ПРОДУКТИВНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ (алгоритм)
Оценка 4.6

ПРОДУКТИВНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ (алгоритм)

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +2
docx
русская литература +1
1 кл—4 кл
25.02.2022
ПРОДУКТИВНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ (алгоритм)
Здесь представлен алгоритм последовательного запуска формирования навыка продуктивной читательской деятельности
Кабина А.М. Продуктивная работа с текстом.docx

 

ПРОДУКТИВНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ (алгоритм)

 

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагала работать с новым текстом на уроке традиционная методика.

- Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений,

-  затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста,

- потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух.

 И только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя.

Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

Решением этой проблемы является технология формирования типа

правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н.

Светловской или Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1.     Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное потребности читать.  

2.     Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.

3.     Развитие коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

4.     Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом

 

 

 

I этап. Работа с текстом до чтения.

Данный (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.

Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Например: М Пришвин «Берестяная трубочка»

- Прочитайте заглавие! Понятно ли оно вам? - Можно на иллюстрации

найти трубочку? - Что еще видите на иллюстрации? - Кого изобразил

художник? (умение работать с иллюстрацией)

Этот этап сохраняется, даже если дети знакомились с текстом дома.

Вопросы в этом случае формулируются иначе.

Например: - Какими были ваши ожидания?

- Какие вопросы до чтения у вас возникли?

- На что обратили внимание до чтения и почему?

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Конечно, этап начинается с первичного чтения текста, но предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия проводится традиционно с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств (на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

На данном этапе ведущими становятся такие приёмы работы как диалог с автором через текст и комментированное чтение.

Главная задача:

1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые: -Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В

скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (- Что сейчас случится?)

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: - чем это можно объяснить? Что из этого следует? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?

Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов- предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;

4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Всё это возможно сделать уже в конце 1-го класса.

Приёмом комментированного чтения дети тоже овладевают с помощью учителя. На первых этапах дети читают - учитель, как квалифицированный читатель- комментирует. Главное здесь, не переборщить, не превратить комментарий в развёрнутую беседу. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Его можно использовать тогда, когда это действительно необходимо, а не только в конце предложения или фрагмент.

Виды комментированного чтения:

- рефрен (учитель, повторяя слово или словосочетание за учеником, задаёт

вопрос: - Как вы думаете, ему на самом деле нельзя на улицу? Ответы ребят принимаются, но не комментируются.)

- включение воображения (- Представьте себе! – Увидели? –Почувствовали запах? )

- сам вопрос в сжатой форме (- Догадались, почему?) Ответы ребят принимаются, но не комментируются.

III этап. Работа с текстом после чтения

Работа с текстом продолжается концептуальной (смысловой) беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся дискуссию. Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. И вот тут авторы технологии предлагают знакомство с писателем. (по их мнению, рассказ о писателе после знакомства с текстом, а не до него позволяет ребёнку соотнести его с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.)

Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями - обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям. (-Какой именно фрагмент проиллюстрировал художник? Точен ли он в деталях?). Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Остановлюсь на выборе творческих заданий для третьего этапа работы с текстом.

Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)». Они должны опираться на какую-либо сферу читательской деятельности. В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы: эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.

Заключение

В заключение могу с уверенностью сказать: технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:

предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.

метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий)

а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов повествований и описаний, подробное изложение текстов,

б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д.,

в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности),

г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).

личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Педагоги среднего звена с успехом используют её на уроках истории и иностранного языка.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.


 

ПРОДУКТИВНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ (алгоритм)

ПРОДУКТИВНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ (алгоритм)

I этап. Работа с текстом до чтения

I этап. Работа с текстом до чтения

Всё это возможно сделать уже в конце 1-го класса

Всё это возможно сделать уже в конце 1-го класса

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2022