Проект «Грач – вестник весны» (для детей средней группы)
Паспорт проекта
Название проекта: «Грач – вестник весны»
Тип проекта: познавательно - информационный, краткосрочный
Масштаб: 27 детей, сроки - 14.03.2022 – 18.03.2022
Участники: Т.А.Балуева, С.Н.Андрейчикова – воспитатели группы №6
Целевая группа: дети средней группы №6, родители
Дети: активные участники проекта, вовлечены в разнообразные виды деятельности.
Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Педагоги: осуществляют инновационную деятельность, повышают профессиональный уровень, обогащают предметно-пространственную среду в ДОО.
Основание для разработки. Проблема:
В формировании целостной картины мира детей особое значение занимает работа по ознакомлению с природой. Современные дети, живя в городских реалиях, оторваны от непосредственного общения с живой природой, имеют ограниченный опыт наблюдения за животными и птицами в естественных природных условиях.
Идея проекта родилась спонтанно, исключительно по инициативе детей. В начале марта мы с детьми рассматривали перелетных птиц, вспоминали их названия. Показывая иллюстрацию с изображением грача, я рассказала детям о том, что грачи – первые из перелетных птиц, которые возвращаются к нам весной, поэтому их называют «вестниками весны». Дети заинтересовались этой информацией и стали спрашивать: «А грачи уже прилетели?», «Грачам не холодно?», «А что они едят?», «А весна правда пришла?». Важно отметить, что в начале марта, многие дети сомневались в том, что наступила весна, ведь погода за окном не изменилась, и мы на прогулке, по-прежнему, катались со снежной горки.
Цель проекта: расширение и обогащение представлений детей о грачах и первых признаках весны.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с характерными особенностями грачей, их повадками, строением тела, внешним видом, образом жизни, гнездованием
2. Развитие умения детей замечать первые весенние изменения в природе
3. Привлечь родителей воспитанников к работе по теме проекта.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап
ü использование методики «трех вопросов» для формулировки целей и задач проекта («Что вы знаете о грачах?», «Что хотите узнать?», «Как узнать?»);
ü формулировка цели и задач;
ü составление плана основного этапа проекта;
ü подбор художественной литературы;
ü подбор наглядно-дидактического материала;
ü подбор репродукций картин;
ü организация развивающей среды в группе.
2. Основной этап
ü беседы с детьми:
· по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»;
· о признаках весны;
· о грачах по предметной картинке.
ü НОД по развитию речи. Пересказ текста «Грачи открыли весну»;
ü Чтение рассказа В. Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н.Сладкова «Грачи прилетели», текста для чтения «Часто говорят…»;
ü Коллективная работа «Грачи прилетели» (с использованием техники оригами);
ü разучить с детьми загадки, приметы, заклички о грачах;
ü НОД по рисованию «Грачи прилетели»;
ü Хороводная игра «Веснянка», подвижная игра «Ручеек»;
ü Консультирование родителей «Весна идет – весне дорогу!»
3. Заключительный этап
ü Презентация рисунков детей, коллективной работы «Грач – вестник весны».
Стратегия и механизмы реализации:
Дата |
Мероприятие |
Работа с родителями |
14.03.2022 |
· Беседа «Признаки весны» · НОД по развитию речи. Пересказ текста «Грачи открыли весну» · Чтение закличек о грачах |
Консультирование родителей «Весна идет – весне дорогу!» Консультация для родителей на тему: «Как одеть ребенка весной» Консультация для родителей «Как повысить и укрепить иммунитет весной»
|
15.03.2022 |
· Беседа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» · Коллективная работа «Грачи прилетели» (с использованием техники оригами) · Разучивание загадок о грачах |
|
15.03 |
· Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты» · НОД по рисованию «Грачи прилетели», оформление выставки |
|
16.03 |
· Разучивание закличек о грачах, обсуждение народных примет, связанных с грачами · Хороводная игра «Веснянка», русская народная игра «Ручеек» · Приметы весны |
|
17.03 |
· Чтение и обсуждение рассказа Н.Сладкова «Грачи прилетели», текста для чтения «Часто говорят…» · Оформление выставки рисунков «Грач – вестник весны» |
Предполагаемые результаты проекта:
1. Дети расширят свои представления о грачах, их внешнем виде, образе жизни. Познакомятся с народными приметами, загадками, закличками, и играми, связанными с грачами.
2. Дети убедятся в том, что весна началась, основываясь на наблюдении за ее первыми признаками
Предполагаемые продукты проекта:
ü Коллективная работа с элементами оригами «Грачи»
ü Выставка рисунков детей «Грач – вестник весны»
Приложение 1
Беседа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»
Цели:
1. Развитие диалогической речи – самостоятельные ответы на вопросы
2. Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной природы в картине «Грачи прилетели»
3. Учить устанавливать смысловые ассоциации и находить поэтическое сходство между стихами о весне русских поэтов и картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели»
I. Докажите, что это весна
Какая это весна, ранняя или поздняя?
Почему вы решили, что это ранняя весна?
Найдите на картине приметы ранней весны.
Какие стихи русских поэтов вы вспоминаете, глядя на картину А.К. Саврасова
Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?
Посмотрите на землю. Что вы можете сказать о земле?
Что мы видим на картине справа?
Расскажите о березах на переднем плане картины. Какие они?
Что происходит на березах?
Что вы может сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?
Что виднеется вдали, за березами?
Что вы чувствуете, глядя на картину «Грачи прилетели»?
II. Составление предложений по картине
При составлении предложений, в случае необходимости воспитатель использует побуждающие, уточняющие, наводящие вопросы и прямые подсказки.
Небо затянуто тучами.
Земля еще покрыта снегом. Кое-где видны проталины
Стоят четыре тонкие березы.
А впереди согнулись старые березы.
На березах хозяйничают грачи.
Около старой березы расхаживает грач.
За березами виднеется постройка.
За деревянной постройкой - собор.
III. Итоги
О чем мы узнали, что почувствовали, что запомнили на занятии по этой картине?
Воспитатель: Еще сыро и холодно. Еще не растаял почерневший снег. Еще небо хмурое и серое. Но воздухе пахнет весной. Небо кое-где посветлело, уже край облака немного порозовел. Вот-вот прорвется сквозь тучи солнечный луч. Весна идет! Весна победит!
Приложение 2
НОД по развитию речи
Пересказ рассказа «Грачи открыли весну»
Цели:
1. Развитие логического мышления - установление причинно-следственных связей между событиями в рассказе
2. Развитие диалогической речи – упражнение в употреблении в диалоге проблемных вопросов и сложноподчиненных предложений с придаточными причины в ответах
3. Пересказ рассказа по коллективно составленному плану.
1. Образование родственных слов от слова «грач»
Детеныши грача – грачонок, грачата
Их мать – грачиха
Их гнезда – грачиные
Скопление гнезд - грачевник
2. Чтение рассказа «Грачи открыли весну»
Грачи – перелетные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнезд на одном дереве.
Свои грачевники они устраивают в парках, в рощах, скверах. Застраивая вершины деревьев.
Грачи – самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнезда, сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению, других птиц, голосом некоторых зверей. Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.
3. Лексико-грамматические упражнения по прослушанному тексту – подбор признаков и действий к грачам
Признаки (Какие?)
синевато-черные
небольшие
шустрые
умные
дружные
общительные
крикливые
полезные
перелетные
Действия (Что делают?)
летают
кричат
вьют
гнезда
клюют
защищают
ловят жуков
уничтожают мышей
открывают весну
возвращаются
4. Проблемные вопросы
Почему грачи возвращаются первыми ранней весной?
Почему осенью грачи улетают в более теплые края, если они не боятся мороза?
Почему грачей называют дружными, общительными птицами?
Почему грачей считают большими друзьями полей, садов и огородов?
Повторное чтение с установкой на запоминание и пересказ.
5. Коллективное составление вопросительного плана с помощью воспитателя
Как зимуют грачи?
Где и как строят жилища?
Как ведут себя в грачевнике?
Чем питаются грачи?
Какую пользу приносят грачи?
6. Пересказ по цепочке по составленному плану
Приложение 3
ПЕРВАЯ ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСА
(От наших корреспондентов)
ГРАЧИ ОТКРЫЛИ ВЕСНУ
Открыли весну грачи. На всех проталинах появились их стаи.
Зиму грачи провели на юге нашей страны. Они очень спешили к нам на север - к себе на родину. По дороге они не раз попадали в жестокие метели. Десятки, сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути.
Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам и ковыряют крепкими носами землю.
Тяжелая, темная туча, закрывавшая все небо, ушла. По синему небу поплыли кучевые облака, похожие на большие сугробы снега. Родились первые зверята. У лосей и косуль отрастают новые рога. В лесу запели чижи, синицы и корольки. Ждем скворцов и жаворонков. Мы отыскали берлогу медведя под корнями вывороченной ели. Дежурим, - сообщим о его выходе. Струйки тающего снега тайно собираются подо льдом. В лесу капель: тает снег на деревьях. По ночам морозы заново куют лед.
В.Бианки
Грачи прилетели
Грачи прилетели! И потекли сосульки, затрещал лёд, расползлись снега. Вот-вот зазеленеет земля, заголубеют воды, задымятся пашни.
Грачи прилетели – весну принесли!
М.Сладков
Текст для чтения о грачах
Часто говорят: "Весна пришла, грачи прилетели!" И в самом деле, ещё кое - где лежит снег, а на проталинах, на прогретых солнцем местах важно разгуливают чёрные грачи.
Грач по размерам напоминает свою родственницу ворону. Но он стройнее, у него более тонкий и прямой клюв. Цвет оперения чёрный, с блестящим металлическим отливом.
В отличие от вороны, у взрослого грача голова у основания клюва белая, без перьев.
Свою добычу грач ищет на земле. Часто можно увидеть стайки грачей на вспаханном поле: они ищут в бороздах, оставленных плугом, личинки насекомых и дождевых червей.
Грачи приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, вредителей урожая. Но иногда посевы и сады от них страдают: грачи могут выдёргивать молодые всходы, выклёвывать посеянные семена.
Как и все вороновые, грач - умная птица. Когда люди для защиты от птиц стали обрабатывать семена неприятным на вкус веществом, эти хитрецы быстро научились "отмывать" семена в воде.
И всё - таки польза, приносимая птицами, гораздо больше, чем ущерб.
Живут грачи большими шумными компаниями. И часто - на одном месте много лет подряд. На дереве можно увидеть сразу несколько грачиных гнёзд. Часто птицы селятся на высоких зданиях, на опорах мостов и электропередач.
В последнее время грачи нередко остаются зимовать в городах. Они образуют общие стаи вместе с воронами и галками.
А из тёплых стран грачи всегда возвращаются на прежнее место, к своему старому гнезду, ремонтируют его и достраивают. И через несколько лет грачиное гнездо представляет собой многоярусную постройку.
Птенцы вылупляются голубого цвета, беззащитными. Самка первые дни не покидает гнезда: она согревает малышей. Кормит всю семью самец. Но пройдёт время, и молодые грачата станут взрослыми и самостоятельными.
Загадки про грачей
Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь, А зовется птица… |
Что за весенняя птица Любит за плугом ходить И кормиться?
|
По весне к нам с юга мчится Черная, как ворон, птица: Для деревьев наших врач. Угадай, кто это?...
|
На вербе с треском рвутся почки, На речке лед трещит в ночи, И гнезда вьют без проволочки На ветках первые … |
Народные приметы, связанные с грачами
Согласно народному календарю, грачей нужно ожидать на «Герасима Грачевника» – 17 марта (4 марта по новому стилю), если же они прилетали раньше, то в этом видели плохую примету и ожидали голодного года. Чтобы приблизить потепление, люди пекли птичек из ржаного теста. В день прилета грачей избегали надевать новые лапти из-за суеверия, чтобы
не было неприятностей.
День Герасима Грачевника получил свое название в крестьянском русском календаре в честь христианских святых: Герасима Вологодского и Герасима Иорданского. Про 17 марта говорили, что Герасим-грачевник пригнал грачей.
С прилетом этих птиц было связано немало народных примет. Считалось,
ü что через месяц после их возвращения сходит снег;
ü что игры грачей предвещают хорошую погоду;
ü что суетливое поведение птиц – к перемене погоды;
ü что через три недели после того как грачи свили гнезда, можно сеять;
ü «Увидал грача – весну встречай!»;
ü «Ранний прилет грачей – к теплой весне».
Физминутка
Как-то раннею весной Стоят в кругу
На опушке на лесной
Появилась стая птиц: Бегут на носочках, чуть подняв
Не скворцов и не синиц, согнутые в локтях руки.
А большущих грачей Приседают.
Ночи черной черней.
Разбежались на опушке, Бегут в разные стороны, прыгают.
Прыг-скок, крак-крак! Наклоняются вперед, вниз.
Тут жучок, там червяк!
Крак-крак-крак!
Хороводная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.
Заклички
Грачи – кулички, прилетите,
Весну – красну на крыльях принесите,
А зиму унесите,
Нам зима надокучила!
Грачи киричи,
летите, летите!
Дружную весну
Несите, несите!
Русская народная игра «Ручеёк»
Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Варианты:
В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.
Приложение 4
Коллективная работа «Грачи прилетели» с использованием техники оригами
Этапы изготовления оригами «Грач»
|
|
|
1. Из черной цветной бумаги
вырезаем квадрат, сгибаем его по диагонали, а затем разворачиваем. |
2. К намеченной линии
подгибаем верхние стороны квадрата (базовая форма «воздушный змей»). |
3. Нижние стороны квадрата
также подгибаем к центральной линии сгиба, а затем разворачиваем. |
|
|
|
4. По намеченным линиям
делаем надрезы и отгибаем края в стороны. |
5. Загибаем вперед клюв. |
6. Сгибаем поделку пополам. |
Коллективная работа «Грачи прилетели»
Приложение 5
Конспект НОД по рисованию
«Грачи прилетели» в средней группе
Цель:
-учить детей внимательно рассматривать картину, рассказывать ее содержание, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства;
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить детей рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Расширять знания детей о перелетных птицах.
Развивающие: Развивать воображение, образное восприятие; речь ребёнка
Воспитательные: Воспитывать чувство доброты, любовь к птицам.
Материал:
-альбомный лист с карандашным контуром грача, гуашь черного и белого цвета, две кисти /на каждого ребенка /, подставка, салфетка, баночки с водой.
- репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Ход НОД:
Вос-ль: Ребята, скажите, пожалуйста, кто пишет картины?
Д: Картины пишет художник
Вос-ль: Я предлагаю вам рассмотреть картину художника Саврасова. Скажите, какое время года изображено на картине?
Д : Весна.
Вос-ль: Весна ранняя или поздняя?
Д: Ранняя весна
Вос-ль: Посмотрим на эту картину. Как художник показал в своей картине раннюю весну?
Д : Снег лежит грязный, проталины, грачи прилетели.
Вос-ль: Да грачи прилетают 17 марта. В церковных календарях есть такой праздник – Святого Герасима, названный как «Герасим –грачевник», в честь прилета первых грачей. Грачи всегда были символом начала весны. Как художник нарисовал грачей, что они делают?
Д: Грачи чинят свои старые гнезда и строят новые
Вос-ль: На каких деревьях любят вить гнезда грачи?
Д: Больше всего на березах
Вос-ль: Верно. Художник нарисовал группу берез. На их верхушках- грачиные гнезда. А какое небо нарисовал художник?
Д: Голубое и немного желтоватое.
Вос-ль: Художник Саврасов нарисовал весенний день в городке. Вся картина наполнена свежим дыханием весны. Мы видим потемневший снег с проталинами. По земле скользят легкие тени. Неугомонные грачи хлопочут около своих гнезд. Как можно назвать эту картину?
Д: Весна. Ранняя весна. Тает снег. Первые проталины.
Вос-ль: Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Люди всегда ждали весну и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица – «Грач на горе …весна на дворе»
/показ иллюстрации грача/ Белый клюв – примета взрослого грача, а у молодого он черный. Птица много работает своим клювом, добывая из почвы личинок насекомых и червей. При этом перышки вокруг клюва стираются и он белеет.
Физкультминутка «Грачи прилетели»
Как-то раннею весной (Дети стоят в кругу)
На опушке на лесной
Появилась стая птиц: (Бегут на цыпочках, подняв согнутые в локтях)
Не скворцы и не синицы руки, а большущие грачи
Цвета черного, как ночь (Приседают)
Разбежались на опушке (Бегут в разные стороны)
Прыг-скок, крак- крак
Тут жучок, там червячок (Прыгают, наклоняются вперед, вниз)
Крак-крак, крак- крак!
Вос-ль: Ну,а теперь нам пора побывать в роли художника / дети выполняют упражнения кистью, обводят пальцами контуры грачей; уточняют названия частей тела, рисуют тычками по контуру, потом внутри (все кроме клюва)/
Вос-ль: Вспомните: у молодого грача клюв черный, а у взрослого- белый. Какого грача каждый из вас хочет нарисовать? (ответы детей). Тогда не ошибитесь при выборе цвета.
/работа детей/
Анализ работ. Выставка работ детей.
Вос-ль: Ребята, посмотрите на своих грачей. Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Какой грач вам больше всего понравился? Расскажи, чем тебе понравилась работа. (ответы 2-3 детей)
Литература и интернет-сайты:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, М.:Гном, - 2011 г.
2. Подрезова Т.И. Материал к занятиям о развитию речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т.И. Подрезова. – м. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с.
3. Информация с сайта http://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2014/02/01/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v
4. Информация с сайта http://www.chudesnayastrana.ru/ptitsi-grach.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.