Адаптивная рабочая программа по адаптивной физкультуре для обучающихся 8 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями развития ( вариант 2)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 24.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исходя из психологических особенностей и рекомендаций ПМПК коррекционная направленность реализуются в следующих направлениях: - коррекция недоразвития моторных функций: развитие координации движений рук и ног, фиксации глаз на движениях рук, дифференциация движения пальцев, регуляция мышечных усилий и т.д.; - коррекция недостатков мыслительной и познавательной деятельности в процессе ориентировки заданий, планирования хода работы и контроля; - повышение познавательной активности школьников: развитие пространственно- временной ориентировки и представлений, наблюдательности, расширение и активизация словарного запаса и связной речи, внимания и воображения; - компенсация недоразвития эмоционально- волевой сферы, формирование адекватной реакции на неудачи, побуждение к самостоятельному преодолению трудностей, принятие помощи учителя и т.д.
Иконка файла материала Рабочая адаптивная программа по Адаптивной физкультуре 8 кл ОВЗ 25-26 Г.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа»

 имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина

 

 

Согласована:

  заместитель директора по УР

________/

Дата 29 августа 2025г.

 

 

 

 

Утверждена приказом

директора МОБУ Усть-Ярульская сош

_________/

Приказ № 301 от 29 августа 2025г.

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Адаптивная физкультура»

8 класс с ОВЗ

 (умеренная умственная отсталость)

 

на 2025-2026 учебный год

 

 

 

Составитель: Сапожникова Светлана Николаевна

учитель коррекционных классов

 

 

с. Усть-Яруль

2025 г.

Пояснительная записка

 

к рабочей адаптированной программе адаптивная физкультура

для обучения детей с умеренной и тяжелой  умственной отсталостью

8 класс ОВЗ  (умеренной и  тяжелой  умственной отсталостью, вариант 2).

 

Адаптированная рабочая программа по предмету «адаптивная физкультура» для обучающихся 5- 12 классы с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ Усть-Ярульская сош составлена в соответствии с требованиями:

- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.

1.      Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от29.12.2012

№273-ФЗ.

 

2.      Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями).

 

3.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

 

4.      Устав МБОУ «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.

 

5.      Учебный план МБОУ  «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.

 

АООП образования (ФГОС, вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневнойжизни.

На основе АООП (ФГОС, вариант 2) образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.

 

Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе рекомендации ФГОС, заключения ПМПК и программно– методических материалов под редакцией И.М. Бгажноковой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ,- Москва

«Просвещение» 2011г.

Исходя     из     психологических     особенностей     и     рекомендаций     ПМПК                         коррекционная                направленность реализуются             в следующих направлениях:

-      коррекция недоразвития моторных функций: развитие координации движений рук и ног, фиксации глаз на движениях рук, дифференциация движения пальцев, регуляция мышечных усилий и т.д.;

-  коррекция недостатков мыслительной и познавательной деятельности в процессе ориентировки заданий, планирования хода работы и контроля;

-       повышение познавательной активности школьников:       развитие пространственно- временной ориентировки и представлений, наблюдательности, расширение и активизация словарного запаса и связной речи, внимания и воображения;

-       компенсация   недоразвития   эмоционально-   волевой   сферы,    формирование            адекватной      реакции            на                         неудачи,  побуждение                       к самостоятельному преодолению трудностей, принятие помощи учителя и т.д.

Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы составляют 12 лет.

 

Целью программы является: Всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.

Задачи обучения:

воспитание интереса к физической культуре и спорту;

− овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;

− коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности);

воспитание нравственных качеств и свойств личности;

содействие военно- патриотической подготовке.

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе определяет следующие задачи:

Задачи учебного предмета:

− формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;

− формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и другие;

− развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;

− формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м;

− формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с полного разбега;

формирование умения метать мяч на дальность и в цель;

− совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений;

− совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке;

− формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и корригирующие упражнения в определенном ритме;

− совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия;

− совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами;

формирование мотивации к здоровому образу жизни;

совершенствование техники и приемов в спортивных играх.

 

 

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка»,

«Спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

− беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;

выполнение физических упражнений на основе показа учителя;

− выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;

самостоятельное выполнение упражнений;

занятия в тренирующем режиме;

− развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.

Обучение по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие его потенциальных возможностей.

В этот период применяется большое количество разнообразных методических приемов, содействующих направленному развитию двигательных возможностей подростков. В связи с увеличением индивидуальных различий обучающихся дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений.

В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания.

При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

Содержание разделов

 

Название раздела

Количество часов

Контрольные работы (количество)

1

Знания о физической культуре

В процессе обучения

 

2

Гимнастика

14

 

3

Легкая атлетика

20

 

4

Лыжная подготовка

16

 

5

Спортивные игры

18

 

 

Итого:

68

 

С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки проводятся занятия на открытом воздухе: гимнастика, легкая атлетика, игры; катание на коньках.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебным план рассчитан: 8 класс - в год 34 недель в объеме 2 часа в неделю - 68 часов

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Адаптивная Физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать:

-  педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитание физических качеств, современные формы построения занятий и систем, занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

-содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности;

-  физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

-  возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств;

-  правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениям.

Уметь:

-  технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

-  проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

-  разрабатывать индивидуальный двигательный режим;

-  контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;

-  управлять своими эмоциями;

-  соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическим упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

-  пользоваться современным спортивным инвентарѐм и оборудованием.

Демонстрировать:

-  координационные способности не ниже среднего уровня;

-  двигательные умения, навыки и способности в метаниях на дальность и на меткость, в гимнастических и акробатических упражнениях, в спортивных играх.

Система оценки достижения возможных результатов

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя тольк качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является

способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребѐнка по итогам учебного года

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

-  что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

-  что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

-  насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.

При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или

невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке

сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Оценка по предмету «Адаптивная физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися умениями и результатом, строго индивидуально.


 

Предполагается то, что учащиеся будут знать:

1.    Как должен одеваться ученик на занятия физкультурой;

2.    Что значит «шеренга», «колонна», «круг»;

3.    Правила поведения в спортивном зале;

4.    Что такое ходьба, бег, прыжки, метание;

5.    Правила поведения во время подвижных игр;

 

Предполагается то, что учащиеся будут уметь:

1.    Выполнять команду «Становись!»

2.    Строиться в шеренгу, в колонну

3.    Держать мячи, обручи

4.    Выполнять инструкции и команды учителя

5.    Ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по гимнастической скамейке, выполнять ОРУ

6.    Чередовать ходьбу с бегом

7.    Подпрыгивать на одной и двух ногах

8.    Метать мячи одной рукой с места

9.    Мягко приземляться при прыжках

10. Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя

 

Контрольно-измерительные материалы

Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (3 кг) из-за головы обеими руками из положения, сидя ноги врозь. Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование в 8 классе (68часов)

 

Кол.

часов

Дата

 

Тема предмета

 

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

 

 

План

Факт

Минимальный уровень

Достаточный уровень

 

Легкая атлетика– 8 часов

 

1

1

03.09

 

Инструктаж по техники безопасности на уроках легкой атлетики.

Бег с переменной скоростью до 5 мин

 

Беседа по техники безопасности на занятиях легкой атлетикой. Выполнение упражнений в

ходьбе в определенном темпе с

выполнением заданий.

Определение значимости развития физических качеств

средствами легкой атлетики в

трудовой деятельности

человека. Выполнение ходьбы с

заданиями.

Выполнение бега легко и

свободно, не задерживая

дыхание.

Слушают инструктаж о правилах

поведения на уроках легкой

атлетики, обосновывают

значимость развития физических

качеств средствами легкой

атлетики в трудовой

деятельности и жизни человека

(при необходимости, с помощью

учителя, по наводящим

вопросам).

Выполняют ходьбу с заданиями.

Выполняют бег с переменной

скоростью до 4 мин.

Слушают инструктаж о

правилах поведения на

уроках легкой атлетики

обосновывают значимость

развития физических

качеств средствами легкой

атлетики в трудовой

деятельности и жизни

человека.

Выполняют ходьбу с

заданиями. Выполняют бег

с переменной скоростью до

5 мин.

 

2

1

05.09

 

Медленный бег с

преодолением

препятствий

Выполнение упражнений в

ходьбе в определенном темпе с

выполнением заданий.

Выполнение запрыгивания на

препятствие.

Метание мяча в вертикальную

цель

Выполняют ходьбу с заданиями

по инструкции учителя.

Выполняют бег с преодолением

препятствий (высота 10-30 см).

Выполняют метание мяча в

вертикальную цель

Выполняют ходьбу с

заданиями.

Выполняют бег с

преодолением препятствий

(высота 30-40 см).

Выполняют метание мяча в

вертикальную цель

 

3

1

10.09

 

Запрыгивание на

препятствие высотой до 50 - 60 см

Выполнение бега на отрезке с ускорением 30 м.

Выполнение запрыгивания на препятствие.

Выполнение метания мяча на дальность из-за головы через плечо

Выполняют бег. Запрыгивают и спрыгивают с препятствия до 50 см.

Выполняют метания мяча на дальность из-за головы через плечо с места

Запрыгивают на

препятствие высотой 60 см. Выполняют метания мяча на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов с

разбега

 

4

1

12.09

 

Бег на отрезках до 30 м. Беговые

упражнения

Выполнение беговых упражнений и

последовательности их выполнения.

Выполнение беговых

упражнений, быстрого бега на отрезках.

Метание мяча на дальность

Выполняют беговые

упражнения, бегут с ускорением на отрезках до 30 м -1 раз.

Выполняют метания мяча на дальность с места

Выполняют беговые упражнения, бегут с

ускорением на отрезках до 30 м -2-3 раза. Выполняют метания мяча на дальность

 

5

1

17.09

 

Равномерный бег 500 м

Выполнение специально- беговых упражнений.

Выполнение бега на средние дистанции, распределяя свои силы в беге на дистанции.

Метание мяча на дальность

Выполняют беговые упражнения. Выполняют кроссовый бег до 300 м (допускается смешанное передвижение).

Метание мяча на дальность

Выполняют беговые

упражнения. Выполняют кроссовый бег до 300 м

(девочки), на дистанцию 500 м (мальчики).

Метание мяча на дальность

 

6

1

19.09

 

Метание набивного мяча (2-3 кг) двумя руками снизу, из-за головы, через голову

Выполнение специально- беговых упражнений.

Выполнение бега 60 м с ускорением и на время.

Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища

Выполняют специально-беговые упражнения. Бегут 60 м с

ускорением и на время. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 1-2 кг)

Выполняют специально-

беговые упражнения. Бегут 60 м с ускорением и на

время. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 2-3 кг).

 

7

1

24.09

 

Бег на короткую дистанцию 60 м низкого старта

Выполнение специально- беговых упражнений.

Освоение понятия низкий старт.

Демонстрирование техники стартового разгона,

переходящего в бег по дистанции. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища

Выполняют специально-беговые упражнения. Начинают бег с низкого старта на 60 м. Бросают набивной мяч из различных исходных положений ( весом 1-2 кг)

Выполняют специально- беговые упражнения.

Начинают бег с низкого старта на 80 м. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 2- 3 кг)

 

8

1

26.09

 

Бег с низкого старта на дистанции 60- 80 м

Выполнение специально- беговых упражнений.

Освоение понятия низкий старт. Демонстрирование техники стартового разгона,

переходящего в бег по дистанции. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища

Выполняют специально-беговые упражнения. Начинают бег с низкого старта на 60 м. Бросают набивной мяч из различных исходных положений ( весом 1-2 кг)

Выполняют специально- беговые упражнения.

Начинают бег с низкого старта на 80 м. Бросают

набивной мяч из различных исходных положений (весом 2- 3 кг)

 

                                                                                                         Спортивные игры 10 часов

 

9

1

01.10

 

Инструктаж по ТБ на уроках спортивных играх. Ведение мяча с изменением

направления

Беседа по ТБ, санитарно- гигиенические требования к занятиям баскетболом, права и обязанности игроков на

площадке, предупреждение травматизма.

Выполнение стойки

баскетболиста, передачи мяча двумя руками от груди с шагом навстречу друг другу.

Выполнение ведения мяча на месте и в движении.

Выполнение ведения мяча с изменением направлений

Отвечают на вопросы по

прослушанному материалу с опорой на визуальный план (с использованием системы

игровых, сенсорных поощрений).

Останавливаются по сигналу

учителя, выполняют повороты на месте с мячом в руках, передают и ловят мяч двумя руками от груди в парах на месте (на основе образца учителя). Ведут мяч одной рукой на месте и в

движении шагом. Выполняют ведение мяча с изменением направлений (без обводки и с обводкой)

Отвечают на вопросы по прослушанному материалу. Останавливаются по сигналу учителя,

выполняют повороты на месте с мячом в руках, передают и ловят мяч

двумя руками от груди в парах (на основе образца учителя).

Ведут мяч одной рукой на месте и в движении шагом Выполняют повороты в движении без мяча и после получения мяча в движении

 

10

1

  03.10

 

Ведение мяча с изменением направления

 

11

1

008.10

 

Ведение мяча с обводкой

препятствий

Выполнение передвижений без мяча, остановку шагом.

Выполнение ведения мяча с обводкой условных противников.

Выполнение передачи мяча

двумя руками от груди в парах с продвижением вперед

Выполняют передвижение без мяча, остановку шагом.

Выполняют ведение мяча с

обводкой условных противников. Выполняют передачу мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед

Выполняют передвижение без мяча, остановку шагом. Выполняют ведение мяча с обводкой условных противников

Выполняют передачу мяча двумя руками от груди в

парах с продвижением вперед

12

1

10.10

 

Ведение мяча с обводкой

препятствий

13

1

   15.10

 

Бросок мяча по корзине одной рукой от головы

Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парах, тройках в движении.

Выполнение бросков по корзине одной рукой от головы с места, демонстрирование

элементов техники баскетбола

Передают мяч с продвижением вперед двумя руками и бросают мяч в корзину одной рукой от

головы с места после инструкции учителя

Передают мяч двумя и одной рукой в парах, тройках, с продвижением вперед и бросают мяч в корзину одной рукой от головы с места

14

1

   17.10

 

Штрафной бросок

Совершенствование бросков мяча по корзине.

Освоение правил игры и штрафного броска. Выполнение передачи мяча двумя и одной

рукой в парах, тройках в

движении. Выполнение бросков по корзине двумя руками от

груди с места.

Осваивают правила игры и штрафного броска. Передают мяч с продвижением вперед

двумя руками и бросают мяч в корзину двумя руками от груди с места после инструкции учителя

Осваивают правила игры и штрафного броска.

Передают мяч двумя и одной рукой в парах, тройках, с продвижением вперед и бросают мяч в корзину двумя руками от груди с места

15

1

  22.10

 

Вырывание и

выбивание мяча

Освоение способов вырывания и выбивания мяча с

демонстрацией учителем. Выполнение вырывание,

выбивание, ловлю, передачу и ведения мяча в парах

Осваивают способы вырывания и выбивания мяча по инструкции и показу учителем.

Выполняют упражнения в парах после инструкции учителя и ориентируясь на образец

Осваивают способы

вырывания и выбивания мяча.

Выполняют упражнения в парах

16

1

  24.10

 

Вырывание и

выбивание мяча

 

выполнения обучающимися из

более сильной группы

 

17

1

  05.11

 

Комбинации из

основных элементов техники

перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным

правилам

Выполнение упражнений с набивными мячами: броски мяча с близкого расстояния, с разных позиций и расстояния. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим

броском в кольцо.

Учебная игра по упрощенным правилам

Выполняют упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают, подбирают мяч в процессе учебной игры

Выполняют упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают, подбирают мяч в процессе учебной игры

18

1

   07.11

 

Комбинации из

основных элементов техники

перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным

правилам

Гимнастика - 14 часов

 

19

1

12.11

 

Перестроение из колонны по одному в колонну по два (на месте).

Выполнение строевых действий согласно расчету и команде.

Освоение перестроения из колонны по одному в колонну по два и по три на месте.

Тренировочные упражнения сочетание ходьбы и бега в колонне. Выполнение

упражнений со скакалкой. Выполнение прыжков через скакалку на месте в

равномерном темпе

Выполняют строевые действия под щадящий счёт. Сочетают ходьбу и бег в колонне.

Выполняют упражнения со скакалкой. Прыгают через

скакалку на месте в равномерном темпе на двух ногах произвольным способом

Выполняют строевые действия.

Сочетают ходьбу и бег в колонне. Выполняют

упражнения со скакалкой. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом

 

 

20

1

14.11

 

Повороты направо, налево, кругом

(переступанием). Упражнения на равновесие

Ориентирование в

пространстве, сохранение

равновесия при движении по скамейке.

Выполнение перестроений на месте.

Прыжки через скакалку на одной, двух ногах

Выполняют строевые действия под щадящий счёт. Выполняют перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три на месте. Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с

различными положениями рук.

Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух

ногах произвольным способом

Выполняют строевые действия. Выполняют

перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три на месте.

Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с различными положениями рук. Прыгают через

скакалку на месте в

равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом

 

21

1

19.11

 

Упражнения на преодоление сопротивления

Выполнение строевых действий и команд.

Тренировочные упражнения на изменение скорости

передвижения при ходьбе/ беге.

Выполнение упражнений на преодоление сопротивления

Выполняют строевые команды и действия под щадящий счёт.

Изменяют скорость

передвижения при ходьбе/ беге.

Выполняют упражнений на преодоление сопротивления меньшее количество раз

Выполняют строевые команды и действия.

Изменяют скорость

передвижения при ходьбе/ беге. Выполняют

упражнений на

преодоление сопротивления

 

22

1

21.11

 

Упражнения на

развитие ориентации в пространстве

Выполнение ходьбы «змейкой»,

«противоходом». Выполнение упражнений со сложенной скакалкой в

различных исходных

положениях, прыжки через скакалку на двух и одной ноге.

Выполняют ходьбу «змейкой»,

«противоходом». Выполняют комплекс упражнений со скакалкой меньшее количество раз. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух ногах произвольным

способом

Выполняют ходьбу

«змейкой»,

«противоходом».

Выполняют комплекс

упражнений со скакалкой. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом

 

23

1

26.11

 

Упражнения на

укрепление мышц туловища, рук и ног

Выполнение фигурной маршировки.

Выполнение упражнений на укрепление мышц туловища, рук и ног

Выполняют фигурную маршировку за другим

учащимся, ориентируясь на образец выполнения впереди

идущего учащегося. Выполняют упражнения с

дифференцированной помощью учителя

Выполняют фигурную маршировку. Выполняют переноску, передачу мяча сидя, лежа в различных направлениях. Выполняют упражнения по показу

 

24

1

28.11

 

Упражнения с сопротивлением

Выполнение упражнений с элементами единоборств, сохранение равновесия при движении на скамейке

Выполняют упражнения на равновесие на скамейке: повороты с различными

движениями рук, с хлопками под ногой, повороты на носках, прыжки с продвижением вперед ( на полу), комплекс упражнений с сопротивлением (3-5

упражнений)

Выполняют упражнения на равновесие на скамейке: повороты с различными движениями рук, с хлопками под ногой,

повороты на носках, прыжки с продвижением вперед ( на полу), комплекс упражнений с

сопротивлением

 

25

1

03.12

 

Упражнения с гимнастическими палками

Согласование движения палки с движениями туловища, ног.

Составление и выполнение комбинации на скамейке

Выполняют 4-6 упражнений с гимнастической палкой.

Выполняют доступные упражнения на равновесие

Составляют и

демонстрируют

комбинацию на скамейке.

Выполняют упражнения с гимнастической палкой

 

26

1

05.12

 

Опорный прыжок

Выполнение прыжка согнув ноги через козла, коня в ширину. Преодоление нескольких препятствий

различными способами

Выполняют наскок в стойку на коленях. Преодолевают несколько препятствий с

помощью учителя ( по возможности)

Выполняют опорный

прыжок ноги врозь через козла, коня в ширину с помощью учителя.

Преодолевают несколько препятствий

 

27

1

17.12

 

Опорный прыжок

 

28

1

19.12

 

Упражнения для формирования

правильной осанки

Переноска 2- 3 набивных мячей весом до 7-8 кг.

Переноска гимнастического коня и козла, матов на

расстояние до 15 м. Выполнение прыжка согнув ноги через козла, коня в ширину.

Выполняют наскок в стойку на коленях. Переносят 1- 2 набивных мячей весом до 5-6 кг. Переносят гимнастического коня и козла, маты на расстояние до 10 м.

Выполняют опорный

прыжок ноги врозь через козла, коня в ширину с помощью учителя.

Переносят 2- 3 набивных мячей весом до 7-8 кг.

Переносят гимнастического коня и козла, маты на

расстояние до 15 м.

 

29

1

24.12

 

Упражнения со скакалками

Выполнение упражнений со скакалкой.

Выполнение прыжковых упражнений с точностью прыжка

Выполняют упражнения со скакалкой после обучающей помощи учителя. Выполняют прыжковые упражнения под контролем учителя

Выполняют упражнения со скакалкой по показу и инструкции учителя.

Выполняют прыжковые упражнения после

инструкции

 

30

1

26.12

 

Упражнения с гантелями

Выполнение упражнений с гантелями.

Выполнение прыжковых упражнений с точностью прыжка

Выполняют упражнения с

гантелями меньшее количество повторений. Выполняют

прыжковые упражнения под контролем учителя

Выполняют упражнения с гантелями. Выполняют прыжковые упражнения после инструкции

 

31

1

14.01

 

Упражнения для развития

пространственно- временной

дифференцировки и точности движений

Выполнение построения в колонну по два, соблюдая заданное расстояние.

Выполнение прыжка в длину с места на заданное расстояние без предварительной отметки. Передача набивного мяча сидя, стоя из одной руки в другую над головой

Выполняют построение в колонну по два, соблюдая заданное расстояние (по

ориентирам). Прыгают в длину с места на заданное расстояние с предварительной отметки.

Передают набивной мяч сидя,

стоя из одной руки в другую над головой меньшее количество

повторений

Выполняют построение в колонну по два, соблюдая заданное расстояние.

Прыгают в длину с места на заданное расстояние без

предварительной отметки. Передают набивной мяч сидя, стоя из одной руки в другую над головой

 

32

1

16.01

 

Упражнения для развития

пространственно- временной

дифференцировки и точности движений

 

Лыжная подготовка 16 часов

 

33

1

21.01

 

Одновременный одно шажный ход

Выполнение строевых действий с лыжами.

Беседа о технике безопасности во время передвижений с

лыжами под рукой и на плече.

Освоение техники

одновременного одношажного хода

Передвижение одновременным одношажным ходом по лыжне.

Смотрят показ с объяснением.

Совершенствуют технику

выполнения строевых команд и приемов.

Смотрят показ с объяснением техники одновременного

одношажного хода и выполняют передвижение на лыжах

Смотрят показ с объяснением.

Совершенствуют технику выполнения строевых

команд и приемов.

Смотрят показ с

объяснением техники одновременного одношажного хода и

выполняют передвижение на лыжах

 

34

1

23.01

 

Одновременный одно шажный ход

 

35

1

28.01

 

Коньковый ход

Освоение техники конькового хода с последующей

демонстрацией.

Выполнение техники

передвижения коньковым

ходом на короткой дистанции 100-150 метров.

Смотрят показ с объяснением.

Осваивают технику

передвижения коньковым ходом на короткой дистанции 100-150 метров по возможности.

Смотрят показ с

объяснением. Осваивают технику передвижения коньковым ходом на

короткой дистанции 100-

150 метров.

 

36

1

30.01

 

Коньковый ход

 

37

1

04.02

 

Торможение и поворот «плугом»

Освоение способа торможения на лыжах.

Демонстрация способа торможения «плугом».

Выполнение торможения

«плугом» на дистанции 100м после разбега. Выполнение передвижения

комбинированными способами ходов.

Смотрят показ с объяснением. Осваивают технику торможения

«плугом» после инструкции и неоднократного показа учителем. Выполняют разбег на короткой дистанции с торможением по

очереди ориентируясь на образец выполнения обучающимися из 2 группы.

Смотрят показ с объяснение техники

выполнения торможения.

Осваивают технику

торможения «плугом».

Выполняют

комбинированное

торможение лыжами и

палками. Выполняют разбег на короткой дистанции с

торможением по очереди

 

38

1

06.02

 

Комбинированное

торможение лыжами и палками

Совершенствование различных способов торможения на

лыжах. Передвижение коньковым ходом

Совершенствуют различные способы торможение лыжами и палками (по возможности).

Выполняют передвижение коньковым ходом по

возможности (по возможности)

Совершенствуют

различные способы

торможение лыжами и палками.

Выполняют передвижение коньковым ходом по возможности

 

39

1

11.02

 

Игра «Гонка на выбывание»

Освоение техники изученных способов передвижения в игровой деятельности

Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах (по

возможности)

Смотрят показ с

объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах по

инструкции учителя

 

40

1

13.02

 

Игра «Гонка на выбывание»

 

41

1

18.02

 

Повторное

передвижение в

быстром темпе на отрезках 40-60 м

Тренировочные упражнения на комбинированное торможение на лыжах.

Прохождение на лыжах отрезков на скорость

Осваивают комбинированное

торможение лыжами и палками (по возможности).

Передвигаются в быстром темпе на отрезке от 30- 40 м

Выполняют

комбинированное

торможение лыжами и палками. Передвигаются в быстром темпе на отрезке от 40- 60 м.

 

42

1

20.02

 

Повторное

передвижение в

быстром темпе на отрезках 40-60 м

 

43

1

25.02

 

Повторное

передвижение в

быстром темпе по кругу 100-150 м

Выполнение поворота махом на лыжах.

Сохранение равновесия при спуске со склона в высокой стойке, закрепление изученной техники подъема

Выполняют поворот махом на месте на лыжах по инструкции и показа учителя. Проходят на

скорость отрезок на время от 100- 150 м (девочки- 1 раз,

мальчики- 2 раза)

Выполняют поворот махом на месте на лыжах.

Проходят на скорость отрезок на время от 100- 150 м (девочки- 3-5 раз,

мальчики- 5-7 раз)

 

44

1

27.02

 

Повторное

передвижение в

быстром темпе по кругу 100-150 м

 

45

1

04.03

 

Игры на лыжах:

«Пятнашки

простые», «Самый меткий»

Совершенствование техники передвижения без палок,

развитие ловкости в играх на лыжах

Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах (по

возможности)

Смотрят показ с объяснением.

Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах

 

46

1

06.03

 

Игры на лыжах :

«Переставь флажок»,

«Попади в круг»,

«Кто быстрее»,

«Следи за сигналом»

Освоение техники изученных способов передвижения в игровой деятельности

Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах (по

возможности)

Смотрят показ с объяснением.

Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах по инструкции учителя

 

47

1

11.03

 

Прохождение на

лыжах за урок от 1 до 2 км

Прохождение дистанции на лыжах за урок

Проходят дистанцию без учета времени 1 км

Проходят дистанцию без учета времени 2 км

 

48

1

13.03

 

Прохождение на

лыжах за урок от 1 до 2 км

 

    Спортивные игры- 8 часов

 49

1

18.03

 

Инструктаж по технике

безопасности на уроках по

спортивным играм.

Беседа по технике

безопасности, санитарно- гигиенические требования к занятиям волейболом, права и обязанности игроков на

площадке, предупреждение травматизма.

Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики. Выполняют ходьбу в определённом темпе. Выполняют упражнения (3-4 вида) в ходьбе с заданиями по инструкции

учителя

Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики. Выполняют ходьбу в определённом темпе.

Выполняют упражнения (4-6 видов) в ходьбе с

заданиями по инструкции учителя

 

50

1

20.03

 

Передача мяча

сверху и снизу двумя руками на месте в

волейболе

Выполнение техники передачи мяча сверху и снизу двумя

руками на месте

Выполняют ходьбу в

определённом темпе. Выполняют упражнения (3-4 вида) в ходьбе с заданиями по инструкции

учителя. Выполняют прием и передачу мяча снизу и сверху, передачу двумя руками на месте (по возможности)

Выполняют упражнения (4-6 видов) в ходьбе с

заданиями по инструкции

учителя. Выполняют прием и передачу мяча снизу и

сверху, передачу двумя руками на месте

 

 

51

1

25.03

 

Нижняя прямая подача

Совершенствование техники нижней прямой подачи.

Совершенствование стойки во время выполнения нижней

прямой подачи.

Совершенствование техники нижней прямой подачи

Выполняют техники нижней прямой подачи по инструкции учителя.

Выполняют стойку во время нижней прямой подачи по неоднократной инструкции и показу учителя.

Выполнение нижней прямой подачи по инструкции учителя

Выполняют техники нижней прямой подачи по инструкции учителя.

Выполняют стойку во время нижней прямой

подачи по неоднократной.

Выполнение нижней прямой подачи

52

1

27.03

 

Верхняя прямая подача

Определение способов подачи мяча в волейболе.

Совершенствование техники нижней прямой подачи.

Освоение техники стойки во время выполнения верхней прямой подачи.

Выполнение верхней прямой подачи

Смотрят показ с объяснением технике правильного выполнения верхней прямой подачи.

Определяют способы подачи мяча в волейболе.

Выполняют техники верхней прямой подачи по инструкции учителя.

Выполняют стойку во время верхней прямой подачи по неоднократной инструкции и показу учителя.

Выполнение верхней прямой

подачи по инструкции учителя и ориентируясь на образец

выполнения обучающимися из более сильной группы

Смотрят показ с

объяснением технике

правильного выполнения верхней прямой подачи.

Определяют способы

подачи мяча в волейболе.

Выполняют техники

верхней прямой подачи по инструкции учителя.

Выполняют стойку во время верхней прямой

подачи по неоднократной.

Выполнение верхней прямой подачи

53

1

08.04

 

Прием мяча снизу в две руки

Освоение техники приема мяча в две руки. Демонстрация приема мяча снизу.

Выполнение верхней прямой подачи группами с приемом мяча по очереди.

Осваивают технику приема мяча в две руки. Смотрят показ с объяснением технике

правильного выполнения техники приема мяча в две руки. Выполнение верхней прямой

Осваивают технику приема мяча в две руки. Смотрят показ с объяснением технике правильного

выполнения техники приема мяча в две руки.

 

 

 

 

 

Выполнение техники приема мяча снизу двумя руками.

подачи группами с приемом мяча по очереди по возможности, ориентируясь на образец показа учителем.

Выполнение техники приема мяча снизу двумя руками по инструкции и показу учителя.

Выполнение верхней

прямой подачи группами с приемом мяча по очереди. Выполнение техники приема мяча снизу двумя руками.

54

1

10.04

 

Прием мяча снизу в две руки

55

1

15.04

 

Прыжки с места и с шага в высоту и длину (2-3 серии

прыжков по 5-10 прыжков за урок).

Учебная игра в волейбол

Сочетание работу рук, ног в прыжках у сетки.

Закрепление правил перехода по площадке.

Выполнение игровые действий соблюдая правила игры

Прыгают вверх с места и с шага, у сетки (1-2 серии прыжков по 5- 5 прыжков за урок).

Выполняют переход по

площадке, играют в учебную игру ( по возможности)

Прыгают вверх с места и с шага, у сетки.

Выполняют переход по площадке, играют в

учебную игру

56

1

17.04

 

Прыжки с места и с шага в высоту и длину (2-3 серии

прыжков по 5-10 прыжков за урок).

Сочетание работу рук, ног в прыжках у сетки.

Закрепление правил перехода по площадке.

Выполнение игровые действий соблюдая правила игры

Прыгают вверх с места и с шага, у сетки (1-2 серии прыжков по 5- 5 прыжков за урок).

Выполняют переход по

площадке, играют в учебную игру ( по возможности)

Прыгают вверх с места и с шага, у сетки.

Выполняют переход по площадке, играют в

учебную игру

Легкая атлетика 12 часов

57

1

22.04

 

Бег на короткую дистанцию

Выполнение ходьбы группами наперегонки.

Выполнение перепрыгиваний через набивные мячи Выполнение бега с высокого старта, стартовый разбега и

старта из различных исходных положений.

Выполнение метания мяча в пол на дальность отскока

Выполняют ходьбу группами наперегонки. Выполняют

перепрыгивания через набивные мячи (расстояние 80-100см, длина 4 метра). Выполняют бег с высокого старта, стартовый

разбега и старта из различных исходных положений.

Выполняют метание мяча в пол на дальность отскока

Выполняют эстафетный бег (по кругу 60 м) с

правильной передачей эстафетной палочки.

Выполняют

перепрыгивания через набивные мячи (расстояние 80-100см, длина 5 метров). Выполняют бег с низкого старта, стартовый разбега и старта из различных исходных положений. Выполняют метание мяча в пол на дальность отскока

58

1

24.04

 

Бег на среднюю дистанцию (400 м)

Выполнение ходьбы на отрезках от 100 до 200 м. Выполнение бега на среднюю дистанцию.

Выполнение метания малого мяча на дальность с места (коридор 10 м)

Проходят отрезки от 100 до 200 м. Выполняют кроссовый бег на дистанцию 200м.

Выполняют метание малого мяча на дальность с места (коридор

10м)

Проходят отрезки от 100 до 200 м. Выполняют

кроссовый бег на дистанцию 400м. Выполняют метание малого мяча на дальность с 3 шагов разбега (коридор 10м)

59

1

29.04

 

Прыжок в длину с полного разбега

 

 

Выполнение бега 60 м с ускорением и на время.

Выполнение упражнений в

подборе разбега для прыжков в длину.

Выполнение метания на

дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега

 

 

Бегут 60 м с ускорением и на время. Выполняют прыжок в длину с 3-5 шагов разбега.

Выполняют метание на

дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега

 

 

Бегут 60 м с ускорением и на время. Выполняют

прыжок в длину с полного разбега.

Выполняют метание на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега

60

1

06.05

 

Прыжок в длину с полного разбега

61

1

08.05

 

Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг с места на дальность

Выполнение упражнений в

подборе разбега для прыжков в длину.

Толкание набивного мяча на дальность

Выполняют прыжок в длину с 3- 5 шагов разбега. Смотрят показ с объяснением техники толкания набивного мяча весом до 2 кг.

Толкают набивной мяч меньшее количество раз

Выполняют прыжок в длину с полного разбега.

Смотрят показ с

объяснением техники толкания набивного мяча весом до 2 кг.

Толкают набивной мяч весом до 3 кг

62

1

13.05

 

Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м

Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза.

Выполнение упражнений в

подборе разбега для прыжков в длину.

Метание теннисного мяча на

дальность с полного разбега по коридору 10 м

Выполнение бега на дистанции 40 м (2-4 раза) за урок, на 60м 1 раз.

Выполняют прыжок в длину с 3- 5 шагов разбега.

Выполняют метание малого мяча на дальность с места ( коридор 10 м)

Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза.

Выполняют прыжок в длину с полного разбега. Выполняют метание малого мяча на дальность с

полного разбега ( коридор 10 м)

63

1

15.05

 

Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м

Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза.

Выполнение упражнений в

подборе разбега для прыжков в длину.

Метание теннисного мяча на

дальность с полного разбега по коридору 10 м

Выполнение бега на дистанции 40 м (2-4 раза) за урок, на 60м 1 раз.

Выполняют прыжок в длину с 3- 5 шагов разбега.

Выполняют метание малого мяча на дальность с места ( коридор 10 м)

 

Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза.

Выполняют прыжок в длину с полного разбега.

64

1

20.05

 

Ходьба на скорость 15-20 мин. в

различном темпе с изменением шага

Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага.

Метание мяча с полного разбега на дальность в коридор 10 м

Идут на скорость 10-15 мин. в различном темпе с изменением

шага. Осваивают метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м)

Выполняют метание малого мяча на дальность с

полного разбега ( коридор 10 м)

Идут на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага.

Выполняют метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м)

65

1

22.05

 

Ходьба на скорость 15-20 мин. в

различном темпе с изменением шага

Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага.

Метание мяча с полного разбега на дальность в коридор 10 м

Выполнение специально- беговых упражнений.

Освоение техники передачи эстафетной палочки.

Выполнение эстафетного бега

Идут на скорость 10-15 мин. в различном темпе с изменением

шага. Осваивают метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м)

Демонстрируют выполнение специально- беговых

упражнений. Выполняют

эстафетный бег с этапами до 30 м

Идут на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага.

Выполняют метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м)

Выполняют специально- беговые упражнения.

Пробегают эстафету (4 * 60 м)

66

1

27.05

 

Эстафета 4*60 м

67

1

29.05

 

Эстафета 4*60 м

Выполнение специально- беговых упражнений.

Освоение техники передачи эстафетной палочки.

Выполнение эстафетного бега

Выполнение специально- беговых упражнений.

Закрепление тактики бега на длинной дистанции.

Демонстрируют выполнение специально- беговых

упражнений. Выполняют

эстафетный бег с этапами до 30 м

Демонстрируют выполнение специально- беговых

упражнений. Бегут кросс на дистанции 1,5 км

Выполняют специально- беговые упражнения.

Пробегают эстафету (4 * 60 м)

Выполняют специально-

беговые упражнения. Бегут кросс на дистанции 2 км

68

1

 

 

Кроссовый бег до 2000 м

Итого

 

68 часов

 

 

 

 


 

Учебно методическое обеспечение

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС (вариант 2)

2.   Примерные рабочие программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

3.   Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.

4. Мозговой В.М. Формирование спортивных двигательных умений у умственно отсталых школьников 11 16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям. – М. 2019

5  .Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. - Красноярск, 2009

6  .Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. – М.: Просвещение, 2000

7  .Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. Киев: Радяньска школа, 1966

8.   Правдов М.А. Уроки физической культуры 1 – 4. Развивающее коррекционное обучение. М.:Илекса, 2009

9.   Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе. М.:Учебная литература, 1977

10. . Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Зав. редакцией Воскресенская Г.Н. – М.:Просвещение, 2019

11. .Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. Дмитриев А.А., Жуковин И.Ю. , Веневцев С.И. М.: Просвещение, 2006.