«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»
КОМИ РЕСПУБЛИКАСА КАНМУ ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
Общешкольное мероприятие
Проект
«В этом мире для человека важнее не то, что его окружает, а то, что у него внутри…» по мотивам сказок Г. Х. Андерсена
Автор материала:
Остапова Е. В., учитель начальных классов
Лозымский филиал ГОУ РК «Республиканский центр образования»
г. Сыктывкар
2022
Проект «В этом мире для человека важнее не то, что его окружает, а то, что у него внутри…» по мотивам сказок Г. Х. Андерсена
По организационной форме: групповой
По времени выполнения: средней продолжительности (неделя)
По виду деятельности: творческий
Цель: Приобщать детей к чтению детской художественной литературы.
Задачи:
· Закрепить, обобщить, дополнить знания детей о творчестве Г. Х. Андерсена;
· Развивать речь, память, внимание, творческие способности;
· Развивать коммуникативные способности учеников;
Ожидаемые результаты:
Для учителя:
- полная реализация проекта по плану;
- вовлечение каждого ученика в активный познавательный творческий процесс.
Для ученика:
- выполнять проект по заданному плану;
- ставить вопросы, находить ответы;
- использовать методы и приёмы: наблюдение, постановка проблемы, объяснение;
- с полнотой и точностью выражать свои мысли, гипотезы;
- развивать свои коммуникативные способности;
- учить применять свои знания в новых условиях.
Этапы проекта
1 Подготовительный этап
Определение темы.
По плану учебного заведения, плану методического объединения (МО) «Начальных классов» запланировано ежегодное мероприятие «Книжкина неделя». На совещании МО учителей начальных классов выбран писатель – Г. Х. Андерсен, чей юбилей празднуется в данном году.
Тема проекта: «В этом мире для человека важнее не то, что его окружает, а то, что у него внутри…» цитата из романа Г. Х. Андерсена «Всего лишь скрипач»
Цель: Планирование цикла мероприятий направленных на формирование читательского интереса к произведениям Г. Х. Андерсена
Конечный результат: Сценарий увлекательного мероприятия по произведениям Г. Х. Андерсена
Участники: ученики1-4 классов
Группы: Ученики и учитель-куратор класса
2. Основной этап
Учителя-кураторы создают свой маршрут продвижения по предложенному плану:
№ |
Дата |
Мероприятие |
Форма |
1. |
|
Организационная часть. Открытие «Книжкиной недели» по теме «В этом мире для человека важнее не то, что его окружает, а то, что у него внутри…» |
|
2. |
|
«Путешествие в царство книг». Работа в библиотеке. Ознакомление с произведениями Г.Х.Андерсена. |
|
3. |
|
Оформление стенда «Сказочник Андерсен». Организация выставки рисунков учащихся. |
|
4. |
|
Заключительное мероприятие - квест |
|
5. |
|
« Вот и сказке конец, а кто участвовал молодец». |
Подведение итогов, награждение. |
Реализация проекта:
Вариант работы учащихся 1,2 классов
№ |
Дата |
Мероприятие |
Форма |
1 |
10.03 |
Организационная часть. Открытие «Книжкиной недели» по теме «В этом мире для человека важнее не то, что его окружает, а то, что у него внутри…» |
1. Виртуальная экскурсия по «выставке» иллюстраций к сказкам Андерсена. 2. Просмотр мультфильма «Ель»-https://www.youtube.com/watch?v=NuaR4X2fwwY Обсуждение мультфильма 3. Проблемный вопрос: - Все ли произведения Андерсена вы знаете? - Что можно сделать, чтобы узнать больше сказок писателя? (Ученики составляют план работы по ознакомлению с произведениями Г. Х. Андерсена) |
2. |
10.03-13.03 |
«Путешествие в царство книг». Работа в библиотеке. Ознакомление с произведениями Г.Х.Андерсена. |
Акция «Читаем и пересказываем сказки Андерсена» Дети выступают в роли сказочного персонажа Оле-Лукойе: выбирают сказку, читают или пересказывают её одноклассникам. |
3. |
13.03 |
Организация выставки рисунков учащихся «Сказочник Андерсен». |
Творческая работа. Создание иллюстраций «Герои сказок Андерсена». |
4. |
16.03 |
Заключительное мероприятие |
Квест «Сказочное путешествие с Оле-Лукойе»
|
6. |
17.03 |
« Вот и сказке конец, а кто участвовал молодец». |
Подведение итогов, награждение. |
Квест «Сказочное путешествие с Оле-Лукойе»
Задания квеста:
Развивают: внимание, умение анализировать информацию, стремление к достижению цели, ловкость и смекалку, взаимодействие в команде.
Формируют:
Читательскую грамотность: находить и извлекать информацию, интерпретировать информацию, использовать информацию из текста.
Математическую грамотность: извлекать математическую информацию, использовать математические понятия, применять математические знания для решения поставленной задачи.
Естественно-научную грамотность: решать творческие задачи, с заранее неизвестным результатом;
Креативное мышление: продуктивно участвовать в процессе выработки и совершенствовании идей, направленных на получение новых знаний.
Тема |
Квест «Сказочное путешествие с Оле-Лукойе» |
|||
Цель |
Формирование читательского интереса |
|||
Основное содержание темы, термины и понятия |
Г. Х. Андерсен, главный герой, Оле-Лукойе, Дюймовочка, дюйм, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Принцесса на горошине, синонимы. |
|||
Планируемый результат |
Предметные умения |
Метапредметные и личностные УУД |
||
Обобщить, дополнить знания о сказках Г. Х. Андерсена |
Предметные: Знать: - Основные произведения Г. Х. Андерсена Уметь: - называть главных героев произведения; - Соотносить значение пословицы с содержанием произведения; - Характеризовать героя. |
Познавательные: Общеучебные: Выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации (в том числе с помощью ИКТ); структурирование знаний; построение речевого высказывания; решение проблем творческого и поискового характера; знаково-символические действия. Регулятивные: развивать умение осуществлять предварительный контроль по эталону; умение работать по плану, соблюдать последовательность, учитывая правила; выбор способа действий, выбор учебного действия; саморегуляция; адекватная оценка выполненных действий. Логические: анализ, синтез, выведение следствий; построение логической цепочки рассуждений; доказательство Личностные: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, потребности к чтению; развитие толерантности; основных моральных норм; осознание причастности к успеху в учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
||
Организация пространства |
||||
Межпредметные связи |
Основные технологии, методы и формы работы |
Ресурсы |
||
Литературное чтение (Тема «Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине», 2 класс) Математика (единицы измерения длины) Физическая культура (упражнения на равновесие) Русский язык (синонимы) Окружающий мир (исторические сведения «Как воспитывали детей в семье императора Николая ІІ») |
Технология проблемного обучения, игровые технологии, ИКТ. Методы: словесные (беседа, объяснение, разъяснение, инструктаж); наглядные (иллюстрации, дидактические карточки, ТСО); практические (упражнения). Форма: фронтальная, групповая. |
Мультимедийный проектор, компьютер Оформление маршрута продвижения Материалы и инструменты: дидактические карточки: литературные герои, задания для квеста, пословицы, ребус, система старинных мер длины; игрушка утёнок, костюм для персонажей Оле-Лукойе, Стойкий оловянный солдатик; выставка детских иллюстраций к сказкам Г. Х. Андерсена, портрет Андерсена, книги со сказками автора, листы формата А4, простые карандаши, 3 коробки: одна из них высотой в дюйм |
||
Ход занятия
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемый результат |
Организационный момент. |
Звучит музыка. - Никто на свете не знает столько историй, сколько знает их Оле-Лукойе. Вот мастер рассказывать! Хотите с ним совершить путешествие? Садитесь поудобнее и внимательно слушайте. |
Занимают места в классе. |
Организованное начало урока. |
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
|
Входит Оле-Лукойе. Учитель озвучивает отрывок сказки «Оле-Лукойе»: «Вечером, когда дети преспокойно сидят за стулом,.. является Оле-Лукойе. Он тихо-тихо… приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. …Тогда веки детей начинают слипаться, и они не могут разглядеть Оле, а он подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылки. Подует – и головки у них сейчас отяжелеют. Это совсем не больно,.. он хочет только, чтоб дети угомонились, а для этого их непременно надо уложить в постель! Ну вот он и уложит их, а потом начинает рассказывать сказки... Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детками,.. а другой зонтик совсем простой, гладкий, который он развёртывает над нехорошими детками: ну, они и спят всю ночь как чурбаны и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!» - В нашем классе все детки хорошие, поэтому Оле-Лукойе раскрыл зонтик с картинками, и нам будут сниться чудеснейшие сказки. Проблемный вопрос: Кто такой Оле-Лукойе? Кто придумал этого сказочного героя? |
Ученик в образе Оле-Лукойе с ярким зонтиком под мышками входит в класс, «прыскает в глаза детям молоком», дует им в затылки. Ученики укладывают головы на парты. Оле-Лукойе открывает яркий зонтик. |
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
|
Постановка цели |
- О ком будем говорить на занятии? (На доске появляется портрет Г. Х. Андерсена) - У Андерсена один или много сказочных героев? Что можем узнать, повторить на нашем занятии? |
Отвечают на вопросы. Называют тему, цель занятия. |
Формулируют тему, цель урока.
|
Пробное действие
|
- Г. Х. Андерсен – знаменитый Датский сказочник. Датский, значит, родился в городе Дании. Написал больше 100 сказок. Имя автора на книгах записано по разному: Ганс или Ханс. Вы знакомились с его произведениями в течение недели. Кто прочитал 100 сказок и может назвать их? |
Участвуют в диалоге. |
Устанавливают границы знания/ незнания
|
Поиск информации |
- Оле-Лукойе и я помогу вам совершить путешествие в мир сказок Г. Х. Андерсена. Оле-Лукойе раскладывает на стол книжки со сказками Андерсена, организована выставка иллюстраций учащихся к сказкам Андерсена. - По книгам и иллюстрациям назовите сказки Андерсена. |
По названиям книг и иллюстрациям к произведениям вспоминают названия сказок Андерсена |
Развивают умение осуществлять предварительный контроль по эталону (данным книги) |
Проектирование и планирование (под руководством учителя) |
А теперь совершим сказочное путешествие и заглянем к героям сказок Г. Х. Андерсена. Оле-Лукое будет давать задания в квест-игре. Заданий будет пять. Чтобы их выполнить надо: 1. Получить подсказку. 2. Подсказка укажет, где найти задание. (Внимание: необходимо сразу обозначить детям границы прохождения квеста). 3. Найти задание. Прочитать. Выполнить задание. 4. Получить следующую подсказку. |
Знакомятся с планом и границами прохождения квеста. Обсуждают правила и последовательность выполнения заданий квеста. |
Знание особенностей проведения мероприятия в форме квеста: учатся работать по плану, соблюдать последовательность, учитывая правила. |
Выполнение заданий |
Подсказка 1. Отгадайте загадку Очищают воздух, - Что надо найти? Дети подходят к цветам. За цветочными горшками спрятано задание. Задание: 1. Как зовут девочку-малышку, которая появилась в цветке? 2. Что означает слово «Дюймовочка»? 3. Нарисуйте на листе бумаги свою ладонь. Отметьте единицу измерения «дюйм». - Каких знаний не хватает? - Познакомьтесь с системой древних мер длины. (Приложение 1) - Отметьте дюйм на карточке с ладонью. - Выберите коробочку с дюйм высотой. (В коробке вторая подсказка)
Подсказка 2 - Отмерьте 5 маховых саженей вправо и 10 шагов прямо. Оформление: игрушка утёнок, пословицы: Людей не суди, на себя погляди. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. Не всё золото, что блестит. Неуважение к людям есть неуважение к себе. Задание: - Из какой сказки данный персонаж (утёнок)? - Прочитайте пословицы. Докажи, какая пословица подходит к сказке «Гадкий утёнок». Под игрушкой утёнка спрятана следующая подсказка.
Подсказка 3. Отгадай загадку Я из олова отлит, - Кого надо найти? (стойкого оловянного солдатика). На обозначенном месте команду ждет ученик в костюме солдата. Он задаёт вопросы: - Кому и на какой праздник подарили оловянных солдатиков? Ответ: Мальчику на день рождения. - Чем отличался главный герой, оловянный солдатик, от своих сослуживцев? Ответ: у него была одна нога. - Какими качествами отличался стойкий оловянный солдатик? Ответ: смелый, мужественный… Задание: Выполните упражнения с оловянным солдатиком. Упражнения на равновесие - https://www.vikids.ru/articles/kak-nauchit-vzroslogo-rebenka-derzhat-ravnovesie-i-ne-padat-dazhe-stoya-na-odnoy-noge-5-trenirovochnyh-uprazhneniy «Оловянный солдатик» вручает следующую подсказку.
Подсказка 4. Отгадай ребус Ребус – Приложение 2 Отгадка: Перина - Что такое перина «подскажет» первая картинка на ребусе. - Подберите синоним к слову «перина» (матрас) - Что будем искать? Ученики ищут и находят нарисованные матрасы друг на друге несколько штук. - Как называется сказка, в которой говорится о нескольких перинах на постели? - Снимаем по одному матрасу, перине и выполняем задания. Задания: 1. Прочитайте отрывок из сказки «Принцесса на горошине». Найдите синоним к слову «перина». «Ну, это мы разузнаем!» - подумала старая королева, но ничего не сказала, а пошла в опочивальню, сняла с кровати все тюфяки и подушки и положила на доски горошину, а на тюфяки ещё двадцать перин из гагачьего пуха». Ответ: Тюфяк – мешок, набитый сеном, чем-нибудь мягким и служащий матрасом – словарь Ожегова. 2. Прочитайте отрывок. «Тут все поняли, что перед ними настоящая принцесса. Ещё бы, она почувствовала горошину через двадцать тюфяков и двадцать перин из гагачьего пуха! Такой нежной может быть только настоящая принцесса». - Посчитайте, сколько всего матрасов было на кровати. 3. Прочитайте отрывок из произведения. «Жил-был принц, он хотел взять себе в жёны принцессу, да только настоящую принцессу». - Какой должна быть настоящая принцесса, познакомимся на примере детей императора Николая ІІ. (Знакомство с материалами сайта «Мой маленький малыш». Тема «Царское детство: как воспитывали детей в семье императора Николая ІІ» - https://dzen.ru/media/mylilbaby/carskoe-detstvo-kak-vospityvali-detei-v-seme-imperatora-nikolaia-ii-5e24a35d34808200b1721899) 4. Под последним матрасом подсказка 5 - Загадка Есть в комнате портрет, - Что надо найти? (зеркало) - Кто разломал зеркало на осколки и для чего? Ученики делятся на команды (в зависимости от количества детей на 2-5 команд). Перед учениками разложены пазлы с названиями главных героев разных сказок (Приложение 3). (На обратной стороне - иллюстрации к сказкам). Задание 5: Выбери из данных частей те, на которых записаны герои произведения из сказки: 1 команда - «Дюймовочка». 2 команда – «Стойкий оловянный солдатик» 3 команда – «Гадкий утёнок» и т. д. |
Получают подсказки в форме загадок, задания, ребуса, выбирают учебное действие, которое поможет решить поставленную проблему, анализируют, подводят под понятие, проверяют результат. Выполняют задания: выделяют информацию, формулируют познавательную цель, ищут способ решения проблем творческого и поискового характера, строят логические цепочки рассуждений, доказывают. |
Поиск и выделение необходимой информации (в том числе с помощью ИКТ); Структурирование знаний; Построение речевого высказывания; Самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера; Выделение необходимой информации; Построение речевого высказывания; Анализ (выделение признаков); Построение логической цепочки рассуждений; Подведение под понятия; Знаково-символические действия (чтение ребуса); Планирование учебного сотрудничества.
|
Контроль и оценка. Презентация работ.
|
- Разверни «осколки», собери картину. - Получилась полная картина? Найди недостающую часть. - Какого героя сказки вы не назвали? Команды озвучивают название сказки, по которой они собрали картину из пазлов и называют главных героев сказки. |
Структурируют знания; Рефлексия процесса и результата деятельности;
|
Синтез; Выражают свои мысли. Самооценка и взаимооценка. |
3. Заключительный этап
Оформление зала (класса): портрет Г. Х. Андерсена, выставка книг, детских рисунков к сказкам Г. Х. Андерсена.
Рядом с иллюстрациями главных героев сказок, карточки со словами:
· стойкий оловянный солдатик - смелый мужественный
· принцесса – образованная, грамотная, рукодельница, воспитанная
· Дюймовочка – добрая, трудолюбивая, смелая
· утёнок – добродушный, благородный…
- Как вы объясните слова Г. Х. Андерсена: ««В этом мире для человека важнее не то, что его окружает, а то, что у него внутри…»
Подведение итогов, награждение.
- Спасибо всем за активное участие! Оле-Лукойе предлагает оценить ваше участие в квесте. У него цветные «льдинки» от Снежной королевы. Отпускаете в сосуд «льдинку» и высказываете свои впечатления от мероприятия. (Прием «Сосуд достижений»)
Источники:
1. Загадки:
- про цветок - https://podarikvest.ru/blog/zagadka-pro-cvetok-dlya-kvesta
- про стойкого оловянного солдатика - https://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-olovyannogo-soldatika
- про зеркало - https://podarikvest.ru/blog/zagadka-pro-zerkalo-dlya-kvesta
Приложение 1
Система старинных мер длины
Приложение 2
Приложение 3
Пазлы к сказкам Г. Х. Андерсена
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.