Что может быть важнее здоровья? Вопрос риторический, а ответы на него – в многообразии рекламных блоков на радио, телевидении, в газетах. В океане предложений медицинских услуг и чудодейственных препаратов. В том очевидном факте, что фармацевтический бизнес оказался одним из самых прибыльных. Это свидетельство того, что в нашей забытой Богом стране важнее здоровья оказался бизнес, определяющий объём материальных благ. Ради него жертвуют здоровьем, ставят на карту жизнь, делают карьеру, продают честь, покупают должности, дают и берут взятки, отказываются от детей и родителей. Всё это факторы, определяющие неблагополучие состояния здоровья населения России, в первую очередь – неблагополучия психологического, душевного. И что самое огорчительное – эта душевная короста разъедает необратимо здоровье подрастающего поколения. И школа в этом процессе играет, увы, не самую лучшую роль. Появились факторы, которые раньше не составляли проблем для педагогов, врачей, родителей. Оценки в аттестате всё меньше отражают уровень и качество образования.
Анатольевич
культуры.
Автор:
Добрышев Станислав
учитель физической
вера и надежда,
Ребёнок – наше продолжение, наша
любовь,
наш
повседневный труд и тяжёлая работа,
да, именно работа, ибо для здоровья
ребёнка надо потрудиться.
Здоровье:
организма,
•
•
возможностями
состояние полного физического, психического и социального благополучия.
характеризующееся высокими
динамично меняющееся состояние,
адаптационными
оптимальным
функционированием систем и органов, а так же гармоничными
взаимоотношениями с природной средой и социумом.
Что может быть важнее здоровья? Вопрос риторический, а ответы на него – в
многообразии рекламных блоков на радио, телевидении, в газетах. В океане
предложений медицинских услуг и чудодейственных препаратов. В том очевидном
факте, что фармацевтический бизнес оказался одним из самых прибыльных. Это
свидетельство того, что в нашей забытой Богом стране важнее здоровья оказался
бизнес, определяющий объём материальных благ. Ради него жертвуют здоровьем,
ставят на карту жизнь, делают карьеру, продают честь, покупают должности, дают и
берут взятки, отказываются от детей и родителей. Всё это факторы, определяющие
неблагополучие состояния здоровья населения России, в первую очередь –
неблагополучия психологического, душевного. И что самое огорчительное – эта
душевная короста разъедает необратимо здоровье подрастающего поколения. И
школа в этом процессе играет, увы, не самую лучшую роль. Появились факторы,которые раньше не составляли проблем для педагогов, врачей, родителей. Оценки в
аттестате всё меньше отражают уровень и качество образования. Действительно,
зачем хорошо учиться, если поступление в Вуз зависит от финансовой возможностей
семьи. Год от года возрастают учебные нагрузки, достигая уровня перегрузок.
Досуг подростков всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов, Интернету и
компьютерным играм. А это путь к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. О
росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива,
проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится. Это приобретает
массовый характер. На опасный уровень вышла проблема сексуального поведения
подростков, адекватно разрешить которую воспитательные программы школы не в
состоянии.
Но есть положительные моменты.
О неблагополучии здоровья
подрастающего поколения стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до
Президента. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно
признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье ухудшается,
взяла на себя школа. Именно учитель может сделать для здоровья школьника
гораздо больше, чем врач. Но, к сожалению динамика позитивных процессов,
отстаёт от роста нарастающих проблем.
Прежде чем говорить о сохранении здоровья, мы должны знать о факторах,
влияющих на состояние здоровья нашего и наших учеников.
Факторы, влияющие на здоровье детского населения
По мнению Г. И. Царегородцева (1987) здоровье человека более чем на 50%
зависит от образа жизни, на 1520% от окружающей среды и на столько же – от
наследственности и системы здравоохранения. Можно спорить и не соглашаться с
цифрами, но отрицать воздействие социальных условий нельзя.
Главными чертами неблагополучия социальной действительности являются:
• материальное неблагополучие большей части населения страны –
•
•
•
•
сельских тружеников, пенсионеров, работников бюджетной сферы;
развал жизни на селе: безработица, нищета, повальное пьянство;
недопустимо высокий уровень беспризорных, брошенных детей;
социальное неравенство, разрыв между доходами «самых богатых» и
«самых бедных»;
высокая зависимость доступа к качественным медицинским и
образовательным услугам от финансовых возможностей человека;
• моральнонравственная коррозия населения, пренебрежение к закону;•
•
духовнокультурная деградация общества;
безответственность на всех уровнях.
Эта социальнопсихологическая атмосфера неблагоприятно отражается на
психологическом здоровье, в первую очередь – подрастающего поколения. Поэтому
актуальной задачей педагогических коллективов школ является помощь подросткам
– особенно из проблемных семей.
Одной из приоритетных форм, решающей проблему сохранения и укрепления
здоровья сельской местности является физкультурнооздоровительная. Важно
понимание того, что физическое воспитание – залог развития здорового всесторонне
развитого ребёнка.
Поколение которое мы воспитываем, это будущее государства, и от того
какое оно будет зависит судьба России. Поэтому такие качества, как
самостоятельность, самовоспитание, самосознание, инициативность, чувство долга,
организованность, трудолюбие, дисциплинированность, потребность в здоровье и
есть составляющие, которые определяют программу жизненного пути человека,
способного преобразовывать, изменять и строить достойное будущее.
Одиннадцать школьных лет – такой гигантский путь проходит за это время
ребёнок. Он растёт, развивается, достигает зрелого типа функционирования его
организм, формируется интеллект и взаимоотношение с окружающим миром. Всё
это протекает по закону развития организма. В эти годы особенно необходима
двигательная активность, которая способствует не только более мягкому
протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных
качеств. Итак, физкультурнооздоровительное направление:
• Создаёт фундамент гармонического физического развития, укрепления
здоровья.
• Позволяет накапливать предпосылки для эффективного овладения
трудовыми и военноприкладными навыками и умениями.
• Поддерживает высокий уровень физической и умственной
работоспособности, являющейся основой хорошей успеваемости и
высокой эффективности общественнополезной деятельности.
• Формирует физически культурную личность, организует культурный и
полезный досуг детей.
Цель: способствовать всестороннему гармоническому развитию детей, формировать
культурную личность.
Общие задачи:
•
укреплять здоровье, накапливать и повышать общую работоспособность;• формировать жизненнонеобходимые знания, двигательные умения и навыки;
совершенствовать двигательные психологические и интеллектуальные
•
качества детей. Приучить их к эффективному распределению сил с
условиями двигательной деятельности.
• Воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими
упражнениями, а так же умение самостоятельного использования средств
физического воспитания;
• Воспитывать высокие нравственные качества, дисциплинированность.
Оздоровительная направленность предусматривает:
• Совершенствовать функциональные возможности организма.
• Повышать работоспособность.
• Адаптировать организм человека к воздействиям неблагоприятных факторов
внешней среды.
• Компенсировать дефицит двигательной активности, возникающей в условиях
современной жизни.
Для выполнения намеченных задач наша школа располагает хорошей спортивной
базой: спортзал размером 20х40м., где размещены площадки для спортивн6ых игр,
тренажёры, имеется необходимый инвентарь. Спорткомплекс «Здоровье», где я
работаю учителем физической культуры, имеет методический кабинет, зал ритмики.
Возле спортзала имеются стандартные площадки: волейбольная, баскетбольная,
сектора для прыжков в длину, высоту, сектор для толкания ядра, гимнастический
городок, футбольное поле. За два года построена полоса препятствий для
допризывников, ещё одна волейбольная площадка, навес с теннисным столом,
перекладины для подтягивания.
Спортивная база позволяет укреплять здоровье и детям и взрослым, в
течение всего года. Авторская программа, по которой я работаю, предусматривает
дифференцированный подход. Программа рассчитана на 12летнее образование с
учётом 3х уроков физкультуры в неделю. Третий урок взят за счёт школьного
компонента. Спортзал начинает работать в 7.30 утра с утренней зарядки, которая
проводится для детей интерната и детей с. Чернёво. Основной формой
физкультурнооздоровительного направления является урок, на котором в
подготовительной и заключительной части даётся акцент на упражнения
направленные на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для
улучшения зрения ит.д. Внеурочные формы занятий включают занятия в секциях по
волейболу, баскетболу, футболу. Всего в спортивных секциях занимается 50 детей.
Проводим спортивные конференции, беседы по темам, касающихсяукрепления здоровья. Дежурные классы проводят подвижные переменки с детьми
начальной школы. Учащиеся 511 классов играют в настольный теннис, учителя
проводят физкультминутки на уроках. Два раза в неделю на занятия в спортзал
приходят дети подготовительной группы детского садика. В каникулярное время
дети играют в футбол. Хоккей, много плавают, ходят с родителями в турпоходы.
Мы вовлекаем в совместные занятия детей и родителей. Проводим матчевые
встречи по волейболу, соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья». Семьи
участвуют успешно в областных семейных пробегах. Так 4 октября этого года семья
Паклиных из 4х человек заняла 1е место в беге на 1км и была награждена ценным
подарком.
В начале учебного года мы планируем спортивномассовые мероприятия.
Многие из них стали традиционными: Зарница, «Тропа здоровья», спортивная
неделя, «К строевой годен». Наши дети успешно участвуют в районных и областных
соревнованиях, занимая первые и призовые места. Физкультурнооздоровительное
воспитание подрастающего поколения имеет своё продолжение и по окончании
школы. Наши выпускники успешно сдают экзамены и учатся в спортивных, военных
и военноспортивных Вузах, достойно несут службу в рядах вооружённых сил.
Каждый год мы проводим мониторинг состояния физического здоровья и развития
детей и подростков нашей школы, а так же каждый месяц ведём учёт и анализ
пропущенных по болезни дней. В течение года я прослеживаю рост результатов
наших учащихся. В основе моей работы лежит тестирование, во время проведения
которого ребёнок стремится к улучшению своего результата. Рост результатов
прослеживается в экспериментальной работе «Президентские тесты», где
тестирование проводилось в третьей четверти каждую неделю. Особенностью моей
работы является изучение здоровья ребёнка с момента его рождения. В этом мне
помогают родители и фельдшер. Как итог этих наблюдений написана работа
«Здоровье и наши дети», где на основе педагогических наблюдений, беседы с
родителями, врачами, мною дана характеристика детей по их заболеваниям и
состоянию семей. Анализ обследования семей, где воспитываются дети нашей
школы, показал, что за последние пять лет интеллектуальный уровень родителей
снизился. Увеличилось количество родителей с основным и средним образованием.
Это говорит о педагогической безграмотности. Всего единицы родителей с высшим
образованием. Это тревожит…
Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и
индивидуальных особенностей ребёнка, зачастую осуществляют воспитание
вслепую, интуитивно, особенно осложнён процесс воспитания в тех семьях, гдепьянство, иждивенчество родителей, оказывает негативное воздействие на ребёнка.
В сельских школах этот факт очевиден и является одной из проблем сохранения
здоровья ребёнка. Даже в благополучных семьях дети испытывают психологическую
безнадзорность, так как растёт число родителей, считающих, что их главная задача –
материально обеспечить ребёнка, а воспитательная функция – прерогатива школы.
Поэтому вопрос, который стоит в центре внимания – это работа с родителями по
осознанию ими ответственности за воспитание и здоровье своих детей, созданию
комфортной обстановки в семье, привлечение внимания к формированию здорового
образа жизни. С целью решения данного вопроса на родительские собрания школы
приглашается психолог. В беседах на родительских собраниях уделяется большое
внимание возрастной психологии, профилактике алкоголизма и курения, здоровому
питанию, навыкам семейного общения. Единицы родителей которых беспокоит
здоровье своих детей, постоянно консультируются с учителем физкультуры или
врачом по вопросам оздоровления организма ребёнка. Десять детей нашей школы
прошли обследование в областном детском диагностическом центре. У троих детей
выявлена врождённая патология. В 2005 году специалистами областного центра
лечебной физкультуры проведён осмотр детей нашей школы с 1го по 11й классы.
В ходе обследования выявлены следующие заболевания у детей: сколиозы,
желудочнокишечные заболевания, нарушение зрения, осанки, плоскостопие,
ожирение, заболевание сердечнососудистой системы. Врачами ЛФК даны полезные
рекомендации для родителей и учителей в работе с детьми, имеющими
перечисленные заболевания.
Немаловажной проблемой сохранения здоровья детей сельских школ нашего
района считаю отсутствие врачебной диагностики в дошкольных учреждениях. В
школу приходят дети уже с какимлибо недугом. В поликлинике нет полной
информации заболевания детей в районе. Высокая деторождаемость в нашем районе
от родителей – инвалидов, родителей с психическими расстройствами. Отсюда и
дети с отставанием в физическом и умственном развитии. Разбросанность деревень
и подвоз детей так же не даёт возможности посещать этим детям дополнительные
занятия, секции, кружки. Отсутствие классов коррекции также является проблемой
сохранения здоровья в сельской школе, т.е. в одном классе находятся дети, которые
учатся по основной и специальной программам, что создаёт дискомфорт и для
учителя, и для ребёнка. И, чего греха таить, сельские малокомплектные школы,
отдалённые от центра финансируются по остаточному принципу. К этому хочу
добавить, что в техническом плане мы шагнули вперёд, а мебель, в частности парты
и стулья стоят десятилетиями, не меняясь. Кроме того, как показывает статистика,у трети учителей России, не исключение и сельский учитель, характерны «кризисы»,
«Истощения», «Сгорания». Показатель социальной адаптации не выше, чем у
больных неврозами. Учителю нужно самому следить за своим здоровьем
психическим и физическим. Это и будет успешным залогом здоровья его учащихся.
Нельзя упускать и тот факт, что с введением подушевого финансирования в
сельской школе остались работать только энтузиасты, т.к. изза малокомплектности
зарплата мизерная, жилья нет. А уж о психологе, логопеде, валеологе, медработнике
сельская школа может и не мечтать.
Появившееся в повседневном лексиконе около десяти лет назад понятие
здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы,
нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. В
какойто мере направление пришло на смену валеологии, привлекая внимание
педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Десять лет назад мы
образно определяли валеологию как «науку о том, как жить сегодня, чтобы иметь
шансы увидеть завтра». По аналогии, использование здоровьесберегающих
технологий в школе решает задачу сохранения и укрепления здоровья учащихся,
позволяя им в полной мере реализовать свои возможности быть благополучными и
счастливыми и вырастить такими же своих собственных детей.
Задача педагогов школы – не дотянуть ребёнка до последнего звонка,
радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно
подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того,
чтобы она сложилась счастливо. Я хочу предложить схему реализации
здоровьесберегающих технологий в нашей малокомплектной сельской школе.
Реализация представленных здоровьесберегающих технологий позволяет подойти к
решению важнейшей задачи воспитанию культуры здоровья школьников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как
технологическую основу здоровье сберегающей педагогики – одного из самых
актуальных образовательных подходов, и как совокупность приёмов, форм и
методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как
качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её
воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
В заключении я хочу сказать, что каждый педагог должен следовать,
принципу «не навреди»! Поэтому важно не путать инновационную работу с
экспериментами на детях. Первое необходимо, а второе недопустимо! Наш
дружный педагогический коллектив, работая в унисон и надеясь только на себя,
свои возможности, прилагает максимум усилий для решения проблемы сохраненияздоровья подрастающего поколения.
Список литературы
• Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя. М.,
Просвещение, 2005 год.
• Безруких М.М. и проф. Сонькина В.Д. Организация и оценка здоровье
зберегающей деятельности образовательных учреждений М., 2004 год.
• Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 15 классы,
М ., ВАКО, 2004 год.
• Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 14
классы, М., ВАКО, 2004 год.
• Косаткина В.Н., ЩеплягинаЛ.А. Здоровье: Учебнометодическое пособие
для учителей 111 классов. М. 2005 год
• Люсько Е.М., Лежнева Ю. А. Школа здоровья Минск ,«КрасикоПринт» ,
2006 год
• Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и
психология здоровья в школе. – 2е изд., АРКТИ 2006 год.
• Смирнов Н.К. Руководство по здоровье сберегающей педагогике. Технологии
здоровье сберегающего образования. – М., АРКТИ, 2008 год.
• Цыбин С.А. Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе.
Волгоград: Учитель,2009 год.
• Шанцева Н.Н. Наш выбор – здоровье. Волгоград: Учитель,2009 год.
Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской
Цель: сохранение здоровья учащихся в период обучения в школе, сформировать
необходимые навыки и умения ЗОЖ, использовать полученные знания в жизни.
малокомплектной школе.