ПРОЕКТ «Формирование жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ
через опытно-исследовательскую деятельность»
Т.П.Мурина – учитель начальных классов
Томское областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 15 I, II вида»
Главная проблема проекта
Низкая познавательная активность у детей с нарушениями слуха и как следствие снижение качества образования, недостаточная эффективность обучения и воспитания.
Актуальность
Дети, имеющие дефицитарное развитие, недостаточно информированы о том как и где выращивают лук, о разнообразии видов и сортов лука, его целебных свойствах и значении в жизни человека.
С помощью этого проекта у детей расширятся знания о луке, пополнится лексический словарь.
Данный проект позволит сблизить детей и родителей в процессе подготовки домашнего задания, выполнения необходимых поручений.
Вид проекта: предметно-исследовательский
Проект даст возможность обучающимся действовать самостоятельно, или в группе, пробовать свои силы, прикладывать знания, прочувствовать интерес к исследовательской деятельности, нести пользу и показывать публично достигнутый результат.
Образовательные области
Развитие речи.
Коммуникация.
Предметно-практическая деятельность.
Художественное творчество.
Чтение детской художественной литературы.
Работа с Интернет-источниками.
Объект проектной деятельности
Процесс формирования у обучающихся осознанного отношения к исследовательской, опытно-исследовательской работе, умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками.
Предмет проектной деятельности
Влияние исследовательских технологий на развитие речи и формирование учебных универсальных действий.
Цель проекта
Создание условий для формирования жизненных компетенций, развития познавательных процессов, закрепления и пополнения знаний о луке и его целебных свойствах, пополнение лексического словаря.
Задачи
Закрепить знания о луке, его питательных и целебных свойствах с помощью «Технологии диалоговой взаимопомощи».
Развивать интерес к изучению окружающего мира растений, коммуникативные навыки.
Выявить значение лука для здоровья человека.
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Воспитывать бережное отношение к растительному миру природы и трудовые навыки.
Гипотеза
Жизненные компетенции обучающихся успешно формируются в опытно-исследовательской деятельности, при самостоятельной реализации совместного замысла, ведении наблюдений и фиксировании результатов, приобретении знаний по данной тематике и закреплении их через различные виды деятельности.
Новизна проекта
Новизна проекта состоит в расширении образовательного пространства за счёт интеграции учебной, внеклассной деятельности и дополнительного образования. Разработка видов деятельности составлена таким образом, чтобы вовлечь второклассников в активную предметно-исследовательскую деятельность.
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-технические ресурсы: оборудованные компьютерные классы, спонсорская помощь родителей.
Информационные ресурсы: научно-методическая литература, методический кабинет, школьная библиотека, информационные стенды, доступ к сети Интернет.
Нормативно-правовые ресурсы: «Концепция Федеральной целевой программы развития образования».
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции
В ходе реализации проекта возможны:
Ожидаемые результаты
Активизируется познавательная деятельность, повысится общий уровень информированности детей через привлечение к мероприятиям опытно-исследовательского характера.
Сформируется целостное представление о луке как о важной сельскохозяйственной культуре, будут формироваться учебные универсальные действия, которые способствуют развитию целого комплекса качеств обучающихся: трудолюбию, смекалки, умственной активности, и т.д.
Вырастет уровень оценки объёма выполненной работы, что приведёт к стремлению самостоятельно проводить исследования, самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности.
Проект научит детей умению:
планировать свою работу;
оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время,
распределить их;
добывать информацию, критически оценивать её ранжировать по значимости,
ограничивать по объёму, использовать различные источники;
видеть проблему и преобразовывать
её в цель собственной деятельности;
выполнив работу, оценить её
результат, сравнить его с тем, что
было заявлено в качестве цели работы;
находить допущенные ошибки и
не совершать их в будущем.
Проект учит вести наблюдения, анализировать, фиксировать, делать выводы во время совместной деятельности
№ | дата | Наблюдаемые изменения развития лука и зелени |
1 | 02.04.13 | Подготовили ящики, землю, севок (обрезали кончики), |
2 | 03.04.13 | Посадили в два отдельных ящика, хорошо полили. |
3 | 08.04.13 | Появились зелёные перышки лука. |
4 | 15.04.13 | Самое длинное перо – 8 см. |
5 | 21.04.13 | Перо лука доросло до 12 см. Пророс весь щавель. |
6 | 28.04.13 | Срезали весь лук. Самый длинный – 28 см. Угостили луком всю началку. |
7 | 05.05.13 | Отросло всё перо (около 3см), но пёрышки тонкие, слабые. |
8 | 12.05.13 | Лучок уже больше десяти сантиметров, стал переламываться. |
9 | 15.05.13 | Срезали лук и зелень. Лукового пера меньше, чем при первой срезке. |
Содержание проекта
Образовательная область | Форма и методы работы |
| Тест «Лук – мой друг» |
| Беседы : «Лук, лучок – витаминный пучок», «Где живут витамины?», «Польза лука». |
| Знакомство с профессиями тружеников села, рисунки, аппликация, лепка, ручной художественный труд, решение кроссвордов, работа с квадрасловами, составление памяток и др. |
Содержание проекта
Познание окружающего мира через коллективную деятельность | Цели |
Урок «Лук – мой друг» | Приобретение знаний о разнообразии видов лука, строение лука-репки, понятиях острый и сладкий лук. |
Опытно-исследовательская деятельность, анализ и фиксирование результатов наблюдений | Развитие познавательной активности, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы. |
Урок «Лук, лучок – витаминный пучок» | Понимание значимости исследования и убеждение в том, что лук имеет отличные целебные свойства и является необходимым овощем |
Игровая программа | Расширение знаний обучающихся о луке; |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Полученные результаты могут быть использованы в домашних условиях, а также в условиях других школьных учреждений, в том числе в учреждениях I,II вида.
Выводы:
Предметно-исследовательский проект применяли на уроках и во внеклассной работе.
Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
Проект формирует УУД, невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
Проект дал необходимый слабослышащим школьникам опыт исследовательской деятельности, и поэтому он незаменим.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.