Проект "Басни переживут века" 3 класс
Оценка 4.8

Проект "Басни переживут века" 3 класс

Оценка 4.8
docx
07.06.2022
Проект "Басни переживут века" 3 класс
3 класс проект басни.docx

 

 

 

МОУ « СОШ п. Садовый»

 

 

 

 

 

 

  Проект

 «Басни переживут века»

 

 

 

 

 

 

РУКОВОДИТЕЛЬ

Каргина Л.В.

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г

 

 

 

I. Введение …………………………………………3-6.стр.

II. Основная часть……………………………….. 7-10 стр.

III. Заключение.………………………                      11   стр.

IV. Список литературы………………………………12стр.

V. Приложения………………………………………13-    стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

 

Что такое басня? С ней   знакомится  каждый ученик,  встречаясь уже в начальном звене. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение,  или, в крайнем случае, как небольшая история развлекательного плана. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть,  мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, из чего «сделана, соткана» и почему пылится на дальней полке?

       Попробуем разобраться.

На уроках литературного чтения во 2 классе мы изучали басни И. А. Крылова и Л.Н. Толстого. Этот жанр литературы очень понравился. И нам стало интересно: кто ещё сочинял басни, кто самый первый написал басни, пишут ли их сейчас? Посоветовавшись с учителем, мы решили найти ответы на эти вопросы.

Актуальность темы. Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Басни – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишет их сейчас? Попробуем в этом разобраться.

Изучение  басен в школе носит односторонний характер, то есть изучается лексическое значение их составляющих, в то время как они могут быть объектом изучения фразеологии, морфологии с точки зрения их структуры. Басни  являются также важным средством развития речи и воспитания любви к родному языку.

 

ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА:

-узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники;

-учить анализировать литературные источники;

-показать актуальность басен в современном мире;

-побуждать интерес к жизни баснописцев и истории создания басен;

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА:

 

·        обобщение и систематизация  знаний обучающихся о баснях, полученные раннее;

·        способствование развитию навыков: выразительного чтения, работы над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся;

·        расширение читательского кругозора;

·        обогащение словарного запаса;

·        развитие творческих способностей через инсценирование , изготовление поделок и иллюстрирование басен;

·        формирование личностных качеств: быстро и слаженно работать в группах;

·        воспитание интереса к чтению, творчеству баснописцев  и личностных качеств: доброты, честности, справедливости, трудолюбия, усердия, отзывчивости, благодарности.

 

Объектом исследования является басня в литературе.

Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.

Гипотеза исследования: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

 

 

Вид проекта: информационно - познавательный, творческий.

Продолжительность: среднесрочный      Сентябрь 2017г  - февраль 2018г

Участники проекта: ученики 3 класса, классный руководитель, родители.

Предполагаемый результат:

·         Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.

·         Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.

·         Повышение уровня развития речи детей.

·         Активное участие родителей в жизни школы.

·         Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

·         Возрождение чтения в кругу семьи.

 

 

 

 

 

 

Этапы работы над проектом.

 

1этап. Подготовительный.

Определение источников информации.

Изучение дополнительной литературы, получение дополнительной информации.

Формирование рабочих групп.

2 этап. Планирование.

1. Выработка групповых и индивидуальных планов работы.

2. Определение задач, источников и способов сбора информации для каждой группы..

3. Распределение задач и обязанностей между членами групп.

Определение способов предоставления результатов работы.

3 этап. Исследование.

1. Работа в библиотеке.

2. Поиск информации по интернету.

 3. Анализ информации, сопоставление, формулировка выводов.

4 этап.

Урок-отчёт, сообщения, презентация, выставка рисунков, инсценировка басни. 

 

ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ  ПРОЕКТА:

1.      Внеклассное чтение басен     (прочитать и проанализировать басни)

2.      Знакомство с биографией баснописцев   (самостоятельная подготовка детей дома, затем представление подготовленной информации в классе).

3.      Выразительное чтение басен     (на выбор, при предварительной домашней подготовке).

4.      Викторина «И.А. Крылов. Басни»   (внеклассное мероприятие рассчитано на повышение мотивации детей).

5.      Изготовление поделок по басням Крылова. В течение всего проекта (самостоятельная работа детей дома).

6.      Иллюстрирование басен .  (внеурочная  самостоятельная деятельность детей с консультациями учителя).

7.      Инсценировка басен .   (выбор басни, распределение ролей, помощь родителей с костюмами).

8.      Викторина «Знаешь ли ты басни  И. А. Крылова?»  (Задания на повторение и закрепление изученного материала).

9.       Посещение библиотеки.  

 

ФОРМЫ  РАБОТЫ:

·        индивидуальная

·        парная

·        групповая

МЕТОДЫ   И   ПРИЁМЫ:

·        работа с источниками

·        сбор  информации

·        чтение произведений и чтение наизусть

·        изготовление поделок

·        иллюстрирование басен

·        оформление стенда

·        игра – викторина

·        театрализация басен

·        публичное выступление

РЕФЛЕКСИЯ:

·        оценка себя

·        оценка группы

·        оценка группой каждого

·        оценивание экспертной комиссией:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основная часть

 

История возникновения басни

 

Что такое басня? С ней   знакомится  каждый ученик,  встречаясь уже в начальном звене. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение,  или, в крайнем случае, как небольшая история развлекательного плана. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть,  мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, из чего «сделана, соткана» и почему пылится на дальней полке?

«Басня – иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными».  

«Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ».  

Когда она появилась  и кто был первым автором?

        В мире, пожалуй, было всего три мудреца-БАСНОПИСЦА: греческий раб Эзоп, французский дворянин Лафонтен и наш российский «дедушка Крылов».      Родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний, эзопова языка,  который не утратил своей актуальности с античных времён до наших дней - считается Эзоп. 

Жан де Лафонтен( 8 июля 1621 – 13 апреля 1695 гг.) -  тоже знаменитый, но только французский баснописец.

В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано много басен, проявили себя много авторов-баснописцев

Иван Иванович Дмитриев (21 сентября 1760 – 15 октября 1837 гг.)- русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова.

Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей.

Его называли “русским Лафонтеном”.

Александр Ефимович Измайлов( 25 апреля 1779 – 28 января 1831 гг.) – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца.

Иван Иванович Хемницер (6 января 1745 – 19 марта 1784 гг) – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь.

Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов (13 февраля 1769 – 21 ноября 1844 гг..) Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа». Басни Крылова знали не только в России: ещё при жизни автора многие из них были переведены на западноевропейские языки и завоевали популярность во Франции, Германии, Англии.

С середины XIX века басенное творчество стало угасать.

А вот самым известным баснописцем в XX веке стал Сергей Владимирович Михалков (13 марта 1913 – 27 августа 2009 гг..)

 

В ходе нашего исследования мы выяснили, что и в наше время в XXI веке этот жанр тоже популярен. Узнать об этом нам помог Интернет. Оказывается, баснописцев современников не мало. Но мы решили остановиться на писателях и поэтах, которые пишут для детей.

 

 

Владимир Шебзухов - современный поэт-баснописец, член Московской городской организации Союза писателей России, музыкант, композитор.

 

 

Оле́ся Влади́мировна Емелья́нова — практикующий педагог и изобретатель, сценарист,   автор сказокбасенпесен и пьес для детей. Начала свою поэтическую деятельность в 1994 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Герои басен

Лисица - олицетворение лицемерия. Вспомните русские народные сказки, лисица в них выступала в роли хитрого, коварного зверя. Обманом она достигала намеченной цели и часто оставалась безнаказанной. Несмотря на такую отрицательную характеристику, охотники многих народов старались носить с собой или амулет в виде лисицы, или хвост лисы. Они верили, что станут увёртливыми, как лиса, а движения их приобретут быстроту, свойственную этому зверю. Лисица является героиней многих   басен: Орел и лисица, Лисица и козел, Лисица и лев, Лисица и барс, Лисица и обезьяна, Лисица и виноград, Бесхвостая лисица и тд.   

     Волк символизирует семью, обучение, сотрудничество, проницательность, тайну, силу, лидерство, свободу, индивидуальность, деление знинием и мудростью, хитрость, охоту, поиск. Волк встречается в следующих баснях: Пахарь и волк, Волк и козленок, Собака и волк, Волки и овцы, Волк и конь, Волк и ягненок других.

   Медведь символизирует целительство, божественность, неуязвимость, защиту, правду, выносливость, терпение, интуицию, силу, храбрость. Медведь - герой следующих басен: Трудолюбивый Медведь, Квартет, Мор зверей, Пустынник и медведь, Медведь у Пчел, Медведь в сетях, Лев и медведь.

     Лев символизирует королевские права, спокойствие, семью, силу, смелость. Лев является героем следующих басен: Лев и человек, Лев, Лев и Мышь, Лев, Серна и Лиса , Лев и Волк, Лев и Лисица, Лев и Комар.

      Обезьяна в китайской традиции означает озорство, тщеславие, желание передразнивать. В христианстве - коварство, хитрость, легкомыслие, любовь к роскоши. У индусов обезьяна олицетворяет доброжелательность и нежность.Обезьяна встречается во многих  баснях. 

    Осёл символизирует жадность, невежество, глупость. Он медлителен, нетороплив, произносит свои суждения значительно. Самонадеянность и тупость осла очень чётко подмечается авторами.Осёл - герой разных басен.  

     Вот далеко не полный список персонажей басен.  Не забыть нам и Слона, и Лошадь, Корову. Крылов использует и птиц (соловей, петух, чиж, ворона, кукушка, курица, орёл). Люди, хотя довольно редко, но тоже встречаются в роли Повара, Соседа, Крестьянина. Даже предметы становятся героями историй (Ларчик, Очки, Зеркало)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Фразеологизмы, фразеологические выражения и их значение в баснях

 

Создатели большинства фразеологизмов остаются неизвестными. В целом фразеологизмы - это создание народа, проявление его мудрости и лингвистического чутья. Во многих фразеологизмах русского языка отражаются традиции, обычаи. Во многих баснях встречаются фразеологизмы и фразеологические обороты.

 

Также мы выяснили, что многие фразеологизмы и фразеологические выражения до сих пор актуальны в нашей речи. Среди всех найденных к таким относятся :   Васька слушает, да ест;  а воз и ныне там; одна ласточка весны не делает; видит око, да зуб неймёт; слона-то я и не приметил, кто в лес, кто по дрова; ломать голову; качать головой; бог простит; со всех ног; протянуть ноги; насилу доволочить ноги; свести с ума; как из ведра; вверх дном; не сводить глаз и многие другие.

 

Такое большое количество фразеологических единиц, актуальных до сих пор в нашей речи можно объяснить характерной особенностью языка басен – использование разговорной лексики. В языке  басен словно растворились народные выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключение

Басни ,как всякое истинно художественное произведение, обладают чудодейственной силой. Они заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из «моря житейского». В ходе данной работы мы исследовали тексты  басен, проанализировав имена собственные в них.   Всё это и создаёт неповторимый облик басен  , интересный для читателей разных возрастов, нестареющий. Как писал И. Ильинский, «душа»   басни в этом органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном. Сохранив «звериное» обличье, басенные герои стали одновременно и носителями таких общечеловеческих пороков, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень. Иногда же они судят о событиях мудро и справедливо, и тогда они не глупее людей…

 

В ходе нашего исследования с помощью информационных источников мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена.

Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов.

В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов, В.И. Холменко и многие другие.

Мы узнали, что басни пишут и современные писатели и они пользуются популярностью и всегда актуальны.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, мы пришли к выводу, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Литература

Книги:

1.Крылов И.А. Басни. – М.: Просвещение, 1985г.

2. Михалков С. В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. – М.: Детская литература, 1981.

3. Русская басня. Н. Степанова. – М.: Художественная литература, 1966.
4. Я познаю мир. Литература. Чудакова Н. В. – М: АСТ, 1997.

Словари:

1.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980г.

2.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1988г.

3.Розенталь Д.Э, Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов.- М: Просвещение, 1976г.

4.  Большая советская  энциклопедия  т. 45, т 23, 1979г.

     

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МОУ « СОШ п. Садовый»

МОУ « СОШ п. Садовый»

I. Введение …………………………………………3-6

I. Введение …………………………………………3-6

I. Введение Что такое басня?

I. Введение Что такое басня?

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: · обобщение и систематизация знаний обучающихся о баснях, полученные раннее; · способствование развитию навыков: выразительного чтения, работы над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся;…

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: · обобщение и систематизация знаний обучающихся о баснях, полученные раннее; · способствование развитию навыков: выразительного чтения, работы над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся;…

Этапы работы над проектом. 1этап

Этапы работы над проектом. 1этап

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: · работа с источниками · сбор информации · чтение произведений и чтение наизусть · изготовление поделок · иллюстрирование басен · оформление стенда…

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: · работа с источниками · сбор информации · чтение произведений и чтение наизусть · изготовление поделок · иллюстрирование басен · оформление стенда…

II. Основная часть История возникновения басни

II. Основная часть История возникновения басни

С середины XIX века басенное творчество стало угасать

С середины XIX века басенное творчество стало угасать

Герои басен Лисица - олицетворение лицемерия

Герои басен Лисица - олицетворение лицемерия

Фразеологизмы, фразеологические выражения и их значение в баснях

Фразеологизмы, фразеологические выражения и их значение в баснях

III. Заключение Басни ,как всякое истинно художественное произведение, обладают чудодейственной силой

III. Заключение Басни ,как всякое истинно художественное произведение, обладают чудодейственной силой

Литература Книги: 1.Крылов

Литература Книги: 1.Крылов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2022