Проект для 4-5 года "Фольклорные праздники в жизни детей"

  • doc
  • 19.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДОУ 93 Куртумерова Ю.Н. Проект для 4-5 года Фольклорные праздники.doc

Проект для детей старшей группы

на тему «Фольклорные праздники в жизни детей»

 Подготовила воспитатель ГБДОУ №93 город Севастополь

 Куртумерова Юлия Николаевна

Введение

     Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.

Актуальность

      Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения всех детей нашего дошкольного учреждения.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщение детей к народной культуре.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
  6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Ожидаемые результаты:

  • устойчивый интерес к культуре русского народа;
  • знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –

прикладного искусства;

  • создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной

  • Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
  • Совместная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

  • Обобщение результатов работы;
  • Анализ деятельности.

План мероприятий

Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Организационно-подготовительный

Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей

Наблюдения

Май-сентябрь

Музыкальный руководитель,

воспитатели

Основной

 

Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста»

Октябрь

Музыкальный руководитель

Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Музыкальный руководитель

Семинар – практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей»

Декабрь

Музыкальный руководитель

 

«Мастер – класс» для родителей «Народная музыкотерапия»

Февраль

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

 

Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором»

Март

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

 

Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в

Апрель

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

 

Культурно - досуговое мероприятие «Ярмарка»

Май

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

 

Рефлексивно-диагностический

Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей

Наблюдения

Май

Музыкальный руководитель,

воспитатели

 

План мероприятий с детьми

Название

мероприятия

Форма проведения

Предварительная работа

Материал 

Направление

 

Осеница – царица

Праздник

 

Беседа о осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр.

Костюмы, музыкальные инструменты

Социально-личностное развитие

Рождественские Посиделки

Музыкальная

гостиная

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями.

Иллюстрации с изображением

ряженных

Художественно-эстетическое развитие

 

Колядки

Развлечение

Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.

Организация и проведение русских народных игр и забав.

Костюмы

ряженных,

шумовые музыкальные

инструменты

Познавательно-речевое развитие

Эх, да Масленица!

Русские гулянья

Разучивание рождественских колядок, русских народных игр

Костюмы

ряженных,

шумовые музыкальные

инструменты

Физическое развитие

Вербное воскресение

Проведение русских народных игр «Верба - вербочка»

Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе.

Веточки

вербы, народные

костюмы

Художественно-эстетическое развитие

 

Пасха

Праздник

Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц.

Костюмы,

музыкальные

инструменты макет горки,

пасхальные яйца,

Социально-личностное развитие

Троица все зеленью покроется

Праздник

Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен.

Демонстрац.

материал

Познавательно-речевое развитие

Список используемой литературы

1.        Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.

2.        Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

3.        Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.

4.        Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.

5.        Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.

6.        Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.

7.        Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

  1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
  2. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.
  3. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.
  4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.