МБДОУ №56
ПРОЕКТ «БИЗИБОРД ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
в группе №3
Автор проекта: Саркисян Э.М.
2023 г.
Описание: в данной публикация я предлагаю вам проект «Бизиборд для малышей», направленного на развитие сенсорного воспитания детей первой младшей группы. Публикация направлена на аудиторию педагогов работающих с детьми раннего возраста.
Цель публикации: распространение педагогического опыта.
Вид проекта: творческий – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Проектная идея: малыши открывают и закрывают дверцы, дергают замки на дверцах включают и выключают свет требуют больше игрушек. Вот почему мной было предложено создать в группе с помощью родителей развивающие доски Бизиборд.
Актуальность темы: Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность.
Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие сенсорных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым и др.
В настоящее время
существует большое разнообразие игровых методик по этому направлению работы с
детьми раннего возраста. И главная задача взрослого - сделать все эти
занятия разнообразными и интересными, ориентируясь на интересы малыша.
Организуя игровую деятельность наших воспитанников, мы в детском
саду стремились найти что-то новое и нетрадиционное для занятий с ними. Мы
старались избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желания
и деятельность малышей, смотивировать на более продуктивное, развивающее
взаимосотрудничество детей и взрослых. Наиболее интересной из новых игровых
технологий для дошкольников раннего возраста нам показалась идея создания
бизиборда.
Бизиборды – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено - это не просто модное веяние.
Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. М.Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой.
Данная развивающая доска служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детишек улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение.
В наше время идея Монтесорри очень актуальна, так как в соответствии с ФГОС обучение детей должно осуществляться через игровую деятельность. С помощью современных бизибордов можно решать несколько задач одновременно: воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.
Цель проекта: создание развивающей доски «Бизиборд»; разностороннее развитие детей раннего возраста, создание условий для их физического развития, активизации умственной деятельности, предпосылок развития их творческого потенциала.
Задачи:
1.Формировать общие сенсорные способности.
2.Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
3.Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
4.Способствовать развитию у детей обследовательских умений навыков.
5.Развивать мелкую моторику рук.
6.Закреплять навыки действий с различными предметами.
7.Уметь общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
8.Создать условия для самостоятельного практического экспериментирования детьми;
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно - эстетическое. И так же может являться формой психолого - педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Насыщенность среды. Мы учитывали требования к организации предметно-развивающей среды, указанные в программе «От рождения до школы», которая реализуется в нашем ДОУ.
Исходя из них, мы определили, что бизиборд соответствует данным требованиям, а именно таким компонентам как:
- содержательно-насыщенный, развивающий (чем больше различных элементов будет закреплено на такой доске, тем более интересна она будет малышу: различные замочки, колёсики, дверцы, цепочки, кнопочки и т.д.);
- доступный (пособие изготовлено с учётом возрастных особенностей и находится в свободном доступном месте, что доставляет детям радость, развивает у них интерес к изучению нового);
- безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены; саморезы, которые используются для крепления, не выглядывают с обратной стороны доски; нет предметов, о которые можно пораниться, и тонких нитей);
- здоровьесберегающий (все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской);
- эстетически-привлекательный (основной фон привлекательный; предметы разных форматов и цветов).
Ожидаемый результат:
занимательная доска надолго привлекает внимания детей, и
помогает им познавать мир. Во время игры улучшается мелкая моторика, повышается
творческий потенциал. Развивается интеллект, внимание, память, логика - это все
заслуги Бизиборда. Это настоящее развлечение и удовольствие для малышей!
Детишки могут часами проводить время в увлекательном познании нового.
Это пособие может способствовать развитию следующих навыков:
- Тренирует моторику. Концентрированные манипуляции с мелкими предметами формируют
навыки моторной и сенсорной координации. Движения маленьких ручек станут более
уверенными, твёрдыми и отточенными, а это первый шаг к подготовке руки к
письму.
- Концентрирует внимание. Юный
исследователь, изучая устройство механизмов, учится комбинировать различные
приёмы и подходы, развивает моторную память, а порой и творческие способности.
- Развивает воображение. Игровая
доска стимулирует ребенка к познавательной деятельности, способствует развитию
воображения и расширяет представления об окружающем мире.
Продукты проекта:
-Развивающие доски Бизиборд;
1 этап подготовительный:
Для начала провести информационную беседу с родителями и
привлечь родителей к развивающим доскам Бизиборд.
Что можно размещается на Бизиборде:
Дверные защёлки, замочки, шпингалеты, щеколды, петли, ручки,
бордюры и всё, что называется дверной фурнитурой.
Шнуровка. На основе обычно
рисуют изображение обуви, на неё крепят заклёпки и заправляют шнурки по всем
правилам. Колокольчики или подобные детали, издающие звук. Счёты, большие
кольца на куске старого карниза или просто нанизанные на нитку бусины.
Передвигая их в разные стороны, малыш сможет выучиться счёту.
Молнии. Молнии типа «трактор»,
тумблеры, выключатели, кнопка звонка или другие подобные
элементы, кусочки различных тканей, почтовые замки с ключиками, пуговицы,
глазки животных и прочая швейная фурнитура, панель с кнопками от ненужного
электроприбора и многое другое…
2 этап - основной:
А теперь чуть больше об элементах Бизиборда.
Выключатели, розетки: ребёнку
всегда хочется пощелкать выключателем, вставить вилку шнура в розетку, а это не
безопасно дадим ему эту возможность поиграть выключателем на Бизиборде.
Цель: развитие мелкой моторики
рук, развивать познавательные интересы, мышления, усидчивость.
Различные защелки и замочки: это
всегда нравится детям, но в быту эти предметы могут быть опасны, учим ими
пользоваться на Бизиборде.
Цели: развитие мелкой моторики
рук, ловкость рук, логическое мышление, усидчивость.
Крупные бусины, гайки, кольца: всё это очень привлекает ребенка,
а когда это можно потрогать и поиграть с этими предметами, тогда можно надолго
увлечь ребенка.
Цели: развитие мелкой моторики
рук, усидчивость, самостоятельность, внимание, сенсорное развитие ребёнок
ощупывает бусины и другие элементы, учится определять их форму и величину на
ощупь «на глаз» оттачивает разные захваты пальцами, развивает координацию
«глаз-рука».
Замки молния: детям всегда
очень трудно застёгивать и расстёгивать куртки или другие вещи. На нашей доске
есть замки молнии, где мы учимся застёгивать и расстёгивать.
Цели: учить детей застегивать и расстёгивать замки молния, развитие ручной умелости, воспитание навыков самообслуживания развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Открой дверцу: ребенку для начала
надо справиться со шпингалетом, на который закрыта дверца, а за дверцей его
ждет сюрприз.
Цели: развивает мелкую моторику рук, пространственное
воображение, познавательные интересы, мышление.
Шнуровка: один из видов
развивающих игр для детей.
Цели: действие с подобными игрушками способствуют развитию
тонких движений пальцев рук (тонкой моторики) также развитию речи ребенка.
Также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей
кисти руки (мелкая моторика).
Циферблат от старого телефона и часы: что может быть интересней подвигать стрелки на чесах и покрутить
циферблат телефона.
Цели: развитие движений
пальцев рук, координация движений, развитие мелкой моторики, трех основных
пальцев рук: большого, указательного и среднего, развития внимания, восприятия,
мышления.
Также на нашем Бизиборде есть предметы из различных
материалов кожи, меха, пластмассы, целлофана, железа, ткани.
Цели: способствовать
запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить
распознавать качества предметов, развивать тактильные ощущения.
3 этап заключительный:
Результаты нашей совместно с родителями работы. Фотоотчет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.