МБОУ «Большегондырская СОШ»
ПРОЕКТ
«Формирование навыков смыслового чтения»
Разработчик: Давыдова Е. Р.
Учитель начальных классов
2019-2020 уч. г.
Разработчик проекта |
Давыдова Е. Р. |
Тема проекта |
«Формирование навыков смыслового чтения» |
Проблема |
В настоящее время уже общепризнанным является факт снижения у детей интереса к чтению. Читать умеют, но процесс этот неинтересен, скучен, утомителен. Чтение «из-под палки» ни к чему хорошему не приводит: ребенок становится раздражителен, агрессивен и по отношению к тексту, к предмету, к которому относится данный текст, и, как результат, к процессу обучения вообще. Ученик должен читать без принуждения, поскольку насилие и давление могут навсегда отбить тягу к чтению. Проблема
1: |
Цель |
Сформировать у учащихся навыки смыслового чтения через организацию работы с текстом |
Задачи |
-изучить теорию вопроса смыслового чтения -определить технологию смыслового чтения. |
Гипотеза |
Если у учащихся сформируем навыки смыслового чтения, то получим личность, способную размышлять, расширять свои знания и возможности. |
Объект исследования |
Уровень овладения учащимися смысловым чтением. |
Предмет исследования |
Способы и приёмы смыслового чтения |
Основные направления деятельности по реализации проекта |
--освоение и внедрение в практику работы технологии смыслового чтения: Заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации. |
Предполагаемый результат реализации проекта |
Школьники будут относиться к тексту не только как формальному источнику информации, но и будут любить читать, любить и сам процесс работы с текстом. |
ТЕХНОЛОГИЯ: Заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.
П. П. Бажов «Серебряное копытце» (сравнить героев и заполнить таблицу)
|
Кокованя |
Дарёнка |
Место в сюжете |
|
|
Положение |
|
|
Внешность |
|
|
Речь |
|
|
Поступки, особенности поведения |
|
|
Отношение к другим героям |
|
|
Отношение автора |
|
|
|
Кокованя |
Дарёнка |
Место в сюжете |
Главный герой |
Главный герой |
Положение |
Одинокий |
Сирота |
Внешность |
Старик большой да бородатый |
По шестому году, маленькая, носишко пуговкой |
Речь |
Добрая, ласковая, весёлая |
Добрая, ласковая, весёлая |
Поступки, особенности поведения |
Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать. |
В избе прибирала, похлёбку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать |
Отношение к другим героям |
По-доброму, понравилась кошка Мурёнка, стрелять козла не будет |
Любит кошку, заботится о ней |
Отношение автора |
Автору нравится герой |
Автору нравится герой |
Сравнительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»
Параметры сравнения |
«Школьник» |
«В зимние сумерки нянины сказки…» |
Жанр |
|
|
Тема |
|
|
Настроение |
|
|
Картины |
|
|
Звуки |
|
|
Отношение автора |
|
|
А. С. Пушкин «Няне» (языковое исследование стихотворения) (Работа в группах: Каждая группа выбирает одну графу)
Фонетический уровень (звукозапись) |
|
Лексический уровень (средства художественной выразительности) |
|
Грамматический уровень (количество разных частей речи) |
|
Синтаксический уровень (знаки препинания, конструкции предложений) |
|
Фонетический уровень (звукозапись) |
Стук спиц, шаги старой няни; повторяющиеся звуки –ш, -ж, -п, - т, -ч, -о, -у |
Лексический уровень (средства художественной выразительности) |
Метафора подруга дней моих суровых, народное слово голубка, эпитет дряхлая, местоимение моя; в этих обращениях – любовь к няне, нежность и забота. Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни. Повтор давно, давно; метафора глушь лесов, эпитеты забытые вороты, чёрный отдалённый путь передают тяжесть одиночества няни. Сравнение горюешь, будто на часах передаёт постоянство её томительного ожидания |
Грамматический уровень (количество разных частей речи) |
16 существительных, 5 глаголов (глаголы настоящего времени несовершенного вида передают томительность долгого ожидания), 3 прилагательных, 3 причастия, 8 местоимений, из которых 4 личных |
Синтаксический уровень (знаки препинания, конструкции предложений) |
В стихотворении 5 предложений, обращение с восклицанием, сравнительный оборот, однородные члены |
А. И. Куприн «Барбос и Жулька» , Тургенев «Воробей», Толстой «Лев и собачка» (работа в группах: сравнительный инализ произведений).
Параметры сравнения |
А. И. Куприн «Барбос и Жулька» |
Тургенев «Воробей» |
Толстой «Лев и собачка» |
Тема |
|
|
|
Герои |
|
|
|
Событие |
|
|
|
Главная мысль |
|
|
|
Параметры сравнения |
А. И. Куприн «Барбос и Жулька» |
Тургенев «Воробей» |
Толстой «Лев и собачка» |
Тема |
Взаимоотношения животных |
||
Герои |
Собаки Барбос , Жулька |
Воробей, собака |
Лев, собачка |
Событие |
Встреча Жульки с бешеной собакой |
Встреча воробья и собаки |
Встреча льва и собачки |
Главная мысль |
Сила духа может победить даже страшную бешеную собаку |
Любовь сильнее смерти, именно она поднимает маленького воробья навстречу собаке |
Верность дружбе |
Работа с текстом.
Церковь Покрова на Нерли – прекраснейший памятник древнерусского искусства. Она построена неизвестным зодчим более 800 лет назад на берегу реки Нерль на Владимирской земле.
Как хороша эта маленькая белокаменная церковь! Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца. Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка. Церковь украшена резным белым камнем. В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.
Белокаменный храм Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры.
Заполни таблицу.
задания |
ответы |
Выпиши имена прилагательные мужского рода, выдели окончания (устно объясни правописание безударных окончаний) |
|
Выпиши имена прилагательные среднего рода, выдели окончания (устно объясни правописание безударных окончаний) |
|
Запиши словосочетания сущ. + прилаг., которые использовал автор текста для описания церкви. |
|
задания |
ответы |
Выпиши имена прилагательные мужского рода, выдели окончания (устно объясни правописание безударных окончаний) |
Прекраснейший, неизвестным, небольшом , Тёмно-серый, резным, белым, белокаменный |
Выпиши имена прилагательные среднего рода, выдели окончания (устно объясни правописание безударных окончаний) |
Древнерусского, тихого |
Запиши словосочетания сущ. + прилаг., которые использовал автор текста для описания церкви. |
Маленькая белокаменная церковь, тёмно-серый купол-луковка, резным белым камнем, стройная белизна, белокаменный храм, белой лебедью. |
Составь задачи по таблице.
скорость |
время |
расстояние |
60 км/ч |
2 ч |
? |
? |
3 ч |
120 км |
5 км/ч |
? |
20 км |
Работа с задачей.
Столяр и его ученик ремонтировали стулья. Ученик работал 6 дней, ремонтируя пол 10 стульев в день, а столяр сделал такую же работу за 4 дня. По сколько стульев в день ремонтировал столяр?
- прочитайте задачу и скажите, какие величины даны в ней?
-запишем это в таблицу. Известно ли, сколько стульев ремонтировали за 1 день?
-запишем это. Известно ли время работы?
-запишем. Известна ли вся работа?
-какой главный вопрос задачи?
За 1 день |
время |
Вся работа |
Ученик -10с. |
6 д. |
одинаковая |
Столяр -? |
4 д. |
Отчёт
Целью моей работы над проектом была: сформировать у учащихся навыки смыслового чтения через организацию работы с текстом.
Основные направления деятельности по реализации проекта –это --освоение и внедрение в практику работы технологии смыслового чтения:
Заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.
Этот приём использую на уроках литературного чтения при изучении произведений, дети учатся сравнивать героев одного произведения с героями другого, определять жанр, настроение, тему, главную мысль произведений, на уроках русского языка при работе с текстом выделяют морфологические признаки частей речи, определяют части речи, учатся находить орфограммы и данные заносить в таблицы, на уроках математики заполняют таблицы по данным задач, или по данным в таблицах грамотно составлять задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.