Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти
Оценка 5

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
информатика +1
5 кл—8 кл
12.10.2017
Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти
Материал содержит информацию о проектной деятельности в школе. В статье представлен отчёт учителя математики о использовании проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности. Приводятся примеры проектов разной типологии. Даётся пример паспорта проекта и его оценка учениками, которые являются участниками проекта.Файл сделан в программе WORD/
сборник ТГ 2017.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК АДМИНИСТРАЦИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ЯНАО Проект  как форма урочной и внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации  ФГОС ООО Материалы городской творческой группы учителей математики по реализации концепции математического образования Ноябрьск 2017 ВВЕДЕНИЕ. Быстро   меняющиеся   условия   жизни   и   труда,   предъявляют   совершенно   новые требования   к   уровню   образованности,   к   личности   выпускника.   Современному   обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.   Система   образования   должна   формировать   такие   новые   качества   выпускника   как инициативность,   мобильность,   гибкость,   динамизм   и   конструктивность.   Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные   решения,   адаптироваться   в   социальной   и   будущей   профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.  Стратегия, предлагаемая федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), нацелена на:    формирование   средств   и   способов   самостоятельного   развития   и продвижения ученика в образовательном процессе;    поддержку  внеурочных,   внешкольных  и   внеучебных   образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;    непосредственное   участие   в   определении   приоритетов   социализации детей   и   в оценке  качества  получаемого  ими  образования  представленного  в  общественных советах образовательных учреждений.  ФГОС   ООО   фиксирует    те   элементы   новой школы,    которые   за   много   лет доказали   свою   практическую целесообразность.   Инициативность   и   самостоятельность участников   образовательного     процесса     становятся     основным     ценностно­целевым ориентиром Стандарта.   В   настоящее   время   все   более   актуальным   становится   использование   в   обучении приемов и методов, которые формируют умение  самостоятельно  добывать новые знания, собирать   необходимую   информацию,   умение   выдвигать   гипотезы,   делать   выводы   и умозаключения. Такими  универсальными  способами   учебной   познавательной  деятельности   являются универсальные учебные действия, программа формирования которых определена основной образовательной программой основного общего образования.  Ведущее   место   среди   методов,   способствующих   формированию   универсальных учебных действий   принадлежит сегодня методу проектов  как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Кирьянова О.П. учитель математики  МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский  Долгий путь начинается с первого шага. (восточная мудрость)  ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО Технология проектной деятельности в обучении 1.1. Сущность метода проектов Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во   всех   документах,   касающихся   реформирования   системы   образования.   Для   основной школы приоритетным остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности самоопределиться к обучению в старшем школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:  формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;  развивали   бы   в   первую   очередь   универсальные   учебные   действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;  формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;  были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;  реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны   деятельностные,   групповые,   игровые,   ролевые,   практико­ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения. Ведущее   место   среди   таких   методов,   обнаруженных   в   арсенале   мировой   и отечественной   педагогической   практики,   принадлежит   сегодня   методу   проектов   как технологии  развития   умений   учиться   в  процессе  учебной  и   внеучебной   самостоятельной познавательной деятельности. История возникновения  метода проектов восходит ко второй половине XIX в. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической   педагогики,   провозгласившей   принцип   «обучение   посредством   делания» (Дж. Дьюи, В. X. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни,  все для  жизни». В своей книге  «Метод проектов» В. X. Килпатрик  развил идею обучения   через   организацию   целевых   действий   учащихся   и   предложил   строить   процесс обучения   на   основе   расширения   и   обогащения   их   индивидуального   жизненного   опыта   в социальной среде.  В 20­х гг. XX в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода   проектов   в   Советской   России   В.Н.   Шульгин,   М.В.   Крупенина,   Б.В.   Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью   которого   приобретение   знаний   осуществлялось   на   основе   и   в   связи   с   трудом учащихся. Содержания учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей.  Актуальность   метода   проектов   в   наши   дни   обусловливается   прежде   всего необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта.  Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной   задачи,   но   и   практическое   её   выполнение.   Чтобы   понять   сущность   данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».   Проект (от лат. projectus, буквально­брошенный вперёд) ­ замысел, план.  Метод (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение) ­ способ достижения какой­либо   цели,   решения   конкретной   задачи;   совокупность   приёмов   или   операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод проектов – это система учебно­познавательных приёмов, которые позволяют решить   ту   или   иную   проблему   в   результате   самостоятельных   и   коллективных   действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Метод   проектов   всегда   предполагает   решение   какой­то   проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование   знаний,   умений   из   различных   областей   науки,   техники,   технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как   систему   обучения,  при   которой  учащиеся  приобретают   знания  и  умения   в  процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий ­ проектов. В   основе   метода   лежит   развитие   познавательных   интересов   учащихся,   умений самостоятельно   конструировать   свои   знания   и   ориентироваться   в   информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся   –   индивидуальную,   парную   или   групповую,   которую   учащиеся   выполняют   в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Любой учебный проект имеет два аспекта:  для ученика – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной   для   себя   или   группы   детей   проблемы,   результаты   которой   можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;  для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.                Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой­то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Главная   идея   метода   проектов  –   направленность   учебно­познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.  Технология   организации   проектной   деятельности   школьников   включает   в   себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную  реализацию школьником задуманного результата. Непременным   условием   проектной   деятельности   является   наличие   заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности   метода   проектов   для   развития   личности   и   социализации   школьников выявляются   через   анализ   структуры   деятельности   учителя   и   школьника,   которая существенно   отличается   от   структуры   их   деятельности   при   традиционной   организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:   Деятельность ученика Определяет цель деятельности Деятельность учителя Помогает определить цель деятельности Открывает   новые   знания   или   способы Рекомендует   источники   получения деятельности Экспериментирует Выбирает пути решения  Активен Субъект деятельности Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат. информации Предлагает возможные формы работы Содействует прогнозированию результатов Создает условия для активности школьника Партнёр ученика 1.2. Виды универсальных учебных действий. В   широком   значении   термин   «универсальные   учебные   действия»   означает   умение учиться,   т.   е.   способность   субъекта   к   саморазвитию   и   самосовершенствованию   путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более узком (собственно психологическом)   значении   этот   термин   можно   определить   как   совокупность   способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.  В   составе   основных   видов   универсальных   учебных   действий,   соответствующих ключевым   целям   общего   образования,   можно   выделить   четыре   блока:  личностный, регулятивный   (включающий   также   действия   саморегуляции),   познавательный   и коммуникативный.  Приведённая классификация конкретизирует и уточняет довольно обширное понятие «универсальные учебные действия», что позволяет более целенаправленно вести работу по их формированию и развитию в процессе обучения.  Проектная деятельность  – это совместная учебно­познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата. В качестве основных неоспоримых достоинств проектной деятельности могут быть  названы высокая степень самостоятельности, инициативность учащихся и их познавательной мотивированности;   развитие   социальных   навыков   школьников   в   процессе   групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско ­ творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Таким образом, именно проектная деятельность,   являясь   одним   из   способов   реализации   требований   ФГОС   ООО,   отвечая требованиям системно­деятельностного подхода, способствует формированию всех групп универсальных учебных действий. 1.3. Типологические признаки проекта. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество  Типология   проектов   может   быть   условно   определена   по видов   и   разновидностей.   следующим признакам. (Типология предложена Е.С.Полат):  Метод, доминирующий в проекте  Продолжительность проекта  Число участников  Характер координации  Характер контактов Метод, доминирующий в проекте Исследовательские проекты, творческие проекты, информационные проекты,  практико­ ориентированные проекты, игровые проекты.  Особое   место   среди   социально   значимых   учебных   проектов   занимают телекоммуникационные (информационные) проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80­х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом. Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная   учебно­познавательная,   творческая   или   игровая   деятельность   учащихся­ партнеров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Специфика телекоммуникационных проектов состоит в том, что они по самой своей   сути   всегда   социальны   и   межпредметны   (межрегиональны).   Решение   проблемы, заложенной   в   любом   проекте,   всегда   требует   интегрированного   знания.   Но   в телекоммуникационном   проекте,   особенно   международном,   необходима   более   глубокая интеграция,   предполагающая   знание   не   только   предмета   исследуемой   проблемы,   но   и особенностей национальной культуры партнера, специфики его мироощущения.  Характер координации Непосредственный,  то есть с открытой координацией. Учитель  участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения. Со  скрытой   координацией  (возможно   главным   образом   в   телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта  и не обнаруживает свой   истинный   статус   учителя   в  период   деятельности   групп   участников.   Свое   влияние   он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности. Характер контактов Внутриклассные   проекты,   внутришкольные   проекты,   региональные   проекты, межрегиональные проекты, международные проекты (с участием представителей различных стран. Такие проекты при всей их привлекательности не всегда возможны из­за того, что для них требуются средства информационных технологий, что сегодня может себе позволить не каждая школа. Но в перспективе учителям надо ориентироваться на выполнение подобных проектов и быть готовыми к их реализации. То есть, уровень квалификации учителя не должен препятствовать осуществлению такого рода деятельности). Число участников. По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые. По   продолжительности   проекты   подразделяются   на:  мини­проекты,  краткосрочные проекты,   недельные проекты,  годичные проекты.    По предметно­содержательным характеристикам выделяются:  Монопроекты проводятся,   как   правило,   в   рамках   одного   предмета   или   области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.   Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. 1.4. Требования к методу проектов. Работа   по   методу   проектов   –   это   относительно   высокий   уровень   сложности педагогической деятельности. Большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов   учебного   процесса   –   учителя,   ученика   (или   группы   учеников)   и   учебного материала, который необходимо усвоить.  Требования к учебному проекту – совершенно особые:  Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической – требующей решения путём поиска и применения знания.  Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными   словами   –   с   проектирования   самого   проекта,   в   частности   –   с   определения   вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.  Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.  Результатом   работы   над   проектом,   иначе   говоря,   выходом   проекта,   является продукт.  Подготовленный   продукт   должен   быть   представлен   заказчику   и   (или) представителям   общественности,   и   представлен   достаточно   убедительно,   как   наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Таким образом, проект – это «пять П».  Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.  Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др. 1.5.  Технология   проектного   обучения.  Метод   проектов   предполагает   использование учителем   при   проектировании   и   осуществлении   образовательного   процесса   личностно­ ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, следующими дидактическими принципами:  Принцип   детоцентризма.   В   центре   творческой   деятельности   находится   ученик, который   проявляет   свою   активность.   У   него   имеются   замечательные   возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.  Принцип   кооперации. В   процессе   работы   над   проектом   осуществляется   широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.  Принцип   опоры   на   субъектный   опыт   учащихся.   Каждый,   работая   над   проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.  Принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня    обученности;  Принцип   свободного   выбора:   темы   проекта,   подтемы,   партнёров   в   работе   над проектом,   источников   и   способов   получения   информации,   метода   исследования,   формы представления результатов.  Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение знаний и практических действий.  Принцип   трудной   цели.   Легко   достижимый   результат   не   является   для   многих учащихся мобилизующим фактором. Возможности   метода   проектов   для   развития   личности   и   социализации   школьников выявляются   через   анализ   структуры   деятельности   учителя   и   школьника,   которая существенно   отличается   от   структуры   их   деятельности   при   традиционной   организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:  Мотивационный  (учитель:   заявляет   общий   замысел,   создает   положительный мотивационный настрой;   ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи).  Планирующий   –   подготовительный  (определяются   тема   и   цели   проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала   с   максимальной   помощью   учителя,   позднее   с   нарастанием   ученической самостоятельности).  Информационно­операционный  (ученики:   собирают   материал,   работают   с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;   учитель:   координирует, наблюдает, источником).   поддерживает,   сам   является   информационным  Рефлексивно­оценочный  (ученики:   представляют   проекты,   участвуют   в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Анализ опыта по использованию метода проектов 2.1 Ситуация введения метода проектов в свою педагогическую деятельность    В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения   не   оправдывает   себя,   что   учащиеся   способны   в   основном   только   к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких­то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так   как   в   школе   он   не   участвует   в   деятельности,   которая   показывала   бы   применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Все это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической,   культурной   и   политической   жизни   общества.   Кроме   того,   система образования   должна   подготовить   людей,   приспособленных   к   жизни   в   условиях информатизации   и   развития   новых   технологий.   Информация   станет   и   уже   становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях, что уже сейчас определяет успешность человека в его профессиональной сфере. На   основании   своего   педагогического   опыта   возникло   убеждение,   что   именно проектная   деятельность   вызывает   у   обучающихся   интерес   к   познанию,   способствует личностному росту. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой,   классом,   самостоятельно   или   при   участии   учителя)   возникает   необходимость решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.   Правильно   организованная   проектная   деятельность   обеспечивает   развитие творческих способностей, формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. 2.2. Особенности проектной деятельности обучающихся 5­9 классов. Формирование исследовательской культуры у обучающихся в основной школе должно строиться в соответствии с возрастной спецификой, так как на первый план у подростка выходят   цели   освоения   коммуникативных   навыков.   Исследовательскую   деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать школьника возможности выбора индивидуальной формы работы. Исследовательская   культура   учащихся основной   школы формируется   с   учётом психолого­педагогических особенностей развития детей 11­15 лет, связанных:  с   переходом   от   учебных   действий,   характерных   для   начальной   школы   и осуществляемых только совместно с классом и под руководством учителя к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно­смыслового и операционно­технического компонентов  с переходом от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной   цели,   к   новой   внутренней   позиции   обучающегося – направленности   на самостоятельный   познавательный   поиск,   постановку   учебных   целей,   освоение   и самостоятельное   осуществление   контрольных   и   оценочных   действий;   инициативу   в организации учебного сотрудничества;  с   осуществлением   на   каждом   возрастном   уровне   (11­13   лет   и   13­15   лет), качественного   преобразования   учебных   действий   моделирования,   контроля   и   оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;  с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его   на   общекультурные   образцы,   нормы,   эталоны   и   закономерности   взаимодействия   с окружающим миром;  с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и   сотрудничества; развитием   учебного   сотрудничества,   реализуемого   в   отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;  с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества –   от   классно­урочной   к   лабораторно­семинарской   и   лекционно­лабораторной исследовательской; Переход   обучающегося   в   основную   школу   совпадает   с   предкритической   фазой развития ребенка – с переходом к кризису младшего подросткового возраста (11­13 лет, 5­7 классы).   Это   возраст,   при   котором   центральным   и   специфическим   новообразованием   в личности   подростка   является   возникновение   и   развитие   у него   самосознания   – представления о том, что он уже не ребенок, т.е. чувство взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с «моралью послушания», на нормы поведения взрослых. Второй этап подросткового развития (14­15 лет, 8­9 классы) характеризуется: бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными   качественными   изменениями   прежних   особенностей,   интересов   и отношений   ребенка,   появлением   у   подростка   значительных   субъективных   трудностей   и переживаний;   стремлением   подростка   к   общению   и   совместной   деятельности   со сверстниками; особой чувствительностью к морально­этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов   поведения,   которые   существуют   в   мире   взрослых   и   в   их   отношениях, порождающую   фактически   интенсивное   формирование   на   данном   возрастном   этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; сложными  поведенческими  проявлениями,  с  другой  стороны, вызванными  противоречием между   потребностью   в   признании   их   взрослым   со   стороны   окружающих   и   собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста); изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок и   изменением   характера   и   способа   общения   и   социальных   взаимодействий   –   объемы   и способы получения информации  Современному   развивающемуся   обществу   нужны   современно   образованные, предприимчивые, нравственно воспитанные люди, которые в сложной обстановке могли бы самостоятельно  осуществить выбор  и принимать  решения, прогнозировать  их  возможные последствия. Выполнение такого заказа требует поиска новых технологий в образовательном процессе, к организации деятельности участников образовательного процесса в школе, где многие задачи, в том числе связанные с воспитанием личности, уже не могут быть решены только традиционными средствами. Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации   следует   обратиться   (интернет,   справочники,   художественная   литература, учебники)?» Весьма   важный   вопрос   –   оценка   выполненных   проектов,   которая   должна   носить стимулирующий   характер.   Обучающихся,   добившихся   особых   результатов   в   выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с  присуждением мест. Лучше  выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой­либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.  Педагогическая ценность ученического проекта определяется:  возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;   содержанием   в   нем   новых   проблем,   которые   могут   послужить   основой   для нового проекта;   навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;  заинтересованностью ученика в работе «от всего сердца».  Савенков   А.И.   утверждает,   что   проект   направлен   на   реализацию   практической значимости.   Проекты,   создаваемые   самими   учащимися,   активизируют   их   стремление   к исследовательской деятельности. Чтобы подросток захотел чем­то заняться, он должен сначала удивиться. А если у него есть возможность еще и восхититься, то уж точно произойдет та самая «вспышка интереса», то   главное   событие,   побуждающее   учащегося   к   действию.   Темы   мини­проектов,   над которыми  работают  группы  детей,  должны  быть выбраны  точно в  круге  их  интересов  и объединены общим названием. Это и определяет успешность проекта. В   ходе   проектирования   (по   И.Д.   Чечель)   самым   сложным   для   учителя   является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть:   постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;   поиск пути их решения;   осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;   аргументация выбора;   корректировка (при необходимости) результата;   объективная оценка самой деятельности и другие позиции.  Перед проведением работы по каждому из  проектов должна быть четко выстроена логическая   схема   проекта.   Особое   внимание   следует   обратить   на   следующие   моменты: баланс ролей; четкость целей; согласованность задач, поставленных перед каждым членом; выработка   единой   системы   ценностей;   формирование   умения   выходить   из   конфликтных ситуаций; воспитание поддержки и взаимного доверия; разработка подходящей методики работы;   обеспечение   успешного   руководства   со   стороны   учителя;   регулярный   отчет   о проделанной   работе;   ориентация   на   индивидуальное   развитие   каждого   ребенка;   развитие навыков общения.  Исходя   из   вышесказанного,   можно   сформулировать   правила   успешности   проектной деятельности.  Таким   образом,   с   уверенностью   можно   сделать   вывод   о   том,   что   проектная деятельность   школьников   среднего   звена   высокоэффективна   для   формирования универсальных учебных действий.  2.3.   Опыт   использования   метода   проектов   на   уроках   математики   и   во внеурочной деятельности. Главная   цель   моей   педагогической   деятельности   –   это   формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Как учитель, я   хочу   видеть   детей   заинтересованных   в   качественных   результатах   своей   учебы, вовлечёнными в активную учебно­воспитательную деятельность. Каждому ученику надо дать шанс попробовать свои силы в разных областях деятельности и в различных социальных ролях.   Для   реализации   этого   принципа,   я   использую,   вот   уже   несколько   лет,   я   метод проектирования, как на уроках,   так и   во внеклассной работе, так как считаю, что этот метод   положительно   влияет   на   развитие   способностей   детей   и   их   коммуникативных навыков. Метод проектов ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.   Формирует   невероятно   большое   количество   умений   и   навыков,   и   поэтому   он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. В рамках традиционных учебных занятий я использую: проблемное введение в тему урока,   постановка   цели   урока   совместно   с   учащимися,   совместное   или   самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым   распределением   работы   в группе,   выдвижение   идеи   (мозговой   штурм), постановку  вопроса   (поиск   гипотезы).   Особое   внимание   уделяю   так   называемым   мини­ проектам   на   уроке.   Наличие   мобильного   класса  дает мне,   как   учителю­предметнику, возможность   совершенствования   форм   подачи учебного   материала,   а   обучающимся   ­ огромный доступ к различным ресурсам, необходимым в ходе выполнения того или иного проекта. Опыт   работы   свидетельствует,   что   в   использовании   проектного   метода   на   уроках математики эффективна следующая последовательность: от недолговременных (1­2 урока), однопредметных,   практических,   проектов   к   долговременным,   межпредметным.     По   типу проектов:   эффективна   последовательность   в   порядке   возрастания   сложности   от практических,  к ролевым, творческим, информационным,  исследовательским проектам.  Практика показала, что метод проектов применим на уроках математики в 5­9 классах общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития   творческих   способностей   каждого   ребенка.   Однако   педагогу   нужно   учитывать следующее:   метод проектов невозможно применить ко всем темам предмета;   следует четко формулировать предметные задачи уроков с использованием метода проектов;  учитель   должен   владеть   исследовательскими   методами   обучения,   уметь организовывать работу малых групп;   следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;   проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты. Какова   же   воспитывающая   роль   проекта?   Проектная   деятельность   воспитывает   и развивает   самостоятельность   учащихся   в   проявлении   себя,   ведь   в   процессе   групповой совместной работы они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску   согласия,  выработке   общего   мнения   о  том,  что  и   как   надо   делать.   Групповая   и ролевая деятельность работает на общий результат: то, что сделает каждый, в дальнейшем воплощается в общем результате.

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти

Проек как форма урочной и внеурочной деятельночти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.