Проект "Формирование жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ"

  • ppt
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала proekt-murina.ppt


ПРОЕКТ «Формирование жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ
через опытно-исследовательскую деятельность»

Т.П.Мурина – учитель начальных классов

Томское областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 15 I, II вида»

База реализации проекта

ТОГКОУ С (К)ОШИ № 15 I, II вида

Обучающиеся 2 «а»

Главная проблема проекта

Низкая познавательная активность у детей с нарушениями слуха и как следствие снижение качества образования, недостаточная эффективность обучения и воспитания.

Актуальность

Дети, имеющие дефицитарное развитие, недостаточно информированы о том как и где выращивают лук, о разнообразии видов и сортов лука, его целебных свойствах и значении в жизни человека.
С помощью этого проекта у детей расширятся знания о луке, пополнится лексический словарь.
Данный проект позволит сблизить детей и родителей в процессе подготовки домашнего задания, выполнения необходимых поручений.

Вид проекта: предметно-исследовательский

Проект даст возможность обучающимся действовать самостоятельно, или в группе, пробовать свои силы, прикладывать знания, прочувствовать интерес к исследовательской деятельности, нести пользу и показывать публично достигнутый результат.

Образовательные области

Развитие речи.
Коммуникация.
Предметно-практическая деятельность.
Художественное творчество.
Чтение детской художественной литературы.
Работа с Интернет-источниками.

Объект проектной деятельности

Процесс формирования у обучающихся осознанного отношения к исследовательской, опытно-исследовательской работе, умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками.

Предмет проектной деятельности

Влияние исследовательских технологий на развитие речи и формирование учебных универсальных действий.

Цель проекта

Создание условий для формирования жизненных компетенций, развития познавательных процессов, закрепления и пополнения знаний о луке и его целебных свойствах, пополнение лексического словаря.

Задачи

Закрепить знания о луке, его питательных и целебных свойствах с помощью «Технологии диалоговой взаимопомощи».
Развивать интерес к изучению окружающего мира растений, коммуникативные навыки.
Выявить значение лука для здоровья человека.
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Воспитывать бережное отношение к растительному миру природы и трудовые навыки.

Гипотеза

Жизненные компетенции обучающихся успешно формируются в опытно-исследовательской деятельности, при самостоятельной реализации совместного замысла, ведении наблюдений и фиксировании результатов, приобретении знаний по данной тематике и закреплении их через различные виды деятельности.

Новизна проекта

Новизна проекта состоит в расширении образовательного пространства за счёт интеграции учебной, внеклассной деятельности и дополнительного образования. Разработка видов деятельности составлена таким образом, чтобы вовлечь второклассников в активную предметно-исследовательскую деятельность.

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-технические ресурсы: оборудованные компьютерные классы, спонсорская помощь родителей.
Информационные ресурсы: научно-методическая литература, методический кабинет, школьная библиотека, информационные стенды, доступ к сети Интернет.
Нормативно-правовые ресурсы: «Концепция Федеральной целевой программы развития образования».

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции

В ходе реализации проекта возможны:
недостаточная усваиваемость речевого материала по данной теме. В этом случае необходимо проанализировать речевой материал на соответствие детскому пониманию, и, при необходимости, адаптировать;
отсутствие возможности у некоторых родителей заниматься с детьми. В этом случае может оказать помощь врач, педагог-психолог, социальный педагог, а также воспитатель, библиотекарь (индивидуальный подход).

Ожидаемые результаты

Активизируется познавательная деятельность, повысится общий уровень информированности детей через привлечение к мероприятиям опытно-исследовательского характера.
Сформируется целостное представление о луке как о важной сельскохозяйственной культуре, будут формироваться учебные универсальные действия, которые способствуют развитию целого комплекса качеств обучающихся: трудолюбию, смекалки, умственной активности, и т.д.
Вырастет уровень оценки объёма выполненной работы, что приведёт к стремлению самостоятельно проводить исследования, самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности.

Проект научит детей умению:

планировать свою работу;
оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время,
распределить их;
добывать информацию, критически оценивать её ранжировать по значимости,
ограничивать по объёму, использовать различные источники;
видеть проблему и преобразовывать
её в цель собственной деятельности;
выполнив работу, оценить её
результат, сравнить его с тем, что
было заявлено в качестве цели работы;
находить допущенные ошибки и
не совершать их в будущем.

Проект учит вести наблюдения, анализировать, фиксировать, делать выводы во время совместной деятельности

дата

Наблюдаемые изменения развития лука и зелени

1

02.04.13

Подготовили ящики, землю, севок (обрезали кончики),
купили семена зелени (укроп, петрушка, щавель, салат).

2

03.04.13

Посадили в два отдельных ящика, хорошо полили.

3

08.04.13

Появились зелёные перышки лука.
Самое длинное перо у Викиного лучка. Сорняков нет.
Зелень поливаем через день, лук – через каждые два дня.

4

15.04.13

Самое длинное перо – 8 см.
Взошёл салат, почти весь взошёл укроп. Нет петрушки и щавеля.

5

21.04.13

Перо лука доросло до 12 см. Пророс весь щавель.
Нижнее перо лука стало портиться, наверное, обильный полив.

6

28.04.13

Срезали весь лук. Самый длинный – 28 см. Угостили луком всю началку.
Зелень выровнялась, но мелкая.

7

05.05.13

Отросло всё перо (около 3см), но пёрышки тонкие, слабые.
Зелень хорошая, густая. Петрушка так и не взошла.

8

12.05.13

Лучок уже больше десяти сантиметров, стал переламываться.
Зелень хороша, но укроп полёг. Погода пасмурная, окно с северной стороны. Растениям не хватает света.

9

15.05.13

Срезали лук и зелень. Лукового пера меньше, чем при первой срезке.

Содержание проекта

Образовательная область

Форма и методы работы



Социализация, коммуникация

Тест «Лук – мой друг»
Сюжетно-ролевые игры : «Семья», «Магазин», «Дочки-матери», «Аптека».
Дидактические игры: «Почемучка», «Четвёртый лишний», «Угадай на вкус».


Здоровье

Беседы : «Лук, лучок – витаминный пучок», «Где живут витамины?», «Польза лука».
Игровое мероприятие: «Лук от ста недуг.


Художественное творчество, труд

Знакомство с профессиями тружеников села, рисунки, аппликация, лепка, ручной художественный труд, решение кроссвордов, работа с квадрасловами, составление памяток и др.

Содержание проекта

Познание окружающего мира через коллективную деятельность

Цели

Урок «Лук – мой друг»
Презентация, сообщения детей

Приобретение знаний о разнообразии видов лука, строение лука-репки, понятиях острый и сладкий лук.

Опытно-исследовательская деятельность, анализ и фиксирование результатов наблюдений

Развитие познавательной активности, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Расширение знаний детей о луке.
Расширение опытно-практической деятельности

Урок «Лук, лучок – витаминный пучок»
Подведение итогов исследовательской деятельности

Понимание значимости исследования и убеждение в том, что лук имеет отличные целебные свойства и является необходимым овощем

Игровая программа
«Лук от ста недуг»

Расширение знаний обучающихся о луке;
приобретение опыта работы огородным инвентарём;
развитие коммуникативных качеств в игровой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Полученные результаты могут быть использованы в домашних условиях, а также в условиях других школьных учреждений, в том числе в учреждениях I,II вида.

Выводы:

Предметно-исследовательский проект применяли на уроках и во внеклассной работе.
Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
Проект формирует УУД, невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
Проект дал необходимый слабослышащим школьникам опыт исследовательской деятельности, и поэтому он незаменим.