Проектная деятельность дошкольников (с использованием лексических подиумов), одна из эффективных форм сотрудничества педагогов и специалистов ДОО, с семьями воспитывающими детей с ограничивающими возможностями.
Е. Ф. Могутова учитель-логопед МАДОУ г. Мурманска № 135
Проектная деятельность-специально организованный педагогом, родителями группы и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века.
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования. Непременные условия гуманистического подхода: уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.
Современные подходы в работе с детьми ОВЗ:
1. Индивидуальный подход.
2. Сохранение уникальности.
3. Разнообразие детства.
Учитель-логопед занимает в проекте направляющую роль в современной коррекционной работе. Помогает воспитателям, группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР),ставить коррекционные задачи, (которые необходимо решить за время прохождения проекта); подбирать приемы в работе с детьми с ТНР (ОНР). Помочь воспитателям и родителям запланировать и провести практические мероприятия, направленные на обогащение словаря, коррекцию грамматических средств языка детей с ОВЗ.
Цель проектов:
1. Обогащение словарного запаса по лексическим темам.
2. Обогащение и формирование лексико-грамматического строя речи.
3. Совершенство связного высказывания.
Задачи, которые решаются в ходе проектной деятельности детей с ОВЗ (ТНР):
1. Создавать условия для обеспечения познавательного, речевого, эстетического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей дошкольного возраста.
2. Способствовать преодолению речевых нарушений, развитию самостоятельной связной, грамматически правильной речи и наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
3. Развивать любознательность, детскую инициативность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
4. Выстраивать тесное сотрудничество с родителями, вовлекать в образовательный процесс посредством участия в разработке и реализации проектной деятельности.
Виды проектов:
1. Исследовательские.
2. Ролево-игровые.
3. Творческие.
4. Комплексные.
Оборудование: стол, скатерть, накладки на стол при смене времени года, деревья, животные, птицы, растения, грибы, ягоды, гора, озера, альбомы с фотографиями по лексическим темам, мультимедийные презентации. Все пособия, кроме животных и птиц, выполнено своими руками. В изготовлении пособий принимали участие дети, родители, педагоги, учитель-логопед.
Методические рекомендации по организации проектной деятельности детей с общим недоразвитием речи:
1. У детей с ТНР (ОНР) наблюдается недоразвитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Проявляется быстрая истощаемость и утомляемость, поэтому с детьми целесообразно проводить подгрупповые занятия.
2. При разделении на подгруппы необходимо учитывать возраст и уровень речевого развития ребенка.
Учитывая данные особенности детей, рекомендуется:
1. При организации проектной деятельности детей с ТНР (ОНР) необходимо использовать принципы дифференциации и индивидуализации педагогических методов и приемов.
2. Учитывать степень усложнённости дефекта и уровень речевого развития.
3. Организовывать проектную деятельность детей с ТНР (ОНР) по следующим образовательным разделам: познавательное развитие; художественно-эстетическое; речевое развитие и социально-коммуникативное.
4. Необходимо планировать кратковременные и средней продолжительности проекты.
5. На этапе презентации проектов ведущая позиция отдается педагогу.
6. Постоянно поддерживать интерес и стимулировать мотивацию к данному виду деятельности.
Технология проектной деятельности является уникальным средство обеспечения сотрудничества детей, родителей и педагогов, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что способствует личностному развитию ребенка, формированию нормальной самооценке. Проекты подготавливают дошкольников к обучению в школе, а это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Коррекционная работа не ограничивается использованием проекта по одной лексической теме, а широко используется на протяжении всего периода работы детей с ОВЗ, с поэтапным усложнением и наполняемостью. Например: если, в первый год обучения дети старшего дошкольного возраста участвовали в проектах по лексическим темам «Полянка в осеннем лесу», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные севера», «Птицы», «Рыбы» с использованием подиума и в этом проекте мы работали над обогащением словарного запаса; умением отвечать на вопросы; согласовывать числительные с существительными; умение согласовывать с простыми предлогами. На втором году обучения в группе подготовительного к школе возраста с помощью лексических подиумов решались поставленные задачи с элементами грамоты и чтения. Дети, прочитывая слова, считали сколько в слове: букв, звуков и слогов; составляли с предложенными словами распространенные предложения, а также составляли небольшие описательные рассказы и т.д. Родители, выступают в роли помощников по изготовлению игр, дидактических пособий и мультимедийных презентаций. Лексическая тема длится неделю-5 рабочих дней, в последний день по лексической теме для родителей выставляется фотоотчет, а так же просмотр итогового занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.