Паспорт проекта.
Автор проекта: Штукатурова Мария Александровна
Продолжительность: краткосрочный
Тип проекта: творческий
Место реализации: МБДОУ д/с №64 «Солнечный зайчик»
Вид деятельности: познавательный
По форме реализации: групповой
Форма представления: праздники и развлечения
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель
Области интеграции: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Здоровье», «Познание».
Реализация проекта: Составление плана работы по реализации проекта, который предполагает культурные события на базе МБДОУ д/с №64 «Солнечный зайчик ».
Предполагаемый результат:
1. Дети с интересом слушают народную музыку.
2. Узнают в музыке звучание музыкального инструмента ложки.
3. Осваивают элементарные приемы игры на ложках.
Коммуникативные навыки: Получают удовольствие от общения друг с другом. Участвуют в инсценировках, музыкальных праздниках.
Актуальность: приобщение детей к народному искусству поможет воспитать их культуру, расширит кругозор в области народной музыки.
Цель: Сформировать и закрепить знания о народном музыкальном ударном инструменте ложки.
Задачи:
1. Осознать значимость музыкального инструмента-ложки с исторической точки зрения его развития в социальном отношении.
2. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать народную музыку.
3.Развивать художественный, музыкальный, эстетический вкус.
4.Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию игры на музыкальном инструменте ложки.
Организация работы с детьми:
v Слушание простейших музыкальных русских народных произведений со звучанием ложек.
v Музыкально-дидактические игры.
v Самостоятельная игра на ложках с музыкальным сопровождением.
v Роспись ложек.
v Художественное слово
Взаимодействие с семьями воспитанников:
· Совместное изготовление ложек из подручных материалов.
· Конкурс- выставка.
· Выступление на празднике с музыкальным номером игры на ложках
· Материал для наглядной информации в родительский уголок «Что развивает игра на ложках»
Организационно-методическая работа:
Консультация для воспитателей «Организация музицирования на ложках»
№ |
Содержание деятельности |
|
Участники |
I. |
Подготовительный этап
|
||
1.
2.
|
Информирование родителей по теме проекта: - Оформление наглядной информации в родительский уголок «Что развивает игра на ложках» Организационно-методическая деятельность: - Подбор методической литературы, изучение материалов интернет-ресурсов по теме проекта - Консультация для педагогов ДОУ «Организация музицирования на ложках»
|
|
Музыкальный руководитель, воспитатель, родители
Музыкальный руководитель |
II. |
Содержательный этап
|
||
1.
2.
3.
|
Включение в непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Музыка»: - Слушание простейших музыкальных русских народных произведений со звучанием ложек, самостоятельная игра на них.
- Музыкально-дидактические игры «Веселые подружки», «Веселые гудки», «Музыкальная полянка», «Глашенька учит танцевать». Чтение стихотворений о ложках.
Продуктивная деятельность – роспись ложек
|
|
Музыкальный руководитель, дети
Педагог изобразительной деятельности и дети |
III. |
Итоговый этап |
||
1.
2. |
Конкурс — выставка по совместному изготовлению ложек из подручных материалов (родителей и детей) Выступление на празднике с номером игры на ложках |
|
дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатель |
Беседа и презентация на тему
«Знакомство с музыкальным инструментом – ложки»
Для детей-дошкольников очень важно развитие творческого потенциала. В педагогический процесс детского сада необходимо включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Народное искусство является одним из важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности. Мы обратились к этой теме, потому что в наше время дети очень мало знают о традициях своего народа, о его культуре. Через знакомство с народным музыкальным инструментом ложки, дети приобщаются к народной музыке, познают традиции, обычаи, особенности жизни своего народа.
Человек всегда был связан с природой. Шелест листвы, удары грома, шум дождя. Поэтому на основе звуков природы создавались музыкальные инструменты. Первые и самые древние-это ударные, к ним относятся и ложки. Появились ложки давным-давно, в XVIв. Их делали из всего, что попадалось под руку: из раковин, рыбных костей, дерева. На Руси ложками начали пользоваться в 998г. сразу после крещения по приказу князя Владимира. Это было сделано с целью повышения культуры до уровня западных стран. У первых ложек «держало» было коротким, но в связи с изменением одежды ( стало модным жабо и сильно выпирающие вперед воротники) пришлось сделать «держало» в несколько раз длиннее, так как ложками с коротким «держалом» было неудобно пользоваться. Время, когда ложки стали применяться как музыкальный инструмент, пока не установлено. Ложки относятся к ударным инструментам с неопределенной высотой звука. В музыкальной игре использовали именно деревянные ложки, так как звучание различных сортов имеет более мягкое и насыщенное звучание чем у метала. Обычно ложки делают из древесины твердых пород клена, березы, а чтобы в их звучании появился залихватский призвук навешивают еще и бубенцы. Тех, кто играл на деревянных ложках называли ложечниками. Мастера игры на ложках устраивали яркие представления, выдумывая разнообразные трюки с игрой. Происхождение слова ложки от слова лог (овраг, углубление). Не случайно в Греции прародительницей ложки служила ракушка, при помощи которой загребали пищу. Ложка играла важную роль в жизни человека, она была одной из немногих личных его вещей, причем очень важной. Чтобы никто не украл ложку-ее помечали. О ложках сложено много пословиц.
Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая.
Дорога ложка к обеду.
Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепешкам.
Ложка дегтя в бочке меда.
Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать.
Без ложки и добрый едок станет.
Всей удали у него - что за ложкой потеть.
Голова с пивной котёл, а ума ни ложки.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Ложка не крошка, рот не поцарапает.
Ложку не донес, а рот открываешь.
Что положишь в котел, то попадет в ложку.
Выполняя в основном ритмическую функцию ложки, как и большинство других ударных инструментов с неопределенной высотой, дополняют и украшают оркестровую палитру различными колористическими эффектами. Первые сведения о ложках, как музыкальном инструменте, появились в конце XVIIIв. А расписывать ложки начали только с XIXв. Для создания расписной ложки нужно было выполнить 52 операции. Самая известная из видов росписи в России-хохлома. Именно так «Хохлома» называлось село Новгородской губернии, где жили поселенцы. Среди них были художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры. В их руках посуда заиграла яркими красками и стала называться «праздничной» посудой. Ложки и сегодня самый популярный сувенир среди зарубежных туристов.
II этап – содержательный
Самый простой способ игры-игра двумя ложками. Этот простейший прием используется в самом начале обучения. Также играют двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам, по плечу и ладони. Палочкой одной из них по щеке другой. Удары круговые, вертикальные, горизонтальные, игра на ложках соседа. В детском саду применяются самые простые приемы игры на ложках.
Музыкальные –дидактические игры.
«Веселые подружки»
Цель: Развивать чувство ритма.
Демонстрационный материал: плоские фигурки из картона (5шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера в одежде с различными узорами и т.д.
Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Ход игры: Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная пляска «Барыня».
Музыкальный руководитель: Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька! Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой – катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Фигурки могут быть разной величины, в этом случае ритмы даются по сложности ( от легкого до более сложного). Ритмы можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
«Веселые гудки»
Цель: Развивать чувство ритма.
Демонстрационный материал: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода, к ним с обратной стороны наклеена бархатная бумага, которая при наложении держится на фланелеграфе.
Раздаточный материал: карточки(30х9) и по три полоски из картона: широкие(3х6) – долгий звук, узкие (1,5х6) – короткий. Один комплект готовится на каждого ребенка.
Ход игры: Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивы пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком.(прикрепляет пароход на фланелеграф). Вот так!(изображает на фортепиано ритмический рисунок). Дети отстукивают ложками ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках. Аналогично игра проводится и с паровозом.
«Музыкальная полянка»
Цель: Закрепить знания о длительности звуков.
Демонстрационный материал: фланелеграф. Составить игровое поле: в верхний угол прикрепить солнышко, а внизу небольшие цветочки, фигурку девочки. Три больших василька и пять маленьких для фланелеграфа.
Ход игры: Музыкальный руководитель. Как весло летом! Мы бегали по мягкой траве, загорали, купались и прибежали на поляну. А там девочка Танечка собрала цветочки, да не простые, а музыкальные. И получилась песенка.
Василек, василек,
Мой любимый цветок.
Вызванный ребенок выкладывает цветочками попевку. Все дети отстукивают ее ложками и пропевают.
«Глашенька учит танцевать»
Цель: Развивать чувство ритма.
Демонстрационный материал: большая кукла, разрисованная в русском стиле. Она вырезана из фанеры и закреплена на подставке, высота ее 65 см. Одна рука прикреплена так, что может двигаться вправо – влево. Внизу у кисти приделан кубик, так чтобы он стучал по краю сарафана.
Ход игры: Звучит русская народная пляска «Карабейники».Музыкальный руководитель. Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать – то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте. Дети повторяют ритмический рисунок ложками.
Художественное слово
Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Ложки - пусть не фортепиано,
Но у них свое пиано.
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.
Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.
Примерные трафареты росписи на ложках.
В России еще в 18 веке деревянные ложки широко использовались в качестве ударного инструмента. Самый доступный ударный инструмент – деревянные ложки (2-5 ложек). Почти в каждом городе России есть ансамбль «ложкарей». Прикоснуться к экзотике в духе русской старины решили и мы. Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу, поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо-эмоциональным состоянием.
В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста включаем большой спектр различных шумовых инструментов, и, конечно же, колористический яркий инструмент - деревянные ложки. Игра на обычных ложках помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов - ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия.
Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых. Приемы игры на ложках быстро осваиваются, ложки имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации детей.
Обучение детей игре на ложках проводится в игровой форме, но организованно и последовательно, как на музыкальных занятиях и индивидуально (3-7минут, так и на кружковой работе. Знакомство с ложками проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию. Игра на ложках способствует развитию мелкой моторики. Мелкая моторика помогает развивать речь и умственные способности ребенка. Осваивать игру на ложках дети начинают с самых простых движений, постепенно совершенствуя сгибательно-разгибательную подвижность всех суставов обеих рук, в том числе суставов пальцев. Это увлекательное занятие учит сосредотачиваться,
концентрировать внимание. Игра на ложках исправляет кривой детский почерк. Лечит от рассеянности, невнимательности, заторможенности.
Знакомство с деревянными ложками начинаем с 1младшей группы (1, 5-3г). Знакомство с ложками проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию. Сначала рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп - поварешка, обратная ее сторона называется «щекой». Интерес к ложкам возникает при личном контакте ребенка с ними. Давая малышу в руки инструмент, учим его играть что-нибудь конкретное: капает дождик, тикают часы, птички клюют зернышки, постучать в дверь теремка. При этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению. В этом возрасте осваиваем 2-3 приема игры на ложках: «прямые удары», игра ручками ложек и «щечками», зажатыми в кулачках. Желательно создать у детей радостное настроение от общения с музыкой: так в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, в которой лежат ложки; приходят куклы, зайцы, котик, мишка и включаются в игры с детьми. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так у детей развивается чувство ритма. Во второй младшей группе знакомим детей с деревянными ложками как ударным инструментом. Играя приемом «прямые удары», дети передают простой ритмический рисунок. Ударяя ручкой ложки о «щечку» другой ложки, изображают, как капает дождь. В этом возрасте дети уже самостоятельно отмечают 2-х частную форму музыкальной пьесы. Незаменимым методическим пособием при обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры с использованием фланелеграфа. Вспоминаем и обыгрываем музыкально-дидактические игры хорошо знакомые по 1-й младшей группе. Постепенно усложняем их, и они приобретают новую форму, становятся подвижными играми или тренингами для рук. У детей развивается логическое мышление и внимание.
В средней группе добавляются приемы игры на двух ложках: ручкой одной ложки стучать по «щечке» другой; стучать приемом «прямые удары» по ложкам соседа. Уделяется много внимания положению рук и одновременным ритмичным хлопкам – пропедевтическим тренировкам, так укрепляется исполнительский аппарат – руки. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играют на ложках. Знакомим детей с понятием долгий и короткий звук. С целью развития метрической пульсации у детей и расширения возможностей ручного инструментария используем метод - по показу педагога. В качестве физкультминуток выполняем метроритмические упражнения под музыкальное сопровождение, под собственное пение или речитатив.
В старшей группе большинство детей не испытывают трудностей в коллективной игре на ложках. Я провожу беседу о деревянных ложках, показываю презентацию и видео ансамбля «Солнцевские ложкари» . Итак, от индивидуального и подгруппового исполнения простых песенок, прибауток, дразнилок мы постепенно переходим к более сложным заданиям – игре аккомпанемента русских народных и программных песен полным составом – ансамблем. Стимулирует работу детей выступление ансамбля ложкарей на концертах, утренниках, развлечениях. В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Здесь отрабатываются задачи старшей группы и ставятся новые более сложные цели и задачи. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков? Обучение детей игре на ложках ведется в комплексе с изучением музыкальной грамоты, знакомством с композиторами.
Литература.
¨ Л.Михеева «Музыкальный словарь в рассказах»-М.: 1984г.
¨ С.Газарян «В мире музыкальных инструментов»-М.: Просвещение, 1989г.
¨ В.Бычков «Музыкальные инструменты»- М.: «АСТ-ПРЕСС» 2000г.
¨ Музыкально-игровая энциклопедия. Учебно-методическое пособие. - СПб: Композитор-Санкт-Петербург, 2011г.
¨ З.Я.Роот «Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей. – М.: Айрисс – пресс, 2004г.
¨ Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. : Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. -М. : Просвещение., 1990. -108с.
¨ Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;
«Согласовано» «Утверждаю»
Ст. воспитатель МБДОУ №64 Заведующий МБДОУ№64
___________ И.Н.Рубанова __________ А.С.Горовая
«__» _________ 2016 г. «__» _________ 2016 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.