Проблемы сохранения здоровья учащихся сельских школ.

  • Образовательные программы
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что может быть важнее здоровья? Вопрос риторический, а ответы на него – в многообразии рекламных блоков на радио, телевидении, в газетах. В океане предложений медицинских услуг и чудодейственных препаратов. В том очевидном факте, что фармацевтический бизнес оказался одним из самых прибыльных. Это свидетельство того, что в нашей забытой Богом стране важнее здоровья оказался бизнес, определяющий объём материальных благ. Ради него жертвуют здоровьем, ставят на карту жизнь, делают карьеру, продают честь, покупают должности, дают и берут взятки, отказываются от детей и родителей. Всё это факторы, определяющие неблагополучие состояния здоровья населения России, в первую очередь – неблагополучия психологического, душевного. И что самое огорчительное – эта душевная короста разъедает необратимо здоровье подрастающего поколения. И школа в этом процессе играет, увы, не самую лучшую роль. Появились факторы, которые раньше не составляли проблем для педагогов, врачей, родителей. Оценки в аттестате всё меньше отражают уровень и качество образования.
Иконка файла материала problemy_sohraneniya_zdorovya_uchashchihsya_selskih_shkol.docx
Анатольевич культуры. Автор: Добрышев Станислав  учитель физической    вера   и   надежда, Ребёнок – наше продолжение, наша любовь,   наш повседневный   труд   и   тяжёлая   работа, да,   именно   работа,   ибо   для   здоровья ребёнка надо потрудиться. Здоровье:   организма,   • • возможностями состояние полного физического, психического и социального благополучия.   характеризующееся   высокими динамично   меняющееся   состояние, адаптационными   оптимальным функционированием   систем   и   органов,   а   так   же   гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом. Что может быть важнее здоровья? Вопрос риторический, а ответы на него – в многообразии   рекламных   блоков   на   радио,   телевидении,   в   газетах.   В   океане предложений медицинских услуг и чудодейственных препаратов. В том очевидном факте, что фармацевтический бизнес оказался одним из самых прибыльных. Это свидетельство того, что в нашей забытой Богом стране важнее здоровья оказался бизнес, определяющий объём материальных благ. Ради него жертвуют здоровьем, ставят на карту жизнь, делают карьеру, продают честь, покупают должности, дают и берут взятки, отказываются от детей и родителей. Всё это факторы, определяющие неблагополучие   состояния   здоровья   населения   России,   в   первую   очередь   – неблагополучия  психологического,   душевного.  И  что  самое   огорчительное  –  эта душевная   короста   разъедает   необратимо   здоровье   подрастающего   поколения.   И школа в этом процессе играет, увы, не самую лучшую роль. Появились факторы,которые раньше не составляли проблем для педагогов, врачей, родителей. Оценки в аттестате всё меньше отражают уровень и качество образования. Действительно, зачем хорошо учиться, если поступление в Вуз зависит от финансовой возможностей семьи. Год от года возрастают учебные нагрузки, достигая уровня перегрузок. Досуг подростков всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов, Интернету и компьютерным играм. А это путь к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. О росте   числа   юных   курильщиков,   массовом   потреблении   подростками   пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится. Это приобретает массовый характер. На опасный уровень вышла проблема сексуального поведения подростков, адекватно разрешить которую воспитательные программы школы не в состоянии. Но   есть   положительные   моменты.   О   неблагополучии   здоровья подрастающего поколения стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента.   Ответственность   за   то,   что   лишь   менее   10%   школьников   можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье ухудшается, взяла   на   себя   школа.   Именно   учитель   может   сделать   для   здоровья   школьника гораздо   больше,   чем   врач.   Но,   к   сожалению   динамика   позитивных   процессов, отстаёт от роста нарастающих проблем.  Прежде чем говорить о сохранении здоровья, мы должны знать о факторах, влияющих на состояние здоровья нашего и наших учеников. Факторы, влияющие на здоровье детского населения По мнению Г. И. Царегородцева (1987) здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни, на 15­20% от окружающей среды и на столько же – от наследственности и системы здравоохранения. Можно спорить и не соглашаться с цифрами, но отрицать воздействие социальных условий нельзя. Главными чертами неблагополучия социальной действительности являются: • материальное   неблагополучие   большей   части   населения   страны   – • • • • сельских тружеников, пенсионеров, работников бюджетной сферы; развал жизни на селе: безработица, нищета, повальное пьянство; недопустимо высокий уровень беспризорных, брошенных детей; социальное неравенство, разрыв между доходами «самых богатых» и «самых бедных»; высокая   зависимость   доступа   к   качественным   медицинским   и образовательным услугам от финансовых возможностей человека; • морально­нравственная коррозия населения, пренебрежение к закону;• • духовно­культурная деградация общества; безответственность на всех уровнях. Эта   социально­психологическая   атмосфера   неблагоприятно   отражается   на психологическом здоровье, в первую очередь – подрастающего поколения. Поэтому актуальной задачей педагогических коллективов школ является помощь подросткам – особенно из проблемных семей. Одной из приоритетных форм, решающей проблему сохранения и укрепления здоровья   сельской   местности   является   физкультурно­оздоровительная.   Важно понимание того, что физическое воспитание – залог развития здорового всесторонне развитого ребёнка. Поколение  которое  мы воспитываем,  это будущее государства, и  от того какое   оно   будет   зависит   судьба   России.   Поэтому   такие   качества,   как самостоятельность, самовоспитание, самосознание, инициативность, чувство долга, организованность,   трудолюбие,   дисциплинированность,   потребность   в   здоровье   и есть   составляющие,   которые   определяют   программу   жизненного   пути   человека, способного преобразовывать, изменять и строить достойное будущее. Одиннадцать школьных лет – такой гигантский путь проходит за это время ребёнок.   Он   растёт,   развивается,   достигает   зрелого   типа   функционирования   его организм, формируется интеллект и взаимоотношение с окружающим миром. Всё это   протекает   по   закону   развития   организма.   В   эти   годы   особенно   необходима двигательная   активность,   которая   способствует   не   только   более   мягкому протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных качеств. Итак, физкультурно­оздоровительное направление: • Создаёт фундамент гармонического физического  развития, укрепления здоровья. • Позволяет   накапливать   предпосылки   для   эффективного   овладения трудовыми и военно­прикладными навыками и умениями. • Поддерживает   высокий   уровень   физической   и   умственной работоспособности,   являющейся   основой   хорошей   успеваемости   и высокой эффективности общественно­полезной деятельности. • Формирует   физически   культурную   личность,   организует   культурный   и полезный досуг детей. Цель: способствовать всестороннему гармоническому развитию детей, формировать культурную личность. Общие задачи: • укреплять здоровье, накапливать и повышать общую работоспособность;• формировать жизненно­необходимые знания, двигательные умения и навыки; совершенствовать   двигательные   психологические   и   интеллектуальные • качества   детей.   Приучить   их   к   эффективному   распределению   сил   с условиями двигательной деятельности. • Воспитывать   потребность   в   регулярных   занятиях   физическими упражнениями,   а  так   же   умение   самостоятельного   использования   средств физического воспитания; • Воспитывать высокие нравственные качества, дисциплинированность. Оздоровительная направленность предусматривает: • Совершенствовать функциональные возможности организма. • Повышать работоспособность. • Адаптировать организм человека к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды. • Компенсировать дефицит двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни. Для выполнения намеченных задач наша школа располагает хорошей спортивной базой: спортзал размером 20х40м., где размещены площадки для спортивн6ых игр, тренажёры,   имеется   необходимый   инвентарь.   Спорткомплекс   «Здоровье»,   где   я работаю учителем физической культуры, имеет методический кабинет, зал ритмики. Возле   спортзала   имеются   стандартные   площадки:   волейбольная,   баскетбольная, сектора для прыжков в длину, высоту, сектор для толкания ядра, гимнастический городок,   футбольное   поле.   За   два   года   построена   полоса   препятствий   для допризывников,   ещё   одна   волейбольная   площадка,   навес   с   теннисным   столом, перекладины для подтягивания. Спортивная   база   позволяет   укреплять   здоровье   и   детям   и   взрослым,   в течение всего года. Авторская программа, по которой я работаю, предусматривает дифференцированный подход. Программа рассчитана на 12­летнее образование с учётом 3­х уроков физкультуры  в неделю.  Третий  урок взят за счёт школьного компонента. Спортзал начинает работать в 7.30 утра с утренней зарядки, которая проводится   для   детей   интерната   и   детей   с.   Чернёво.   Основной   формой физкультурно­оздоровительного   направления   является   урок,   на   котором   в подготовительной   и   заключительной   части   даётся   акцент   на   упражнения направленные на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для улучшения зрения ит.д. Внеурочные формы занятий включают занятия в секциях по волейболу, баскетболу, футболу. Всего в спортивных секциях занимается 50 детей. Проводим   спортивные   конференции,   беседы   по   темам,   касающихсяукрепления здоровья. Дежурные классы проводят подвижные переменки с детьми начальной   школы.  Учащиеся  5­11  классов   играют  в  настольный  теннис,  учителя проводят физкультминутки на уроках. Два раза в неделю на занятия в спортзал приходят дети подготовительной группы детского садика. В каникулярное время дети играют в футбол. Хоккей, много плавают, ходят с родителями в турпоходы. Мы   вовлекаем   в   совместные   занятия   детей   и   родителей.   Проводим   матчевые встречи по волейболу, соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья». Семьи участвуют успешно в областных семейных пробегах. Так 4 октября этого года семья Паклиных из 4­х человек заняла 1­е место в беге на 1км и была награждена ценным подарком. В   начале   учебного   года   мы   планируем   спортивно­массовые   мероприятия. Многие   из   них   стали   традиционными:   Зарница,   «Тропа   здоровья»,   спортивная неделя, «К строевой годен». Наши дети успешно участвуют в районных и областных соревнованиях, занимая первые и призовые места. Физкультурно­оздоровительное воспитание   подрастающего   поколения   имеет   своё   продолжение   и   по   окончании школы. Наши выпускники успешно сдают экзамены и учатся в спортивных, военных и   военно­спортивных   Вузах,   достойно   несут   службу   в   рядах   вооружённых   сил. Каждый год мы проводим мониторинг состояния физического здоровья и развития детей и подростков нашей школы, а так же каждый месяц ведём учёт и анализ пропущенных по болезни дней. В течение года я прослеживаю рост результатов наших учащихся. В основе моей работы лежит тестирование, во время проведения которого   ребёнок   стремится   к   улучшению   своего   результата.   Рост   результатов прослеживается   в   экспериментальной   работе   «Президентские   тесты»,   где тестирование проводилось в третьей четверти каждую неделю. Особенностью моей работы является изучение здоровья ребёнка с момента его рождения. В этом мне помогают   родители   и   фельдшер.   Как   итог   этих   наблюдений   написана   работа «Здоровье   и   наши   дети»,   где   на   основе   педагогических   наблюдений,   беседы   с родителями,   врачами,   мною   дана   характеристика   детей   по   их   заболеваниям   и состоянию   семей.   Анализ   обследования   семей,   где   воспитываются   дети   нашей школы, показал, что за последние пять лет интеллектуальный уровень родителей снизился. Увеличилось количество родителей с основным и средним образованием. Это говорит о педагогической безграмотности. Всего единицы родителей с высшим образованием. Это тревожит…  Родители,   не   владея   в   достаточной   мере   знаниями   возрастных   и индивидуальных   особенностей   ребёнка,   зачастую   осуществляют   воспитание вслепую,   интуитивно,   особенно   осложнён   процесс   воспитания   в   тех   семьях,   гдепьянство, иждивенчество родителей, оказывает негативное воздействие на ребёнка. В сельских школах этот факт очевиден и является одной из проблем сохранения здоровья ребёнка. Даже в благополучных семьях дети испытывают психологическую безнадзорность, так как растёт число родителей, считающих, что их главная задача – материально обеспечить ребёнка, а воспитательная функция – прерогатива школы. Поэтому вопрос, который стоит в центре внимания – это работа с родителями по осознанию ими ответственности за воспитание и здоровье своих детей, созданию комфортной обстановки в семье, привлечение внимания к формированию здорового образа жизни. С целью решения данного вопроса на родительские собрания школы приглашается психолог. В беседах на родительских собраниях уделяется большое внимание возрастной психологии, профилактике алкоголизма и курения, здоровому питанию,   навыкам   семейного   общения.   Единицы   родителей   которых   беспокоит здоровье   своих  детей,  постоянно  консультируются   с  учителем   физкультуры   или врачом по вопросам оздоровления организма ребёнка. Десять детей нашей школы прошли обследование в областном детском диагностическом центре. У троих детей выявлена   врождённая   патология.   В   2005   году   специалистами   областного   центра лечебной физкультуры проведён осмотр детей нашей школы с 1­го по 11­й классы. В   ходе   обследования   выявлены   следующие   заболевания   у   детей:   сколиозы, желудочно­кишечные   заболевания,   нарушение   зрения,   осанки,   плоскостопие, ожирение, заболевание сердечнососудистой системы. Врачами ЛФК даны полезные рекомендации   для   родителей   и   учителей   в   работе   с   детьми,   имеющими перечисленные заболевания.  Немаловажной проблемой сохранения здоровья детей сельских школ нашего района считаю отсутствие врачебной диагностики в дошкольных учреждениях. В школу   приходят   дети   уже   с   каким­либо   недугом.   В   поликлинике   нет   полной информации заболевания детей в районе. Высокая деторождаемость в нашем районе от родителей – инвалидов, родителей с психическими расстройствами. Отсюда и дети с отставанием в физическом и умственном развитии. Разбросанность деревень и подвоз детей так же не даёт возможности посещать этим детям дополнительные занятия, секции, кружки. Отсутствие классов коррекции также является проблемой сохранения здоровья в сельской школе, т.е. в одном классе находятся дети, которые учатся   по   основной   и   специальной   программам,   что   создаёт   дискомфорт   и   для учителя, и для ребёнка. И, чего греха таить, сельские малокомплектные школы, отдалённые   от   центра   финансируются   по   остаточному   принципу.   К   этому   хочу добавить, что в техническом плане мы шагнули вперёд, а мебель, в частности парты и стулья стоят десятилетиями, не меняясь. Кроме того, как показывает статистика,у трети учителей России, не исключение и сельский учитель, характерны «кризисы», «Истощения»,   «Сгорания».   Показатель   социальной   адаптации   не   выше,   чем   у больных   неврозами.   Учителю   нужно   самому   следить   за   своим   здоровьем психическим и физическим. Это и будет успешным залогом здоровья его учащихся. Нельзя   упускать   и   тот   факт,   что   с   введением   подушевого   финансирования   в сельской школе остались работать только энтузиасты, т.к. из­за малокомплектности зарплата мизерная, жилья нет. А уж о психологе, логопеде, валеологе, медработнике сельская школа может и не мечтать.  Появившееся   в   повседневном   лексиконе   около   десяти   лет   назад   понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных   на   сохранение,   формирование   и   укрепление   здоровья   учащихся.   В какой­то   мере   направление   пришло   на   смену   валеологии,   привлекая   внимание педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Десять лет назад мы образно определяли валеологию как «науку о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы   увидеть   завтра».   По   аналогии,   использование   здоровьесберегающих технологий в школе решает задачу сохранения и укрепления здоровья учащихся, позволяя им в полной мере реализовать свои возможности быть благополучными и счастливыми и вырастить такими же своих собственных детей. Задача   педагогов   школы   –   не   дотянуть   ребёнка   до   последнего   звонка, радуясь,   что   за   эти   годы   с   ним   не   случилось   ничего   плохого,   а   полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы   она   сложилась   счастливо.   Я   хочу   предложить   схему   реализации здоровьесберегающих   технологий   в   нашей   малокомплектной   сельской   школе. Реализация представленных здоровьесберегающих технологий позволяет подойти к решению   важнейшей   задачи   воспитанию   культуры   здоровья   школьников. Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   можно   рассматривать   и   как технологическую   основу   здоровье   сберегающей   педагогики   –   одного   из   самых актуальных   образовательных   подходов,   и   как   совокупность   приёмов,   форм   и методов   организации   обучения   школьников,   без   ущерба   для   их   здоровья,   и   как качественную  характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов. В   заключении   я   хочу   сказать,   что   каждый   педагог   должен   следовать, принципу   «не   навреди»!   Поэтому   важно   не   путать   инновационную   работу   с экспериментами   на   детях.   Первое   необходимо,   а   второе   недопустимо!   Наш дружный педагогический коллектив, работая в унисон и надеясь только на себя, свои возможности, прилагает максимум усилий для решения проблемы сохраненияздоровья подрастающего поколения.   Список литературы • Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя. М.,  Просвещение, 2005 год. • Безруких М.М. и проф. Сонькина В.Д. Организация и оценка здоровье  зберегающей деятельности образовательных учреждений М., 2004 год. • Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1­5 классы,  ­М ., ВАКО, 2004 год. • Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1­4  классы, ­ М., ВАКО, 2004 год. • Косаткина В.Н., ЩеплягинаЛ.А. Здоровье: Учебно­методическое пособие  для учителей 1­11 классов. М. 2005 год • Люсько Е.М., Лежнева Ю. А. Школа здоровья Минск ,«Красико­Принт» ,  2006 год • Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и  психология здоровья в школе. – 2­е изд., АРКТИ ­2006 год. • Смирнов Н.К. Руководство по здоровье сберегающей педагогике. Технологии здоровье сберегающего образования. – М., АРКТИ, 2008 год. • Цыбин С.А. Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе.  Волгоград: Учитель,2009 год. • Шанцева Н.Н. Наш выбор – здоровье. Волгоград: Учитель,2009 год. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской Цель: сохранение здоровья учащихся в период обучения в школе, сформировать  необходимые навыки и умения ЗОЖ, использовать полученные знания в жизни. малокомплектной школе.