Введение:
Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.
Актуальность:
Данный проект о дружбе, рассчитан на детей 4-5 лет, родителей, воспитателей. У каждого человека есть друг, который всегда рядом и поможет в трудную минуту, который готов разделить и твою радость, и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам. На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении, а прежде всего нравственные чувства.
Объект исследования: дети средней группы, родители.
Срок проекта: с 16.11.2020 г. по 20.11.2020 г.
Цель проекта:
Формировать
у детей понятие о том, что значит уметь дружить, установить дружеские отношения
между сверстниками.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать представления детей о дружбе между
людьми;
- учить детей дружеским
формам взаимодействия;
- учить считаться с желаниями
сверстников, ограничивая свои желания;
- расширять и
систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми.
Развивающие:
- развивать
социально-коммуникативные качества;
- развивать эмоциональную
сторону детской личности;
- развивать творческие и
речевые способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать потребность
проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь;
- воспитывать здоровый дух
соперничества и способствовать сплочению коллектива.
Участие родителей в реализации
проекта: создать
атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки. Совместное с
детьми разучивание стихотворений о дружбе, беседы.
Ожидаемый итог проекта:
Сплочение
коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание
взаимопомощи.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
Определение цели и задачи проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана.
Основной:
Совместное творчество, чтение художественной литературы, беседы, инсценировка сказки, дидактические игры, пословицы и поговорки о дружбе, заучивание стихотворений о дружбе, пальчиковые игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, заучивание, мирилок.
Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки для родителей, совместное с детьми разучивание стихотворений о дружбе.
Заключительный:
Изготовление картотеки мирилок, картотеки бесед по нравственному воспитанию детей, инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
План реализации проекта:
№ |
мероприятия |
цели |
Сроки реализации |
1 этап - подготовительный |
|||
1. |
Подготовка необходимого материала. |
Создать условия для реализации проекта. |
Понедельник 16.11.20г. |
2. |
Подбор и изучения научной литературы по данному вопросу. |
Подобрать и изучить литературу. |
Понедельник 16.11.20г. |
2 этап - основной |
|||
Реализация проекта с детьми |
|||
3. |
Беседа на тему: «Умейте дружбой дорожить». Пальчиковая игра: «Дружат в нашей группе». Слушание и пение песни «Улыбка». |
Формировать представления детей о дружбе между людьми; развивать мелкую моторику рук. |
Понедельник 16.11. 20г. |
4. |
Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы». Игра-интервью: «Каким должен быть друг?». |
Знакомить детей с понятием дружба через художественную литературу, развивать связную речь детей. |
Понедельник 16.11.20г. |
5. |
Дидактическая игра: «Добрые и вежливые слова». Заучивание мирилки: «Подкралась ссора». Конструирование: «Строим город доброты». Чтение художественной литературы: В.Катаев «Цветик - семицветик». |
Расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми. |
Вторник 17.11.20г. |
6. |
Заучивание стихотворений о дружбе. Подвижная игра: «Найди себе пару». Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев. |
Развивать речь детей; воспитывать здоровый дух соперничества и способствовать сплочению коллектива. |
Вторник 17.11.20г. |
7. |
Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад». Заучивание мирилки: «Ссориться не будем». Просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты». |
Развивать социально-коммуникативные качества; развивать творческие и речевые способности детей. |
Среда 18.11.20г. |
8. |
Чтение художественной литературы: Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (главы). Дидактическая игра: «Скажи, кто твой друг?» (узнать друга по описанию) Слушание песни: «Песенка друзей». |
Знакомить детей с понятием дружба через художественную литературу. |
Среда 18.11.20г. |
9. |
Беседа на тему: «Учимся прощать своих друзей». Пальчиковая игра: «Дружные пальчики». Рисование: «Подарок для друга». Заучивание мирилки: « Беда случилась с нами». |
Развивать умение не обижаться друг на друга, формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать |
Четверг 19.11.20г. |
10. |
Дидактическая игра: «Передай своё настроение», «Угадай настроение». Пальчиковая игра: «В гости к пальчику большому». Просмотр мультфильма: «Кот Леопольд» |
Развивать эмоциональную сторону детской личности. |
Четверг 19.11.20г. |
11. |
Беседа на тему: «Хороший друг познается в беде». Пословицы и
поговорки о дружбе. Слушание песни: «Настоящий друг». |
Воспитывать потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь. |
Пятница 20.11.20г. |
Реализация проекта с родителями |
|||
12. |
Консультация на тему: «Дружба детей». |
Распространение педагогических знаний среди родителей. Вовлечь родителей в совместную деятельность. |
Понедельник 16.11.20г. |
13. |
Папка-передвижка на тему: «Детская дружба» Cовместное с детьми разучивание стихотворений о дружбе. |
Повысить родительский кругозор. |
Вторник 17.11.20г. |
14. |
Консультация на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка». |
Распространение педагогических знаний среди родителей. |
Вторник 17.11.20г. |
15. |
Памятка на тему: «Детей учит то, что их окружает». |
Раздать родителям памятки по данной теме. |
Среда 18.11.20г. |
3 этап - заключительный |
|||
16. |
Обработка и оформление материалов. |
Обработать и оформить накопительный материал. |
Пятница 20.11.20г. |
17. |
Создание картотеки мирилок, картотеки бесед по нравственному воспитанию детей. |
Создать картотеки и показать родителям. |
Пятница 20.11.20г. |
Вывод проекта:
Цель достигнута,
у детей сформировано представление о дружбе
между людьми;
умеют считаться с желаниями
сверстников, ограничивая свои желания; знают о культуре поведения и
взаимоотношениях между людьми, сплочение коллектива, умеют проявлять доброту,
заботу, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи.
Список используемой литературы:
Веракса Н.Е., Веракса А.Н., проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие.М., 2008г.;В.Катаев «Цветик - семицветик», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», М. Пляцковский «Урок дружбы».
Музыкальные произведения слушание и пение песен: «Улыбка», «Настоящий друг», «Песенка друзей».
Просмотр мультфильмов: «Кот Леопольд», просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты».
Интернет ресурсы: «Международный образовательный портал МААМ»,
«Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Всероссийский сайт для педагогов ДОУ http://vospitately.ru/».
Фотоотчет по проекту
П/игра «Найди себе пару» Конструирование «Строим город Доброты»
«Дружно с другом я играю» «Ты мой друг, и я твой друг»
Беседа «Умейте дружбой дорожить» «Дружно с шариком играем»
Конспект НОД в средней группе
Беседа «Умейте дружбой дорожить»
Воспитатель: Россанова Я.Ю.
Задачи:
1. Формировать социально-коммуникативные навыки в процессе формирования представлений о дружбе и зарождении дружеских взаимоотношений, развивать понимание того, что дружбой надо дорожить.
2. Развивать связную речь детей, как основу социальной компетентности.
3. Активизировать словарь детей с умением использовать вежливых форм (ласковых слов).
4. Закрепить умение работать в нетрадиционной технике рисования ватной палочкой.
Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение.
5. Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу.
Ход занятия:
Воспитатель: Каждое утро мы говорим друг другу: «Здравствуйте», «Доброе утро». Чтобы весь день у нас был добрым, чтобы настроение было хорошим и радостным.
Я приглашаю вас в «Круг радости» для того, чтобы вы весело, ласково поприветствовали друг друга, ведь для радости есть причина: здесь собрались настоящие друзья. Возьмитесь за руки и вместе скажем: «Здравствуй, друг, вот и я, мы – хорошие друзья»
Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. А сейчас можете присесть.
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Вам хочется узнать от кого это письмо? Что в нем?
(Прослушивание песни «Настоящий друг» слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева).
Воспитатель: понравилась вам песня? О чем она? (Ответы детей.)
Правильно о дружбе. А что такое дружба? Расскажите, мне, пожалуйста, для чего нужны друзья, что же с ними надо делать? С ними вместе играют? Ох, совсем я запуталась, помогите мне ребята. (Ответы детей)
Как поступают добрые друзья? Кого можно назвать своим другом? Когда мальчики дружат, как их называют? (друзья). А когда девочки дружат? (подруги)
Есть ли у вас друг? Расскажите о нем.
(Индивидуальные ответы и рассказы детей из личного опыта о друзьях)
Конечно, вы правы. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда доверяют друг другу. Дружба возможна только тогда, когда проявляется уважение друг другу, когда люди умеет признавать свои ошибки, нет конфликтов и споров. Друг готов разделить с тобой и радость, и огорчение, утешить и прийти на помощь в любую минуту.
Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка).
Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты…
Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?
Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.
Влетает Карлсон (музыкальное сопровождение)
Карлсон: Ох, еле приземлился! Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Да, я – Карлсон, который живет на крыше. Я хочу с вами познакомиться. Как вас зовут?
Воспитатель: Ребята, давайте скажем Карлсону, как нас ласково зовут.
Дети называют свои имена.
Воспитатель: А чтобы, ты Карлсон, лучше узнал, о наших ребятах я предлагаю поиграть.
Игра «Ветер дует на …»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. С легким покачиванием рук воспитатель говорит: «Ветер дует на детей, имя которых Алеша». Все дети с этим именем выходят в центр круга и т. д.
Карлсон: Ну, вот и познакомились. Я слышал, что у вас в группе самые хорошие, дружные ребята. Вы помогаете, друг другу, товарищей не обижаете. Я очень захотел на вас посмотреть и научиться дружить по-настоящему. Недавно я пролетал над одним двором и увидел такую картину:
Двум мальчишкам – драчунишкам
Не играется с утра
Ни в хоккей, ни в мяч,
Ни с книжкой
Не хотят побыть друзья.
Кулаками размахались,
Слезы мажут по лицу
И кричат: «Сейчас побью».
Карлсон: это не из вашей группы были дети? А этих мальчиков можно назвать друзьями? Почему это не друзья? Как будто вы не ссоритесь! Никогда в это не поверю. Вот мы с Малышом частенько ругаемся и ссоримся. Вот и сейчас я рассердился на него и улетел от него.
Воспитатель: знаешь, Карлсон, конечно в жизни бывает все. Иногда даже если кто-то поссорится, надо помочь помириться друзьям.
Показ картинок
У нас с ребятами есть такая волшебная мирилка, которая помогает всем детям. Давайте покажем Карлсону, как можно помириться.
Физминутка
Хватит ссориться и злиться (дети стоят спиной друг к другу)
Ну, давай скорей мириться! (поворачиваются, берутся за руки)
Прочь, обида, уходи (машут руками)
Ждет нас дружба впереди! (берутся за руки)
Карлсон: Какая хорошая мирилка! Я обязательно помирюсь со своим другом Малышом! Выходит, у вас все ребята стараются быть дружными, не ссорятся? А у вас мальчики в группе есть? Мальчишки, вы умеете девчонок обижать, дразнить? Как? У вас девочки и мальчики тоже дружат?
Воспитатель: знаешь, Карлсон. наши девочки и мальчики тоже дружат.
Воспитатель: Давай поиграем с тобой, Карлсон, в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет».
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)
Мы научимся играть? (да-да-да)
Другу будем помогать? (да-да-да)
Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (да-да-да)
Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)
Чай с друзьями будем пить? (да-да-да)
Будем крепко мы дружить? (да-да да).
Карлсон: знаете, ребята, мне очень стыдно, что я обидел своего друга Малыша. Мне надо помириться с ним.
Воспитатель: А мы с ребятами тебе поможем. Мы смастерим своими руками подарок для тебя и твоего друга Малыша и вы сразу помиритесь.
Дети выполняют рисование с помощью ватных палочек «баночка варенья».
Карлсон: Какие яркие, красивые, аппетитные баночки с вареньем у вас получились. Я обязательно передам их своему другу Малышу.
Воспитатель: Карлсон, мы хотели бы, чтобы ты обязательно помирился с Малышом и хотим тебе что-то пожелать.
Чтение стихотворений:
Ребенок:
Дружба – это только счастье.
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Ребенок:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Ребенок:
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Ребенок:
Дружат в небе облака
Дружит с берегом река
Ведь недаром говорят
Что для дружбы нет преград
Ребенок:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
Воспитатель (заканчивает): Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей
На любой планете
Воспитатель: Дорогой Карлсон, теперь ты понял, что нельзя обижать своих друзей? Чтобы ты это лучше понял, приглашаем тебя в свой круг дружбы и радости. Встанем в круг, возьмемся за руки, пожмём друг другу руки и улыбнемся друг другу.
Звучит музыка «Дружба крепкая».
Карлсон: Спасибо, друзья, вы меня многому научили. До свидания, ребята. До новых встреч!
Воспитатель: Попрощаемся ребята с Карлсоном.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.