии аналитикосинтетической деятельности, всех форм мышления.
Этого можно добиться на основе научно обоснованной коррекции как
содержания, так и методики обучения на основе принципов преемственности.
Важно также особое внимание уделить развитию таких качеств, как
самостоятельность,
активность,
любознательность,
инициативность,
способность к самоконтролю и саморегуляции, овладение основными видами
учебных действий, готовность сенсомоторного аппарата, формирование
наиболее важных навыков и привычек.
Важно для педагогов ДОУ хорошо знать требования школы и владеть
знаниями в области стандартизации начального образования и наоборот:
учитель должен понимать, на что ему опираться, когда дети придут в первый
Качественное освоение материала программы обеспечивает
класс.
выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладение математикой в
школе. В первом классе идет дальнейшее углубление знаний по математике.
Преемственность в работе детского сада и школы по математике дает
положительный результат в усвоении знаний детьми в дальнейшем.
7 8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ теоретических исследований и практического опыта по
рассматриваемой в данной работе проблеме позволил сделать следующие
выводы.
Проведение в дошкольном возрасте математических игровых занятий на
с учетом принципа
основе системнодеятельностного подхода,
преемственности со школьным образованием, направленных на развитие
познавательных возможностей и способностей, расширяет математический
кругозор, способствует математическому развитию, повышает качество
математической подготовленности, позволяет детям более уверенно
ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их
действительности и активнее использовать математические знания в
повседневной жизни.
Посредством соблюдения принципа преемственности и на основе
грамотного методического наполнения математической работы в ДОУ можно
оказать значимое влияние на развитие математических способностей
дошкольника. Главное не объем знаний и умений, а их качество и влияние на
уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить
возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному
механическому запоминанию без осмысливания действий и глубокого их
понимания.
9
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.