Продуктивное проектное обучение на уроках математики и информатики
Оценка 4.8

Продуктивное проектное обучение на уроках математики и информатики

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
информатика +1
5 кл—9 кл
24.04.2018
Продуктивное проектное обучение  на уроках математики и информатики
В статье представлено обобщение опыта работы на уроках математики и информатики в рамках реализации продуктивного проектного обучения. Дано определение проектного обучения, описаны основные характеристики продуктивного обучения, так же поэтапно описана технология проектного обучения (представлены примеры проектных работ на уроках математики и информатики)
Старостина Е.А.docx
Продуктивное проектное обучение  на уроках математики и информатики «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется»  Н. Рыленков Важная   цель   современного   образования   –   воспитание   личности, умеющей   нестандартно   мыслить,   осуществлять   вариативный   подход   к решению   жизненно   важных   проблем.  В  этой   связи   в  рамках   модернизации российского образования все более значимой является задача методического обеспечения   продуктивного   подхода   в   школьном   обучении,   позволяющего реально расширить образовательные возможности учащихся. Продуктивное обучение – одна из наиболее востребованных в массовой образовательной практике инноваций. В рабочем определении этого понятия, принятом   в 1991  г.  на   педагогическом   Конгрессе   в  Португалии,    сказано: «Продуктивное   обучение   –   образовательный   процесс,   приводящий   к повышению роли личности в сообществе и к изменению самого сообщества. Он   реализуется   в   гибкой   деятельности,   ориентированной   на   продукт   и осуществляемой в реальной жизненной ситуации на основе образовательного опыта и в рамках групповой работы, вдохновляемой педагогами».  Индивидуальные программы, самостоятельная учебная деятельность в ситуации   реальной   работы   (т.е. фиксация   её   широкого   образовательного содержания   и   контекста),   обеспечение   выбора   ресурсных   мест,   метод проектов   ­   важнейшие   отличительные   черты   в   организации   продуктивного обучения.  Далеко   не   всякое   провозглашение   продуктивности   обучения свидетельствует о реальности этих процессов. Они должны быть обеспечены определённым образом.  1 Иногда утверждают, что любые формы обучения, имеющие результат ­ продуктивное   обучение.   Но   это   неверно,   поскольку   считать продуктом образовательной   деятельности можно   лишь   самостоятельно   достигнутый индивидуальный результат в виде выполненной работы, завершённого проекта и развёрнутого, содержательного образовательного отчёта.  Такой отчёт, во­первых, содержит элементы творчества/авторства, во­   предъявляет личностное   знание   учащегося,   в   третьих, вторых, доказывает функциональную   грамотность в   предъявленной   в   отчёте образовательной области.  Основными   характеристиками   продуктивного   обучения являются: 1. Поиски и обретение смысла.  Для чего я это делаю? Какой в этом смысл? В процессе продуктивного обучения у его участников воспитывается и развивается культура постановки вопросов   и   формулировки   целей.   Чем   точнее   и   одновременно   чем   шире осознает ученик стоящие перед ним цели, тем ответственнее он приступает к их реализации. Повышение самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей работы является существенным условием продуктивности. Осмысленность   деятельности   не   всегда   сопровождается   ее   точным языковым   выражением.   Интуитивная   составляющая   смысла   может   играть оо б льшую   роль,   чем   его   словесная   формулировка,   которая   неизбежно привязана   к   понятиям   и   определенным   связям   между   ними.   В   дилемме «смысл   и   язык»  продуктивность   стоит   на   стороне   смысла,  считая,  что   он должен   стать   впереди   языка.   Понимание   человеком   того,   что   он   делает, важнее словесной оболочки, в которую оно втиснуто. Поведенческая реакция может   точнее   выявить   уровень   понимания   по   сравнению   с   вербальными конструкциями. 2 Многие   формы   продуктивной   деятельности   связаны   с   выполнением проектов в условиях реальной жизни. В этих случаях понимание социальной или общественной значимости результата работы придает важный смысловой аспект учебному заданию. Большинство   тем   для   проектов   выбраны   учащимися   самостоятельно. Например, к Дню Матери была создана презентация­поздравление для мам класса, а так же выпущен альбом.    При создании социально­значимого проекта учащиеся в полной мере ощущают его необходимость и наглядно видят результат своей деятельности. Именно создавая продуктивные проекты ребята могут ответить на вопросы: Для чего я это делаю? Какой в этом смысл? 2. Стилевое разнообразие. ­ Алгоритмический стиль ­ Эвристический стиль  ­ Исследовательский стиль  В основе алгоритмического   стиля лежит использование ранее освоенных способов деятельности. Продуктивное обучение делает при этом акцент на необходимость расширять, адаптировать, видоизменять знакомые алгоритмы при переходе в новую ситуацию. Например, на уроках математики учащимся после изучения темы дается творческое задание составить, оформить и самостоятельно решить задачу по пройденной   теме.   В   результате   такой   работы   созданы   сборники   задач учащихся гимназии. Семантика   понятия   эвристический   стиль   подсказывает   близкую продуктивному обучению идею поиска путей решения проблемы на основе эвристической деятельности прежде всего в сфере приложения предметных знаний и умений. Начиная с седьмого класса ученики учатся решать задачи по математике различными   способами.   На   основании   чего   уже   на   уроках   информатики 3 данные задачи оформляются в тесты учебной деятельности или так называемы обучающие тесты. В результате прохождения которых ученики учатся решать задачу несколькими способами, а так же имеют возможность проверить свои теоретические знания по определенной теме. Исследовательский стиль всеми понимается более или менее одинаково. В его   основе   лежит   самостоятельное   создание   программы   достижения результата   с   ориентацией   на   сбор   информации,   ее   переработку,   опору   на альтернативные   варианты   анализа   проблемы,   уточнение   и   развитие поставленных целей. Здесь   мы   можем   говорить   о   исследовательских   проектах   учащихся, которые ежегодно представляются на гимназической Малой Академии наук и НПК школьного и городского уровня. Таким   образом,   продуктивная   педагогика   видит   высший   результат обучения   в   развитии   у   каждого   ученика   широкого   спектра   стилевых возможностей. 3. Расширение образовательной среды Следуя   результатам   С. Н. Позднякова,   разделим   предметную   и социальную   составляющую   образовательной   среды:   «Влияние   предметной среды   должно   иметь   тот   же   результат,   что   и   предметные   уроки:   ученик должен приобретать знания. Влияние социальной среды должно обеспечить эффективное   включение   человека   в   социум,   наиболее   использующее   и развивающее его индивидуальность». 4. Изменение роли учителя В   системе   продуктивного   обучения   роль   учителя   меняется   самым решительным образом. Он перестает быть «источником мудрости», которая должна быть передана ученикам, а становится их партнером и советником. Главным содержанием работы учителя становится совместное составление с учеником его индивидуального образовательного маршрута, предоставление информации   о   возможностях   той   образовательной   среды,   в   которой 4 происходит   обучение,   индивидуальное   консультирование,   организация групповой работы, совместный анализ итогов и результатов обучения.  Для   успешного   раскрытия   содержания   своей   работы   «продуктивному педагогу»   требуются   рабочие   инструменты.   Как   пишет   И. Бардосси,   «для педагогов   продуктивного   обучения   их   собственная   личность   является   их основным рабочим инструментом. Это не означает, что педагог навязывает свою   личность   ученикам,   или   что   он   или   она   становятся   центром педагогического   процесса.   Личность   учителя   будет   инструментом   только тогда,   когда   педагог   сможет   не   только   понять,   принять   и   знать   своих учеников,   но   и   сможет   критически   оценивать   самого   себя,   сможет подготовить   своих   учеников   к   пониманию   и   приятию   себя.   Только   такие педагоги смогут помочь другим в укреплении собственной личности»  В современном мире каждый человек хотел бы быть успешным. Как добиться успеха? Что для этого нужно сделать? Проектирование позволяет человеку   реализовать   свои   способности,   имея   возможность   применить собственные знания и умения, достигая определенного результата. Технология   проектного   обучения   является   одним   из   вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения.  Метод проектов – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной   последовательности   для   достижения   поставленной   задачи   – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного результата. (Е.С.Полат) Проектный метод позволяет: ­ научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; ­ принимать самостоятельные. Аргументированные решения; ­ размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей и делать  обоснованные выводы. Проект – это «пять П» 1. Проблема. 2. Планирование действий. 3. Поиск информации. 5 4. Продукт. 5. Презентация результатов. Итак, остановимся подробнее на каждом из пунктов. 1. Наличие проблемы.  Работа   над   проектом   всегда   направлена   на   разрешение   конкретной проблемы.   Нет   проблемы   –   нет   деятельности.   Метод   проектов   можно использовать   в   учебном   процессе   для   решения   различных   небольших проблемных   задач   в   рамках   одного­двух   уроков   (мини­проекты   или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или   применением   данной   темы   в   различных   жизненных   ситуациях.  Проектные работы учащихся различны: при изучении основных возможностей программы Power Point, параллельно реализуют мини­проекты, результатом продукты выполнения образовательные являются которых         обучающихся. Выполненные   учащимися   презентации   применяются   при изучении соответствующей темы урока или проекты интегрируются с другими предметами.   Большой интерес вызывает у ребят также проект "Школьная темы газета", выполняемый изучении при         «Издательские возможности текстового  процессора Microsoft  Word», приемы газеты,   созданной   учащимися,   применяются   при   создании   школьной   мини­ газеты   о   правилах   пожарной   безопасности   «Огнетушитель».   При   изучении темы Microsoft Excel обучающимися создаются проект «Тест по предмету», тесты используются при закреплении материала на уроках. При закреплении темы графический редактор Paint был создан проект «Эмблема класса», «Герб семьи», а при изучении графического редактора Gimp проект особого образца грамоты гимназии №18. К   примеру,   для   решения   крупных   задач   (проблем)   по   математике, сложных  для  понимания  вопросов использую  крупные  проекты,  которые  в основном   выполняются   во   внеурочной   деятельности.   Данные   проекты   в основном   направлены   на   углубление   и   расширение   знаний   по   математике. 6 Учащиеся с данными проектами выступают на школьных и городских научно­ практических конференциях.  Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Проект   может   быть   связан   с   изучением   какой­либо   темы   по   математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.  Примерами могут служить проекты по следующим темам:  1. Симметрия вокруг нас /8 класс/  2.  Построение графиков сложных функций /9 класс/ 2.Обязательное планирование действий.  В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий   ученика   и   учителя.   Создаётся   банк   идей   и   предложений.   На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.  Если проект является групповым, то участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.   3. Поиск информации ­ обязательное условие каждого проекта.  Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант.  4. Результат работы – продукт. 7 Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы.   Учитель   выступает   в   роли   научного   консультанта.   Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая   проблема,   то   конкретное   ее   решение,   если   практическая   − конкретный   результат,   готовый   к   использованию   (на   уроке,   в   школе,   в реальной жизни).  В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник   ключевых   задач   по   изучаемой   теме   и   др.   Ученики   5­6   классов сочиняют   сказку   или   детективную   историю   по   изучаемой   теме.  Прикладной   проект   может   быть   связан   с   применением   математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении   и   др.  месяца;   расчет   погашения   банковского   кредита Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся   математические   модели, рефераты,   электронные   пособия,   эссе, мультимедийные продукты и т. д. 5. Презентация результатов ­ представление готового продукта.  Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.  При   защите   учащиеся   демонстрируют   и   комментируют   глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат,   развивая   при   этом   свои   ораторские   способности.   Оценивается 8 каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их. Метод проектов разрушает школьную рутину. На вопрос: что же даёт  детям применение проектной технологии на уроках математики и  информатики?  Школьники отвечают: лучше усваивается материал 73%,  уроки стали интереснее 68%, с желанием идем на урок 53%,появилась  возможность демонстрировать свои работы 26%.  На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»  Школьники отвечают: распределять правильно время 32%, достигать  поставленной цели 17%,выступать перед аудиторией 16%, добывать  информацию 14%, готовить презентацию 21%.  Мотивация обучения учащихся:  ­ интерес к предмету – 98%;  ­ к практическому материалу – 87%;  ­ к области знаний (шире школьного курса) – 42%;  ­ желание общаться с педагогом по предмету – 97,8%.  Приобщение   учащихся   к   проектной   деятельности   с   использованием компьютерно­информационных   технологий   позволяет   наиболее   полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности. У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По иному, ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!» Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли   её   по­разному.   Поэтому,   прежде   всего,   необходимо   осознание школьниками   полезности   своего   учебного   труда,   осознание   мотивов   своей деятельности.  9 10

Продуктивное проектное обучение на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение  на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение  на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение  на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение  на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение  на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение  на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение  на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение  на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение  на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение на уроках математики и информатики

Продуктивное проектное обучение  на уроках математики и информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018