МОУ « СОШ п. Садовый»
Проект
«Басни переживут века»
РУКОВОДИТЕЛЬ
Каргина Л.В.
учитель начальных классов
2020 г
I. Введение …………………………………………3-6.стр.
II. Основная часть……………………………….. 7-10 стр.
III. Заключение.……………………… 11 стр.
IV. Список литературы………………………………12стр.
V. Приложения………………………………………13- стр.
I. Введение
Что такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальном звене. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение, или, в крайнем случае, как небольшая история развлекательного плана. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, из чего «сделана, соткана» и почему пылится на дальней полке?
Попробуем разобраться.
На уроках литературного чтения во 2 классе мы изучали басни И. А. Крылова и Л.Н. Толстого. Этот жанр литературы очень понравился. И нам стало интересно: кто ещё сочинял басни, кто самый первый написал басни, пишут ли их сейчас? Посоветовавшись с учителем, мы решили найти ответы на эти вопросы.
Актуальность темы. Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Басни – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишет их сейчас? Попробуем в этом разобраться.
Изучение басен в школе носит односторонний характер, то есть изучается лексическое значение их составляющих, в то время как они могут быть объектом изучения фразеологии, морфологии с точки зрения их структуры. Басни являются также важным средством развития речи и воспитания любви к родному языку.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
-узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники;
-учить анализировать литературные источники;
-показать актуальность басен в современном мире;
-побуждать интерес к жизни баснописцев и истории создания басен;
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
· обобщение и систематизация знаний обучающихся о баснях, полученные раннее;
· способствование развитию навыков: выразительного чтения, работы над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся;
· расширение читательского кругозора;
· обогащение словарного запаса;
· развитие творческих способностей через инсценирование , изготовление поделок и иллюстрирование басен;
· формирование личностных качеств: быстро и слаженно работать в группах;
· воспитание интереса к чтению, творчеству баснописцев и личностных качеств: доброты, честности, справедливости, трудолюбия, усердия, отзывчивости, благодарности.
Объектом исследования является басня в литературе.
Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.
Гипотеза исследования: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.
Вид проекта: информационно - познавательный, творческий.
Продолжительность: среднесрочный Сентябрь 2017г - февраль 2018г
Участники проекта: ученики 3 класса, классный руководитель, родители.
Предполагаемый результат:
· Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
· Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
· Повышение уровня развития речи детей.
· Активное участие родителей в жизни школы.
· Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
· Возрождение чтения в кругу семьи.
Этапы работы над проектом.
1этап. Подготовительный.
Определение источников информации.
Изучение дополнительной литературы, получение дополнительной информации.
Формирование рабочих групп.
2 этап. Планирование.
1. Выработка групповых и индивидуальных планов работы.
2. Определение задач, источников и способов сбора информации для каждой группы..
3. Распределение задач и обязанностей между членами групп.
Определение способов предоставления результатов работы.
3 этап. Исследование.
1. Работа в библиотеке.
2. Поиск информации по интернету.
3. Анализ информации, сопоставление, формулировка выводов.
4 этап.
Урок-отчёт, сообщения, презентация, выставка рисунков, инсценировка басни.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:
1. Внеклассное чтение басен (прочитать и проанализировать басни)
2. Знакомство с биографией баснописцев (самостоятельная подготовка детей дома, затем представление подготовленной информации в классе).
3. Выразительное чтение басен (на выбор, при предварительной домашней подготовке).
4. Викторина «И.А. Крылов. Басни» (внеклассное мероприятие рассчитано на повышение мотивации детей).
5. Изготовление поделок по басням Крылова. В течение всего проекта (самостоятельная работа детей дома).
6. Иллюстрирование басен . (внеурочная самостоятельная деятельность детей с консультациями учителя).
7. Инсценировка басен . (выбор басни, распределение ролей, помощь родителей с костюмами).
8. Викторина «Знаешь ли ты басни И. А. Крылова?» (Задания на повторение и закрепление изученного материала).
9. Посещение библиотеки.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
· индивидуальная
· парная
· групповая
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
· работа с источниками
· сбор информации
· чтение произведений и чтение наизусть
· изготовление поделок
· иллюстрирование басен
· оформление стенда
· игра – викторина
· театрализация басен
· публичное выступление
РЕФЛЕКСИЯ:
· оценка себя
· оценка группы
· оценка группой каждого
· оценивание экспертной комиссией:
II. Основная часть
История возникновения басни
Что такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальном звене. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение, или, в крайнем случае, как небольшая история развлекательного плана. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, из чего «сделана, соткана» и почему пылится на дальней полке?
«Басня – иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными».
«Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ».
Когда она появилась и кто был первым автором?
В мире, пожалуй, было всего три мудреца-БАСНОПИСЦА: греческий раб Эзоп, французский дворянин Лафонтен и наш российский «дедушка Крылов». Родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний, эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времён до наших дней - считается Эзоп.
Жан де Лафонтен( 8 июля 1621 – 13 апреля 1695 гг.) - тоже знаменитый, но только французский баснописец.
В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано много басен, проявили себя много авторов-баснописцев
Иван Иванович Дмитриев (21 сентября 1760 – 15 октября 1837 гг.)- русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова.
Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей.
Его называли “русским Лафонтеном”.
Александр Ефимович Измайлов( 25 апреля 1779 – 28 января 1831 гг.) – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца.
Иван Иванович Хемницер (6 января 1745 – 19 марта 1784 гг) – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь.
Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов (13 февраля 1769 – 21 ноября 1844 гг..) Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа». Басни Крылова знали не только в России: ещё при жизни автора многие из них были переведены на западноевропейские языки и завоевали популярность во Франции, Германии, Англии.
С середины XIX века басенное творчество стало угасать.
А вот самым известным баснописцем в XX веке стал Сергей Владимирович Михалков (13 марта 1913 – 27 августа 2009 гг..)
В ходе нашего исследования мы выяснили, что и в наше время в XXI веке этот жанр тоже популярен. Узнать об этом нам помог Интернет. Оказывается, баснописцев современников не мало. Но мы решили остановиться на писателях и поэтах, которые пишут для детей.
Владимир Шебзухов - современный поэт-баснописец, член Московской городской организации Союза писателей России, музыкант, композитор.
Оле́ся Влади́мировна Емелья́нова — практикующий педагог и изобретатель, сценарист, автор сказок, басен, песен и пьес для детей. Начала свою поэтическую деятельность в 1994 году.
Герои басен
Лисица - олицетворение лицемерия. Вспомните русские народные сказки, лисица в них выступала в роли хитрого, коварного зверя. Обманом она достигала намеченной цели и часто оставалась безнаказанной. Несмотря на такую отрицательную характеристику, охотники многих народов старались носить с собой или амулет в виде лисицы, или хвост лисы. Они верили, что станут увёртливыми, как лиса, а движения их приобретут быстроту, свойственную этому зверю. Лисица является героиней многих басен: Орел и лисица, Лисица и козел, Лисица и лев, Лисица и барс, Лисица и обезьяна, Лисица и виноград, Бесхвостая лисица и тд.
Волк символизирует семью, обучение, сотрудничество, проницательность, тайну, силу, лидерство, свободу, индивидуальность, деление знинием и мудростью, хитрость, охоту, поиск. Волк встречается в следующих баснях: Пахарь и волк, Волк и козленок, Собака и волк, Волки и овцы, Волк и конь, Волк и ягненок других.
Медведь символизирует целительство, божественность, неуязвимость, защиту, правду, выносливость, терпение, интуицию, силу, храбрость. Медведь - герой следующих басен: Трудолюбивый Медведь, Квартет, Мор зверей, Пустынник и медведь, Медведь у Пчел, Медведь в сетях, Лев и медведь.
Лев символизирует королевские права, спокойствие, семью, силу, смелость. Лев является героем следующих басен: Лев и человек, Лев, Лев и Мышь, Лев, Серна и Лиса , Лев и Волк, Лев и Лисица, Лев и Комар.
Обезьяна в китайской традиции означает озорство, тщеславие, желание передразнивать. В христианстве - коварство, хитрость, легкомыслие, любовь к роскоши. У индусов обезьяна олицетворяет доброжелательность и нежность.Обезьяна встречается во многих баснях.
Осёл символизирует жадность, невежество, глупость. Он медлителен, нетороплив, произносит свои суждения значительно. Самонадеянность и тупость осла очень чётко подмечается авторами.Осёл - герой разных басен.
Вот далеко не полный список персонажей басен. Не забыть нам и Слона, и Лошадь, Корову. Крылов использует и птиц (соловей, петух, чиж, ворона, кукушка, курица, орёл). Люди, хотя довольно редко, но тоже встречаются в роли Повара, Соседа, Крестьянина. Даже предметы становятся героями историй (Ларчик, Очки, Зеркало)
Фразеологизмы, фразеологические выражения и их значение в баснях
Создатели большинства фразеологизмов остаются неизвестными. В целом фразеологизмы - это создание народа, проявление его мудрости и лингвистического чутья. Во многих фразеологизмах русского языка отражаются традиции, обычаи. Во многих баснях встречаются фразеологизмы и фразеологические обороты.
Также мы выяснили, что многие фразеологизмы и фразеологические выражения до сих пор актуальны в нашей речи. Среди всех найденных к таким относятся : Васька слушает, да ест; а воз и ныне там; одна ласточка весны не делает; видит око, да зуб неймёт; слона-то я и не приметил, кто в лес, кто по дрова; ломать голову; качать головой; бог простит; со всех ног; протянуть ноги; насилу доволочить ноги; свести с ума; как из ведра; вверх дном; не сводить глаз и многие другие.
Такое большое количество фразеологических единиц, актуальных до сих пор в нашей речи можно объяснить характерной особенностью языка басен – использование разговорной лексики. В языке басен словно растворились народные выражения.
III. Заключение
Басни ,как всякое истинно художественное произведение, обладают чудодейственной силой. Они заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из «моря житейского». В ходе данной работы мы исследовали тексты басен, проанализировав имена собственные в них. Всё это и создаёт неповторимый облик басен , интересный для читателей разных возрастов, нестареющий. Как писал И. Ильинский, «душа» басни в этом органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном. Сохранив «звериное» обличье, басенные герои стали одновременно и носителями таких общечеловеческих пороков, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень. Иногда же они судят о событиях мудро и справедливо, и тогда они не глупее людей…
В ходе нашего исследования с помощью информационных источников мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена.
Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов.
В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов, В.И. Холменко и многие другие.
Мы узнали, что басни пишут и современные писатели и они пользуются популярностью и всегда актуальны.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась, мы пришли к выводу, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.
Литература
Книги:
1.Крылов И.А. Басни. – М.: Просвещение, 1985г.
2. Михалков С. В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. – М.: Детская литература, 1981.
3. Русская басня. Н. Степанова. – М.:
Художественная литература, 1966.
4. Я познаю мир. Литература. Чудакова Н. В. – М: АСТ, 1997.
Словари:
1.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980г.
2.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1988г.
3.Розенталь Д.Э, Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов.- М: Просвещение, 1976г.
4. Большая советская энциклопедия т. 45, т 23, 1979г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.