Проект "Деревянные ложки постучите-ка немножко
Оценка 4.7

Проект "Деревянные ложки постучите-ка немножко

Оценка 4.7
docx
01.12.2022
Проект "Деревянные ложки постучите-ка немножко
Деревянные ложки (Автосохраненный).docx

Паспорт проекта.

Автор проекта: Штукатурова Мария Александровна

Продолжительность: краткосрочный

Тип проекта: творческий

Место реализации: МБДОУ д/с №64 «Солнечный зайчик»

Вид деятельности: познавательный

По форме реализации: групповой

Форма представления: праздники и развлечения

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель

Области интеграции: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Здоровье», «Познание».

Реализация проекта:  Составление плана работы по реализации проекта, который предполагает культурные события на базе МБДОУ д/с №64 «Солнечный зайчик ».

Предполагаемый результат:

1.     Дети с интересом слушают народную музыку.

2.     Узнают в музыке звучание музыкального инструмента ложки.

3.     Осваивают элементарные приемы игры на ложках.

Коммуникативные навыки: Получают удовольствие от общения друг с другом. Участвуют в инсценировках, музыкальных праздниках.

Актуальность: приобщение детей к народному искусству поможет воспитать их культуру, расширит кругозор в области народной музыки.

Цель: Сформировать и закрепить знания о народном музыкальном ударном инструменте ложки.

 

         Задачи:

1. Осознать значимость музыкального инструмента-ложки с исторической точки зрения его развития в социальном отношении.

2. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать народную музыку.

3.Развивать художественный, музыкальный, эстетический вкус.

4.Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию игры на музыкальном инструменте ложки.

Организация работы с детьми:

v Слушание  простейших музыкальных русских народных произведений со звучанием ложек.

v Музыкально-дидактические игры.

v Самостоятельная игра на ложках с музыкальным сопровождением.

v Роспись ложек.

v Художественное слово

Взаимодействие с семьями воспитанников:

·        Совместное изготовление ложек из подручных материалов.

·        Конкурс- выставка.

·        Выступление на празднике с музыкальным номером игры на ложках

·        Материал для наглядной информации в родительский уголок «Что развивает игра на ложках»

 Организационно-методическая работа:

Консультация для воспитателей «Организация музицирования на ложках»

 

Содержание деятельности

 

Участники

I.

Подготовительный этап                          

 

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

Информирование родителей по теме проекта:

- Оформление наглядной информации в родительский уголок  «Что развивает игра на ложках»

Организационно-методическая деятельность:

- Подбор методической литературы, изучение материалов интернет-ресурсов  по теме проекта

- Консультация для педагогов ДОУ «Организация музицирования на ложках»

 

 

Музыкальный руководитель, воспитатель, родители

 

 

 

 

Музыкальный руководитель

II.

Содержательный этап

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

Включение в непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Музыка»:

- Слушание  простейших музыкальных русских народных произведений со звучанием ложек, самостоятельная игра на них.

 

- Музыкально-дидактические игры  «Веселые подружки», «Веселые гудки», «Музыкальная полянка», «Глашенька учит танцевать».

Чтение стихотворений о ложках.

 

Продуктивная деятельность – роспись ложек

 

 

 

 

 

 

Музыкальный руководитель, дети

 

 

 

 

 

Педагог изобразительной деятельности и дети

III.

Итоговый этап

1.

 

 

 

2.

Конкурс — выставка по совместному изготовлению ложек из подручных материалов (родителей и детей)

Выступление на празднике с номером игры на ложках

 

 

 

дети, родители,

музыкальный руководитель, воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация работы с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа и презентация на тему

«Знакомство с музыкальным инструментом – ложки»

Для детей-дошкольников очень важно развитие творческого потенциала. В педагогический процесс детского сада необходимо включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Народное искусство является одним из важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности. Мы обратились к этой теме, потому что в наше время дети очень мало знают о традициях своего народа, о его культуре. Через знакомство с народным музыкальным инструментом ложки, дети приобщаются к народной музыке, познают традиции, обычаи, особенности жизни своего народа.

 Человек всегда был связан с природой. Шелест листвы, удары грома, шум дождя. Поэтому на основе звуков природы создавались музыкальные инструменты. Первые и самые древние-это ударные, к ним относятся и ложки. Появились ложки давным-давно, в XVIв. Их делали из всего, что попадалось под руку: из раковин, рыбных костей, дерева. На Руси ложками начали пользоваться в 998г. сразу после крещения по приказу князя Владимира. Это было сделано с целью повышения культуры до уровня западных стран. У первых ложек «держало» было коротким, но в связи с изменением одежды ( стало модным жабо и сильно выпирающие вперед воротники) пришлось сделать «держало» в несколько раз длиннее, так как ложками с коротким «держалом» было неудобно пользоваться. Время, когда ложки стали применяться как музыкальный инструмент, пока не установлено. Ложки относятся к ударным инструментам с неопределенной высотой звука. В музыкальной игре использовали именно деревянные ложки, так как звучание различных сортов имеет более мягкое и насыщенное звучание чем у метала. Обычно ложки делают из древесины твердых пород клена, березы, а чтобы в их звучании появился залихватский призвук навешивают еще и бубенцы. Тех, кто играл на деревянных ложках называли ложечниками. Мастера игры на ложках устраивали яркие представления, выдумывая разнообразные трюки с игрой. Происхождение слова ложки от слова лог (овраг, углубление). Не случайно в Греции прародительницей ложки служила ракушка, при помощи которой загребали пищу. Ложка играла важную роль в жизни человека, она была одной из немногих личных его вещей, причем очень важной. Чтобы никто не украл ложку-ее помечали. О ложках сложено много пословиц.

Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая.

 Дорога ложка к обеду.

Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепешкам.

Ложка дегтя в бочке меда.

Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать.

Без ложки и добрый едок станет.

 Всей удали у него - что за ложкой потеть.

 Голова с пивной котёл, а ума ни ложки.

 Один с сошкой, семеро с ложкой.

 Ложка не крошка, рот не поцарапает.

 Ложку не донес, а рот открываешь.

 Что положишь в котел, то попадет в ложку.

Выполняя в основном ритмическую функцию ложки, как и большинство других ударных инструментов с неопределенной высотой, дополняют и украшают оркестровую палитру различными колористическими эффектами. Первые сведения о ложках, как музыкальном инструменте, появились в конце XVIIIв. А расписывать ложки начали только с XIXв. Для создания расписной ложки нужно было выполнить 52 операции. Самая известная из видов росписи в России-хохлома. Именно так «Хохлома» называлось село Новгородской губернии, где жили поселенцы. Среди них были художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры. В их руках посуда заиграла яркими красками и стала называться «праздничной» посудой. Ложки и сегодня самый популярный сувенир среди зарубежных туристов.

 

II этап – содержательный

Самый простой способ игры-игра двумя ложками. Этот простейший прием используется в самом начале обучения. Также играют двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам, по плечу и ладони. Палочкой одной из них по щеке другой. Удары круговые, вертикальные, горизонтальные, игра на ложках соседа. В детском саду применяются самые простые приемы игры на ложках.

Музыкальные –дидактические игры.

«Веселые подружки»

Цель: Развивать чувство ритма.

Демонстрационный материал: плоские фигурки из картона (5шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера в одежде с различными узорами и т.д.

Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры: Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная пляска «Барыня».

Музыкальный руководитель: Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька! Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой – катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Фигурки могут быть разной величины, в этом случае ритмы даются по сложности ( от легкого до более сложного). Ритмы можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

 

«Веселые гудки»

Цель: Развивать чувство ритма.

Демонстрационный материал: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода, к ним с обратной стороны наклеена бархатная бумага, которая при наложении держится на фланелеграфе.

Раздаточный материал: карточки(30х9) и по три полоски из картона: широкие(3х6) – долгий звук, узкие (1,5х6) – короткий. Один комплект готовится на каждого ребенка.

Ход игры: Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивы пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком.(прикрепляет пароход на фланелеграф). Вот так!(изображает на фортепиано ритмический рисунок). Дети отстукивают ложками ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках. Аналогично игра проводится и с паровозом.

«Музыкальная полянка»

Цель: Закрепить знания о длительности звуков.

Демонстрационный материал: фланелеграф. Составить игровое поле: в верхний угол прикрепить солнышко, а внизу небольшие цветочки, фигурку девочки. Три больших василька и пять маленьких для фланелеграфа.

Ход игры: Музыкальный руководитель. Как весло летом! Мы бегали по мягкой траве, загорали, купались и прибежали на поляну. А там девочка Танечка собрала цветочки, да не простые, а музыкальные. И получилась песенка.

Василек, василек,

Мой любимый цветок.

Вызванный ребенок выкладывает цветочками попевку. Все дети отстукивают ее ложками и пропевают.

 

 

 

 

 

 

 


«Глашенька учит танцевать»

Цель: Развивать чувство ритма.

Демонстрационный материал: большая кукла, разрисованная в русском стиле. Она вырезана из фанеры и закреплена на подставке, высота ее 65 см. Одна рука прикреплена так, что может двигаться вправо – влево. Внизу у кисти приделан кубик, так чтобы он стучал по краю сарафана.

Ход игры: Звучит русская народная пляска «Карабейники».Музыкальный руководитель. Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать – то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте. Дети повторяют ритмический рисунок ложками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественное слово

Деревянные ложки -

 Постучи-ка немножко.

 Хочешь - вальс играй,

 А хочешь - суп хлебай!

Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой.

Сразу в пляс пойдет любой.

Ложки - пусть не фортепиано,

Но у них свое пиано.

Есть и форте, даже трели,

Как у струн виолончели.

 

Если виртуоз играет,

Ложки будто бы летают.

Их в руках по три, по пять,

Трудно даже сосчитать.

 

 

Примерные трафареты росписи на ложках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с семьямивоспитанников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

"Что развивает игра на ложках".

 

В России еще в 18 веке деревянные ложки широко использовались в качестве ударного инструмента. Самый доступный ударный инструмент – деревянные ложки (2-5 ложек). Почти в каждом городе России есть ансамбль «ложкарей». Прикоснуться к экзотике в духе русской старины решили и мы. Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу, поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо-эмоциональным состоянием.

В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста включаем большой спектр различных шумовых инструментов, и, конечно же, колористический яркий инструмент - деревянные ложки. Игра на обычных ложках помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов - ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия.

Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых. Приемы игры на ложках быстро осваиваются, ложки имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного  музицирования,  самостоятельной деятельности и импровизации детей.

Обучение детей игре на ложках проводится в игровой форме, но организованно и последовательно, как на музыкальных занятиях и индивидуально (3-7минут, так и на кружковой работе. Знакомство с ложками проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию. Игра на ложках способствует развитию мелкой моторики. Мелкая моторика помогает развивать речь и умственные способности ребенка. Осваивать игру на ложках дети начинают с самых простых движений, постепенно совершенствуя  сгибательно-разгибательную подвижность всех суставов обеих рук, в том числе суставов пальцев. Это увлекательное занятие учит сосредотачиваться,

 концентрировать внимание. Игра на ложках исправляет кривой детский почерк. Лечит от рассеянности, невнимательности, заторможенности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно - методическая

деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

"Организация музицирования на ложках"

Знакомство с деревянными ложками начинаем с 1младшей группы (1, 5-3г). Знакомство с ложками проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию. Сначала рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп - поварешка, обратная ее сторона называется «щекой». Интерес к ложкам возникает при личном контакте ребенка с ними. Давая малышу в руки инструмент, учим его играть что-нибудь конкретное: капает дождик, тикают часы, птички клюют зернышки, постучать в дверь теремка. При этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению. В этом возрасте осваиваем 2-3 приема игры на ложках: «прямые удары», игра ручками ложек и «щечками», зажатыми в кулачках. Желательно создать у детей радостное настроение от общения с музыкой: так в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, в которой лежат ложки; приходят куклы, зайцы, котик, мишка и включаются в игры с детьми. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так у детей развивается чувство ритма.  Во второй младшей группе знакомим детей с деревянными ложками как ударным инструментом. Играя приемом «прямые удары», дети передают простой ритмический рисунок. Ударяя ручкой ложки о «щечку» другой ложки, изображают, как капает дождь. В этом возрасте дети уже самостоятельно отмечают 2-х частную форму музыкальной пьесы. Незаменимым методическим пособием при обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры с использованием фланелеграфа. Вспоминаем и обыгрываем музыкально-дидактические игры хорошо знакомые по 1-й младшей группе. Постепенно усложняем их, и они приобретают новую форму, становятся подвижными играми или тренингами для рук. У детей развивается логическое мышление и внимание.

В средней группе добавляются приемы игры на двух ложках: ручкой одной ложки стучать по «щечке» другой; стучать приемом «прямые удары» по ложкам соседа.  Уделяется много внимания положению рук и одновременным ритмичным хлопкам – пропедевтическим тренировкам, так укрепляется исполнительский аппарат – руки. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играют на ложках. Знакомим детей с понятием долгий и короткий звук.  С целью развития метрической пульсации у детей и расширения возможностей ручного инструментария используем метод - по показу педагога. В качестве физкультминуток выполняем метроритмические упражнения под музыкальное сопровождение, под собственное пение или речитатив.

 В старшей группе большинство детей не испытывают трудностей в коллективной игре на ложках. Я провожу беседу о деревянных ложках, показываю презентацию и видео ансамбля «Солнцевские ложкари» . Итак, от индивидуального и подгруппового исполнения простых песенок, прибауток, дразнилок мы постепенно переходим к более сложным заданиям – игре аккомпанемента русских народных и программных песен полным составом – ансамблем. Стимулирует работу детей выступление ансамбля ложкарей на концертах, утренниках, развлечениях.  В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Здесь отрабатываются задачи старшей группы и ставятся новые более сложные цели и задачи. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков?  Обучение детей игре на ложках ведется в комплексе с изучением музыкальной грамоты, знакомством с композиторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

¨ Л.Михеева «Музыкальный словарь в рассказах»-М.: 1984г.

¨ С.Газарян «В мире музыкальных инструментов»-М.: Просвещение, 1989г.

¨ В.Бычков «Музыкальные инструменты»- М.: «АСТ-ПРЕСС» 2000г.

¨ Музыкально-игровая энциклопедия. Учебно-методическое пособие. - СПб: Композитор-Санкт-Петербург, 2011г.

¨ З.Я.Роот «Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей. – М.: Айрисс – пресс, 2004г.

¨ Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. : Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. -М. : Просвещение., 1990. -108с.

¨  Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

 

 

 

 

 

«Согласовано»                                                             «Утверждаю»

Ст. воспитатель МБДОУ №64                                    Заведующий МБДОУ№64

___________ И.Н.Рубанова                                  __________ А.С.Горовая

«__» _________ 2016 г.                                              «__» _________ 2016 г.

 


 

Паспорт проекта. Автор проекта:

Паспорт проекта. Автор проекта:

Осознать значимость музыкального инструмента-ложки с исторической точки зрения его развития в социальном отношении

Осознать значимость музыкального инструмента-ложки с исторической точки зрения его развития в социальном отношении

Информирование родителей по теме проекта: -

Информирование родителей по теме проекта: -

Включение в непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Музыка»: -

Включение в непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Музыка»: -

Проект "Деревянные ложки постучите-ка немножко

Проект "Деревянные ложки постучите-ка немножко

Беседа и презентация на тему «Знакомство с музыкальным инструментом – ложки»

Беседа и презентация на тему «Знакомство с музыкальным инструментом – ложки»

Происхождение слова ложки от слова лог (овраг, углубление)

Происхождение слова ложки от слова лог (овраг, углубление)

II этап – содержательный Самый простой способ игры-игра двумя ложками

II этап – содержательный Самый простой способ игры-игра двумя ложками

Веселые гудки» Цель: Развивать чувство ритма

Веселые гудки» Цель: Развивать чувство ритма

Глашенька учит танцевать» Цель:

Глашенька учит танцевать» Цель:

Художественное слово Деревянные ложки -

Художественное слово Деревянные ложки -

Примерные трафареты росписи на ложках

Примерные трафареты росписи на ложках

Проект "Деревянные ложки постучите-ка немножко

Проект "Деревянные ложки постучите-ка немножко

Проект "Деревянные ложки постучите-ка немножко

Проект "Деревянные ложки постучите-ка немножко

В России еще в 18 веке деревянные ложки широко использовались в качестве ударного инструмента

В России еще в 18 веке деревянные ложки широко использовались в качестве ударного инструмента

Знакомство с ложками проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию

Знакомство с ложками проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию

Проект "Деревянные ложки постучите-ка немножко

Проект "Деревянные ложки постучите-ка немножко

Знакомство с деревянными ложками начинаем с 1младшей группы (1, 5-3г)

Знакомство с деревянными ложками начинаем с 1младшей группы (1, 5-3г)

У детей развивается логическое мышление и внимание

У детей развивается логическое мышление и внимание

Проект "Деревянные ложки постучите-ка немножко

Проект "Деревянные ложки постучите-ка немножко

Литература. ¨ Л.Михеева «Музыкальный словарь в рассказах»-М

Литература. ¨ Л.Михеева «Музыкальный словарь в рассказах»-М
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2022