Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №37»
Проект в первой младшей группе №2
«Ладушки»
Тема: «В гостях у сказки»
г. Ростов-на-Дону
2021-2022 учебный год
Содержание:
1. Паспорт проекта.
2. Актуальность.
3. Цели и задачи.
4. Ожидаемые результаты.
5. Формы и методы реализации проекта.
6. Содержание проекта.
7. Выводы.
8. Список литературы.
9. Приложение.
Паспорт проекта:
Тема: «В гостях у сказки»
Тип проекта: познавательно- речевой
Продолжительность: долгосрочный.
База для реализации проекта: I младшая группа.
Участники проекта:
- воспитатели I младшей группы,
- дети 2-3 лет,
- родители
Сроки реализации проекта: октябрь-май.
Образовательная область:
- познавательное развитие,
- социально-коммуникативное развитие.
Интеграция в образовательные области:
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое
- развитие,
- физическое развитие.
Проблема.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, тогда как участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Сегодняшнее отношение родителей к сказке не способствует погружению ребенка и семьи в темы веры, добра, милосердия и послушания, хотя, как раз это и относится к духовно-нравственному замыслу сказок
Актуальность проекта.
С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора –
народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Цель проекта: развитие у детей интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к устному народному творчеству –
сказкам.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать их словарный запас.
3. Научить отражать содержание сказок в играх.
4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, заботу о животных.
5. Учить играть дружно, вместе, не ссориться.
6. Дать родителям знания через папки-передвижки о влиянии и роли сказок на речь ребенка.
7. Привлечь родителей к активному участию в проекте.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- познакомить с фольклором русского народа;
- способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта,
при чтении и обсуждении сказок;
- развивать артистические способности посредствам участия в простых
инсценировках сказок;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослыми.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом
опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать личностные качества ребёнка посредством сказки;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Формы и методы реализации проекта:
1. Речь и речевое общение
- чтение детям сказок «Репка» и «Курочка Ряба»;
- пение детской песенки «Два веселых гуся»;
- чтение потешек: «Петушок-петушок…», «Мишка косолапый…»,
«Ладушки-ладушки» и других;
- инсценировка сказок совместно с воспитателем.
2. Здоровье и физическое развитие
- комплекс упражнений гимнастики «Курочки», «Два гуся»;
- подвижные игры: «Кошки-мышки», «Идет коза рогатая…».
3. Взаимодействие с родителями
- консультация на тему «Влияние русской народной сказки на развитие речи детей раннего возраста»;
- изготовление фигурок для пальчикового театра;
- инсценировка сказки «Колобок».
Содержание проекта:
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Беседа с детьми о выявлении их знакомства со сказками;
2. Подготовительная работа педагога-воспитателя: стишки, потешки,
с использованием импровизации звуков, издаваемых домашними
животными и птицами;
3. Иллюстрационный материал для работы: книжка-раскладушка с картинками,
картонные фигурки домашних животных (кошка, собака, мышка) и птицы
(петушок, курочка, цыплята);
4. Подготовка сценария для подвижной игры с детьми по сказкам «Курочка Ряба»,
«Репка».
Основной этап:
1. Чтение одной из сказок. Рассматривание картинок в книжке. Ознакомление
с персонажами сказки. Узнавание их на картинках.
2. Повторное чтение сказки с использованием картонных фигурок сказочных
персонажей на игровом столе.
3. Подвижная игра с использованием ролей сказочных персонажей с
комментарием воспитателя. В конце игры танец под ритмичную музыку.
4. Дидактическая игра «Расставь картинки по порядку».
Цель: развитие мыслительных способностей, память.
5. Подвижные игры «Кошки-мышки», «Кот из дома – мыши в пляс».
Заключительный этап:
1. Оформление папки-передвижки для родителей;
2. Театрализовано-развлекательный досуг «Сказка - «Колобок»;
3. Подведение итогов проекта;
4. Подготовка презентации на тему «В гости к сказке».
Инструментарий: красочные детские книжки-раскладушки с цветными картинками «Курочка Ряба» и «Репка»; картонные фигурки сказочных персонажей к сказкам для настольного театра; пальчиковые фигурки для сказки «Репка», атрибуты верхней одежды и маски-шапочки для персонажей.
Выводы:
Планировалось дать детям элементарные представления о сказочных персонажах и их реальных образах в окружающем мире, и в природе. Кроме того, присутствовало желание вовлечь каждого участника в активный, познавательный и мыслительно-речевой процесс, вызвать сопереживание и эмоциональное отношение.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом слушали чтение сказки, повторяли за педагогом импровизированные звуки голосов, издаваемых домашними животными и птицами, с интересом наблюдали за сказочными персонажами и сопереживали вместе с героями сказок (бабушке и курочке Рябе, дедушке в сказке «Репка»). Все это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и желанию к двустороннему диалогу детей с педагогом.
Таким образом, у детей первой младшей группы началось формирование представлений о животном мире, что способствовало активному повышению речевого уровня и словарного запаса.
Список литературы:
1. Брязгун А.Ф. «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла». – Детство-Пресс, 2015.
2. Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2 – 3 лет».
3. Комплексные занятия по программе в первой младшей группе под ред.
Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
4. Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста. 1 – 3 года».
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Чтение художественной литературы.
Сказка «Репка».
Сказка «Теремок».
Сказка «Курочка Ряба».
Сказка «Колобок».
Сказка «Заюшкина избушка».
Сказка «Волк и семеро козлят»
Беседы.
«Книги – лучшие друзья»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к книгам;
развитие речевой активности, умения определять знакомые сказки.
«Жизнь лесных зверей»
Цель: формирование ярких впечатлений о природе; расширение представлений детей о диких животных, об их детенышах, жилищах; формирование диалогической формы речи; активизация словарного запаса; развитие интереса к изучению своих физических возможностей (осанка, стопа, движение); формирование представления о делах и добрых поступках. Развитие продуктивной деятельности через художественный труд в работе с пряжей, использование нетрадиционной техники рисования ниткой; воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
«Дикие и домашние животные».
Цель: закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных, их детёнышах, о месте проживания; а также о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Дидактические игры
«Кто за кем?» (магнитный театр)
Цель: учить воспроизводить последовательность в сказке.
«Что изменилось?».
Цель: Развивать речь и речевое общение, учить замечать что изменилось.
«Сложи картинку».
Цель: Способствовать формированию умения правильно собирать изображение
из отдельных частей, действовать путём прикладывания, воспитывать волю и усидчивость.
«Кто как кричит? »
Цель: Развитие ЗКР.
«Собери картинку».
Цель: Способствовать формированию умения правильно собирать
изображение из отдельных частей, действовать путём прикладывания, воспитывать волю и усидчивость.
«Собери картинку».
Цель: Способствовать формированию умения правильно собирать
изображение из отдельных частей.
«В какую сказку попал Колобок? ».
Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
«Расскажи о картинке».
Цель: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
«Из какой сказки герой?».
Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Подвижные игры.
«Кот и мыши».
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.
Описание: Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.
«По ровненькой дорожке»
Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.
Описание. Дети, свободно группируясь, идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту:
По ровненькой дорожке, Идти шагом.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз – два, раз – два.
По камешкам, по камешкам, Прыгать на двух ногах с
продвижением вперёд.
По камешкам, по камешкам…
В ямку – бух! Присесть на корточки.
Подняться.
Стихотворение повторяется снова. После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Устали наши ножки, устали наши ножки,
Вот наш дом – здесь мы живём.
По окончании текста дети бегут в «дом» - заранее обусловленное место
за кустом, под деревом и т.п.
«Вышла курочка гулять».
Задачи: учить внимательно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание: дети стоят за воспитателем друг за другом. Воспитатель
произносит слова:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко
Не ходите далеко!
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
Дети повторяют движения за воспитателем: шагают, высоко поднимая колени, машут «крыльями». На слова: «Ко-ко-ко не ходите далеко!» - грозят пальцем. «Лапками гребите, зёрнышки ищите» - присаживаются на корточки, ищут зёрнышки. «Съели толстого жука» - показывают толщину жука, «дождевого червяка» - показать длину червяка, «выпили водицы» - наклон вперёд, руки отводят назад.
Пальчиковые игры.
«Вышла курочка гулять».
Вышла курочка гулять
(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки
(бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко
(хлопают в ладоши),
Не ходите далеко
(грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.).
«Мы лепим колобок».
Мы лепили колобка (дети сжимают и разжимают пальцы)
Тесто мяли мы слегка,
А потом его катали ("катают" колобок)
На окошечко сажали (раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка, прыг да прыг (стучат по ладоням пальцами)
Укатился озорник (резко разжимают ладони)
Рисование.
«Дорожка для Колобка».
Цель: Учить проводить прямые и извилистые линии.
«Раскрашивание раскрасок по сказке».
Лепка:
«Яичко курочки Рябы»
«Колобок - румяный бок»
Итоговое мероприятие
Инсценировка сказки «Колобок».
Консультация для родителей.
«Читаем детям сказки».
Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.
Чем полезны сказки? Во-первых, сказки развивают речь ребенка. Ведь сказки являются источником новых незнакомых ему слов, на которые важно обращать внимание ребенка, объяснять значение и, тем самым, увеличивать его словарный запас. Рассказывая, ребенок учится последовательно излагать события, то есть пересказывать.
Во-вторых, беседуя с ребенком о прочитанном, родители учат его отделять главное от второстепенного, понимать идею произведения, делать выводы и доказывать свое мнение.
В-третьих, если взрослый будет читать сказки с выражением, соблюдать соответствующую интонацию – это послужит хорошим образцом для формирования эмоциональной, красивой речи ребенка.
Они же служат прекрасным средством развития фантазии и воображения. Особенно могут быть полезны в этом случае сказки без иллюстраций, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно представить образы, умственно нарисовать картину происходящего.
Какие сказки читать? Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение в поколение. Как бы не пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться и отыскать для юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира.
Правильно выбираем ребенку сказки. Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей развития. С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями, как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.
С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает концовку сказки.
Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе. С пяти до семи лет, как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом, приключенческая литература.
Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения, не следует отказывать ребенку в чтении перед сном. Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.
Но если ваш ребёнок не проявляет интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению сказок? Не огорчайтесь, ведь ему можно предложить поиграть со сказкой и сделать всё дома, своими руками. Домашний мини-театр своими руками, вместе с ребёнком, у которого будет постепенно проявляться интерес к тому, что вы делаете вместе. Можно сначала самостоятельно сделать, а потом использовать изображение героев на ложках. Само изготовление этих забавных героев сказки принесет вам с ребенком огромное удовольствие. Затем уже можно разыгрывать с ними различные спектакли. И вы обязательно убедитесь, что время, проведённое в беседе с ребенком, откроет вам много нового о вашем ребёнке.
Можно создать рисованный театр или «театр на столе». Для этого вам понадобятся кисти, краски или карандаши, альбом и книжки со сказками. Из книг, с помощью оконного стекла (переводим на окне, вы переводите героев и раскрашиваете их вместе с ребенком).
А так же готовите декорации (дом, деревья, кусты). Вырезаете их и ваш театр готов. И в этом театре ваш ребёнок и режиссёр, и художник, и актёр. Он не только запомнит эту сказку, но и возможно придумает новую. Если вы не умеете рисовать, то на помощь придут взрослые или детские перчатки, которые вы уже не носите. Нам нужны будут мелкие (примерно с ладошку) мягкие игрушки: мишки, зайчики и т. д. Эти игрушки мы пришиваем к тыльной стороне перчатки, а перчатки одеваем на руку. И вот наши игрушки оживают: они ходят, поворачиваются и даже бегают, разговаривают и смеются. Разве это не прекрасное средство для общения с застенчивым ребёнком, с малышом, который чем-то расстроен и не хочет говорить. Да вы же с таким арсеналом можете всех родных и знакомых поразить выступлениями своего домашнего театра на семейных праздниках.
Вам совсем некогда изготавливать героев самостоятельно. Но у вас есть уже готовые артисты, которых просто нужно озвучить – это ваши мягкие игрушки. Предложите ребёнку проиграть сказочную ситуацию с ними, а впоследствии и сами, совместно с ребёнком, придумайте новую историю. А ведь это хороший способ без слёз выучить с ребёнком стихотворение, решить задачку, выучить букву, почитать и т. п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.