Проект "Фольклорные забавы"
Оценка 4.8

Проект "Фольклорные забавы"

Оценка 4.8
docx
16.07.2021
Проект "Фольклорные забавы"
Игры не только развлечение, а ещё и устное народное творчество, которое развивает ловкость, быстроту, силу, меткость, внимание, развивает речь. Данный проект красной нитью проходит через все образовательные области: познавательно - речевую, художественно - эстетическую, социально- личностное и физическое развитие дошкольников.
ПРОЕКТ Фольклорные забавы.docx

Проект " Фольклорные забавы "

Введение

«Если вы хотите узнать душу народа,

приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

 

          Игры не только развлечение, а ещё и устное народное творчество, которое развивает ловкость, быстроту, силу, меткость, внимание, развивает речь. Данный проект красной нитью проходит через все образовательные области: познавательно - речевую, художественно - эстетическую, социально- личностное и физическое развитие дошкольников.  Ведущая идея проекта заключается в воспитании у дошкольников уважительного отношения к истории, культуре, обычаям  народов Республики Алтай через игровую и творческую деятельность. «В национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей» К.Д.Ушинский. Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы  проекта «Фольклорные забавы».

Актуальность

        В республике Алтай живут представители разных национальностей  и в нашем детском саду работают сотрудники,  в дошкольных группах дети разных национальностей. Мы вместе отмечаем национальные праздники, воспитываем детей в традициях толерантности и добрососедства. Все мы разные, но в час нелегких испытаний всегда стремимся подставить другу крепкое и надежное плечо, дорожа добрыми отношениями, берущими начало из глубин тысячелетий.

      На этапе реализации ФГОС ДО в нашем детском саду реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, в содержание которой включен региональный компонент, требующий пополнения и развития, продолжается педагогический поиск. Анализ анкетирования родителей, а также наблюдение за свободной игровой деятельностью детей показали недостаточный уровень развития  духовно-нравственных качеств личности ребенка, а также недостаточный уровень знаний традиций русского и алтайского народа у детей. Основными причинами таких результатов является то, что родители на первое место в развитии детей ставят раннюю интеллектуализацию ребенка, что не всегда способствует его духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными. Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в результате, а в процессе.

    Весёлые подвижные игры – это детство любого народа, они и  создаются  самим народом, так же как песни, сказки. Русские народные и алтайские игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции. К сожалению, многие  национальные игры потеряли сегодня популярность или совсем забыты. Поиск, обнаружение и исследование культурных ценностей, традиций народов Алтая,  необходимы современному обществу. Возрождение национальной культуры и обычаев является способом единения различных народов России, в частности русских и алтайцев.

Педагогическая целесообразность проекта обусловлена тем, что не только русские народные игры, но и алтайские народные игры обращены к тем сторонам души ребенка, которая связана с родной культурой.
Как подойти к решению, чтобы это было быстро, доступно и эффектно?

Исходя из всего вышесказанного, основной целью данного проекта является формирование у  дошкольников уважительного отношения к истории, культуре, обычаям народа Алтайского края и Республики Алтай через организацию и проведение народных игр и забав в повседневной жизни детского сада.
Для достижения поставленной цели исследования, были определены следующие  задачи:

Обучающие:

1. Способствовать проявлению любознательности  при ознакомлении с   этнокультурными традициями народов, населяющих  республику Алтай 

 2. Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую деятельность детей и творческую работу.

 3. Научить  применять полученный опыт в играх с взрослыми и сверстниками, адекватному проявлению своих чувств (чувство веры в себя; сопереживание неудачам, радость успехам и т. д.).

Развивающие:
1. Развивать у детей познавательный интерес, внимание, речь, воображение. 

2.Развивать двигательные возможности дошкольников.    

3. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.  
Воспитательные:
1.
Воспитывать интерес  к русским  и алтайским  народным играм

2.Воспитывать у детей чуткость, доброжелательность, отзывчивость.

3. Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие группы методов:

  • игра
  • изодеятельность
  • рассматривание  иллюстраций, игрушек и предметов быта;
  • игровые обучающие ситуации, игры-путешествия.
  • исследование фольклорных произведений и  элементов национальной культуры

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: участие детей в проекте позволит сформировать представления о русских народных и алтайских играх; развить творческие способности и двигательную деятельность.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, творческо-игровой,  для детей 4 - 7 лет

Объектом исследования являются национальные игры

Предметом исследования является процесс  приобщения детей  дошкольного возраста к сохранению народных традиций

Риски: непостоянство состава детей в течение проектной деятельности.

Пути преодоления: индивидуальная работа с отсутствующими детьми, информирование детей и родителей по итогам недели.

Новизна проекта заключается в использовании интегрированного подхода и разработке содержательной подборки народных подвижных и речевых игр, хороводов, которые несут в себе краеведческий аспект, развивающие и воспитательные функции. Это позволяет решать задачи в совместной деятельности не только в рамках  организованной деятельности, но и при проведении режимных моментов (что заложено в структуре ООП ДО).  Практическая значимость: создание условий для развития духовно-нравственных качеств личности средствами народных игр и творчества.

Интеграция областей: физическое направление, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально - коммуникативное направление.

Продолжительность проекта: краткосрочный - 1 неделя

Участники проекта: дети, воспитатель, родители

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта дети готовы и способны:

  • овладеть основными движениями и правилами народных игр нашей республики;
  • самостоятельно организовывать и активно принимать участие в подвижных играх народов республики;
  • использовать элементы технологии ТРИЗ, приспосабливаться к изменяющимся условиям игровых ситуаций,   интерпретировать развитие и финал игры;
  • иллюстрировать как прожитые сюжеты подвижной игры, так и свои собственные интерпретации;
  • активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться при распределении ролей;
  • проявлять  интерес к играм своих предков; патриотические чувства, ощущать  гордость за свою республику.

Реализация проекта предполагает последовательное выполнение этапов.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный.  Цель: повышение уровней знаний и умений о русских и алтайских народных играх. 

- выявление первоначальных знаний детей о народных играх;

- подбор литературы, форм и методик;

- консультация для родителей:

- выделение целей и задач;

- создание условий для реализации проекта.

II этап – основной. Цель: формирование у дошкольников представление о русских и алтайских играх через двигательную и творческую деятельность.

- наблюдение за деятельностью детей;

- работа с детьми;

- взаимодействие с родителями.

III этап – заключительный. Цель: завершение реализации проекта. 

- Оформление картотеки народных игр и забав в двух блоках: 1) русские народные игры и забавы, 2) алтайские народные игры;

- Оценка проделанной работы;

- Подведение итогов реализации проекта, размещение консультативно -информационного материала на сайте ДОУ.

- Соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

Содержание проекта

 

Этапы проекта, содержание работы

Мероприятия

1

 

 

 

 

Подготовительный

 

 

 

 

Сбор информации, организация образовательного процесса, планирование. Изучение уровня духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Анкетирование родителей.

привлечение родителей к предстоящей творческой работе (консультации, индивидуальные беседы, фотосъемка совместных с детьми игр).

Подбор русских и алтайских народных игр по возрасту детей.

2

Основной

Беседы, занятия по ознакомлению детей с историей, культурой, обычаях народов Республики Алтай. Занятия с детьми по ознакомлению с алтайскими народными играми и проведение игр «Шкатулка с алтайскими играми». Организация и проведение русских народных игр «Русские-народные игры». Организация и проведение русских и алтайских народных игр в соответствии с календарным планом группы.

Изодеятельность: «Барашки», «Водопад», «Горы отражаются в воде», «Природа нашей республики»

Творческая работа педагога «Шаманочки»

3

Заключительный

Презентация проекта.

 Оформление картотеки народных игр в двух блоках: 1) русские народные игры, 2) алтайские народные игры.

Подведение итогов. Анализ результатов деятельности. Размещение консультативно-информационного материала на информационных стендах группы, на сайте

 

Содержание деятельности основано на педагогических принципах.

Принцип системности - малые формы фольклора доступны пониманию и осознанию детьми только при систематической работе.

Принцип активности детей - использование малых форм фольклора в развитии детей дошкольного возраста осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

Принцип разнообразия и полноты. В работе воспитатель опирается на широкий спектр форм фольклора и устного народного творчества.

Принцип эмоциональной окраски и комфорта. Общение взрослого с ребёнком младшего возраста отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к ребенку с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживлённые действия.

Принцип доступности и поэтапности.

Теоретическая часть  проекта

Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности. Раздел общероссийской программы детских садов содержит набор рекомендаций «Введение в русскую традиционную культуру», подразумевающий воспитание в детях почитания Родины и преданности своему народу. Народная игра является одним из лучших способов реализации этой задачи.

Алтайские народные игры имеют свою историю. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и  стремление к победе.

    Суровые условия полукочевого  быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для алтайского народа органической потребностью. С 4-5 лет алтайского мальчика   прежде всего учили  ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками,  в кости.

Поэтому применение подвижных игр  народов республики  Алтай  позволит повысить степень двигательной активности, что в свою очередь послужит средством физического развития детей  дошкольного возраста.

       Народные подвижные игры требуют от детей проявления физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, но вместе с тем несут в себе существенный информационный заряд, знакомят играющих с образом жизни того или иного народа, с его природным, вещественным окружением. В них отражаются полузабытые народные обычаи, заклинания, утратившие свое первоначальное значение, ритуалы, верования, культурные традиции и т.д. У детей, благодаря играм, формируются устойчивый интерес к культуре родной страны и стран мира, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических качеств и уважение к людям других национальностей. В играх алтайские мальчики начинают усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения. При использовании народных игр  у детей возрастает сплоченность в коллективе, улучшаются взаимопонимания, укрепляются дружеские связи.

       Народные игры помогают детям познать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.

 

В результате реализации проекта:

·        дети проявили  активный интерес и коммуникативные способности  к культуре русского и алтайского народа;

·        дети получили знания  устного народного творчества -  песен, декоративно – прикладного искусства, национальные народные игры;

·        воспитатели получили  интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделали  вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобрели опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

·        Родители (законные представители детей). - Расширились знания родителей о роли детского фольклора в воспитании детей. - Принимали активное участие по данной теме. – Стали более внимательно и ответственно относятся к жизни детей, их интересам и потребностям

Перспективы реализации проекта

Изучение с детьми культуры и традиций народов близлежащих

территорий (Казахстан, Хакасия), их народных игр и праздников.

 

 

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

 

Список используемой литературы

1. Алтайский словарь [Электронный ресурс] / Материалы сайта «Алтай-

фото». Адрес доступа: http://www.altai-photo.ru/publ/spravka/altajskij_slovar/2-

1-0-133

2. Алтайские народные праздники [Электронный ресурс] / Материалы сайта

«Алтай-турист». Адрес доступа: http://altai-tourist.ru/altai/population/prazdniki

3. Егорычева А.Д. Игры с обучением. «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ -

ДОШКОЛЬНИКАМ». Консультация для воспитателей [Электронный ресурс]

/ Материалы сайта «Мой детский сад». Адрес доступа:

http://www.ivalex.vistcom.ru/igry37.html

4. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /

О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 154 с.

5. Кудачинова Л.Б. Проект «Алтайсие народные игры» [Электронный ресурс]

/ Материалы сайта «Инфоурок». Адрес доступа: https://infourok.ru/proekt-natemu-

altayskie-narodnie-igri-798979.html

6. Ойношев, В. Народные игры алтайцев / В. Ойношев // Звезда Алтая. –

2016. – №111-115. – С. 13.

7. Русские народные игры для детей дошкольного возраста [Электронный

ресурс] / Материалы сайта «Дошвозраст.ru». Адрес доступа:

http://doshvozrast.ru/igra/igrapodvig13_1.htm

8. Русские народные игры для детей дошкольного возраста [Электронный

ресурс] / Материалы сайта «Учебно-методический кабинет». Адрес доступа:

http://ped-kopilka.ru/blogs/baizan-elena/podvizhnye-igry.html


 

Проект " Фольклорные забавы "

Проект " Фольклорные забавы "

Основными причинами таких результатов является то, что родители на первое место в развитии детей ставят раннюю интеллектуализацию ребенка, что не всегда способствует его духовному развитию

Основными причинами таких результатов является то, что родители на первое место в развитии детей ставят раннюю интеллектуализацию ребенка, что не всегда способствует его духовному развитию

Обучающие: 1. Способствовать проявлению любознательности при ознакомлении с этнокультурными традициями народов, населяющих республику

Обучающие: 1. Способствовать проявлению любознательности при ознакомлении с этнокультурными традициями народов, населяющих республику

Объектом исследования являются национальные игры

Объектом исследования являются национальные игры

Реализация проекта предполагает последовательное выполнение этапов

Реализация проекта предполагает последовательное выполнение этапов

Подготовительный

Подготовительный

Родины и преданности своему народу

Родины и преданности своему народу

Народные игры помогают детям познать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир

Народные игры помогают детям познать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир

Очень часто за событиями И за сутолокою дней

Очень часто за событиями И за сутолокою дней
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2021