Проблемы развития научного творчества студенческой молодежи
Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
17.03.2017
Данная работа раскрывает внедрение в педагогическую практику научного творчества студентов и учащихся. Такая деятельность позволяет значительно эффективнее решать задачи развития творческих способностей, воспитания инициативности и активной самостоятельности в учении, укрепления интереса к предмету и учебному труду. Будет полезна преподавателям дисциплин естественно-научного цикла.
Проблемы научн творч.docx
Проблемы развития научного творчества студенческой молодежи.
В последнее время все отчетливее проявляется возрастающая роль
исследовательского метода как научного творчества в естественнонаучном
обучении. Это объясняется рядом причин.
Вопервых, современное обучение в традиционной классно урочной форме в
большей степени ориентировано на передачу знаний, выработку навыков и
умений в объёме, строго определенном учебным планом. Именно поэтому
большинство учащихся боятся самостоятельности, тяготеют к разложенной
строго «по полочкам» информации. Многие подростки привыкли к тому, что
им все дается в готовом виде; многие из них считают, что наука это плод
деятельности особо одаренных людей, она недосягаема для обычных людей. С
этим учащиеся и выходят в жизнь. Но успешность нынешнего учащегося, а в
будущем молодого специалиста, его востребованность на рынке труда в
первую очередь определяется развитием творчески самостоятельных
характеристик личности. Разрешить это противоречие помогает внедрение в
педагогическую практику научного творчества студентов и учащихся. Такая
деятельность позволяет значительно эффективнее решать задачи развития
творческих способностей, воспитания инициативности
и активной
самостоятельности в учении, укрепления интереса к предмету и учебному
труду.
Вовторых, в последнее время очень актуальной задачей образования
является создание в сознании учащихся единой целостной
естественнонаучной картины окружающего мира, а также обобщение
теоретикопрактических знаний и умений. Научное творчество студентов
особенно межпредметного характера вносит свою лепту в решение и этой
проблемы.
И, естественно, каждому обучающемуся хочется тратить как можно меньше
времени на изучение учебного материала и в учебном заведении, и дома, а
получать при этом прочные знания, и не только под руководством
преподавателя, но и самостоятельно. Исполнимо ли такое желание? Да,
конечно, но при условии, что студенты овладеют навыками самостоятельной
творческой работы.
Реализация развития научного творчества включает несколько этапов:
1 этап – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую,
научноисследовательскую деятельность. Он реализуется при проведении
практических работ, лабораторных опытов, где закрепляются теоретические
знаниями практическими опытами и умениями. Однако, даже действуя по
готовой схеме в этих, казалось бы, нетворческих условиях, учащиеся овладевают умениями формулировать цель работы, планировать эксперимент,
грамотно проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, а
также делать выводы, адекватные поставленным целям и переходят на
следующий уровень.
2 этап – эмпирикопрактический, включающий усложненный элемент
прохождения учащегося через систему исследовательских методов.
Например, при проведении традиционных опытов, подтверждающих закон
сохранения массы веществ (когда продукты реакции остаются в реакционной
смеси) студентам предлагается рассмотреть проблемную ситуацию. В
стаканах на весах смешивают растворы карбоната натрия и соляной кислоты.
Показания весов изменяются. Может ли это быть несоблюдением закона?
Обучающиеся объясняют результат опыта выделением углекислого газа,
«покинувшего» сферу действия реакции.
3 этап – исследовательский, экспериментальный, включающий более
усложненные элементы исследовательской работы. По химии проводятся
творческие исследования по направлениям «Определение качества
водопроводной воды», «Изучение загрязненности воздуха»(ст.Е.А.Алехиной
«Изучение состава и загрязненности воздуха» журнал «Химия в школе»
№2/2008г),
пищевых
продуктов»( ст.Н.Л.Мишениной «Химия и пища» газета «1 сентября»
№4/2009г). По другим предметам естественнонаучного цикла этот уровень
работы предусматривает проведение экскурсий в заповедник «Белогорье»,
выезды в разные точки района с целью дополнительного и более точного сбора
информации, отбора проб почвы, воды и воздуха для последующего
химического исследования.
«Определение
некоторых
качества
4 этап – творческий, продуктивнодеятельностный, включающий
собственную исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с
конструированием, моделированием и защитой своих проектов. Этот этап
предусматривает обобщение опыта работы на предыдущих этапах и
выделение главных выводов в виде докладов и презентаций как по
определенным темам.
В работе над проектом, которую организует преподаватель, можно
выделить шесть стадий.
Первая стадия – подготовка: формулирование темы проекта, его целей и
задач, определение источников информации.
Вторая стадия – планирование: выбор способов отбора и анализа
информации, разработка плана действий, выдвижение гипотез, которые будут
подтверждены или опровергнуты в ходе работы над проектом. Третья стадия – само исследование, методика которого разработана на
предыдущих этапах.
Четвертая стадия – подведение итогов и формулирование выводов:
анализ собранной теоретической и экспериментальной информации,
оформление результатов проекта и формулировка выводов.
Пятая стадия – представление результатов: подготовка презентации,
выступление с основными идеями проведенной работы, участие в научной
дискуссии.
Шестая стадия – рефлексия: самооценка и оценка результатов и процесса
проведения исследования обучающимися, его преподавателем, коллегами и
общественностью.
Студенты нашего техникума часто участвуют в студенческих научно
практических конференциях, защищая сои проекты. Хотелось бы
остановиться на двух проектах по химии, вызвавших наибольший интерес и
реализовавших, по мнению многих слушателей, проблему развития научного
творчества.
Первый проект «Определение витамина С в продуктах питания». Целью
данного проекта являлось изучение рациона питания студентов для того,
чтобы выяснить, достаточно ли приема натуральных источников витамина С в
составе суточного рациона, чтобы можно было не принимать синтетических
витаминных препаратов. В исследование вошли опрос, лабораторная работа,
расчет потребляемых калорий. В ходе опроса выяснился рацион и частота
питания студентов, имеющиеся у них недомогания, которые могут
свидетельствовать о дефиците витамина С. На основании полученных
результатов автор проекта сделала усредненный рацион питания и
предварительное предположение, что в рационе питания наблюдается
недостаток витамина С. Затем был проведен химический эксперимент
«Качественная реакция на витамин С» при помощи раствора красной
кровяной соли и хлорного железа. Эксперимент проводился только со
свежими продуктами рациона, т.к. при тепловой обработке витамин
разрушается. Подтвердив наличие витамина С в продуктах питания (яблоках
и капусте), был проведен расчет суточного количества поступающего
витамина. Ниже приводим пример расчета и сделанный вывод.
Расчет и вывод. В 100 г яблока содержится примерно 20 мг витамина С Итак, яблоко
весом 200 г содержит 40мг аскорбиновой кислоты. .Содержание витамина С в кислой
капусте также составляет 20 мг на 100 г продукта. Следовательно, если мы в среднем
съедаем 200г кислой капусты, мы также насыщаем наш организм витамином на 40 г.
Сложив содержание витамина в яблоке и капусте, получаю 80 мг. при необходимой норме
200. Получается, что в среднем, в зимнее время мы «не добираем» примерно 120 мг столь необходимого нам витамина! Чтобы устранить этот дефицит мы должны съедать как
минимум четыре яблока плюс 200 г капусты. Умножив среднюю цену за килограмм яблок
на вес яблок, получаем 50 х 0.8 = 40 р. Плюс цена капусты 70 х 0.2 = 14. То есть за
насыщение своего организма только витамином С, я должна отдать в день 54 рубля, а в
месяц 54х 30 = 1620р.! Какой же вывод можно сделать? Для того, чтобы наш организм не
страдал от недостатка витамина С, необходимо устранять дефицит витаминами из аптеки.
Второй проект вызвал особый интерес у своих авторов еще на стадии
подготовки и планирования, т.к. назывался «Любовь – химический процесс?»
Понятно, что такой проблемный проект не может оставить равнодушным
подрастающее поколение. И хотя тема проекта не кажется слишком
серьезной, студенты, работающие над проектом, подошли к работе с
максимальным научным и творческим подходом, т.к. были мотивированы
актуальностью темы для себя и своих сверстников. В начале проекта был
поставлен проблемный вопрос – является ли любовь хотя бы в некотором
смысле химическим процессом?В процессе работы над проектом
сопоставлялись данные исследований химиков и биологов, которые
объясняют разные стадии любви образованием в организме новых гормонов
(окситоцина, дофамина) и поведением влюбленных, молодых семейных пар и
супружеских пар со стажем.Были исследованы статистические данные из
Интернета, опрошены родители и их знакомые, и сделан вывод, чторазные
этапы любви (влюбленность, охлаждение в любви, зрелая любовь), в самом
деле, могут быть обусловлены химическими превращениями, происходящие
в нашем организме в разные периоды любви. Однако окончательный вывод
проекта был следующим: «Настоящая любовь на проверку оказывается
сильнее многих многих влюбленностей и происходящих в организме
химических превращений».
Проектное обучение как творческий, продуктивнодеятельностный этап
творческой работы позволяет мотивированно усваивать самостоятельно
отобранную информацию и накапливать опыт конструирования своей
деятельности в естественнонаучном образовании.
Проблемы развития научного творчества студенческой молодежи
Проблемы развития научного творчества студенческой молодежи
Проблемы развития научного творчества студенческой молодежи
Проблемы развития научного творчества студенческой молодежи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.