Хабаровский Государственный Технический Университет
Контрольная работа по дисциплине:
"Международные экономические отношения"
Вариант №21
Выполнил: ст-т гр. ФК 2 курс
Заочного отделения
№ зачетной книжки 938072
Шатковский Денис Юрьевич
Проверил: __________________
Хабаровск 2001г.
Вопросы:
План:
1. Конкуренция на мировом рынке, понятие и особенности конкурентной борьбы на мировом рынке. 3
Конкурентная стратегия. 3
Позиция в отрасли. 4
Источники конкурентного преимущества. 5
Роль цен во внешнеторговой политике. 6
Мировой рынок. 7
Равноправная мировая конкуренция. 11
2. Основные центры международной миграции рабочей силы.. 12
Причины международной миграции рабочей силы.. 12
Современные центры притяжения рабочей силы.. 13
Литература. 16
Современный мировой рынок представляет собой сложную систему, постоянно меняющуюся от спроса и предложения товаров и услуг. На эти процессы оказывают влияние возникновение новых потребностей, новые технологические связи, новые организационные формы сотрудничества, новые методы конкуренции. Приспособиться стране, входящей в эту систему, к каждому данному её состоянию трудно.
В процессе развития мировой рынок чутко выделил две составляющие: рынок базовых товаров и рынок готовых изделий. Современная научно-техническая революция расслоила рынок готовых товаров, критерием для их выделения послужил уровень технологичности продукции. /1/
На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять как фирма создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе возможности фирм не ограничены пределами их страны базирования. На роль глобальных стратегий в создании конкурентного преимущества следует обратить особое внимание, т.к. эти стратегии полностью меняют роль страны базирования.
Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), т.е. группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых – те же показатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы всегда весьма расплывчаты.
Разрабатывая конкретную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех.
Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,– суть конкуренции выражается пятью силами:
1. угрозой появления новых конкурентов;
2. угрозой появления товаров или услуг – заменителей;
3. способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;
4. способностью покупателей торговаться;
5. соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
Фирмы должны не только реагировать на изменения структуры отрасли и пытаться самим изменить её в свою пользу, но и выбрать позицию в пределах отрасли. Позиция в отрасли – это подход фирмы в целом к конкуренции, а не только её продукция или то, на кого она рассчитана.
Позицию в отрасли определяет конкурентное преимущество.
В конечном счёте фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делится на 2 основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же (или примерно такой же) цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает бóльшую прибыль.
Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового количества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять-таки даёт бóльшую прибыль.
Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности. Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства. Они выходят с ними на рынок, и тогда это – нововведения.
Нововведение ведёт к смене лидерства в конкуренции, если прочие конкуренты либо не распознали пока нового способа ведения дел, либо не могут или не желают изменить свой подход.
Вот наиболее типичные причины новаций, дающих конкурентное преимущество:
1. Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшение сервиса или услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям.
2. Новые или изменившиеся запросы покупателей.
3. Появление нового сегмента в отрасли.
4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, сырьё, энергия, транспорт, связь, средства информации или оборудование. Это говорит об изменении условий у поставщиков или о возможности использовать новые или другие по своим качествам компоненты.
5. Изменения правительственного регулирования. Изменение политики правительства в таких областях как стандарты, охрана окружающей среды, требования к новым отраслям и торговые ограничения.
Вышеуказанные вводные могут дать фирмам конкурентное преимущество, если фирмы вовремя поймут их значение и предпримут решительное наступление. В очень многих отраслях такие «ранние пташки» (early moves) десятилетиями удерживают лидерство. «Ранние пташки» получают преимущество, первыми используя эффект масштаба, снижая издержки за счёт интенсивного обучения персонала, создавая фирменный имидж и отношения с клиентами в то время, когда жёсткой конкуренции ещё нет, имея возможность выбирать каналы распределения или получая самое выгодное размещение заводов и самые выгодные источники сырья и других факторов производства.
Общеизвестно, что важнейшим фактором успешного функционирования фирмы является своевременная реализация произведенной продукции. Вопрос, найдет ли продукт своего потребителя на рынке или нет, волновал производителя всегда. С течением времени происходило изменение основных ориентиров в деятельности фирм. В начале XX в., например, крупные промышленные компании связывали свой успех на рынке главным образом с ростом производства и его эффективностью, с теми конкурентными преимуществами, которые достигались низкими издержками производства. Экономические трудности 1920-1930-х годов породили новую "сбытовую ориентацию" фирм, при которой больше внимания стало уделяться реализации произведенной продукции, созданию и поддержанию достаточно эффективного спроса (при сохранении приоритета производственных условии). В 1950 - 1960-х годах на смену сбытовой приходит система "рыночной ориентации", или ориентации на потребителя, получившая название маркетинга. Современная система маркетинга выдвигает на первый план задачи по комплексному изучению рынка. Одним из важнейших принципов маркетинга становится сегментация рынка, т.е. ориентация выпускаемой продукции не на рынок в целом, а на определенную группу потребителей, на удовлетворение их вкусов и запросов.
В рамках маркетинга выполняют свою роль и цены. В теории маркетинга существует понятие совокупного продукта, включающее кроме самого продукта такие важные для потребителя сопутствующие элементы, как предоставление определенных гарантий, услуг по установке, обслуживанию в процессе эксплуатации. Цена для потребителя в таком случае представляется лишь как одна из составляющих совокупной стоимости продукта. Особое значение это имеет для экспортных рынков, где качество и надежность часто более существенны, чем цены. С этой точки зрения увязка различных компонентов маркетинга особенно важна. Она позволяет приравнять так называемые неценовые формы конкуренции (по уровню качества, условиям поставки, предоставляемым гарантиям и т.д.) к ценовым, поскольку и те и другие в сумме определяют стоимость продукта для потребителя. Неценовые формы широко применяются в условиях зрелого и насыщенного рынка, а также на рынках с низкой эластичностью спроса по цене. Ценовая конкуренция (т.е. конкуренция путем снижения цен) интенсивно применяется в период становления и быстрого развития рынка, когда еще остро стоит вопрос о его разделе между производителями. Такое положение в настоящее время наиболее характерно для многих рынков высокотехнологичной продукции. /2/
Во второй половине ХХ века под воздействием ряда факторов мировой рынок претерпел ряд существенных изменений. Прежде всего, получили политическую независимость целый ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки, что существенно раздвинуло границы внешнеторгового сотрудничества. Развернувшаяся научно-техническая революция стимулировала развитие новых отраслей и производств, вывела на мировой рынок целый ряд принципиально новых товаров, сформировала рынок технологий.
На этом рынке технология превращается в товар. Товарная форма технологии предполагает её выход на рынок в виде патента, ноу-хау, производственного опыта, отдельных образцов оборудования. Эти виды товаров могут продаваться отдельно, но наибольший эффект даёт покупка пакета новшеств. Так при покупке нового оборудования одновременно покупаются и пакет сопроводительной документации, специальные инструменты и приспособления. Фирма-поставщик устанавливает новое оборудование, осуществляет его установку, пуск, передаёт своё ноу-хау, гарантирует в течении определённого времени ремонт. /3/
Под воздействием разных темпов экономического роста в отдельных странах изменилось соотношение сил на мировом рынке. Уменьшилась доля США в мировом экспорте: если в 1950 г. она составляла 1/3, то в 1990 г. – всего 1/8. В 90-е гг. центром мировой торговли стала Западная Европа, по экспорту она опередила США почти в 4 раза. Особенно выделилась Германия: её экспорт приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его.
Частичная потеря США своих позиций на мировом рынке связана со снижением конкурентноспособности. Под конкурентноспособностью в данном случае понимается способность государства создавать на единицу затрат больше богатств, чем его соперники на мировом рынке. При определении этого показателя учитывается 378 различных критериев, прежде всего – доход на душу населения, уровень инфляции, внешнеторговый баланс. Принимается во внимание мнение 21.000 руководителей крупнейших компаний мира, а так же наличие природных ресурсов, средств коммуникации.
В конце 80-х гг. по этому показателю стала выходить в число лидирующих стран Япония. Вслед за ней в число лидеров вошли “новые индустриальные государства” Азии – Сингапур, Гонконг, Тайвань. Но в середине 90-х гг. первое место вновь завоевали США. Вслед за ними идёт Япония, которая с 1983 г. завоевала 1-ое место в мире по экспорту машин и оборудования, причём 1/3 японского экспорта приходится на США. Вслед за Японией идут Сингапур и Гонконг. В конце списка Польша, Венгрия и Венесуэла; а на последнем, 48 месте, Россия. По прогнозам специалистов такое соотношение сил сохранится и в начале XXI века, а к 2030 г. наибольшая конкурентноспособность будет у США, Японии и Китая.
Ещё одна особенность развития современного мирового рынка – формирование крупных региональных торговых блоков, конечно, внутри таких группировок развиваются не только торговые отношения, но они остались преобладающими и исходными для этих объединений. Таких крупнейших блоков девять:
- Европейский Союз (ЕС)
- Северо-Американское соглашение о свободной торговли (НАФТА)
- Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
- “Меркосур” (Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай)
- Южно-Африканский комитет развития (САДК)
- Западно-Африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА)
- Антский пакт (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия)
- СНГ (Интересы России в основном реализуются на уровне этого блока)
Для более общей характеристики положения и роли страны в мировой экономике применяется показатель конкурентоспособности, разработанной Мировым Экономическим Форумом.
Рейтинг конкурентоспособности стран определяется на основе многофакторных моделей, в которых 381 показатель сгруппирован в 8 агрегированных факторов:
- внутренний экономический потенциал
- внешнеэкономические связи
- государственное регулирование
- кредитно-финансовая система
- инфраструктура
- система управления
- научно-технический потенциал
- трудовые ресурсы
Показатели по каждой стране дополняются оценками аналитиков, экспертов и опросами руководителей крупных корпораций.
Оценки касаются не всех стран, а только промышленно развитых, некоторых развивающихся (прежде всего новых индустриальных), а также стран с переходной экономикой. Эти страны ранжируются по количеству баллов по специальной методике. Сумма баллов свидетельствует не только об уровне развития производительных сил, НО и О способности страны гибко реагировать на изменения в мировой экономике.
По мере развития международного разделения труда сформировалась определённая структура мирового хозяйства, определяющаяся уровнем развития отдельных стран. Условно можно выделить четыре группы:
1. Промышленно развитые страны.
В эту группу входят страны с крупным частно-монополистическим сектором, занимающим главенствующие позиции в экономике, их отличает высокий уровень производительных сил, интенсивный тип развития рыночной экономики, единый воспроизводственный процесс в рамках национальных хозяйств.
2. Развивающие страны.
Значительно более крупная группа, чем развитые страны, охватывают свыше 130 развивающихся стран и территорий. Главная особенность – многообразие социальных укладов, а также переходных форм экономических отношений при значительной политической роли государства, преобладает экстенсивный тип хозяйственного развития.
3. Страны Восточной Европы и СНГ.
Специфика экономического и социального развития этих стран до настоящего времени не позволяет международным организациям однозначно отнести эти страны к развитым или развивающимся. Понятно, что Чехия тяготеет к развитым странам, а Таджикистан – к развивающимся. В то же время оптимальной является их классификация как стран с переходной экономикой.
4. Социалистические страны Азии: Вьетнам, Китай, КНДР, Монголия.
В рыночной экономике пропорционально различают государственную и негосударственную собственность.
К негосударственной относится частная собственность со всеми модификациями (акционерная, кооперативная, корпоративная). Государственная собственность как система отношений обеспечивает жизнеспособность всей экономической системы, т. е. при принятии учитываются интересы нации в целом. /3/
Страны, связанные торгово-экономическими отношениями, разрабатывают и принимают таможенную концепцию - многостороннее или двустороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения и таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц. Пункты этой конвенции не должны вступать в противоречие с таможенной политикой каждой из согласующих сторон. Таможенная политика - составная часть внутренней и внешней политики государства, комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в реализации товаро-промышленных задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики.
При принятии и разработке этих документов каждая сторона должна руководствоваться состоянием прежде всего внутреннего рынка: потребностью в одних товарах и избытком других, наличием производственных мощностей, позволяющих выпускать каждый вид товаров. И только после этого, проанализировав ситуацию на мировом рынке и потребности каждого государства, искать торговых партнёров. /4/
Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.
Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда существует в форме трудовой миграции.
Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.
Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы.
Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.
Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.
Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.
Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.
Можно выделить 5 направлений международной миграции рабочей силы:
1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
2) миграция в рамках промышленно развитых стран;
3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;
4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);
5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны. /5/
Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа.
Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-е годы США стали проводить политику привлечения высококвалифицированных кадров, которая осуществляется до сего времени. В настоящее время США по-прежнему являются местом притяжения рабочей силы. Довольно активно привлекаются низко- и полу квалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобладающую группу иммигрантов в США. По мнению некоторых российских экономистов, поскольку иммиграция в эту страну носит ассимиляционный характер, то этот центр является неперспективным для трудовой миграции.
Другой традиционный центр притяжения рабочей силы — это Западная Европа. В ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей.
В 80-е годы произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился.
Возникновение в 60-70-е годы новых центров развития капитализма, т. н. «периферийного капитализма», привело к формированию новых центров притяжения рабочей силы.
К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока, — Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др. Например, в середине 90-х годов только в Саудовской Аравии насчитывалось около 4 млн. трудовых мигрантов со всего света, занятых в различных сферах производства, экономической и социальной жизни этого богатейшего нефтедобывающего государства мира.
Все большее число мигрантов направляются в этот регион из Южной и Юго-Восточной Азии, а также некоторых арабских стран. Главным экспортером рабочей силы в этом регионе стал Египет. Ряд арабских стран являются одновременно экспортером и импортером рабочей силы. К их числу относятся Йемен, Ирак, Ливия.
Важным центром притяжения рабочей силы остается Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов.
Одним из мировых центров притяжения рабочей силы становится Южная Африка. Южно-Африканская Республика еще со второй половины 50-х годов встала на путь использования «лишней» рабочей силы из других африканских стран. Проникновение международных корпораций в Южную Африку и Намибию в 70-е годы сделало миграцию африканских рабочих достаточно устойчивой. В последние годы Южная Африка привлекает работников из других частей света.
Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские «новые индустриальные страны». Так, по данным тайваньской печати, этому островному государству в середине 90-х годов требовалось 100 тыс. рабочих и 20 тыс. инженерно-технических работников.
В 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Наиболее распространенная форма — сезонная сельская миграция. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.
Вхождение России как равноправного рыночного партнера в мировое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция населения.
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь несколько лет назад открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.
С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право россиянин может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей. /6/
1. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. Учебное пособие Под редакцией А. К. Васильева – М. Наука 1996г.
2. Мировая экономика Вопросы и ответы. П.В. Сергеев – М., Новый Юрист, 1998г.
3. Международные экономические отношения Е.Ф. Авдокушин. Учебное пособие. – М., 1999г.
4. Таможенное право. Учебник. Издательство БЕК Москва, 1995г.
5. Мировой рынок труда. — М.: Наука, 1994, гл. 1—3.
6. Рынок труда: занятость и безработица Пристанева А.А., - М., 1999 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.