Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92» общеразвивающего вида
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Невероятное путешествие носочка от ножки до игрушки»
Выполнила:
Виноградова Анна Александровна воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 92»
общеразвивающего вида
2021г.
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта:
· по составу участников - групповой (дети, родители, педагог).
· по целевой установке -познавательно – игровой.
Возраст детей: 6-7 лет.
Участники реализации проекта:
Педагог: Виноградова Анна Александровна
Воспитанники: дети подготовительной к школе группы
Родители: подготовительной группы №11
Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)
Актуальность:
На прилавках магазинов огромный выбор игрушек и современный ребенок, да и его родители не задумываются о ценности этой игрушки – сломалась – купим новую. Своим проектом я, в первую очередь, хочу показать ребенку значимость продукта труда, как своего, так и других людей. По моему мнению, если ребенок, что-то сделал своими руками, то и отношение к этому будет более бережное.
За основу я взяла детские носочки - это интересный материал для детского творчества. Они имеют удобную продолговатую форму, сделаны из хорошо растягивающегося материала и бывают разных красочных расцветок, поэтому подходят для создания изделий своими руками. Шитье поделок из чулок и носков помогает развить у маленьких детей фантазию, улучшить мелкую моторику, а также привить интерес к самостоятельному творчеству.
Цель: знакомство детей с процессом изготовления оригинальных игрушек из носков.
Задачи:
1. Познакомить детей с игрушками из носочков.
2. Учить подбирать материалы в соответствии с заданной целью.
3. Способствовать развитию внимания, памяти и воображения.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, мышление.
5. Способствовать формированию эстетического вкуса.
6. Побуждать желание делать игрушки в подарок близким.
7. Воспитывать бережное отношение к продукту труда, как своего, так других людей
Продукты проекта:
· для детей: Изготовление игрушки «КОТ»
· для родителей: Консультации для родителей «Творим вместе», «Игрушка своими руками», Фотоколлаж «Назад в прошлое»
Ожидаемый результат с детьми:
Ребенок приобретет опыт в творческой деятельности посредством изготовления несложных игрушек;
сформируется навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками; разовьется эстетический вкус, образное мышление, воображение, фантазия;
сформируется бережное отношение к вещам, в частности к игрушке.
Этапы проекта
Этапы проекта
|
Действия детей |
Действия педагога |
Действия родителей |
Подготовительный
|
|
1. Выбор темы, её актуальность; 2. Составление плана работы по проекту; 3. Создание условий для реализации проекта « Невероятное путешествие носочка от ножки до игрушки» 4.Накопление информации и материалов по теме проекта: • Подбор художественной литературы по теме проекта; • Подготовка наглядного иллюстративного материала • Аудиозаписи; 5. Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий; 6. Запуск проекта (беседы, чтение художественной литературы) |
|
Практический
|
Участие в занятиях,беседах конкурсах, экспериментах |
Беседа с элементами описательного рассказа «Моя любимая игрушка». Рассматривание игрушек. Дидактическая игра «Что из чего». Дидактическая игра «Определи на ощупь». Презентация «Игрушка из носочка». |
Консультации для родителей «Творим вместе», «Игрушка своими руками», Фотоколлаж «Назад в прошлое» Изготовление игрушки «Кот» |
Завершающий |
Анализ результативности работы над проектом « Невероятное путешествие носочка от ножки до игрушки» |
Изготовление игрушки «Кот» |
Формы |
Тема |
Цель |
Пособия |
Ответственный |
||||
20.09. 2021 г. |
||||||||
Беседа |
«Моя любимая игрушка» |
Цель: вызвать желание рассказать и показать свою любимую игрушку. |
Презентация «Моя любимая игрушка»
|
Виноградова А.А |
||||
Игра |
« Угадай, какая игрушка» |
Развивать внимание и памяти |
Различные виды игрушек |
Виноградова А.А |
||||
НОД |
«Как делают игрушки » |
пополняли знания детей о игрушках, и о том как их. изготавливают |
Информация о разных видах игрушек |
Виноградова А.А |
||||
Консультация для родителей |
Папка передвижка «Поможем Творить детям» |
Поделиться информацией |
Папка передвижка |
Виноградова А.А |
||||
21.09. 2021г. |
||||||||
Просмотр презентации |
«Игрушка из носочка» |
Цель: показать возможности преобразования обычного носка, рассказать об истории возникновения тасмкой игрушки. |
Презентация« Игрушка из носочка» |
Виноградова А.А |
||||
Дидактическая игра |
«Что из чего» |
Цель: Учить определять материал из которого изготовлены игрушки |
Разные виды игрушек |
Виноградова А.А |
||||
Работа с родителями |
Изготовление игрушки «Кот» |
Цель: Продолжать знакомить детей с технологией изготовления игрушек из носочков |
Носочки, глазки декоративные |
Виноградова А.А |
||||
22.09.2021г. |
||||||||
Сочинение сказки с использованием изготовленных игрушек и ее драматизация. |
»Сочиняем сказку» |
Цель: Учить детей сочинительству, практическому применению изготовленных игрушек. |
Игрушки детей |
Виноградова А.А |
||||
Дидактическая игра |
«Определи на ощупь»
|
«Цель: Выявить различия качества материалов из которых изготовлены носочки (махровые, синтетические, трикотажные). |
Носочки |
Виноградова А.А |
||||
НОД Рисование |
«Моя любимая игрушка» |
Вызвать через рисунок желание детей беречь игрушки |
Карандаши цветные, альбомный лист
|
Виноградова А.А |
||||
23.09.2021 |
||||||||
Беседа |
Как дети могут сделать игрушки своими руками |
-развивать коммуникативные навыки. |
Презентация |
Виноградова А.А |
||||
Буклет для родителей |
«Играем вместе с детьми»
|
обогащение знаний и привлечение внимания родителей по теме « Невероятное путешествие носочка от ножки до игрушки» |
Буклет |
Виноградова А.А |
||||
24.09.2021г. |
||||||||
НОД Рисование |
Необычные игрушки |
Вызвать через рисунок желание детей беречь игрушки |
Карандаши цветные, альбомный лист |
Виноградова А.А |
||||
Беседа |
Зачем детям нужны игрушки? |
Дать знания, закрепить уже имеющие знания детей |
Рассказ |
Виноградова А.А |
||||
Работа с родителями |
Фотоколлаж «Назад в прошлое» |
Цель: Вызвать интерес к совместной деятельности, как у детей, так и у родителей |
Фото |
Виноградова А.А |
||||
Список использованной литературы:
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа / авт сост. З. А. Ефанова. –Волгоград: Учитель, 2014. – 307 с.
2. Детские праздники, игры, фокусы,забавы: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 240 с.
3. Меремьянинова О. Р.Вместе с куклой я расту: методическое пособие. –Барнаул: АКИПКРО, 2008. – 112 с
Интернет-сайты:
1. https://www.youtube.com ;
2. http://nsportal.ru ;
3. http://www.maam.ru .
Приложение 1
Конспект НОД для детей «Беседа «Моя любимая игрушка»
Образовательная область: познание – развитие речи.
Категория: дети старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие речи детей.
Задачи:
1. Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.
2. Воспитывать внимание, активность.
3. Развивать речь, внимание, воображение.
Демонстрационный материал: иллюстрации игрушек, разные игрушки.
Раздаточный материал: цветные карандаши, листы бумаги форматом А5 на каждого ребёнка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент: дети сидят на стульчиках, играет спокойная детская музыка. На столах цветные карандаши и лист белой бумаги формата А5, установлен мольберт.
В: Сегодня мы с вами поговорим о том, что есть у каждого ребёнка…
(воспитатель читает стихотворение)
Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
(З. Петрова)
Воспитатель вешает на мольберт иллюстрации игрушек.
В: Сегодня мы с вами поговорим об игрушках. Ребята, кто мне расскажет, какие игрушки есть у нас в группе? (ответы детей)
- Во что вы играете с этими игрушками?
- А что мы с вами делаем, чтобы игрушки нам служили долго?
- Как мы с вами бережём игрушки?
- А что мы будем делать, если вдруг игрушки сломается?
(воспитатель задаёт наводящие вопросы, спрашивает детей по желанию)
В: у каждого ребёнка, в детстве есть или была любимая игрушка. Вот у меня в детстве… (воспитатель рассказывает о своей любимой детской игрушке)
В: А какие любимые игрушки есть у вас дома?
Слушают детей, воспитатель задает наводящие вопросы: А почему игрушка любимая? Во что ты с ней играешь? А как эта игрушка у тебя появилась? И др.
В: смотрю вы немного засиделись и немного устали. Давайте с вами немного разомнемся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
«ПРОЧЬ УСТАЛОСТЬ, ЛЕНЬ И СКУКА»
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
(руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети, скажем: нет на все на свете. (вращение головой)
А теперь мы приседаем и колени разминаем.
Ноги до конца сгибать, раз, два, три, четыре, пять.
(приседания)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем!
(ходьба на месте)
В: ну вот, мы с вами размялись, теперь мы с вами можем пройти за столы и нарисовать свою самую любимую игрушку.
В процессе рисования воспитатель проводит следующую беседу:
В: Мы с вами знаем много стихотворений. Много стихотворений написано и про игрушки. Ребята, давайте их вспомним. Эти стихи специально для детей написала поэтесса А. Барто. Кто помнит эти стихотворения?
Если дети затрудняются с ответами, воспитатель может напомнить им, подсказав одно:
- Кто помнит стихотворение про мячик? (ответы детей)
Для следующих стихотворений задаются наводящие вопросы:
- А про мишку кто помнит?
- Расскажите стихотворение про лошадку? Слона? Бычка?
- Есть ещё стихотворение про самолёт, кораблик. Кто хочет их рассказать?
Дети, в процессе рисования, рассказывают стихотворения.
По окончанию все рисунки рассматриваются, воспитатель спрашивает, какую игрушку нарисовал ребёнок, понравилась ли нарисованная игрушка детям
В: Наши самые любимые игрушки мы будем помнить всю свою жизнь. Они нас учат доброте. Игрушки нас учат дружить и беречь любимые вещи. Мне очень понравилось сегодняшнее занятие, я узнала много нового об игрушках, а что узнали на сегодняшнем занятии вы, что вам понравилось? (ответы детей)
Воспитатель благодарит детей за занятие. Организовывает свободную деятельность.
Приложение 2
Конспект занятия с детьми "Из чего сделаны наши игрушки?"
Задачи:
Материал:
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними стоит ширма.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Им очень хочется, чтобы вы сами их отгадали. Я сейчас вам буду читать загадки, а вы слушайте внимательно и старайтесь их отгадать. И тогда наши гости появятся перед вами.
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите –
Колесики начнут крутиться,
Поставьте, и она помчится.
(Заводная машинка)
Ребятам весело со мной:
На ножке я кручусь одной,
Пока верчусь,
Я не тужу,
Кружу – жужжу,
Жужжу – кружу.
(Юла)
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать.
(Мяч)
Он и стройный, и красивый,
У него густая грива!
Жаль, нельзя на нем промчаться,
Можно только покачаться.
(Лошадка-качалка)
Зверь любимый весь из плюша:
Лапки, хвостик, даже уши.
(Плюшевый мишка)
Какую игрушку
Сначала пополам ломают,
А потом в нее играют?
(Матрешка)
Строю дом из кирпичей,
Он пока еще ничей.
Вот кирпичик к кирпичу –
Строю все, что захочу!
Не нравится – ломаю
И снова начинаю.
(Кубики)
У моей подружки Зины
Есть дочурка из резины.
Кудри дочки – из капрона,
Юбочка – из поролона.
Зина кнопочку нажмёт –
Дочка маму позовёт.
(Кукла)
Воспитатель: Вот какие гости к нам пришли. А что объединяет их? (Это игрушки). Правильно это все игрушки, но посмотрите какие они разные. А чем они отличаются друг от друга? (Цветом, размером, формой, материалом, назначением и др.)
Из каких материалов сделаны наши игрушки? (Дерево, пластмасса, резина, ткань, металл).
А из каких материалов делали игрушки на Руси? (Глина, солома, дерево, ткань). Какие народные игрушки вы знаете? (Дымковская игрушка, Богородска игрушка, Филимоновская игрушка)
Андрей, найди игрушку, которая сделана из дерева. Как она называется? (Матрешка) Как можно с ней играть?
Марина, принеси игрушку, которая сделана из пластмассы. Что это? (Кубики. Конструктор) Как можно играть с кубиками?
Вика, найди игрушку, которая сделана из ткани. Что это за игрушка? (Плюшевый мишка) Как можно играть с мишкой?
Данила, найди игрушку, которая сделана из металла. Что это за игрушка? (Машинка) Как можно играть с машинкой?
Матвей, принеси игрушку, которая сделана из резины. Что это за игрушка? (Мячик) Как можно играть с мячиком?
Василиса, принеси куклу, пожалуйста. Из каких материалов она сделана? (Голова из резины, тело из пластмассы, одежда из ткани). Одна игрушка, а сделана сразу из нескольких материалов. А как можно играть с куклой?
Физминутка - игра.
Дети встают в круг. У некоторых детей в руках игрушки. Под музыку дети начинают передавать игрушки по кругу. Музыка заканчивается, у кого в руках игрушки, тот отвечает на вопрос "Из какого материала сделана игрушка?" Игрушки заменяются. Игра повторяется.
Дети подходят к столу, образуют полукруг. На столе игрушки. Небольшой тазик с водой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если положить деревянный кубик в воду, он утонет? (Нет) Почему вы так считаете? (Дерево не тонет и деревянные предметы не утонут) А что будет делать кубик? (Держаться на поверхности воды, плавать) Сейчас мы это проверим.
Воспитатель опускает деревянный кубик в небольшой тазик с водой. Все наблюдают за кубиком.
Воспитатель: А пластмассовый кубик утонет? (Нет) Почему?
Воспитатель опускает пластмассовый кубик в небольшой тазик с водой. Все наблюдают за кубиком.
Воспитатель: Какая еще из этих игрушек не утонут? (Резиновый мяч) Почему вы так думаете? Сейчас проверим.
Воспитатель опускает резиновый мячик в небольшой тазик с водой. Все наблюдают за мячиком.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
(А. Барто)
Воспитатель: А какие игрушки утонут в воде? (Плюшевый мишка, металлическая машинка) Почему?
Воспитатель: Какие игрушки сгорят в огне? (Кубики, кукла, плюшевый мишка). Из чего сделаны эти игрушки? (Пластмасса, дерево, резина, ткань). А что не сгорит? (Металлическая машинка).
Игра "Из чего сделана твоя игрушка?".
Дети в группе выбираю 1-2 игрушки из разных материалов. Затем поочередно отвечают на вопрос "из чего сделана эта игрушка?" и кладут игрушку на нужный стол. На каждом столе свой вид игрушек (Из дерева; из пластмассы; из ткани; из металла; из глины; из разных материалов).
Физминутка - игра "Подарки".
Принесли мы всем подарки, Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Что захочешь - выбирай. Останавливаются, лицом в круг.
Вот вам кукла с лентой яркой, Руки на поясе, носок- пятка- носок
Конь, юла, и самолет! Скачут по кругу, цокая языком.
Стоя на месте, вращаются вокруг себя.
Руки в стороны, продвигаясь по кругу, произносят "у-у-у"
Дети присаживаются на ковер, образуя большой круг.
Воспитатель: Ребята, а что могут делать современные игрушки? (Двигаться, прыгать, летать, говорить и т.п.)
Приложение 3
Конспект НОД по рисованию «Моя любимая игрушка» в подготовительной группе
Задачи: знакомить детей с игрушками и их историей, закрепить знания об игрушках. Развивать воображение, память, внимание, аккуратность. Учить умению рисовать и закрашивать рисунок, правильно соблюдать пропорции предмета, красиво располагать его на листе бумаги. Воспитывать интерес к художественному творчеству.
Материал: Игрушки (машинка, кукла, неваляшка. самолет, цветные иллюстрации, простой карандаш, цветные карандаши, ластик, альбомный лист, клеенка.
Предварительная работа: Чтение А. Барто «Игрушки», Я. Тайц «Кубик на кубик», В. Шипунова «Мячик», Л. Толстой «Была у Насти кукла», Е. Шаламонова,дидактические игры: «Разрезные картинки», «Чудесный мешочек»,«Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Домино»
Ход занятия
Воспитатель-Ребята,отгадайте загадки:
Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю.? (Игрушки)
Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь - хочет встать.
Поупрямее барашка
Эта кукла-. (неваляшка)
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь —
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)
Для него родимый дом –
Это наш аэродром.
Он проделал долгий путь,
Чтоб немного отдохнуть.
А когда он отдохнёт,
Вновь отправится в полёт. (Самолет)
У братишки есть их много:
Легковая, грузовая, специальная такая.
В этой открываю дверцу
В эту грузиться песок…
Мы с братишкой, если честно
В них играем весь денёк.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья? (Машинки)
Воспитатель- Правильно, ребята. А как мы назовем их одним словом?
Дети- Игрушки.
Воспитатель- Мы сегодня с вами будем рисовать любимую игрушку. Давайте вспомним, из каких материалов сделаны игрушки?
Дети- Из пластмассы, ткани, фарфора, глины, резины, дерева.
Воспитатель- Молодцы. А зачем нужны игрушки? Как надо с ними обращаться?
Дети- Играть и развиваться. Обращаться надо бережно.
Дидактическое упражнение «Назови игрушку»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Игрушка из дерева (какая) – деревянная (матрешка, дудка)
Игрушка из глины (какая) – глиняная (свистулька)
Игрушка из керамики (какая) – керамическая (куколка)
Игрушка из пластмассы (какая)- пластмассовая (неваляшка)
Воспитатель: Ребята, давайте, представим, что мы с вами художники и нарисуем свои любимые игрушки. Сначала рисуем простым карандашом. затем закрашиваем цветными карандашами. Не забудьте правильно расположить лист бумаги.
Пальчиковая гимнастика «Катины игрушки»
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши,
стучат кулаками.)
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино (Загибают поочередно все пальцы)
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
(Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.)
Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками)
Мы игрушки сосчитать.
«Есть у нас игрушки»
Есть у нас игрушки:(Хлопки)
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной (Руки сложить в круг перед собой.)
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)
«Я с игрушками играю»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем
пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»)
Пирамидку собираю (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно
кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью
правой руки – «катаем машинку»)
Практическая часть-индивидуальный подход.
Физкультминутка «Наклоняемся с хлопком»
Наклоняемся с хлопком,
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка хлопни громче всех! (Наклон – хлопок в ладоши, над головой)
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем. (Прыжки на одной ноге)
Головой вращаем плавно,
Смотрим влево, смотрим вправо.
Рефлексия. Воспитатель- У вас получились очень красивые рисунки. Сейчас каждый расскажет о своей любимой игрушке, которую нарисовали.
Приложение 4
Беседа на тему: «Как дети могут сделать игрушки своими руками»
Задачи:
· продолжать знакомить детей с разнообразным миром игрушек и многообразием материалов, из которых они сделаны;
· расширять представления детей о связи образа и материала игрушек с развитием общества;
· развивать речь детей, обогащать детский словарный запас;
· развивать мышление, память, внимание;
· вызывать у детей положительные эмоции в процессе взаимодействия и общения со взрослыми;
· воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к игрушкам.
Материал:
· игрушки из разного материала;
· современные игрушки (говорящая кукла, машина на пульте управления)
· аудиозапись.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними стоит ширма.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Им очень хочется, чтобы вы сами их отгадали. Я сейчас вам буду читать загадки, а вы слушайте внимательно и старайтесь их отгадать. И тогда наши гости появятся перед вами.
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите –
Колесики начнут крутиться,
Поставьте, и она помчится.
(Заводная машинка)
Ребятам весело со мной:
На ножке я кручусь одной,
Пока верчусь,
Я не тужу,
Кружу – жужжу,
Жужжу – кружу.
(Юла)
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать.
(Мяч)
Он и стройный, и красивый,
У него густая грива!
Жаль, нельзя на нем промчаться,
Можно только покачаться.
(Лошадка-качалка)
Зверь любимый весь из плюша:
Лапки, хвостик, даже уши.
(Плюшевый мишка)
Какую игрушку
Сначала пополам ломают,
А потом в нее играют?
(Матрешка)
Строю дом из кирпичей,
Он пока еще ничей.
Вот кирпичик к кирпичу –
Строю все, что захочу!
Не нравится – ломаю
И снова начинаю.
(Кубики)
У моей подружки Зины
Есть дочурка из резины.
Кудри дочки – из капрона,
Юбочка – из поролона.
Зина кнопочку нажмёт –
Дочка маму позовёт.
(Кукла)
Воспитатель: Вот какие гости к нам пришли. А что объединяет их? (Это игрушки). Правильно это все игрушки, но посмотрите какие они разные. А чем они отличаются друг от друга? (Цветом, размером, формой, материалом, назначением и др.)
Из каких материалов сделаны наши игрушки? (Дерево, пластмасса, резина, ткань, металл).
А из каких материалов делали игрушки на Руси? (Глина, солома, дерево, ткань). Какие народные игрушки вы знаете? (Дымковская игрушка, Богородска игрушка, Филимоновская игрушка)
Андрей, найди игрушку, которая сделана из дерева. Как она называется? (Матрешка) Как можно с ней играть?
Марина, принеси игрушку, которая сделана из пластмассы. Что это? (Кубики. Конструктор) Как можно играть с кубиками?
Вика, найди игрушку, которая сделана из ткани. Что это за игрушка? (Плюшевый мишка) Как можно играть с мишкой?
Данила, найди игрушку, которая сделана из металла. Что это за игрушка? (Машинка) Как можно играть с машинкой?
Матвей, принеси игрушку, которая сделана из резины. Что это за игрушка? (Мячик) Как можно играть с мячиком?
Василиса, принеси куклу, пожалуйста. Из каких материалов она сделана? (Голова из резины, тело из пластмассы, одежда из ткани). Одна игрушка, а сделана сразу из нескольких материалов. А как можно играть с куклой?
Физминутка - игра.
Дети встают в круг. У некоторых детей в руках игрушки. Под музыку дети начинают передавать игрушки по кругу. Музыка заканчивается, у кого в руках игрушки, тот отвечает на вопрос "Из какого материала сделана игрушка?" Игрушки заменяются. Игра повторяется.
Дети подходят к столу, образуют полукруг. На столе игрушки. Небольшой тазик с водой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если положить деревянный кубик в воду, он утонет? (Нет) Почему вы так считаете? (Дерево не тонет и деревянные предметы не утонут) А что будет делать кубик? (Держаться на поверхности воды, плавать) Сейчас мы это проверим.
Воспитатель опускает деревянный кубик в небольшой тазик с водой. Все наблюдают за кубиком.
Воспитатель: А пластмассовый кубик утонет? (Нет) Почему?
Воспитатель опускает пластмассовый кубик в небольшой тазик с водой. Все наблюдают за кубиком.
Воспитатель: Какая еще из этих игрушек не утонут? (Резиновый мяч) Почему вы так думаете? Сейчас проверим.
Воспитатель опускает резиновый мячик в небольшой тазик с водой. Все наблюдают за мячиком.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
(А. Барто)
Воспитатель: А какие игрушки утонут в воде? (Плюшевый мишка, металлическая машинка) Почему?
Воспитатель: Какие игрушки сгорят в огне? (Кубики, кукла, плюшевый мишка). Из чего сделаны эти игрушки? (Пластмасса, дерево, резина, ткань). А что не сгорит? (Металлическая машинка).
Игра "Из чего сделана твоя игрушка?".
Дети в группе выбираю 1-2 игрушки из разных материалов. Затем поочередно отвечают на вопрос "из чего сделана эта игрушка?" и кладут игрушку на нужный стол. На каждом столе свой вид игрушек (Из дерева; из пластмассы; из ткани; из металла; из глины; из разных материалов).
Физминутка - игра "Подарки".
Принесли мы всем подарки, Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Что захочешь - выбирай. Останавливаются, лицом в круг.
Вот вам кукла с лентой яркой, Руки на поясе, носок- пятка- носок
Конь, юла, и самолет! Скачут по кругу, цокая языком.
Стоя на месте, вращаются вокруг себя.
Руки в стороны, продвигаясь по кругу, произносят "у-у-у"
Дети присаживаются на ковер, образуя большой круг.
Воспитатель: Ребята, а что могут делать современные игрушки? (Двигаться, прыгать, летать, говорить и т.п.)
Посмотрите, к нам сегодня пришла в гости говорящая кукла Катя.
Воспитатель задает вопросы, а кукла отвечает.
А Макар принес машину на пульте управления. Сейчас он нам покажет, как он играет с этой машиной.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? (Да) О чем мы говорили сегодня? (Об игрушках). Из каких материалов сделаны наши игрушки? (Дерево, пластмасса, резина, ткань, металл).
Приложение5
Конспект НОД по рисованию «Необычные игрушки»
Цель: Формировать умение обводить предметы по контуру, начиная от заданной точки.
Задачи:
Обучающая:
-Учить обводить предметы по контуру, начиная от заданной точки.
-Продолжать учить правильно держать карандаш.
- Продолжать работать с четырьмя основными цветами – красный, желтый, зеленый, синий.
Развивающая:
Развивать внимание, зрительную и двигательную координацию, мелкую моторику.
Воспитывающая:
Воспитывать интерес к рисованию цветными карандашами.
Материалы и оборудование:
Раскраски с несложным рисунком-контуром игрушек, цветные карандаши, примеры выполнения работ. Настольный театр, театральная ширма.
Ход Нод.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Вы любите сказки?
Сегодня я расскажу вам сказку. Слушайте.
В одном сказочном королевстве жил-был Король - Карандаш. Он очень любил игрушки , а еще он любил гулять по улицам своего королевства и раздавал жителям карандаши, чтобы они украшали стены своих домов рисунками игрушек, а еще рисовали картины. А потом устраивал праздники, где все жители веселились и дарили друг другу свои работы. Жители очень любили своего короля и с удовольствием принимали от него подарки и рисовали, рисовали, рисовали. И нигде на свете не было королевства красивей, ярче, чудесней и добрей, чем королевство Короля - Карандаша.
Однажды злобный Колдун позавидовал Карандашу, что у него в королевстве очень красиво и сделал так, что у жителей исчезли все карандаши. Они больше уже не могли рисовать свои картины. Им было нечем.
Загрустил Король-Карандаш и заболел. Лучшие доктора королевства не могли его вылечить..
Потихоньку королевство теряло свой яркий цвет рисунки – игрушки превратились в точки. Даже солнышко, казалось, светит меньше, а пасмурных дней становилось все больше и больше.
В один из таких пасмурных дней в королевстве появилась одна Фея. Она как раз пролетала мимо. Жители рассказали ей про свою беду.
-Ваш король выздоровеет, если вы снова начнете рисовать картины - сказала Фея.
Удивились жители и стали думать, чем же им рисовать, но ничего придумать не смогли.
Тогда фея предложила победить злобного колдуна и вернуть карандаши.
Ура! -воскликнули жители. И все отправились к злому колдуну. А пошли они не пешком, а полетели на самолете.
Физкультминутка. Самолёт
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Сели — встали, сели — встали
Сели — встали, сели — встали.
Ванькой - встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали. (Движения по тексту.)
Вот и долетели наши жители до дома злого колдуна. Победили они его и вернулись обратно.
В королевстве их уже ждала фея. Она сообщила, чтобы король снова выздоровел надо в королевстве все рисунки – игрушки обвести по точкам, а потом их раскрасить.
Воспитатель: ну что ребятки поможем Королю-Карандашу стать снова здоровым?
Ответы детей (да)
Воспитатель:
Тогда ребятки садитесь за столы. Посмотрите, на ваших столах есть не раскрашенные картинки-игрушки и цветные карандаши. Воспитатель показывает детям, как надо выполнить работу. На а прежде чем начнем наши ручки разомнем.
Пальчиковая игра
Наши пальцы напрягаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два. три, четыре ,пять-
Будем рисовать опять!
Самостоятельная работа детей. Дети приступают к рисованию.
Воспитатель следит за соблюдением выполнения рисования, правильности обведения по контуру . Оказывает помощь детям.
Итог.
Ну что ребятки давайте посмотрим какие получились ваши работы. Ваши рисунки получились яркими и красивыми. Вам понравилось рисовать по точкам и раскрашивать?
А теперь давайте наши рисунки подарим нашему Королю - Карандашу.
Теперь король выздоровел ивсе в королевстве стало как прежде: чудесно, прекрасно, волшебно и по- доброму.
Приложение 6
Беседа с детьми «Зачем нам нужны игрушки?»
Зачем нам нужны игрушки? Мы радуемся, когда играем, с ними весело, они учат нас многому, сохраняют для нас память о прошлом, помогают знакомиться с различными природными материалами.
В старину дети делали игрушки сами, чтобы играть, чтобы развлечь малышей. Многие продавали игрушки на ярмарке, но и были игрушки и фабричные, сегодня хочу вам рассказать об одной кукле.
В некотором царстве жил - был купец. Двенадцать лет он прожил с женой, и родилась у него одна дочь - Василиса Прекрасная. Когда умерла её мать, девочке было восемь лет. Умирая, мать позвала к себе девочку, вынула из - под одеяла куклу и отдала дочке,и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу, носи её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится у тебя какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Затем поцеловала она дочь и умерла.
После смерти жены купец погоревал, потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Он был человек хороший, за невестами дело не стало, но больше всех ему пришлась одна вдовушка. Купец и женился на вдовушке, но обманулся и не нашел в ней доброй матери для своей Василисы.
Василиса была первая на селе красавица, а мачеха и сестры завидовали её красоте, мучили работами, чтоб она от труда похудела, а от солнца почернела, так что совсем житья не было.
Василиса всё переносила безропотно и с каждым днем всё хорошела, полнела, а мачеха с дочками худели и дурнели от злости, хотя всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это делалось? Василисе помогала её кукла. Без этого где бы девочке сладить со всей работой! Зато Василиса бывало сама не поест, а куколке оставит самый лакомый кусочек и вечером, как улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует её,приговаривая: «На куколка,покушай, горя моего послушай. Научи меня, как мне быть и жить и что делать?»
Как вы думаете, что за куколку подарила мать девочке?
Это она вместо себя защитницу оставила.
Куколка - помощница. Дух защитник девочки.
Куколка оставленная девочке, дух материнского рода. Как любой идол, воплощение духа, она требует жертвоприношения, поклонения. (Дай ей поесть и спроси у неё совета…») Древние представления и верования ярко проявились в тряпичных куклах, издавна бытовавших в крестьянской среде. Ещё совсем недавно таким куклам не давали лица - при всей узнаваемости костюма и головного убора вместо лица была белая гладь мягкой льняной ткани. Лицо не следовало делать кукле, так как по древним поверьям в неё мог вселиться и злой дух, Стремившийся нанести вред ребёнку, ведь криво вышитый глаз или рот мог обидеть духа, живущий в кукле, от обиды он мог отвернуться от того, когда ему нужно было охранять, - и путь злому и тёмному был открыт. Кроме того, кукла связана, по мнению учёных - исследователей, с центральным персонажем языческой мифологии - Великой богиней - Праматерью всего сущего, постоянно возрождающей жизнь в природе. Если нарисовать или вышить лицо такой кукле, то это будет конкретная женщина - ведь у неё есть своё лицо, а безликая вмещает в себя магическую силу всех женщин этого рода. Здесь очевидна охранительная, магическая функция игрушки, закрепившаяся за ней, как свидетельствуют фольклорные источники, с незапамятных времен.
В детской игрушке, её содержании, форме, декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте, с особой силой проявилась творческая энергия народа, его способность скупыми средствами создать выразительный и одухотворённый образ.
Использованная литература: В. П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.