ПРОЕКТ «ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ»
Актуальность Культурно-образовательная среда современной дошкольной образовательной организации способствует гармоничному развитию личности ребенка, формированию его общечеловеческих ценностей. Процесс формирования этнокультурной компетентности личности наряду с овладением поликультурных знаний с самого раннего возраста приобретают общенациональное значение. Гармонизация межкультурных отношений, воспитание культуры толерантности является универсальным свойством личности, на формирование которого огромное влияние оказывает окружающая среда, причем усвоение ребенком ее стандартов и ценностей в большей степени идет через неосознанное подражание. Универсальность проявляется в том, что, сформировавшись в одной области социального опыта и интериоризировавшись в личностное свойство, межэтнические отношения будут проявляться и в других областях жизнедеятельности, повышая общую адаптивность человека. В настоящее время образовательные учреждения имеют разный национальноязыковый состав. Для ребенка национальный фактор не является решающим. Однако многонациональное окружение входит в жизнь ребенка звучанием иной речи, многоликостью имен, иных национальных колоритов. Особенностью представителей различных культур является специфика восприятия, мышления, мотивации поведения, своеобразия эмоциональной и волевой активности, межличностного общения, что составляет этнопсихологические особенности. В детском саду происходит первое общение детей, средством межнационального общения является русский язык. Наш детский сад посещают дети, которые представляют народы различных этносов. Адаптируясь под их особенности, педагог-психолог и другие специалисты исходят из того, что культура межнациональных отношений является общечеловеческой ценностью и базируется на общечеловеческой нравственности. Выбор темы «Гармонизация межэтнических отношений дошкольников через приобщение их к общечеловеческим ценностям» обусловлен важностью донесения о воспитании толерантного отношения и приобщения к общечеловеческим ценностям до всех участников образовательного процесса, а именно воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогов
Новизна обусловлена разработкой серии конспектов занятий педагога-психолога в сенсорной комнате гармонизации межэтнических отношений дошкольников через приобщение их к общечеловеческим ценностям. Практическая значимость заключается в том, что: - Разработаны серии занятий, активизирующих процесс приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям; -Разработана система социокультурных ценностей (в том числе этнопсихологических), эффективное общение друг с другом, с родителями и воспитателями как объединяющей субъектов образовательных отношений. Целью данного проекта является психологическое сопровождение всех участников образовательных отношений с учётом их этнопсихологических особенностей. Задачи: - создание психолого-педагогических условий формирования эффективных механизмов социальной интеграции и адаптации детей разных национальностей; - определение форм и методов деятельности по воспитанию у участников образовательного процесса в условиях межэтнических отношений; - разработка серии занятий, активизирующих процесс приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям; - взаимодействие с родителями воспитанников (законными представителями) в целях обеспечения гармоничного и конструктивного сотрудничества всех участников образовательных отношений. Участники практики сопровождения: дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги ДОУ. В нашем детском саду воспитываются дети таких национальностей, как русские, чуваши, марийцы, татары, армяне, афроамериканцы. Сроки реализации практики: долгосрочный. Методы и приемы, техники и технологии работы в практике: -методы мотивации и стимулирования (образовательные ситуации, игры, и др.); - рефлексивный круг; -тренинги; -здоровьесберегающие технологии; -арт-терапия, сказка-терапия, музыка-терапия. Планируемые результаты и способы, формы их определения: 1.Апробированы психолого-педагогические условия формирования эффективных механизмов социальной интеграции и адаптации детей разных национальностей; 2. Воспитывается толерантность у участников образовательного процесса в условиях межэтнических отношений; 3. Разработка методических пособий, активизирующие процесс приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям; 4. Тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений в целях обеспечения гармоничного и конструктивного сотрудничества. Формы диссеминации результатов технологии психологического сопровождения: -квест-игра с воспитанниками «Дружат дети всей земли»; - педагогические ситуации «Мой необычный друг»; - выставка рисунков детско-родительских работ ««Все мы разные, но едины»; -консультации с родителями ««Азбука этносов»; -деловая игра «Сотрудничество-основа межкультурного общения»; - семинар-практикум с педагогами ДОУ «Современная социокультурная среда в условиях этнопсихологических особенностей». Этапы реализации проекта 1 этап – организационный Цель: Разработка системы работы по «Гармонизации межэтнических отношений дошкольников через приобщение их к общечеловеческим ценностям» -изучение психолого-педагогического опыта межэтнических отношений дошкольников; -составление схем взаимодействия с узкими специалистами Анкетирование родителей «Азбука этносов» 2 этап – основной (практический) Цель: реализация мероприятий, для решения поставленных задач. Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами -использование здоровьсберегающих технологий в условиях социальной интеграции и адаптации детей разных национальностей; -в ходе организованной образовательной деятельности (ОД, развлечения, индивидуальная работа и подгрупповая работа), -при проведении досуговой и самостоятельной деятельности. цикл совместных мероприятий этнопсихологической направленности совместно с родителями; -консультирование; - деловая игра; - проведение «круглого стола». - семинарпрактикум - тренинги - коуч-сессия формирование межличностных отношений на основе взаимопонимания и взаимоуважения личности, эффективное общение друг с другом, с педагогами, с родителями (законными представителями) 3 этап – заключительный Цель: Организация эффективной системы взаимодействия участников воспитательно-образовательных отношений - разработан поэтапный алгоритм работы по гармонизации межэтнического сотрудничества между участниками образовательных отношений; - внедрена система работы по приобщению дошкольников к общечеловеческим ценностям; - активное вовлечение в образовательный процесс всех участников образовательных отношений (воспитанников, родителей (законных представителей и педагогов ДОУ) - подведение итогов, обобщение и описание результатов работы; - оформление результатов работы, создание конечного продукта проекта; - диссеминация опыта в городской системе образования. Методическое обеспечение Методологическим и теоретическим основанием практики являются: исследования проблемы взаимодействия детского сада и семьи в развитии ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева); этнокультурный подход к отбору содержания, форм, методов, условий построения этнокультурной среды, положения о роли и месте педагога в организации педагогической деятельности в поликультурной среде (А.Г. Абсалямова, Т.А. Антонова, М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, М.Д. Маханева, Э.К. Суслова). Исследования в области этнокультурного образования дошкольников (М.И. Богомолова, Г.Н. Волков, М.Б. Кожанова, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Т.В. Поштарева, Т.Ю. Купач, С.Н. Федорова, А.Н. Фролова и др.) о необходимости учета потенциала дошкольника, пути формирования этнокультурной личности дошкольника. Концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (Е.Н. Герасимова С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, М.Н. Полякова и др.). Дидактические и раздаточные материалы: - серия конспектов занятий и развлечений в сенсорной комнате; - планы работы педагогов и специалистов ДОУ; - план мероприятий с родителями (законными представителями); - дидактические и настольно-печатные игры этнопсихологического и этнохудожественного характера; - мультимедийная презентация мультфильмов и сказок разных народов России; - серия аудиозаписей с музыкой, сказками этнического содержания; - фольклор народов России. Серия конспектов занятий в сенсорной комнате с учетом этнопсихологических особенностей. 3анятие № 1 Игра «Помощь друзей» Задачи: - воспитание храбрости на примере сказки; - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; - развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; - создание положительного эмоционального настроя. Материалы и оборудование: смайлики, установка для прослушивания аудиосказки; игрушки - антистресс, сухой бассейн. Ход занятия: 1. Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие». 2. - Ребята, скажите мне, какие сказки вы знаете? (ответы детей). Очень хорошо. Как много вы знаете. А знаете, что на свете существует очень много различных сказок и называются они народные. Как вы думаете, почему? (ответы детей). - Сегодня мы с вами прослушаем татарскую народную сказку «Зилян». Располагайтесь поудобнее. (прослушивание). - Друзья, о чем эта сказка? (обсуждение). - А вы кому из братьев поджарили бы зилян? (ответы детей). 3. - Давайте по очереди пощупаем игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая - не нравится и почему. (игрушки-антистресс) 4. Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн): - А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем. - А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть. - А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря... (4-5 минут.) - Вот и закончилась наша игра. 5. Ритуал окончания занятия. Прощание друг с другом. Занятие № 2 «Цвета и настроение» Задачи: - дать понятие о дружбе с помощью марийской народной песни; - создание бодрого, оптимистичного настроения; - активизация пассивных детей; - снятие эмоционального напряжения; - развитие умения передавать ощущения в вербальной форме; - развитие когнитивной сферы: внимания, памяти, мышления; - закрепление знаний цветового спектра; - цветотерапия; - стимулирование воображения. Материалы и оборудование: смайлики, напольные тактильные дорожки; сухой душ; пузырьковая лампа; мягкое напольное покрытие, установка для прослушивания музыки. Ход занятия: 1. Ритуал начала занятия: - Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем всем здоровья. Каким словом мы это говорим? - «3дравствуйте!» 2. - А сейчас мы пройдем по нашим лесным дорожкам. Не забывайте говорить о том, что чувствуют ваши ножки. (Звучит спокойная, тихая музыка.) 3. - Подойдите к цветному аквариуму. Какого цвета рыбок вы там видите? Каждый из вас будет наблюдать за своей рыбкой (пузырьковая колонна). (педагог-психолог называет имя ребенка и цвет рыбки, за которым он будет наблюдать.) - Ребята, вы видите, что вода меняет свой цвет. Вы знаете, что каждый цвет чтото означает? Например, а) - голубой цвет. Это мягкий, успокаивающий цвет. Он похож на воду в реке или озере. Голубой цвет и у неба. Он освежает вас, как купание в жару; б) красный цвет дает нам энергию и тепло. От красного цвета нам становится теплее даже в холод. От красного цвета веселее и радостнее на душе; в) желтый цвет приносит нам радость и улыбку. Он согревает, как солнышко. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение; г) зеленый цвет - цвет природы. Если мы больны и нам не по себе, зеленый цвет помогает нам чувствовать себя лучше. 4. Прослушивание марийской народной песни «Мой дружок, мой дружок» (лежа на мягком покрытии): - Ребята, сейчас мы будем слушать марийскую народную песню «Мой дружок, мой дружок» Закройте глаза и постарайтесь уловить слова о дружбе. - А теперь откройте глаза и расскажите, о чем вы думали во время прослушивания? (ответы детей). Какие молодцы! 5. Ритуал окончания занятия. Прощание друг с другом. – Спасибо вам, ребята! Занятие № 3 «Давайте представим...» Задачи: - закрепить понятие «толерантность», воспитывать чувство доброты и милосердия через русский народный фольклор; - формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; - саморегуляция психического состояния. Материалы и оборудование: смайлики, зеркало; мягкое напольное покрытие; пузырьковая колонна. Ход занятия: 1. Ритуал начала занятия. Приветствие друг друга. 2. - Давайте представим, что мы с вами - обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, грустную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную. - Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите свое настроение. 3. Далее педагог- психолог читает стихотворение: Бывают чувства у зверей, У рыбок, птичек и людей. Влияет, без сомнения, На всех нас настроение. Кто веселится? Кто грустит? Кто испугался? Кто сердит? Рассеет все сомнения Хорошее настроение. 4. – Ребята, все мы прекрасно знаем, что не бывает одинаковых людей, но ощущать мы можем одни и те же чувства, независимо, где ты родился или где сейчас живешь. Сейчас я вам прочитаю русскую народную сказку «Морозко». (чтение). А теперь ответьте мне, пожалуйста, на вопросы. Кто в этой сказке проявлял толерантность и к кому? (ответы детей). Кто не хотел проявлять уважение и любовь к близким? (ответы) 6. – Молодцы, друзья. Спасибо! Ритуал окончания занятия. Прощание друг с другом. Ресурсное обеспечение практики В образовательной организации созданы условия для гармонизации межэтнических отношений дошкольников через приобщение к общечеловеческим ценностям. Материально-технические ресурсы Психологический кабинет оснащен современным оборудованием (доска, круглые столы, релаксстулья, тактильные дорожки, массажные мячи, дидактический и раздаточный материал этнической направленности и тд.) Во всех группах имеется уголок краеведения (куклы в национальных костюмах, дидактический и раздаточный материал этнической направленности, сказки Наглядно-демонстрационные пособия по этнопси- народов России и тд.) хологии Сенсорная комната оборудована современной техникой (сухой бассейн, фибероптический душ, пузырьковая колонна, проектор-визуализатор, зеркальный шар, песочный стол, релакс-пуфы, установка для прослушивания аудиозаписей, сказок, фольклора этнопсихологического характера и тд.) В групповых помещениях имеются музыкальные уголки с инструментами разных времен и народов, аудио сказки, фольклор и музыкальные композиции этнической направленности. Имеются физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет дополнительных услуг, легостудия. Кадровые ресурсы Педагог-психолог, старший воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели Информационные ресурсы научно-методическая литература, интернет-ресурсы на сотруднические отношения между народами разных национальностей, в том числе в ДОО, мультимедийные пособия. Перспектива развития практики В результате реализации практики межкультурные, межэтнические отношения, культура толерантности дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России будут сформированы у воспитанников с позиции преемственности образования на ступенях дошкольного и начального общего образования. Обобщение и сохранение лучших традиций в работе детского сада с семьями воспитанников. Установление практических связей с социальными партнерами по вопросам межкультурных и этнопсихологических отношений дошкольников. Подготовка материалов для публикации в СМИ. Список литературы 1. Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. – СПб., 2017. 40 с. 2. Ефимова Н.Н. Лучшие практики работы с детством: опыт психологов системы образования Чувашской Республики [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 20–28. doi:10.17759/bppe.2019160203 3. Инновационная программа дошкольного образования От рождения до школы: издание 6, дополнительное / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - М., 2020. 390 с. 4. ФГОС Дошкольное образование - ФГОС [Электронный ресурс]: https://fgos.ru /fgos/fgos-do/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.