Проблемы школьной адаптации 2

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вариантов нарушений адаптации может быть множество. У одних детей они могут проявляться в виде гипердинамического синдрома. Их начинают характеризовать как невнимательных, непоседливых, недисциплинированных. У отдельных детей могут фиксироваться реакции активного протеста, повышенной аффективной возбудимости. Родителям жалуются на проявления агрессивности, драчливости, речевого негативизма. При этом обычно не помогают никакие самые строгие увещевания, запреты, наказания. В отдельных случаях возникают ситуации, когда конфликт приводит к тому, что у ребенка возникнет "эмоционально-сенсорный стопор", непонимание обращенной к нему речи. Он вообще может перестать говорить.
Иконка файла материала Проблемы школьной адаптации 2.doc
Проблемы школьной адаптации 2 Вариантов нарушений адаптации может быть множество. У одних детей они могут  проявляться в виде гипердинамического синдрома. Их начинают характеризовать как  невнимательных, непоседливых, недисциплинированных. У отдельных детей могут  фиксироваться реакции активного протеста, повышенной аффективной возбудимости.  Родителям жалуются на проявления агрессивности, драчливости, речевого негативизма.  При этом обычно не помогают никакие самые строгие увещевания, запреты, наказания. В  отдельных случаях возникают ситуации, когда конфликт приводит к тому, что у ребенка  возникнет "эмоционально­сенсорный стопор", непонимание обращенной к нему речи. Он  вообще может перестать говорить. У вполне благополучных в дошкольном детстве девочек, ввиду неуспешного начала  занятий в школе, возникает плаксивость, не свойственная им прежде вялость, пассивность,  безразличие к окружающему. Ребенок с ранимой нервной системой может вообще  перестать разговаривать с одноклассниками в классе, отказываться отвечать у доски. У трудно адаптирующихся детей могут возникать или возобновляться вредные привычки:  кусание ногтей, сосание пальца, выщипывание бровей, онанизм. При дефектах  педагогического процесса или конфликтных ситуациях в семье адаптация может  закончиться ее срывом, нарушением зрения, осанки, различными нервными  расстройствами. Если вовремя не оказать детям квалифицированной помощи, такое  поведение закрепится на долгие годы, будет во многом мешать в жизни. Для предупреждения столь тяжелых последствий, сокращения сроков адаптации и  облегчения характера ее протекания, охраны здоровья и благополучия ребенка, родителям  нужно позаботиться о соответствующей физической, психологической, эмоциональной и  социальной его подготовке к школе. Начать такую подготовку лучше за несколько лет до  первого класса. Родителям и самим нужно хорошо подготовиться к школе. Заблаговременно, с помощью  специалистов ­ медиков, психологов, логопедов и педагогов­воспитателей ­ можно  определить и, в определенной мере, устранить факторы "риска" школьной неуспешности. В этих целях рекомендуется провести необходимые диагностические, профилактические и  коррекционные мероприятия. Для детей с особенностями развития могут быть  разработаны индивидуальные программы подготовки ребенка к школе. Родителям следует внимательно наблюдать за адаптацией своего ребенка к школе,  оценивать его каждодневное настроение и поведение. Важно научиться реально оценивать  возможности своего ребенка в усвоении выбранной вами школьной программы. Надо уметь подмечать прогресс в усвоении новых знаний, выделять проблемные стороны, искать  возможности их преодоления. Особая роль в этом процессе отводится матери. Чуткая и внимательная, она может создать в доме, а по мере возможного, и в школе, атмосферу понимания, доверия, помощи.  Хорошо, если мама понимает проблемы своего ребенка, знает об основных школьных  требованиях, может стимулировать учебу и поддерживать ребенка, умеет регулировать его поведение. Такая мама может существенным образом повлиять на процесс адаптации,  способствовать снятию кризисных явлений, развитию необходимых школьных навыков.Отец тоже должен помочь ребенку. Спокойно, уверенно и постепенно он может научить  ребенка не пасовать перед трудностями, разбираться в сложных ситуациях, разрешать  противоречия, ладить с детьми, держать себя в руках, успешно учиться. Только при участии и поддержке любящих и понимающих родителей ребенок почувствует  себя в безопасности, почувствует уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Постепенно, спокойно и доброжелательно, научите ребенка оценивать себя адекватно,  учиться самостоятельно. При этом его не следует торопить, перегружать различными  заданиями и замечаниями. Ребенка нельзя подавлять и запугивать. Не поможет и  негативное оценивание его поведения, высмеивание ошибок. Раздражительность и  наказания не только не приводят к успеху, но и неправомерны. Плохими помощниками в решении проблем переходного периода станут также потакание и излишнее внимание к проявлениям слабости, к неуверенности ребенка в своих  возможностях, вялости и плаксивости или, напротив, агрессивности, деструктивного  поведения. Родителям следует понимать, что успешный старт зависит не только от внимания к  ребенку, но и от его физического и психического развития. Школьные программы  допускают обучение по­разному подготовленных детей. Однако не все дети в равной мере  обладают развитыми лингвистическими, математическими, сенсорными, мнемическими и  прочими способностями. Причин задержки и своеобразия их развития может быть  множество. Прежде всего, важно исключить последствия органического поражения и  снижения деятельности органов слуха, зрения, моторно­двигательного аппарата, сердечно­ сосудистой и нервной системы ребенка, для чего следует обратиться к соответствующим  специалистам. В дошкольном детстве родители или педагоги могли и не обратить внимания на то, что у  ребенка имеются нарушения слуха. Он мог каким­то образом научиться избегать ситуаций  в речи, в которых бы связанное с ним развитие слуховых восприятий было достаточно  выражено. Вместе с тем, ошибки, отмечаемые при чтении или письме, к примеру ­ замена  звуков, искажение звуко­слоговой структуры слова, неточно употребляемые слова,  искажение лексико­грамматической стороны речи ­ могут быть связаны именно с  нарушениями слуха. В силу этого, ребенок не сможет избежать ошибок, что повлияет на  его успешность в овладении системой гуманитарных знаний, лингвистически  опосредованных сферах деятельности. Нередко в проблемах с задачами и упражнениями по грамматике или математике виновато  плохое зрение. Если не проверить зрение в самом начале обучения, может не состояться  будущий Лобачевский или Цветаева. В начальной школе следует внимательнее отнестись к леворуким детям, детям, у которых  ведущая рука (нога, ухо, глаз) еще не определились. Они часто ошибаются при выполнении  заданий, связанных с ориентировкой во времени и пространстве, или когда учатся читать и  писать. При наличии стойких специфических ошибок, которые не связаны с нарушением  интеллектуального развития, слуха и зрения, или нерегулярностью школьного обучения,  следует подумать, не является ли ваш ребенок явным или "скрытым" левшой.Учиться русскому языку, чтению и математике таким детям мешает несформированность  произвольной моторики, недостаточность слухо­моторных координаций и чувства ритма.  Первые школьные проблемы у них возникают в связи с несформированностью речи,  недостаточным уровнем развития ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Этих  детей отличает медлительность, акцентуации внимания, неустойчивость настроения. У левшей и так называемых левшей­правшей затруднен "корковый контроль" над многими  видами деятельности, поэтому требовать от них качественного выполнения заданий можно  только после долгих лет целенаправленной работы по развитию этого качества. В случае  бережного, грамотного сопровождения таких детей в первые годы начала обучения, они  могут справиться со своими особенностями и по многим основаниям превзойти  одноклассников. Разобраться в ходе школьной адаптации, профессионально помочь в преодолении  трудностей, специфических ошибок в усвоении учебной программы, вам помогут  логопеды, психологи, медики. К ним следует обратиться за несколько лет до школы или же в первые месяцы обучения в первом классе. Конечно, в случае серьезных школьных  проблем ребенку лучше находиться под наблюдением специалистов все время обучения в  начальной школе. Оставленные без внимания проблемы первых школьных месяцев обычно влекут за собой  стойкие изменения в характере и личности ребенка. Его непослушание, агрессивность,  отказ от выполнения заданий, нежелание учиться, или, напротив, пассивность, инертность,  пониженная работоспособность маскируют чувство глубокой внутренней тревоги, страха,  ощущение собственной беспомощности и неполноценности, понять и преодолеть которые  могут только любящие и понимающие свое чадо родители. Можно считать, что адаптация прошла успешно, если ребенок эмоционально стабилен,  чувствует себя здоровым, хорошо работает на уроках, ведет себя в соответствии с  общепринятыми нормами, освоился в роли ученика. Хороший признак ­ ребенку нравится  ходить в школу, ему интересно учиться, он приносит хорошие отметки, у него  благожелательное настроение, спокойный сон и нормальный аппетит. Это не значит, что все проблемы с обучением остались позади и родители могут  успокоиться. Впереди кризис подросткового возраста, адаптация к условиям обучения в  средней школе... Родителям лучше подготовиться к ним заранее. Подведем некоторые итоги. Каковы "факторы риска" для ребенка, который идет в  первый класс? 1. Частичное отставание и нарушения в физическом развитии:   недостаточное   развитие   моторных   навыков,   способности   регулировать   и   на определенное время снижать высокую двигательную активность;   формирование неправильной осанки;   недостаточное развитие мелких мышц кисти, трудности при координации движений пальцев рук, произвольной моторики;  высокая (более 4 раз в год) заболеваемость ОРВИ, хронические болезни, частые обострения;     несформированность   схемы   своего   тела   (попеременное   пользование   левой   или правой рукой, ногой, глазом, ухом как ведущими);  снижение слуха, зрения, слухо­моторных координаций;  отсутствие или недостаточное развитие чувства ритма.  2. Задержка и особенности психического и личностного развития:          несформированность пространственно­временных представлений и ориентировок;  аффективная неуравновешенность и незрелость, нарушения связи "мать­ребенок";  невысокий уровень развития внешней и внутренней речи, ограничение словарного запаса,   наличие   дефектов   произношения,   неумение   анализировать   языковый материал;  недостаток   и   ошибочность   полученных   знаний   и   представлений,   ограниченность личного опыта;  трудности в сосредоточении, распределении, переключении внимания;  небольшой   объем   произвольного   запоминания,   замедленность   и   низкая   точность воспроизведения, склонность к быстрому забыванию заученного материала;  неспособность выявлять причинно­следственные связи и отношения, характерные признаки предметов, низкий уровень овладения сенсорной грамотой;  некоторые   индивидуально­типологические   особенности   поведения,   настроения, самооценки.  Сигналы неблагополучия, свидетельствующие о проблемах, тяжелом протекании и  затягивании периода адаптации.  Дети   болеют,   теряют   вес,   снижается   аппетит,   пропадает   и   нарушается   сон, возникают головные боли.   Возникают нарушения в привычном характере поведения, настроения: отмечается агрессивность или вялость, замкнутость или повышенная возбудимость.   Снижается или вовсе пропадает желание учиться, идти в школу.   Возникают негативные формы поведения.   Появляются страхи, развивается невроз.   Алексия ­ не может читать, аграфия ­ не может писать, акалькулия ­ не может считать,   афазия   ­   не   может   говорить,   что   уже   свидетельствует   об   очаговых поражениях головного мозга.   Фиксируются стойкие отклонения в личностном развитии.  Значительному сокращению сроков адаптации способствуют...  Нормальный   (соответствующий   возрасту   ребенка)   уровень   физического   и психического   развития,   речи,   познавательных   процессов;   моторных   функций. Упражнения, направленные на их сохранение и дальнейшее развитие.  Режим дня ребенка дома и в школе, особенно важно установить время занятий, отдыха, активной прогулки питания и сна.    Хорошее состояние здоровья, высокая общая работоспособность приобретенные до школы.   Успешность в решении задач учебной деятельности. Профессиональная поддержка, спокойная и последовательная работа над ошибками.   Мотивация   ребенка   и   его   родителей   на   овладение   все   большим   кругом   знаний, учебной деятельностью, преодоление трудностей в учебе, на саморазвитие. Установление   доверительных   и   доброжелательных   отношений   с   учителем   и сверстниками в школе.   Внимание   к   трудностям   в   овладении   учебной   программой,   характеру складывающихся у ребенка отношений с учителем и классом, поведению ребенка в школе и дома.   Безусловная   любовь   родителей,   принятие   ребенка   таким,   каков   он   есть,   забота, внимание к его проблемам. Понимание и конкретная помощь со стороны родителей, хорошие условия и позитивные взаимоотношения в семье.  Чем опасно затягивание сроков адаптации и отсутствие компетентной, адресной,  последовательной и конкретной помощи и поддержки со стороны родителей и педагогов в  этот период?  Ребенок с трудом и без удовольствия  овладевает  программой начальной школы, оценивается как неуспевающий.   Возникает   стойкое   негативное   самооценивание,   которое   нередко   камуфлируется под цинизм, деструктивные формы поведения и взаимоотношений.   Возникают неврозы, психические отклонения.  Мы надеемся, что в вашей семье этого не произойдет, ведь "предупрежден ­ значит,  вооружен". Давайте поможем нашим первоклассникам успешно преодолеть первые  школьные трудности, стать более взрослыми и уверенными в себе.