Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа»
имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина
|
Согласована: заместитель директора по УР ________/ Дата 29 августа 2025г.
|
Утверждена приказом директора МОБУ Усть-Ярульская сош _________/ Приказ № 301 от 29 августа 2025г.
|
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Адаптивная физкультура»
8 класс с ОВЗ
(умеренная умственная отсталость)
на 2025-2026 учебный год
Составитель: Сапожникова Светлана Николаевна
учитель коррекционных классов
с. Усть-Яруль
2025 г.
Пояснительная записка
к рабочей адаптированной программе адаптивная физкультура
для обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
8 класс ОВЗ (умеренной и тяжелой умственной отсталостью, вариант 2).
Адаптированная рабочая программа по предмету «адаптивная физкультура» для обучающихся 5- 12 классы с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ Усть-Ярульская сош составлена в соответствии с требованиями:
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.
1. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от29.12.2012
№273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
4. Устав МБОУ «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.
5. Учебный план МБОУ «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.
АООП образования (ФГОС, вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневнойжизни.
На основе АООП (ФГОС, вариант 2) образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе рекомендации ФГОС, заключения ПМПК и программно– методических материалов под редакцией И.М. Бгажноковой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ,- Москва
«Просвещение» 2011г.
Исходя из психологических особенностей и рекомендаций ПМПК коррекционная направленность реализуются в следующих направлениях:
- коррекция недоразвития моторных функций: развитие координации движений рук и ног, фиксации глаз на движениях рук, дифференциация движения пальцев, регуляция мышечных усилий и т.д.;
- коррекция недостатков мыслительной и познавательной деятельности в процессе ориентировки заданий, планирования хода работы и контроля;
- повышение познавательной активности школьников: развитие пространственно- временной ориентировки и представлений, наблюдательности, расширение и активизация словарного запаса и связной речи, внимания и воображения;
- компенсация недоразвития эмоционально- волевой сферы, формирование адекватной реакции на неудачи, побуждение к самостоятельному преодолению трудностей, принятие помощи учителя и т.д.
Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы составляют 12 лет.
Целью программы является: Всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к физической культуре и спорту;
− овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
− коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности);
− воспитание нравственных качеств и свойств личности;
− содействие военно- патриотической подготовке.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе определяет следующие задачи:
Задачи учебного предмета:
− формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;
− формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и другие;
− развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
− формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м;
− формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с полного разбега;
− формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
− совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений;
− совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке;
− формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и корригирующие упражнения в определенном ритме;
− совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия;
− совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами;
− формирование мотивации к здоровому образу жизни;
− совершенствование техники и приемов в спортивных играх.
Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка»,
«Спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
− беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
− выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
− выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
− самостоятельное выполнение упражнений;
− занятия в тренирующем режиме;
− развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Обучение по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие его потенциальных возможностей.
В этот период применяется большое количество разнообразных методических приемов, содействующих направленному развитию двигательных возможностей подростков. В связи с увеличением индивидуальных различий обучающихся дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений.
В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания.
При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.
Содержание разделов
|
№ |
Название раздела |
Количество часов |
Контрольные работы (количество) |
|
1 |
Знания о физической культуре |
В процессе обучения |
|
|
2 |
Гимнастика |
14 |
|
|
3 |
Легкая атлетика |
20 |
|
|
4 |
Лыжная подготовка |
16 |
|
|
5 |
Спортивные игры |
18 |
|
|
|
Итого: |
68 |
|
С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки проводятся занятия на открытом воздухе: гимнастика, легкая атлетика, игры; катание на коньках.
Учебным план рассчитан: 8 класс - в год 34 недель в объеме 2 часа в неделю - 68 часов
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Адаптивная Физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
- педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитание физических качеств, современные формы построения занятий и систем, занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
-содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениям.
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
- управлять своими эмоциями;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическим упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарѐм и оборудованием.
- координационные способности не ниже среднего уровня;
- двигательные умения, навыки и способности в метаниях на дальность и на меткость, в гимнастических и акробатических упражнениях, в спортивных играх.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя тольк качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является
способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребѐнка по итогам учебного года
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено.
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.
При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или
невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке
сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Оценка по предмету «Адаптивная физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися умениями и результатом, строго индивидуально.
1. Как должен одеваться ученик на занятия физкультурой;
2. Что значит «шеренга», «колонна», «круг»;
3. Правила поведения в спортивном зале;
4. Что такое ходьба, бег, прыжки, метание;
5. Правила поведения во время подвижных игр;
1. Выполнять команду «Становись!»
2. Строиться в шеренгу, в колонну
3. Держать мячи, обручи
4. Выполнять инструкции и команды учителя
5. Ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по гимнастической скамейке, выполнять ОРУ
6. Чередовать ходьбу с бегом
7. Подпрыгивать на одной и двух ногах
8. Метать мячи одной рукой с места
9. Мягко приземляться при прыжках
10. Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя
Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (3 кг) из-за головы обеими руками из положения, сидя ноги врозь. Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае
Календарно-тематическое планирование в 8 классе (68часов)
|
№ |
Кол. часов |
Дата |
Тема предмета |
Программное содержание |
Дифференциация видов деятельности |
|
|||||||||
|
|
План |
Факт |
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
|
||||||||||
|
Легкая атлетика– 8 часов |
|
||||||||||||||
|
1 |
1 |
03.09 |
|
Инструктаж по техники безопасности на уроках легкой атлетики. Бег с переменной скоростью до 5 мин
|
Беседа по техники безопасности на занятиях легкой атлетикой. Выполнение упражнений в ходьбе в определенном темпе с выполнением заданий. Определение значимости развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности человека. Выполнение ходьбы с заданиями. Выполнение бега легко и свободно, не задерживая дыхание. |
Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики, обосновывают значимость развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности и жизни человека (при необходимости, с помощью учителя, по наводящим вопросам). Выполняют ходьбу с заданиями. Выполняют бег с переменной скоростью до 4 мин. |
Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики обосновывают значимость развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности и жизни человека. Выполняют ходьбу с заданиями. Выполняют бег с переменной скоростью до 5 мин. |
|
|||||||
|
2 |
1 |
05.09 |
|
Медленный бег с преодолением препятствий |
Выполнение упражнений в ходьбе в определенном темпе с выполнением заданий. Выполнение запрыгивания на препятствие. Метание мяча в вертикальную цель |
Выполняют ходьбу с заданиями по инструкции учителя. Выполняют бег с преодолением препятствий (высота 10-30 см). Выполняют метание мяча в вертикальную цель |
Выполняют ходьбу с заданиями. Выполняют бег с преодолением препятствий (высота 30-40 см). Выполняют метание мяча в вертикальную цель |
|
|||||||
|
3 |
1 |
10.09 |
|
Запрыгивание на препятствие высотой до 50 - 60 см |
Выполнение бега на отрезке с ускорением 30 м. Выполнение запрыгивания на препятствие. Выполнение метания мяча на дальность из-за головы через плечо |
Выполняют бег. Запрыгивают и спрыгивают с препятствия до 50 см. Выполняют метания мяча на дальность из-за головы через плечо с места |
Запрыгивают на препятствие высотой 60 см. Выполняют метания мяча на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов с разбега |
|
|||||||
|
4 |
1 |
12.09 |
|
Бег на отрезках до 30 м. Беговые упражнения |
Выполнение беговых упражнений и последовательности их выполнения. Выполнение беговых упражнений, быстрого бега на отрезках. Метание мяча на дальность |
Выполняют беговые упражнения, бегут с ускорением на отрезках до 30 м -1 раз. Выполняют метания мяча на дальность с места |
Выполняют беговые упражнения, бегут с ускорением на отрезках до 30 м -2-3 раза. Выполняют метания мяча на дальность |
|
|||||||
|
5 |
1 |
17.09 |
|
Равномерный бег 500 м |
Выполнение специально- беговых упражнений. Выполнение бега на средние дистанции, распределяя свои силы в беге на дистанции. Метание мяча на дальность |
Выполняют беговые упражнения. Выполняют кроссовый бег до 300 м (допускается смешанное передвижение). Метание мяча на дальность |
Выполняют беговые упражнения. Выполняют кроссовый бег до 300 м (девочки), на дистанцию 500 м (мальчики). Метание мяча на дальность |
|
|||||||
|
6 |
1 |
19.09 |
|
Метание набивного мяча (2-3 кг) двумя руками снизу, из-за головы, через голову |
Выполнение специально- беговых упражнений. Выполнение бега 60 м с ускорением и на время. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища |
Выполняют специально-беговые упражнения. Бегут 60 м с ускорением и на время. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 1-2 кг) |
Выполняют специально- беговые упражнения. Бегут 60 м с ускорением и на время. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 2-3 кг). |
|
|||||||
|
7 |
1 |
24.09 |
|
Бег на короткую дистанцию 60 м низкого старта |
Выполнение специально- беговых упражнений. Освоение понятия низкий старт. Демонстрирование техники стартового разгона, переходящего в бег по дистанции. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища |
Выполняют специально-беговые упражнения. Начинают бег с низкого старта на 60 м. Бросают набивной мяч из различных исходных положений ( весом 1-2 кг) |
Выполняют специально- беговые упражнения. Начинают бег с низкого старта на 80 м. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 2- 3 кг) |
|
|||||||
|
8 |
1 |
26.09 |
|
Бег с низкого старта на дистанции 60- 80 м |
Выполнение специально- беговых упражнений. Освоение понятия низкий старт. Демонстрирование техники стартового разгона, переходящего в бег по дистанции. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища |
Выполняют специально-беговые упражнения. Начинают бег с низкого старта на 60 м. Бросают набивной мяч из различных исходных положений ( весом 1-2 кг) |
Выполняют специально- беговые упражнения. Начинают бег с низкого старта на 80 м. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 2- 3 кг) |
|
|||||||
|
Спортивные игры – 10 часов |
|
||||||||||||||
|
9 |
1 |
01.10 |
|
Инструктаж по ТБ на уроках спортивных играх. Ведение мяча с изменением направления |
Беседа по ТБ, санитарно- гигиенические требования к занятиям баскетболом, права и обязанности игроков на площадке, предупреждение травматизма. Выполнение стойки баскетболиста, передачи мяча двумя руками от груди с шагом навстречу друг другу. Выполнение ведения мяча на месте и в движении. Выполнение ведения мяча с изменением направлений |
Отвечают на вопросы по прослушанному материалу с опорой на визуальный план (с использованием системы игровых, сенсорных поощрений). Останавливаются по сигналу учителя, выполняют повороты на месте с мячом в руках, передают и ловят мяч двумя руками от груди в парах на месте (на основе образца учителя). Ведут мяч одной рукой на месте и в движении шагом. Выполняют ведение мяча с изменением направлений (без обводки и с обводкой) |
Отвечают на вопросы по прослушанному материалу. Останавливаются по сигналу учителя, выполняют повороты на месте с мячом в руках, передают и ловят мяч двумя руками от груди в парах (на основе образца учителя). Ведут мяч одной рукой на месте и в движении шагом Выполняют повороты в движении без мяча и после получения мяча в движении |
|
|||||||
|
10 |
1 |
03.10 |
|
Ведение мяча с изменением направления |
|
||||||||||
|
11 |
1 |
008.10 |
|
Ведение мяча с обводкой препятствий |
Выполнение передвижений без мяча, остановку шагом. Выполнение ведения мяча с обводкой условных противников. Выполнение передачи мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед |
Выполняют передвижение без мяча, остановку шагом. Выполняют ведение мяча с обводкой условных противников. Выполняют передачу мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед |
Выполняют передвижение без мяча, остановку шагом. Выполняют ведение мяча с обводкой условных противников Выполняют передачу мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед |
||||||||
|
12 |
1 |
10.10 |
|
Ведение мяча с обводкой препятствий |
|||||||||||
|
13 |
1 |
15.10 |
|
Бросок мяча по корзине одной рукой от головы |
Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парах, тройках в движении. Выполнение бросков по корзине одной рукой от головы с места, демонстрирование элементов техники баскетбола |
Передают мяч с продвижением вперед двумя руками и бросают мяч в корзину одной рукой от головы с места после инструкции учителя |
Передают мяч двумя и одной рукой в парах, тройках, с продвижением вперед и бросают мяч в корзину одной рукой от головы с места |
||||||||
|
14 |
1 |
17.10 |
|
Штрафной бросок |
Совершенствование бросков мяча по корзине. Освоение правил игры и штрафного броска. Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парах, тройках в движении. Выполнение бросков по корзине двумя руками от груди с места. |
Осваивают правила игры и штрафного броска. Передают мяч с продвижением вперед двумя руками и бросают мяч в корзину двумя руками от груди с места после инструкции учителя |
Осваивают правила игры и штрафного броска. Передают мяч двумя и одной рукой в парах, тройках, с продвижением вперед и бросают мяч в корзину двумя руками от груди с места |
||||||||
|
15 |
1 |
22.10 |
|
Вырывание и выбивание мяча |
Освоение способов вырывания и выбивания мяча с демонстрацией учителем. Выполнение вырывание, выбивание, ловлю, передачу и ведения мяча в парах |
Осваивают способы вырывания и выбивания мяча по инструкции и показу учителем. Выполняют упражнения в парах после инструкции учителя и ориентируясь на образец |
Осваивают способы вырывания и выбивания мяча. Выполняют упражнения в парах |
||||||||
|
16 |
1 |
24.10 |
|
Вырывание и выбивание мяча |
|
выполнения обучающимися из более сильной группы |
|
||||||||
|
17 |
1 |
05.11 |
|
Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным правилам |
Выполнение упражнений с набивными мячами: броски мяча с близкого расстояния, с разных позиций и расстояния. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо. Учебная игра по упрощенным правилам |
Выполняют упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают, подбирают мяч в процессе учебной игры |
Выполняют упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают, подбирают мяч в процессе учебной игры |
||||||||
|
18 |
1 |
07.11 |
|
Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным правилам |
|||||||||||
|
Гимнастика - 14 часов |
|
||||||||||||||
|
19 |
1 |
12.11 |
|
Перестроение из колонны по одному в колонну по два (на месте). |
Выполнение строевых действий согласно расчету и команде. Освоение перестроения из колонны по одному в колонну по два и по три на месте. Тренировочные упражнения сочетание ходьбы и бега в колонне. Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение прыжков через скакалку на месте в равномерном темпе |
Выполняют строевые действия под щадящий счёт. Сочетают ходьбу и бег в колонне. Выполняют упражнения со скакалкой. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух ногах произвольным способом |
Выполняют строевые действия. Сочетают ходьбу и бег в колонне. Выполняют упражнения со скакалкой. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом |
|
|||||||
|
20 |
1 |
14.11 |
|
Повороты направо, налево, кругом (переступанием). Упражнения на равновесие |
Ориентирование в пространстве, сохранение равновесия при движении по скамейке. Выполнение перестроений на месте. Прыжки через скакалку на одной, двух ногах |
Выполняют строевые действия под щадящий счёт. Выполняют перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три на месте. Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с различными положениями рук. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух ногах произвольным способом |
Выполняют строевые действия. Выполняют перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три на месте. Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с различными положениями рук. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом |
|
||||||||
|
21 |
1 |
19.11 |
|
Упражнения на преодоление сопротивления |
Выполнение строевых действий и команд. Тренировочные упражнения на изменение скорости передвижения при ходьбе/ беге. Выполнение упражнений на преодоление сопротивления |
Выполняют строевые команды и действия под щадящий счёт. Изменяют скорость передвижения при ходьбе/ беге. Выполняют упражнений на преодоление сопротивления меньшее количество раз |
Выполняют строевые команды и действия. Изменяют скорость передвижения при ходьбе/ беге. Выполняют упражнений на преодоление сопротивления |
|
||||||||
|
22 |
1 |
21.11 |
|
Упражнения на развитие ориентации в пространстве |
Выполнение ходьбы «змейкой», «противоходом». Выполнение упражнений со сложенной скакалкой в различных исходных положениях, прыжки через скакалку на двух и одной ноге. |
Выполняют ходьбу «змейкой», «противоходом». Выполняют комплекс упражнений со скакалкой меньшее количество раз. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух ногах произвольным способом |
Выполняют ходьбу «змейкой», «противоходом». Выполняют комплекс упражнений со скакалкой. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом |
|
||||||||
|
23 |
1 |
26.11 |
|
Упражнения на укрепление мышц туловища, рук и ног |
Выполнение фигурной маршировки. Выполнение упражнений на укрепление мышц туловища, рук и ног |
Выполняют фигурную маршировку за другим учащимся, ориентируясь на образец выполнения впереди идущего учащегося. Выполняют упражнения с дифференцированной помощью учителя |
Выполняют фигурную маршировку. Выполняют переноску, передачу мяча сидя, лежа в различных направлениях. Выполняют упражнения по показу |
|
||||||||
|
24 |
1 |
28.11 |
|
Упражнения с сопротивлением |
Выполнение упражнений с элементами единоборств, сохранение равновесия при движении на скамейке |
Выполняют упражнения на равновесие на скамейке: повороты с различными движениями рук, с хлопками под ногой, повороты на носках, прыжки с продвижением вперед ( на полу), комплекс упражнений с сопротивлением (3-5 упражнений) |
Выполняют упражнения на равновесие на скамейке: повороты с различными движениями рук, с хлопками под ногой, повороты на носках, прыжки с продвижением вперед ( на полу), комплекс упражнений с сопротивлением |
|
||||||||
|
25 |
1 |
03.12 |
|
Упражнения с гимнастическими палками |
Согласование движения палки с движениями туловища, ног. Составление и выполнение комбинации на скамейке |
Выполняют 4-6 упражнений с гимнастической палкой. Выполняют доступные упражнения на равновесие |
Составляют и демонстрируют комбинацию на скамейке. Выполняют упражнения с гимнастической палкой |
|
||||||||
|
26 |
1 |
05.12 |
|
Опорный прыжок |
Выполнение прыжка согнув ноги через козла, коня в ширину. Преодоление нескольких препятствий различными способами |
Выполняют наскок в стойку на коленях. Преодолевают несколько препятствий с помощью учителя ( по возможности) |
Выполняют опорный прыжок ноги врозь через козла, коня в ширину с помощью учителя. Преодолевают несколько препятствий |
|
||||||||
|
27 |
1 |
17.12 |
|
Опорный прыжок |
|
|||||||||||
|
28 |
1 |
19.12 |
|
Упражнения для формирования правильной осанки |
Переноска 2- 3 набивных мячей весом до 7-8 кг. Переноска гимнастического коня и козла, матов на расстояние до 15 м. Выполнение прыжка согнув ноги через козла, коня в ширину. |
Выполняют наскок в стойку на коленях. Переносят 1- 2 набивных мячей весом до 5-6 кг. Переносят гимнастического коня и козла, маты на расстояние до 10 м. |
Выполняют опорный прыжок ноги врозь через козла, коня в ширину с помощью учителя. Переносят 2- 3 набивных мячей весом до 7-8 кг. Переносят гимнастического коня и козла, маты на расстояние до 15 м. |
|
||||||||
|
29 |
1 |
24.12 |
|
Упражнения со скакалками |
Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение прыжковых упражнений с точностью прыжка |
Выполняют упражнения со скакалкой после обучающей помощи учителя. Выполняют прыжковые упражнения под контролем учителя |
Выполняют упражнения со скакалкой по показу и инструкции учителя. Выполняют прыжковые упражнения после инструкции |
|
||||||||
|
30 |
1 |
26.12 |
|
Упражнения с гантелями |
Выполнение упражнений с гантелями. Выполнение прыжковых упражнений с точностью прыжка |
Выполняют упражнения с гантелями меньшее количество повторений. Выполняют прыжковые упражнения под контролем учителя |
Выполняют упражнения с гантелями. Выполняют прыжковые упражнения после инструкции |
|
||||||||
|
31 |
1 |
14.01 |
|
Упражнения для развития пространственно- временной дифференцировки и точности движений |
Выполнение построения в колонну по два, соблюдая заданное расстояние. Выполнение прыжка в длину с места на заданное расстояние без предварительной отметки. Передача набивного мяча сидя, стоя из одной руки в другую над головой |
Выполняют построение в колонну по два, соблюдая заданное расстояние (по ориентирам). Прыгают в длину с места на заданное расстояние с предварительной отметки. Передают набивной мяч сидя, стоя из одной руки в другую над головой меньшее количество повторений |
Выполняют построение в колонну по два, соблюдая заданное расстояние. Прыгают в длину с места на заданное расстояние без предварительной отметки. Передают набивной мяч сидя, стоя из одной руки в другую над головой |
|
||||||||
|
32 |
1 |
16.01 |
|
Упражнения для развития пространственно- временной дифференцировки и точности движений |
|
|||||||||||
|
Лыжная подготовка – 16 часов |
|
|||||||||||||||
|
33 |
1 |
21.01 |
|
Одновременный одно шажный ход |
Выполнение строевых действий с лыжами. Беседа о технике безопасности во время передвижений с лыжами под рукой и на плече. Освоение техники одновременного одношажного хода Передвижение одновременным одношажным ходом по лыжне. |
Смотрят показ с объяснением. Совершенствуют технику выполнения строевых команд и приемов. Смотрят показ с объяснением техники одновременного одношажного хода и выполняют передвижение на лыжах |
Смотрят показ с объяснением. Совершенствуют технику выполнения строевых команд и приемов. Смотрят показ с объяснением техники одновременного одношажного хода и выполняют передвижение на лыжах |
|
||||||||
|
34 |
1 |
23.01 |
|
Одновременный одно шажный ход |
|
|||||||||||
|
35 |
1 |
28.01 |
|
Коньковый ход |
Освоение техники конькового хода с последующей демонстрацией. Выполнение техники передвижения коньковым ходом на короткой дистанции 100-150 метров. |
Смотрят показ с объяснением. Осваивают технику передвижения коньковым ходом на короткой дистанции 100-150 метров по возможности. |
Смотрят показ с объяснением. Осваивают технику передвижения коньковым ходом на короткой дистанции 100- 150 метров. |
|
||||||||
|
36 |
1 |
30.01 |
|
Коньковый ход |
|
|||||||||||
|
37 |
1 |
04.02 |
|
Торможение и поворот «плугом» |
Освоение способа торможения на лыжах. Демонстрация способа торможения «плугом». Выполнение торможения «плугом» на дистанции 100м после разбега. Выполнение передвижения комбинированными способами ходов. |
Смотрят показ с объяснением. Осваивают технику торможения «плугом» после инструкции и неоднократного показа учителем. Выполняют разбег на короткой дистанции с торможением по очереди ориентируясь на образец выполнения обучающимися из 2 группы. |
Смотрят показ с объяснение техники выполнения торможения. Осваивают технику торможения «плугом». Выполняют комбинированное торможение лыжами и палками. Выполняют разбег на короткой дистанции с торможением по очереди |
|
||||||||
|
38 |
1 |
06.02 |
|
Комбинированное торможение лыжами и палками |
Совершенствование различных способов торможения на лыжах. Передвижение коньковым ходом |
Совершенствуют различные способы торможение лыжами и палками (по возможности). Выполняют передвижение коньковым ходом по возможности (по возможности) |
Совершенствуют различные способы торможение лыжами и палками. Выполняют передвижение коньковым ходом по возможности |
|
||||||||
|
39 |
1 |
11.02 |
|
Игра «Гонка на выбывание» |
Освоение техники изученных способов передвижения в игровой деятельности |
Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах (по возможности) |
Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах по инструкции учителя |
|
||||||||
|
40 |
1 |
13.02 |
|
Игра «Гонка на выбывание» |
|
|||||||||||
|
41 |
1 |
18.02 |
|
Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м |
Тренировочные упражнения на комбинированное торможение на лыжах. Прохождение на лыжах отрезков на скорость |
Осваивают комбинированное торможение лыжами и палками (по возможности). Передвигаются в быстром темпе на отрезке от 30- 40 м |
Выполняют комбинированное торможение лыжами и палками. Передвигаются в быстром темпе на отрезке от 40- 60 м. |
|
||||||||
|
42 |
1 |
20.02 |
|
Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м |
|
|||||||||||
|
43 |
1 |
25.02 |
|
Повторное передвижение в быстром темпе по кругу 100-150 м |
Выполнение поворота махом на лыжах. Сохранение равновесия при спуске со склона в высокой стойке, закрепление изученной техники подъема |
Выполняют поворот махом на месте на лыжах по инструкции и показа учителя. Проходят на скорость отрезок на время от 100- 150 м (девочки- 1 раз, мальчики- 2 раза) |
Выполняют поворот махом на месте на лыжах. Проходят на скорость отрезок на время от 100- 150 м (девочки- 3-5 раз, мальчики- 5-7 раз) |
|
||||||||
|
44 |
1 |
27.02 |
|
Повторное передвижение в быстром темпе по кругу 100-150 м |
|
|||||||||||
|
45 |
1 |
04.03 |
|
Игры на лыжах: «Пятнашки простые», «Самый меткий» |
Совершенствование техники передвижения без палок, развитие ловкости в играх на лыжах |
Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах (по возможности) |
Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах |
|
||||||||
|
46 |
1 |
06.03 |
|
Игры на лыжах : «Переставь флажок», «Попади в круг», «Кто быстрее», «Следи за сигналом» |
Освоение техники изученных способов передвижения в игровой деятельности |
Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах (по возможности) |
Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах по инструкции учителя |
|
||||||||
|
47 |
1 |
11.03 |
|
Прохождение на лыжах за урок от 1 до 2 км |
Прохождение дистанции на лыжах за урок |
Проходят дистанцию без учета времени 1 км |
Проходят дистанцию без учета времени 2 км |
|
||||||||
|
48 |
1 |
13.03 |
|
Прохождение на лыжах за урок от 1 до 2 км |
|
|||||||||||
|
Спортивные игры- 8 часов |
||||||||||||||||
|
49 |
1 |
18.03 |
|
Инструктаж по технике безопасности на уроках по спортивным играм. |
Беседа по технике безопасности, санитарно- гигиенические требования к занятиям волейболом, права и обязанности игроков на площадке, предупреждение травматизма. |
Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики. Выполняют ходьбу в определённом темпе. Выполняют упражнения (3-4 вида) в ходьбе с заданиями по инструкции учителя |
Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики. Выполняют ходьбу в определённом темпе. Выполняют упражнения (4-6 видов) в ходьбе с заданиями по инструкции учителя |
|
||||||||
|
50 |
1 |
20.03 |
|
Передача мяча сверху и снизу двумя руками на месте в волейболе |
Выполнение техники передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте |
Выполняют ходьбу в определённом темпе. Выполняют упражнения (3-4 вида) в ходьбе с заданиями по инструкции учителя. Выполняют прием и передачу мяча снизу и сверху, передачу двумя руками на месте (по возможности) |
Выполняют упражнения (4-6 видов) в ходьбе с заданиями по инструкции учителя. Выполняют прием и передачу мяча снизу и сверху, передачу двумя руками на месте |
|
||||||||
|
51 |
1 |
25.03 |
|
Нижняя прямая подача |
Совершенствование техники нижней прямой подачи. Совершенствование стойки во время выполнения нижней прямой подачи. Совершенствование техники нижней прямой подачи |
Выполняют техники нижней прямой подачи по инструкции учителя. Выполняют стойку во время нижней прямой подачи по неоднократной инструкции и показу учителя. Выполнение нижней прямой подачи по инструкции учителя |
Выполняют техники нижней прямой подачи по инструкции учителя. Выполняют стойку во время нижней прямой подачи по неоднократной. Выполнение нижней прямой подачи |
|
52 |
1 |
27.03 |
|
Верхняя прямая подача |
Определение способов подачи мяча в волейболе. Совершенствование техники нижней прямой подачи. Освоение техники стойки во время выполнения верхней прямой подачи. Выполнение верхней прямой подачи |
Смотрят показ с объяснением технике правильного выполнения верхней прямой подачи. Определяют способы подачи мяча в волейболе. Выполняют техники верхней прямой подачи по инструкции учителя. Выполняют стойку во время верхней прямой подачи по неоднократной инструкции и показу учителя. Выполнение верхней прямой подачи по инструкции учителя и ориентируясь на образец выполнения обучающимися из более сильной группы |
Смотрят показ с объяснением технике правильного выполнения верхней прямой подачи. Определяют способы подачи мяча в волейболе. Выполняют техники верхней прямой подачи по инструкции учителя. Выполняют стойку во время верхней прямой подачи по неоднократной. Выполнение верхней прямой подачи |
|
53 |
1 |
08.04 |
|
Прием мяча снизу в две руки |
Освоение техники приема мяча в две руки. Демонстрация приема мяча снизу. Выполнение верхней прямой подачи группами с приемом мяча по очереди. |
Осваивают технику приема мяча в две руки. Смотрят показ с объяснением технике правильного выполнения техники приема мяча в две руки. Выполнение верхней прямой |
Осваивают технику приема мяча в две руки. Смотрят показ с объяснением технике правильного выполнения техники приема мяча в две руки. |
|
|
|
|
|
|
Выполнение техники приема мяча снизу двумя руками. |
подачи группами с приемом мяча по очереди по возможности, ориентируясь на образец показа учителем. Выполнение техники приема мяча снизу двумя руками по инструкции и показу учителя. |
Выполнение верхней прямой подачи группами с приемом мяча по очереди. Выполнение техники приема мяча снизу двумя руками. |
|
54 |
1 |
10.04 |
|
Прием мяча снизу в две руки |
|||
|
55 |
1 |
15.04 |
|
Прыжки с места и с шага в высоту и длину (2-3 серии прыжков по 5-10 прыжков за урок). Учебная игра в волейбол |
Сочетание работу рук, ног в прыжках у сетки. Закрепление правил перехода по площадке. Выполнение игровые действий соблюдая правила игры |
Прыгают вверх с места и с шага, у сетки (1-2 серии прыжков по 5- 5 прыжков за урок). Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру ( по возможности) |
Прыгают вверх с места и с шага, у сетки. Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру |
|
56 |
1 |
17.04 |
|
Прыжки с места и с шага в высоту и длину (2-3 серии прыжков по 5-10 прыжков за урок). |
Сочетание работу рук, ног в прыжках у сетки. Закрепление правил перехода по площадке. Выполнение игровые действий соблюдая правила игры |
Прыгают вверх с места и с шага, у сетки (1-2 серии прыжков по 5- 5 прыжков за урок). Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру ( по возможности) |
Прыгают вверх с места и с шага, у сетки. Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру |
|
Легкая атлетика – 12 часов |
|||||||
|
57 |
1 |
22.04 |
|
Бег на короткую дистанцию |
Выполнение ходьбы группами наперегонки. Выполнение перепрыгиваний через набивные мячи Выполнение бега с высокого старта, стартовый разбега и старта из различных исходных положений. Выполнение метания мяча в пол на дальность отскока |
Выполняют ходьбу группами наперегонки. Выполняют перепрыгивания через набивные мячи (расстояние 80-100см, длина 4 метра). Выполняют бег с высокого старта, стартовый разбега и старта из различных исходных положений. Выполняют метание мяча в пол на дальность отскока |
Выполняют эстафетный бег (по кругу 60 м) с правильной передачей эстафетной палочки. Выполняют перепрыгивания через набивные мячи (расстояние 80-100см, длина 5 метров). Выполняют бег с низкого старта, стартовый разбега и старта из различных исходных положений. Выполняют метание мяча в пол на дальность отскока |
|
58 |
1 |
24.04 |
|
Бег на среднюю дистанцию (400 м) |
Выполнение ходьбы на отрезках от 100 до 200 м. Выполнение бега на среднюю дистанцию. Выполнение метания малого мяча на дальность с места (коридор 10 м) |
Проходят отрезки от 100 до 200 м. Выполняют кроссовый бег на дистанцию 200м. Выполняют метание малого мяча на дальность с места (коридор 10м) |
Проходят отрезки от 100 до 200 м. Выполняют кроссовый бег на дистанцию 400м. Выполняют метание малого мяча на дальность с 3 шагов разбега (коридор 10м) |
|
59 |
1 |
29.04 |
|
Прыжок в длину с полного разбега |
Выполнение бега 60 м с ускорением и на время. Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Выполнение метания на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега |
Бегут 60 м с ускорением и на время. Выполняют прыжок в длину с 3-5 шагов разбега. Выполняют метание на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега |
Бегут 60 м с ускорением и на время. Выполняют прыжок в длину с полного разбега. Выполняют метание на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега |
|
60 |
1 |
06.05 |
|
Прыжок в длину с полного разбега |
|||
|
61 |
1 |
08.05 |
|
Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг с места на дальность |
Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Толкание набивного мяча на дальность |
Выполняют прыжок в длину с 3- 5 шагов разбега. Смотрят показ с объяснением техники толкания набивного мяча весом до 2 кг. Толкают набивной мяч меньшее количество раз |
Выполняют прыжок в длину с полного разбега. Смотрят показ с объяснением техники толкания набивного мяча весом до 2 кг. Толкают набивной мяч весом до 3 кг |
|
62 |
1 |
13.05 |
|
Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м |
Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза. Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м |
Выполнение бега на дистанции 40 м (2-4 раза) за урок, на 60м – 1 раз. Выполняют прыжок в длину с 3- 5 шагов разбега. Выполняют метание малого мяча на дальность с места ( коридор 10 м) |
Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза. Выполняют прыжок в длину с полного разбега. Выполняют метание малого мяча на дальность с полного разбега ( коридор 10 м) |
|
63 |
1 |
15.05 |
|
Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м |
Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза. Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м |
Выполнение бега на дистанции 40 м (2-4 раза) за урок, на 60м – 1 раз. Выполняют прыжок в длину с 3- 5 шагов разбега. Выполняют метание малого мяча на дальность с места ( коридор 10 м)
|
Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза. Выполняют прыжок в длину с полного разбега. |
|
64 |
1 |
20.05 |
|
Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага |
Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага. Метание мяча с полного разбега на дальность в коридор 10 м |
Идут на скорость 10-15 мин. в различном темпе с изменением шага. Осваивают метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м) |
Выполняют метание малого мяча на дальность с полного разбега ( коридор 10 м) Идут на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага. Выполняют метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м) |
|
65 |
1 |
22.05 |
|
Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага |
Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага. Метание мяча с полного разбега на дальность в коридор 10 м Выполнение специально- беговых упражнений. Освоение техники передачи эстафетной палочки. Выполнение эстафетного бега |
Идут на скорость 10-15 мин. в различном темпе с изменением шага. Осваивают метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м) Демонстрируют выполнение специально- беговых упражнений. Выполняют эстафетный бег с этапами до 30 м |
Идут на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага. Выполняют метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м) Выполняют специально- беговые упражнения. Пробегают эстафету (4 * 60 м) |
|
66 |
1 |
27.05 |
|
Эстафета 4*60 м |
|||
|
67 |
1 |
29.05 |
|
Эстафета 4*60 м |
Выполнение специально- беговых упражнений. Освоение техники передачи эстафетной палочки. Выполнение эстафетного бега Выполнение специально- беговых упражнений. Закрепление тактики бега на длинной дистанции. |
Демонстрируют выполнение специально- беговых упражнений. Выполняют эстафетный бег с этапами до 30 м Демонстрируют выполнение специально- беговых упражнений. Бегут кросс на дистанции 1,5 км |
Выполняют специально- беговые упражнения. Пробегают эстафету (4 * 60 м) Выполняют специально- беговые упражнения. Бегут кросс на дистанции 2 км |
|
68 |
1 |
|
|
Кроссовый бег до 2000 м |
|||
|
Итого
|
68 часов |
|
|
|
|
||
Учебно – методическое обеспечение
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС (вариант 2)
2. Примерные рабочие программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
3. Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.
4. Мозговой В.М. Формирование спортивных двигательных умений у умственно отсталых школьников 11 – 16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям. – М. 2019
5 .Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. - Красноярск, 2009
6 .Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. – М.: Просвещение, 2000
7 .Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. – Киев: Радяньска школа, 1966
8. Правдов М.А. Уроки физической культуры 1 – 4. Развивающее коррекционное обучение. М.:Илекса, 2009
9. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе. М.:Учебная литература, 1977
10. . Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Зав. редакцией Воскресенская Г.Н. – М.:Просвещение, 2019
11. .Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. Дмитриев А.А., Жуковин И.Ю. , Веневцев С.И. – М.: Просвещение, 2006.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.