Проект "Городецкая роспись - чудо в красках"

  • Работа в классе
  • docx
  • 15.08.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из видов народных художественных промыслов является Городецкая роспись. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие школьника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств. Приобщение учащихся к традиционному искусству способствует формированию личности школьника как хранителя древнего искусства и созидателя культурных ценностей и традиций, а так же оказывает влияние на развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирования умений и навыков работы в декоративной манере письма.
Иконка файла материала Проект Городецкая роспись - чудо в красках.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 9 с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города Сарова

(МБОУ «Школа-интернат № 9»)

 

 

 

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«Городецкая роспись - чудо,

воплощённое в красках»

 

 

 

                                                                                      возраст обучающихся   16 – 17 лет

 

Разработали:  

 классный руководитель 

 Комарова Татьяна Ивановна

воспитатель

Ларионова Елена Васильевна

г.Саров

2021г.



Паспорт

 

Введение.

          В Послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации сказано: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Нравственные ценности личности формируются в семье, в  неформальных сообществах, средствами   массовой информации. Но наиболее системно, последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено   школьной  жизнью. При этом  образовательные учреждения  должны  взаимодействовать с семьями воспитанников, другими субъектами социализации,  опираться  на национальные традиции и культурные ценности народа. 

Актуальность.

          В современном обществе человек все больше  отдаляется от  своих истоков, что приводит к потере связи с  историей русского народа, его самобытностью.  Фольклор, традиционная культура, народное декоративно - прикладное искусство являются формой хранения и передачи жизненного опыта многих поколений, отражают миропонимание народа, его представление о красоте, аккумулируют отобранные веками нравственные идеалы, моральные принципы и нормы и имеют колоссальный воспитательный потенциал. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие школьника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств. Приобщение учащихся к традиционному искусству способствует формированию личности школьника как хранителя древнего искусства и созидателя культурных ценностей и традиций, а так же  оказывает влияние на развитие творческих способностей,  эстетического и художественного вкуса, формирования  умений и навыков работы в декоративной  манере письма. Одним из видов народных художественных промыслов является Городецкая роспись. Городецкая роспись по дереву предполагает изображение цветов, коней и разных сюжетных мотивов. Изначально городецкая роспись встречалась на доске прялок. В настоящее время есть мастерские, которые сохранили и продолжают древние традиции русского народа. Все  работы мастеров отличаются забавными расписными картинками. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства.

Тип проекта – информационно-творческий.

Участники проекта - педагоги, обучающиеся в возрасте 16-17 лет, законные представители.

По продолжительности – краткосрочный

По количеству участников – групповой.

Срок реализации проекта- январь - февраль

Цель проекта:

 Приобщение к истокам народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

 Знакомить с историей и современными направлениями развития декоративно прикладного творчества.

 Приобщать к истокам национальной культуры русского народа.

 Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.

  Научить владеть различными техниками работы с изобразительными материалами, инструментами и приспособлениями.

  Формировать у детей основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях, а также бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям, уважение к людям труда.

  Воспитывать способность осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

 Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

 Воспитывать  интерес и патриотические чувства к истории родной страны

 Развивать продуктивную деятельность через приобщение к изобразительному, декоративно-прикладному искусству

 Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

 Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию,

 Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

 Развивать положительные эмоции и волевые качества.  Развивать моторику рук,

Необходимые материалы

-Деревянная разделочная доска

-Простой карандаш;

-Ластик;

-Гуашь;

-Емкость для воды;

-   Кисти белка 2,3,5;

-   Тряпочка для вытирания кисти;

-   Пластиковая палитра;

-   Бесцветный лак.

Ожидаемые результаты:

- Приобщение  обучающихся к декоративно-прикладному искусству, чтобы  у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

-  Формирование у воспитанников  уважения и  любви к Родине,  истории своего народа  через знакомство с произведениями народных мастеров.

- Создание условий  для нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развития  творческие способности детей.

- Приобретение навыков изображения художественных образов по образцу народного промысла.

-  Самостоятельное выполнение обучающимися Городецкой росписи по дереву (роспись разделочных досок).

- Участие в участие в региональной выставке-конкурсе «Мир чудес».

 

План – схема реализации проекта.

 

Этапы.

Основные направления реализации проекта.

Примечания.

1этап. Подготовительный

1.Информирование родителей о данном проекте, его практической составляющей.

2. Повышение  квалификации по  вопросам  обучения  воспитанников технике народной художественной росписи. Изучение примеров сюжетной росписи в стиле «Городец»

3. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

4. Приобретение  необходимых материалом и инструментов

5. Разработка конспектов, создание развивающей среды.

6.  Изготовление заготовок (разделочных досок). Создание эскизов,

Преподаватель, обучающиеся, законные представители

2 этап

 

Основной – цикл практических дел

Работа над созданием композиции на основании утверждённых эскизов

Преподаватель, обучающиеся.

3 этап

 

Заключительный – подведение итогов

Отбор работ на Муниципальный этап конкурса «Мир  чудес»

Преподаватель, обучающиеся.

 

 

Реализация проекта

 

Занятие

Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Итог

1.«Нижегородская область – столица народных промыслов»

Расширить знания  учащихся о  народных  промыслах Нижегородской области, историей их создания и художественной ценностью. Воспитывать  чувство уважения к  мастерам народного творчества и их труду;  формировать  чувство патриотизма к малой родине

Составление  выступлений о народных  промыслах (роспись по дереву)

Знакомство с народными промыслами

Нижегородской области

Выбор  понравившейся техники росписи по дереву «Городец»»

2. «Городецкая роспись – чудо на дереве»

Расширить знания о Городецкой росписи, композиции, стилизации. Получить знания о сюжетной росписи.

Изучение фотографий и образцов сюжетной росписи в стиле

«Городец» Обсуждение идей для росписи доски

Выбор сюжета. Разработка эскиза для композиции по выбранному сюжету и размеру разделочной доски.

Создание эскиза и выбор наиболее удачного варианта композиции

3. Перенос эскиза на доску.

Научиться выражать идею через создание художественного образа.

Просматривание готовых эскизов и обсуждение выполнения работы в цвете

Работа на доске. Нанесение основного цвета на крупные элементы росписи тонкими линиями карандашом. Главное - наметить расположение и размеры основных,

самых ярких пятен.

Начало работы над созданием итоговой композиций на доске

4-5 Продолжение работы на доске.

Развивать декоративное мышление

Работа над приданием декоративности композиции на заданную тему

 

 

Роспись более мелких деталей Поверх светлых пятен

наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму

которых получают двумя-тремя мазками кисти. Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки,

дуги, спирали, штрихи

Продолжение работы над созданием итоговой композиции на доске

6.Заключительный этап

Развивать навыки работы по кистевой росписи

Работа над приданием декоративности композиции на заданную тему

Роспись - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

Продолжение работы над созданием итоговой композиции на доске.

Завершение основной росписи.

7. Завершение работы. Отбор работ на конкурс

Воспитывать интерес к практической стороне своего

творчества

Обсуждение готовых композиций.

Нанесение рамки о цвета торца доски. Покрытие досок лаком

Итоговый просмотр и отбор работ на конкурс

 

Результаты проекта

Результаты

Кол-во

учеников

% от общего количества

Отобраны работы на конкурс

декоративно - прикладного искусства

3

43%

Итоги участия в конкурсе:

Награждены     дипломами     за     участие

Г.Станислав - диплом  победителя  муниципального этапа

 В.Валерия  - диплом  победителя  муниципального этапа

С.Александр  - диплом участника

3

43 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

1.    Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины      XIX века в      районе      города Городец.       Яркая,       лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

 

Почему же роспись назвали Городецкой?

 

Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках". Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нравами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий.Городец с давних пор славится "глухой" резьбой по дереву, так как больше всего было умельцев, работавших с деревом. Лес предоставлял дешевый материал, который всегда был под рукой. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки - это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные "чаепития" и гуляния".

 

2.Подготовка материала к росписи

Основным материалом для росписи является деревянная разделочная доска. Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны. Затем покрытие слоем разбавленного водой клея ПВА (2:1), Потом повторная обработка мелкой шлифовальной бумагой.


3.Мотивы и композиции городецкой росписи

 

Картинки городецкой росписи сюжетны, а сцены ее чаще всего происходят на природе или в интерьере. Как правило, это конные и пешие прогулки, катания на тарантасах, застолья или посиделки. К наиболее распространенным цветочным мотивам относятся розы и купавки с симметричными листьями. Животный мир чаще всего представляют конь и птица. Ну и, конечно же, традиционный сюжет - «древо жизни» - которое олицетворяет собой всю природу. На сегодняшний день в городецкой росписи существует три вида композиций:

-цветочная роспись,

-цветочная роспись с добавлением изображения коня или птицы

-сюжетная роспись.

Безусловно, такое деление на виды весьма условно, поскольку та же сюжетная роспись не может обойтись без цветочных мотивов.

 

Сюжетная роспись.

Этот вид городецкой росписи предполагает расписывание больших площадей. Роспись ведется, как правило, в два или три яруса. В верхнем ярусе рисуется основной сюжет (застолье, свидание, прогулка и т.д.), средний ярус, разделяющий, представлен в виде цветочной полосы, а нижний выглядит как цветочный орнамент. Может быть и другой вариант, когда основной сюжет опоясывается цветочной полосой. Картинки городецкой росписи со сценами чаепития, свадьбы или застолья обязательно включают изображение стола. При этом стол заполнен самоваром, чашками и вазой с цветами (которая, кстати, символизирует достаток и богатство). Лица сидящих за столом людей всегда обращены к зрителю. Крайне редко можно встретить изображения, развернутые в три четверти.Если изображаются сцены гуляний, выездов или свиданий, то воспроизводятся целые улицы с церквями, домами, заборами и различными растительными мотивами в виде деревьев и цветов. Очень часто рядом с главными героями росписи можно увидеть изображения различных животных. В таком случае главные герои рисуются более крупно на переднем плане, а второстепенные лишь оттеняют их.

 


Список использованной литературы:

 

1.   Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера [Текст] / З. Максимова

// Народное творчество. 2000. - №3. С. 44–45.

 

2.   Большая Российская энциклопедия [Текст] / Ю.С. Осипов; под ред. Ю.С. Осипова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. 561с.,

 

3.   Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования

 

[Текст]: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1979. 192 с.,

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:

 

1.    http://dergunova-ev.ru/blog/bank-tvorcheskih-proektov/tvorcheskiy-proekt-na-temu-rospis- derevyannoy-doski.-gorodeckaya-rospis-.html

 

2.   https://www.457spb.ru/DswMedia/issledovatel-skiyproektgorodec.pdf

 

3.   https://multiurok.ru/index.php/files/proekt-na-temu-gorodetskaia-rospis.html

 

4.    https://sam.mirtesen.ru/blog/43967745305/Gorodetskaya-rospis-chto-eto-takoe-istoriya-  osnovnyie-elementyi-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1.

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Воспитательное занятие «Нижегородская область - столица народных промыслов»

I. Цель деятельности педагога: Расширение знаний  учащихся о  народных  промыслах Нижегородской области, историей их создания и художественной ценностью.

II. Задачи занятия:

Образовательная: знакомить учащихся с географией, историей возникновения и современным развитием народных промыслов Нижегородской области.
Развивающая: способствовать речевому, художественно–эстетическому, эмоциональному и социальному развитию учащихся; содействовать развитию познавательного интереса к изучению творчества населения Нижегородской области.

Воспитательная: вызывать у воспитанников чувство уважения к  мастерам народного творчества и их труду;  формировать  чувство патриотизма.

 

Тип занятия: изучения нового материала   в рамках проекта «Городецкая роспись»

 Планируемые БУД:

Личностные:

-формировать уважительное отношение  к истории  и культуре родного края;

 -формировать  художественно - эстетические чувства при знакомстве с изделиями народных мастеров; уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности;

-формировать   мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Познавательные базовые учебные действия:

- формировать умение аргументировать свою точку зрения, привлекая к ответу материал занятия;

- способствовать умению различать учебные задания разного типа.

Регулятивные базовые учебные действия:

- формировать умение контролировать себя в ходе выполнения задания; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-формировать умение действовать совместно с педагогом и сверстниками, осуществлять учебное сотрудничество;

-формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выражать свои мысли полным ответом.

III.Метапредметные связи: связь с предметами «Производственное обучение», «Литература», «Культура речи».

IV.Оборудование:

·      Карта Нижегородской области.

·      Видеофильмы: «Промыслы Нижегородского края» «Нижегородские промыслы», «XV фестиваль НХП «Золотая хохлома»

·      Изделия народных умельцев.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Вводная беседа. Актуализация знаний.

Просмотр видео 1
В
.1 Столицей, какого региона  является Нижний Новгород?

(Ответы детей)

Молодцы ребята, Нижний Новгород является столицей Нижегородской области. Нижегородская область - один из крупнейших регионов России. Её площадь - 76 тыс.км², Население —  более 3 мил. чел. Область граничит: на северо-западе с Костромской областью, на северо-востоке — с Кировской, на востоке — с республиками Марий Эл и Чувашия, на юге — с республикой Мордовия, на юго-западе — с Рязанской областью, на западе — с Владимирской и Ивановской областями. Основные отрасли промышленности — машиностроение, химия, чёрная металлургия, целлюлозно-бумажная, пищевая. В Нижегородской области водятся кабан, лось, волк, лисица и другие. Но не только  природа  является богатством  нашего края, сокровищем Нижегородской области являются люди и их творения.

В.2 Богата нижегородская земля талантами и традициями.  Именно здесь зародились и развивались более 20 народных промыслов и ремесел. Такие традиционные центры народного искусства, как Хохлома, Городец, Павлово, Балахна, и другие издавна снабжали многие губернии России, сёла и города крашеной деревянной посудой, художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями и неповторимой золотной вышивкой. К сожалению, до настоящего времени дошли далеко не все промыслы. Например, канули в Лету знаменитые на всю Россию полушубки из Большого Мурашкина, лысковские шкатулки и сундуки «с секретами». Но и в наше  время на территории области бытует почти треть всех сохранившихся народных художественных промыслов России.

III. Основная часть. Знакомство с народными промыслами.

В.1 Что же такое народный промысел?

Народный промысел – одна из форм народного  творчества, в которой прослеживаются  народные традиции, зародившиеся  много веков назад.    Народ создает вещи, находит им нужную форму и выражение, сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В этих произведениях мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства, представления о лучшей жизни. Художественные промыслы ведут свою историю из глубины веков. Народные художественные промыслы в нашей области разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Для своих изделий народные умельцы используют природный материал: дерево, камень, глина и др.

Просмотр видео «Нижегородские промыслы» (0-1.56)

В.2 Нижегородская область — родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Невозможно ни  полюбить  наш Нижегородский края, когда увидишь всю прелесть окружающей природы, удивишься прекрасным творениям земляков.  Прикоснуться к изделиям умельцев нам помогут ребята, которые подготовили выступления о  народных промыслах Нижегородской области.

Учитель, подводя итог, формулирует основную цель урока.
Тема нашего занятия  «Нижегородская область - столица народных промыслов»

Хохломская роспись

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым

Земляничка цветом алым

Засияла, поднялась,

 Сладким соком налилась

А трава как, бахрома,

Золотая хохлома!

У.1 Золотая хохлома — один из старинных  русских народных промыслов. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и  растительно-травная роспись. Кроме черного, красного и золотого цвета,  в росписи используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета.  Символом хохломской росписи является огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Хохломской промысел зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, этот способ перешел и на посуду. Нижегородской посудой торговали на Макарьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России.

    У.2 В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись»  располагается в городе Семенов, расположенный недалеко от Нижнего Новгорода. На предприятии изготавливают  посуду и мебель с хохломской росписью (детские столы, стулья и скамейки, столы), тем самым, продолжая  вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. Из хохломской посуды можно пить и есть, не опасаясь за здоровье. Продукция предприятия  вывозится в  страны Европы, Азии, Америки, где пользуется большим успехом. Для туристов на фабрике организованы увлекательные экскурсии. Здесь можно познакомиться с лучшими мастерами и принять участие в увлекательном мастер - классе по росписи матрешки.

У.3 В производстве  изделий  с хохломской росписью  используется, в основном, липа. Древесину сначала выдерживают на открытом воздухе,  затем ее распиливают на кряжи, изготавливают болванки, из которых вытачивают чашки, поставки, ложки и т.д.. Затем, некрашеные чашки покрывают специальным масляным грунтом красновато-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. После грунтовки изделия  сушат, далее - шлифуют, шпаклюют, олифят. Последняя подготовительная операция - лужение.  Луженые чашки становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком.  Таким образом, серебро превращается в «золото», и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

В настоящее время  «Хохломская роспись» стабильно работает и развивается. Ещё одно достижение хохломичей - ежегодный всероссийский фестиваль «Золотая Хохлома», приехать на который в город Семёнов могут все желающие в июне.  Просмотр видео «XV фестиваль НХП «Золотая хохлома»

Полховско-майданская роспись

Я в музее полх-майдана

Наслаждаюсь красотой.

На Руси красы не мало,

Это знаем мы с тобой.

Но лишь в Полховском Майдане

Мастера смогли понять,

Как же русский наш характер

Им в издельях предать.

В ярких красочных узорах

Щедрость, легкость, доброта.

Каждый их цветочек дорог,

В них России красота!

У.1 Полховско-майданская  роспись берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. Технология производства  деревянной посуды  была  заимствована   крестьянами в конце 18  у монахов Саровского монастыря, которые для изготовления   деревянной посуды применяли «выжигание».  Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производили  наемные работники в мастерской хозяина. В 1969 году была организована артель «Красная заря», которая в последствии стала производственным объединением «Полоховско-Майданская роспись».

Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели. Сувениры и матрешки, расписанные  в этой технике, отличаются от всех  необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия — тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики».  Помимо знаменитых тарарушек мастера  выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.

У.2 До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница  Алена — бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом  в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.

Городецкая роспись.

 «Городецкая доска»

Была доска не крашенной,

Обычной, неприглядной.

А стала разукрашенной

 И праздничной нарядной.

В руках умельцев досочка узором заиграла,

С городецкой розочкой подарком маме стала.

У.1 Городецкая роспись по дереву - один из самых знаменитых художественных промыслов России. В основу городецкой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а также изображений львов и сказочных существ. Среди самых распространенных сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники.

У.2 История  «Городецкая роспись», как предприятия народных  промыслов начинается с 1937 года. На фабрике рождаются изделия, выполненные в традициях Городецкой глухой резьбы по дереву.  Сегодня  предприятие выпускает разнообразный ассортимент изделий: хлебницы, пирожные и разделочные доски и др. изделия для быта. За короткое время на «Городецкой росписи» была создана иконописная мастерская и начато писание икон. На предприятии искусной резьбой украшают шкатулки, небольшие панно, оклады икон, пряничные доски (для печати пряников), мелкую скульптуру. На фабрике имеется музей, где можно познакомиться с историей промысла.  Туристам непременно рекомендуем принять участие в мастер - классе городецкой росписи.

Физпауза

Казаковская филигрань

У.1 Одним из древнейших видов художественной обработки металла является  - скань  или, как её еще называют — филигрань. На Руси скань была известна очень давно. Филигрань изготавливается только вручную, поэтому каждое изделие уникально. Приобретая казаковские изделия, вы можете быть уверены, что второго такого нигде не встретите. В России одним из крупнейших центров сканного производства является село Казаково  Нижегородской области. Первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована в 1939 году. Приемником традиций и навыков Казаковской артели стало  «Казаковское предприятие художественных изделий».  Казаковский завод выпускает самые разнообразные художественные изделия: декоративные вазы и чаши, шкатулки с музыкой, подстаканники, вазы и многое другое. В последние годы на предприятии стали изготавливать предметы церковного направления — настольные и подвесные лампады, оклады к иконам, кресты, панагии.

У.2 На предприятии есть прекрасный выставочный зал. Любуясь шедеврами высокохудожественного филигранного искусства, здесь можно на некоторое время побывать в волшебной зимней сказке. Для туристов проводятся ознакомительные экскурсии по предприятию, мастер-классы. В годы Великой Отечественной войны артель не прекращала своей работы: плели офицерские погоны, делали для них звездочки, изготавливали портсигары. В послевоенное время — освоили ножевое и вилочное производство.

Варнавинская резьба по кости.

У.1 В основе варнавинской резьбы по кости лежит своеобразный художественный стиль, сложившийся на основе выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия.

У.2 Предприятие, возродившее традиции народного косторезного промысла Нижегородской губернии называется   «Варко» (Варнавинская резная кость). Первые работы по возрождению косторезного промысла были предприняты в 1969 году. В 1971 году в посёлке Варнавино был открыт участок с обучением молодежи профессии резчика по кости. Сегодня предприятие «Варко» продолжает сложившиеся за 30 лет традиции промысла.

У.3 Предприятие специализируется на выпуске изделий из простой поделочной кости. Изделия выполнены в технике ажурной, плоскорельефной или объемной резьбы.  Это женские украшения, шкатулки, ларцы, письменные приборы, шахматы, подсвечники, вазы, стаканы, а также вязальные крючки и игольницы. Кроме традиционных изделий, предприятие имеет успешный опыт разработки и производства продукции с фирменной символикой, выполненной, по желанию заказчика, как на существующих изделиях, так и по оригинальному заказу.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

В.1

- Какие мысли и чувства вызывают у вас изделия народных промыслов?

- Нужны ли сейчас народные промыслы?

- Какой народный промысел, из представленных на занятии,  вас поразил больше всего?

- Какой технике росписи изделий из дерева, распространенной  на территории Нижегородской области, вы бы хотели научиться? Свой выбор  отметьте на  карточке

 

И.Ф.

 

Хохломская роспись

 

Полховско - майданская роспись

Городецкая роспись

 

 

 

(Подсчет голосов)

Просмотр Видео «Городецкая  роспись» (2.50)

В.2 Красота всегда приносит людям радость. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Народное искусство современно и любимо народом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Этапы росписи разделочной доски в технике «Городец»

1.   Составление эскизов на бумаге

2.   Начало работы в цвете на доске.

 

              

 

 

 

3.   Продолжение работы в цвете на доске.

 

 

 

4.Завершение работы

              

 

     


 

Приложение 4.

 

Результаты муниципального этапа конкурса «Мир чудес»

 

 

               

 


 

Скачано с www.znanio.ru