Проект " Фольклорные забавы "
Введение
«Если вы хотите узнать душу народа,
приглядитесь, как и во что играют ваши дети».
Игры не только развлечение, а ещё и устное народное творчество, которое развивает ловкость, быстроту, силу, меткость, внимание, развивает речь. Данный проект красной нитью проходит через все образовательные области: познавательно - речевую, художественно - эстетическую, социально- личностное и физическое развитие дошкольников. Ведущая идея проекта заключается в воспитании у дошкольников уважительного отношения к истории, культуре, обычаям народов Республики Алтай через игровую и творческую деятельность. «В национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей» К.Д.Ушинский. Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы проекта «Фольклорные забавы».
Актуальность
В республике Алтай живут представители разных национальностей и в нашем детском саду работают сотрудники, в дошкольных группах дети разных национальностей. Мы вместе отмечаем национальные праздники, воспитываем детей в традициях толерантности и добрососедства. Все мы разные, но в час нелегких испытаний всегда стремимся подставить другу крепкое и надежное плечо, дорожа добрыми отношениями, берущими начало из глубин тысячелетий.
На этапе реализации ФГОС ДО в нашем детском саду реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, в содержание которой включен региональный компонент, требующий пополнения и развития, продолжается педагогический поиск. Анализ анкетирования родителей, а также наблюдение за свободной игровой деятельностью детей показали недостаточный уровень развития духовно-нравственных качеств личности ребенка, а также недостаточный уровень знаний традиций русского и алтайского народа у детей. Основными причинами таких результатов является то, что родители на первое место в развитии детей ставят раннюю интеллектуализацию ребенка, что не всегда способствует его духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными. Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в результате, а в процессе.
Весёлые подвижные игры – это детство любого народа, они и создаются самим народом, так же как песни, сказки. Русские народные и алтайские игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции. К сожалению, многие национальные игры потеряли сегодня популярность или совсем забыты. Поиск, обнаружение и исследование культурных ценностей, традиций народов Алтая, необходимы современному обществу. Возрождение национальной культуры и обычаев является способом единения различных народов России, в частности русских и алтайцев.
Педагогическая целесообразность
проекта обусловлена тем, что не только русские народные игры, но и алтайские
народные игры обращены к тем сторонам души ребенка, которая связана с родной
культурой.
Как
подойти к решению, чтобы это было быстро, доступно и эффектно?
Исходя
из всего вышесказанного, основной целью данного
проекта является формирование у дошкольников уважительного отношения к
истории, культуре, обычаям народа Алтайского края и Республики Алтай через
организацию и проведение народных игр и забав в повседневной жизни детского
сада.
Для
достижения поставленной цели исследования, были определены следующие задачи:
Обучающие:
1. Способствовать проявлению любознательности при ознакомлении с этнокультурными традициями народов, населяющих республику Алтай
2. Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую деятельность детей и творческую работу.
3. Научить применять полученный опыт в играх с взрослыми и сверстниками, адекватному проявлению своих чувств (чувство веры в себя; сопереживание неудачам, радость успехам и т. д.).
Развивающие:
1.
Развивать у детей познавательный интерес, внимание, речь, воображение.
2.Развивать двигательные возможности дошкольников.
3. Развивать начальные формы
сотрудничества детей друг с другом.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к русским и алтайским народным играм
2.Воспитывать у детей чуткость, доброжелательность, отзывчивость.
3. Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие группы методов:
В
соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута
следующая гипотеза: участие детей в проекте позволит сформировать
представления о русских народных и алтайских играх; развить творческие
способности и двигательную деятельность.
Вид
проекта: краткосрочный, групповой,
творческо-игровой, для детей 4 - 7 лет
Объектом исследования являются национальные игры
Предметом исследования является процесс приобщения детей дошкольного возраста к сохранению народных традиций
Риски: непостоянство состава детей в течение проектной деятельности.
Пути преодоления: индивидуальная работа с отсутствующими детьми, информирование детей и родителей по итогам недели.
Новизна проекта заключается в использовании интегрированного подхода и разработке содержательной подборки народных подвижных и речевых игр, хороводов, которые несут в себе краеведческий аспект, развивающие и воспитательные функции. Это позволяет решать задачи в совместной деятельности не только в рамках организованной деятельности, но и при проведении режимных моментов (что заложено в структуре ООП ДО). Практическая значимость: создание условий для развития духовно-нравственных качеств личности средствами народных игр и творчества.
Интеграция областей: физическое направление, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально - коммуникативное направление.
Продолжительность проекта: краткосрочный - 1 неделя
Участники проекта: дети, воспитатель, родители
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта дети готовы и способны:
Реализация проекта предполагает последовательное выполнение этапов.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный. Цель: повышение уровней знаний и умений о русских и алтайских народных играх.
- выявление первоначальных знаний детей о народных играх;
- подбор литературы, форм и методик;
- консультация для родителей:
- выделение целей и задач;
- создание условий для реализации проекта.
II этап – основной. Цель: формирование у дошкольников представление о русских и алтайских играх через двигательную и творческую деятельность.
- наблюдение за деятельностью детей;
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями.
III этап – заключительный. Цель: завершение реализации проекта.
- Оформление картотеки народных игр и забав в двух блоках: 1) русские народные игры и забавы, 2) алтайские народные игры;
- Оценка проделанной работы;
- Подведение итогов реализации проекта, размещение консультативно -информационного материала на сайте ДОУ.
- Соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
Содержание проекта
|
Этапы проекта, содержание работы |
Мероприятия |
1
|
Подготовительный
|
Сбор информации, организация образовательного процесса, планирование. Изучение уровня духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Анкетирование родителей. привлечение родителей к предстоящей творческой работе (консультации, индивидуальные беседы, фотосъемка совместных с детьми игр). Подбор русских и алтайских народных игр по возрасту детей. |
2 |
Основной |
Беседы, занятия по ознакомлению детей с историей, культурой, обычаях народов Республики Алтай. Занятия с детьми по ознакомлению с алтайскими народными играми и проведение игр «Шкатулка с алтайскими играми». Организация и проведение русских народных игр «Русские-народные игры». Организация и проведение русских и алтайских народных игр в соответствии с календарным планом группы. Изодеятельность: «Барашки», «Водопад», «Горы отражаются в воде», «Природа нашей республики» Творческая работа педагога «Шаманочки» |
3 |
Заключительный |
Презентация проекта. Оформление картотеки народных игр в двух блоках: 1) русские народные игры, 2) алтайские народные игры. Подведение итогов. Анализ результатов деятельности. Размещение консультативно-информационного материала на информационных стендах группы, на сайте |
Содержание деятельности основано на педагогических принципах.
Принцип системности - малые формы фольклора доступны пониманию и осознанию детьми только при систематической работе.
Принцип активности детей - использование малых форм фольклора в развитии детей дошкольного возраста осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.
Принцип разнообразия и полноты. В работе воспитатель опирается на широкий спектр форм фольклора и устного народного творчества.
Принцип эмоциональной окраски и комфорта. Общение взрослого с ребёнком младшего возраста отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к ребенку с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживлённые действия.
Принцип доступности и поэтапности.
Теоретическая часть проекта
Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности. Раздел общероссийской программы детских садов содержит набор рекомендаций «Введение в русскую традиционную культуру», подразумевающий воспитание в детях почитания Родины и преданности своему народу. Народная игра является одним из лучших способов реализации этой задачи.
Алтайские народные игры имеют свою историю. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для алтайского народа органической потребностью. С 4-5 лет алтайского мальчика прежде всего учили ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками, в кости.
Поэтому применение подвижных игр народов республики Алтай позволит повысить степень двигательной активности, что в свою очередь послужит средством физического развития детей дошкольного возраста.
Народные подвижные игры требуют от детей проявления физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, но вместе с тем несут в себе существенный информационный заряд, знакомят играющих с образом жизни того или иного народа, с его природным, вещественным окружением. В них отражаются полузабытые народные обычаи, заклинания, утратившие свое первоначальное значение, ритуалы, верования, культурные традиции и т.д. У детей, благодаря играм, формируются устойчивый интерес к культуре родной страны и стран мира, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических качеств и уважение к людям других национальностей. В играх алтайские мальчики начинают усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения. При использовании народных игр у детей возрастает сплоченность в коллективе, улучшаются взаимопонимания, укрепляются дружеские связи.
Народные игры помогают детям познать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.
В результате реализации проекта:
· дети проявили активный интерес и коммуникативные способности к культуре русского и алтайского народа;
· дети получили знания устного народного творчества - песен, декоративно – прикладного искусства, национальные народные игры;
· воспитатели получили интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделали вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобрели опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
· Родители (законные представители детей). - Расширились знания родителей о роли детского фольклора в воспитании детей. - Принимали активное участие по данной теме. – Стали более внимательно и ответственно относятся к жизни детей, их интересам и потребностям
Перспективы реализации проекта
Изучение с детьми культуры и традиций народов близлежащих
территорий (Казахстан, Хакасия), их народных игр и праздников.
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полёты на Луну.
Вспомним старые обычаи!
Вспомним нашу старину!
Список используемой литературы
1. Алтайский словарь [Электронный ресурс] / Материалы сайта «Алтай-
фото». Адрес доступа: http://www.altai-photo.ru/publ/spravka/altajskij_slovar/2-
1-0-133
2. Алтайские народные праздники [Электронный ресурс] / Материалы сайта
«Алтай-турист». Адрес доступа: http://altai-tourist.ru/altai/population/prazdniki
3. Егорычева А.Д. Игры с обучением. «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ -
ДОШКОЛЬНИКАМ». Консультация для воспитателей [Электронный ресурс]
/ Материалы сайта «Мой детский сад». Адрес доступа:
http://www.ivalex.vistcom.ru/igry37.html
4. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /
О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 154 с.
5. Кудачинова Л.Б. Проект «Алтайсие народные игры» [Электронный ресурс]
/ Материалы сайта «Инфоурок». Адрес доступа: https://infourok.ru/proekt-natemu-
altayskie-narodnie-igri-798979.html
6. Ойношев, В. Народные игры алтайцев / В. Ойношев // Звезда Алтая. –
2016. – №111-115. – С. 13.
7. Русские народные игры для детей дошкольного возраста [Электронный
ресурс] / Материалы сайта «Дошвозраст.ru». Адрес доступа:
http://doshvozrast.ru/igra/igrapodvig13_1.htm
8. Русские народные игры для детей дошкольного возраста [Электронный
ресурс] / Материалы сайта «Учебно-методический кабинет». Адрес доступа:
http://ped-kopilka.ru/blogs/baizan-elena/podvizhnye-igry.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.