Проект "Эта удивительная соль"
Оценка 4.6

Проект "Эта удивительная соль"

Оценка 4.6
docx
16.11.2021
Проект "Эта удивительная соль"
проект Эта удивительная соль.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 166».

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочный проект «Эта удивительная соль»

в старшей группе.

 

 

 

Воспитатель:

Григорьева О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Иваново 2021 г.

Пояснительная записка.

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметов.  

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или  с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Почему сольСоль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.

Тип проекта: краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.  Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

Задачи:

1.Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.

2.Исследовать свойства соли опытным путём.

3.Расширить представления о добыче соли.

4.Развивать у детей стремление к поисково - познавательной  деятельности.

5.Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.

6.Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Объект исследования: пищевая поваренная соль.

Ожидаемый результат:

1. Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.

2. Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.

3. Развитие наблюдательности, внимания,  умения сравнивать.

Список литературы:

Детская энциклопедия «Всё обо всём».

Рубцова Е. «Фантазии из соленого теста», ООО Издательство «Эксмо», 2008.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.

Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009.

Интернет-ресурсы.

 

1. Подготовительный этап.

Постановка проблемы перед детьми «Что мы знаем о соли?».

Просмотр презентации о добыче соли и применении её в разных областях.

сбор информации: рассмотрели  соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Отгадывали загадки. Читали статьи о  том, какую роль играла соль в средние века.

 

 

2. Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.

Беседы с детьми «Откуда соль берётся», «Для чего соль нужна», «Свойства соли».

Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т.п.).

Опытно-экспериментальная деятельность.

Творческая мастерская.

3. Заключительный этап.

Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.

 

Результат:

В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где  используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.

 

Приложение 1.

1.1. Что представляет собой соль?

Чистая поваренная соль – бесцветное, не поглощающее влагу из воздуха, кристаллическое вещество, растворимое в воде и плавящееся при 801° С. В природе поваренная соль встречается в виде минерала галита – каменной соли. Слово «галит» происходит от греческого «галос», означающего и «соль», и «море». Основная масса галита чаще всего находится на глубине 5 км под поверхностью земли. Однако давление слоя горных пород, расположенных над пластом соли, превращает ее в вязкую, пластичную массу. «Всплывая» в местах пониженного давления кроющих пород, пласт соли образует соляные «купола», выходящие в ряде мест наружу.

1.2. Немного истории

Если обратиться к истории, то можно убедиться, насколько ценным было это вещество для человека.

Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась еще за 3-4 тысячи лет до нашей эры в Ливии. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.

В России еще в 16 веке известные русские предприниматели Строгановы самые большие доходы получали от добычи соли. Строгановы были самыми крупными солеварами. Жили они в Пермском крае. Прикамье было очень богато на выходы соленой грунтовой воды. Именно соль и прославила в то время Пермский край на всю Россию. Оттуда и с предгорий Урала соль отправлялась в Москву, Казань, Нижний Новгород, Калугу, даже за границу.

Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол, как  признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «не солоно хлебавши».

Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “salarium” и английское слово “salary”, означающие «жалование» и «зарплата», - имеют «солевое» происхождение. По своей ценности соль приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат».

Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют соль не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.

1.3. Способы добычи соли

       Существует 4 вида соли:

каменная (добывают из осадочных пород), 

выварочная (выпаривают из морской воды), 

самосадочная (отлагается сама)

садочная (выращивают люди).

     Раньше, соль добывали преимущественно выпариванием, занимались этим жители жарких засушливых стран, находившихся недалеко от соленого водоема (будь то море, или соленое озеро). Методы добычи соли были очень просты: морскую, соленую воду либо кипятили на огне в сосудах, и при испарении воды соль отлагалась в сосуде. Иногда же просто поливали водой дрова, лежащие в огне, и соль отлагалась еще быстрей - прямо на дровах.

         Но существовал еще один забавный способ добычи соли – «выжиганием». Этот способ использовали около тех  побережий современной Германии, где недалеко от воды находились залежи торфа. При шторме или приливе соленая морская вода насыщала торф. Когда вода уходила, торф подсыхал, а соль оставалась. Постепенно в нем накапливалось много соли. Насыщенный торф выкапывали и сжигали, а золу выщелачивали в воде и  раствор выпаривали.

         В настоящее время, в зависимости от вида, соль добывают разными способами. Каменную соль добывают 3-мя способами: карьерами (если соль расположена не очень глубоко) и шахтами, если соль погребена глубоко, и подземным растворением – если пласты маломощные и часто переслаиваются пустой породой. Кроме того, добывают и природные подземные рассолы и их вываривают. Самосадочную соль добывают в озерах. Морскую (выварочную) соль добывают с помощью системы бассейнов, соединенных каналами, из которых постепенно отводят воду. В каждом бассейне отлагается один из эвапоритовых минералов, последовательно, от труднорастворимых до легкорастворимых соединений.

1.4.Значение соли

- соль используют для приготовления еды, чтобы она была вкуснее;

- соль используют, когда засаливают продукты (например: рыбу, сало, консервируют овощи на зиму;

- солью можно мыть посуду;

- солью посыпают лед на дорогах, чтобы люди не падали, и не случались аварии;

- для здоровья полезны ванны с морской солью.

- Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого

 

1.5.Хлеб-соль

По старинной традиции  хлебом с  солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы.

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении.

Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи  - это важнейшая приправа. С малых лет мы знаем вкус соли, без которого пища кажется невкусной. Но много соли есть нельзя. Это вредно для здоровья человека.

1.6.Соль в народных приметах и народном творчестве

С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета. Если  гость  случайно или, хуже того, специально просыпал соль — это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.

Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава». Много народных загадок сложено о соли:

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
                       ( соль)
Меня одну не едят, 
а без меня мало едят.
                           (соль)

В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.

Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебавши». Не солоно хлебавши -  значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.

Приложение 2.

2.1. Выращивание кристаллов

      Опыт 1. Сделать очень насыщенный раствор соли. Для этого в стаканчик налить теплую воду, добавить туда соль (примерно 2 ст. л.), перемешать до полного (или почти полного) растворения. В неглубокую тарелочку вылить часть приготовленного раствора и оставить в сухом прохладном месте примерно на неделю. Когда вода испарилась, в тарелочке образовались кристаллы соли. Они имели правильную кубическую форму.

      Опыт 2. Сделать концентрированный раствор соли и налить его в два стакана. Между ними поставить тарелку. Концы ниточки  опустить в стаканы, при этом серединная часть ниточки осталась лежать на тарелке. Оставить как есть на неделю в сухом теплом месте. Ниточка впитала в себя соляной раствор, находящийся в стаканах. Затем этот соляной раствор начал выделяться из серединной части ленточки и стекать в тарелочку. Выделяемые капли содержали большую концентрацию соли. По мере испарения воды образовывались соляные кристаллы.

2.2.«Плавающее» яйцо

    Для проведения опыта понадобится: 2 сырых  яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. 1 стакан с чистой водопроводной водой и 1 стакан с раствором соли.
2. В каждый из стаканов положить по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
     Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

     В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. 

2.3.Незамерзающая соль

Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Налить в две чашечки воды, в одну добавить и размешать соль. Потом обе чашки  поставить в морозилку. Через 8 часов пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставить воду в морозильной камере. Через два дня проверить. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.

Вывод: температура замерзания соляного раствора ниже, чем температура замерзания обычной воды.

2.4.Окрашивание соли

В аптеках есть в продаже разноцветная соль для ванн. Можно ли окрасить обычную поваренную соль. Для окрашивания соли используем гуашь. Понадобится: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги налить гуашь,  насыпать туда соль и хорошо размешать кисточкой. Для получения тона средней насыщенности достаточно 2-4 мл гуаши на 200 мл соли. Поставить соль сохнуть. На следующий день соль хорошо размять, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпать в баночку, чередуя цвета.

Вывод: обычную поваренную соль можно окрасить.

2.6.Солёное тесто

Для того  чтобы сделать соленое тесто, надо взять много соли. Тогда поделка не испортится. Можно лепить поделки из белого теста. Потом высушить и покрасить. А можно тесто разделить на несколько частей и каждую часть сразу покрасить, а потом лепить поделки и сушить.

         Рецепт соленого теста:

  • 2 стакана муки
  • 1 стакан соли
  • примерно 125 мл воды

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 166»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 166»

Пояснительная записка. Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметов

Пояснительная записка. Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметов

Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность

Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность

Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег

Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег

По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на

По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на

Ниточка впитала в себя соляной раствор, находящийся в стаканах

Ниточка впитала в себя соляной раствор, находящийся в стаканах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2021