Проект "Хлеб- всему голова"
Оценка 4.8

Проект "Хлеб- всему голова"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
чтение
1 кл—4 кл
01.03.2020
Проект "Хлеб- всему голова"
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
КОНСПЕКТ УРОКА О ХЛЕБЕ.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 

д. Вистино

 

 

 

 

 

 

 

 

                   ПРОЕКТ

 

 

      «Хлеб - всему голова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработали

учителя начальных классов

Мателега Р.Б.

Черняева О.Н.

Кича О.Н.

Шайкина Т.И.

Мероприятие проведено 30.04.2019.

 

 

 

 

                                               2018-2019 уч.г.

Актуальность

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

 Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

 Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

 В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами  мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель проекта:

 

Сформировать у учащихся представление о значении хлеба в мирное и военное время.

 

 

Задачи проекта:

1.  Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.

 

2. Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста,

пекаря, агронома  (последовательность выращивания хлебных злаков,

процесс приготовления из муки хлеба).

 

3. Показать значимость сельскохозяйственной техники.

 

4. Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и

уважения к людям сельскохозяйственного труда.

    

     5. Совершенствовать системы обследовательских действий.

 

6. Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление.

 

     7. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

 

8.Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.

 

9. Научить доводить порученное дело до конца.

 

10. Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.

 

11. Учить сотрудничать, уважать чужой труд.

 

12. Обогатить кругозор детей.

 

Подготовка к проекту:

 

1.Подготовка презентации «Военный хлеб»,

«Путь от зернышка до буханки».

2.разучивание стихов о хлебе

3.выпечка каравая  «Хлеб – соль»

4.сценки «Колосок», «В ожидании мамы»

5.разучивание песни «Песенка про хлеб»

6.рецепты хлеба разных народов России.

7.оформление выставки «Хлебо-булочные изделия» из соленого теста и пластилина

8.выставка рисунков о хлебе

9.плакаты для столовой

10. видеоролики « Как выпекается хлеб?»

 

Участники проекта: обучающиеся 1- 4 классов, их родители, классные руководители.

 

Сроки реализации: 1 месяц (апрель)

 

Объект исследования:  хлеб.

 

Вопросы исследования:

1.Как выращивают хлеб?

2.Из чего делают хлеб?

     3.Какой путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на   стол?

4.Хлеб – войны. Какой он?

5.Какое было отношение людей к хлебу во время Великой Отечественной войны?

6.Чем отличается военный хлеб от современного?

7.Существуют ли музеи хлеба?

8.Какие существуют народные традиции, связанные с хлебом ?

9.Какой он хлеб  разных народов России?

 

Презентация проекта проходит в актовом зале школы. Дети представляют свои проекты по группам.

 

1 класс

Проект «Хлеб всей жизни голова»

2 класс

Проект «Хлеб народов России»

3 класс

Проект «Военный хлеб»

4 класс

Проект «Путь от зернышка к буханке»

                                     

                                    Реализация проекта

 

 

 

 

 

Название этапа

Содержание работы

Время исполнения

Подготовительный

этап работы

 

·        Определение темы исследования;

·        выделение предполагаемых направлений работ;

·        вводная презентация;

·        начало работы по сбору информации;

·        разработка критериев оценки

·        результатов деятельности учеников.

За две недели до проектного дня.

Основной этап работы

 

·        Продолжение работы по сбору информации о хлебе;

·        систематизация и анализ полученных данных;

·        рисование плакатов, посвящённых хлебу;

·        лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия»;

·        обсуждение способов оформления

·        конечных результатов;

·        подведение итогов;

·        оформление результатов.

За два - три дня до начала проекта.

Заключительный этап

·        Праздник «Хлеб – всему голова»

В день проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Ход мероприятия

Ведущий:

 

Хлеб – это продукт питания, с которым мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный ужин. Он всегда рядом с нами: от рождения до глубокой старости.

 

Издавна существует на Руси обычай встречать гостей хлебом – солью.

(ученики подносят гостям хлеб-соль)

 

У народа есть слова

 "Хлеб всей жизни голова".

 Славится он первым на земле,

 Ставиться он первым на столе!

 

 

Слово о хлебе предоставляется 1 классу.

 

 

                         Проект «Хлеб всей жизни голова»

 

Стихи о хлебе.

 

 

 

Ведущий:

- Ребята, где вы покупаете хлеб?

- Откуда он появляется на прилавках магазинов?

Об этом нам расскажут ребята 4 класса.

 

Проект 4 класса «Путь хлеба от зернышка до буханки»

Презентация проекта.

 

Ведущий:

- Хлеб – это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку хлеба.

Ребята 3 класса расскажут нам какое значение имел хлеб в годы ВО войны и чем отличался военный хлеб от современного.

 

 

                                         3 класс

 

                             Проект «Военный хлеб»

 

Цель проекта:

Изучить историческое значение , сущность и состав  хлеба войны.

 

Объект исследования:

Хлеб войны.

 

Задачи исследования:

1.     Расширить знания учащихся о значении и составе  военного хлеба на основе воспоминаний участников Великой отечественной войны.

2.     Найти рецепты военного хлеба.

3.     Оформить презентацию «Военный хлеб».

4.     Сравнить военный хлеб с хлебом нашего времени.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что хлеб войны не был похож по вкусовым качествам на современный.

Участники проекта - обучающиеся 3 класса.

Предшествующая работа: рассматривание  картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры»,беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, рисование плакатов, посвящённых хлебу, лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия», подготовка презентации «Военный хлеб», сбор материала о военном хлебе, разучивание сценки « В ожидании мамы».

 

 

 

Наш класс подготовил проект «Военный хлеб».

 

Исследовательские вопросы:

1.     Что значил хлеб в военное время?

2.     Из чего готовили хлеб в годы войны?

3.     Как относились люди к хлебу в годы войны?

4.     Чем отличался военный хлеб от современного?

 

                             Презентация «Военный хлеб».

 

Слайд 1(Каким был хлеб войны?)

 

В годы Великой Отечественной войны хлеб был большой ценностью.

Никого не могут оставить равнодушными воспоминания о хлебе военного поколения. Особенное отношение к хлебу у людей , прошедших войну. В то время они, в основном, были еще детьми, но память о тех страшных годах не стерлась. Пожилые люди знают цену каждой буханке.

 

Слайд 2 (125 г)

 

В блокадном Ленинграде , теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 года , выдавали на день маленький кусочек хлеба.

 

В дыму ленинградское небо

Но горше, смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

125 грамм.

Блокадный хлеб со слезой пополам.

Кто ел его, о нем не забывает.

 

Слайд 3(мама режет кусочек хлеба)

 

Воспоминания медсестры города  Отрадное Ленинградской  области В.И.Богдановой:

 

« Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек.

На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню , как я на коленках ползала по полу в надежде , найти хоть какую – нибудь крошку хлеба.

Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек.

 Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области.

И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.»

 

Слайд 4(ленинградцы)

 

900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 граммов хлеба, а жители города по 125 граммов.

Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства.

В блокадном Ленинграде погибло от голода почти в 40 раз больше людей , чем от авиабомб и снарядов.

 

 

 

Слайд5 (карточка на хлеб)

Слайд 6 (дети войны)

 

Во время войны хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки. Потерять их – трагедия, страх , что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью. В блокадном Ленинграде выдавали в сутки 125 граммов хлеба на ребенка. Враг морил людей голодом, чтобы сломить и победить нас. Не будь хлеба – не было бы Великой победы.

 

Стих « Блокадный хлеб».

 

Я вспоминаю хлеб блокадный,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был – из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

 

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой . колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.

 

 

Слайд 7(кусочек хлеба блокадного)

Слайд 8 (Таня Савичева)

 

В Санкт – Петербурге есть Музей истории города, где можно увидеть маленький черный комочек , больше похожий на глину , чем на хлеб.

В этом музее хранится дневник Тани Савичевой, в котором написано кто и когда умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли все. Осталась одна Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом , девочка умерла.

 

Хлеб был мерой жизни в Великую Отечественную войну. Он ценился наравне с боевым оружием. В блокадном Ленинграде не хватало муки.

 

Блокадный хлеб состоял из бумаги, жмыха, остатков из мешков,   пыли от обоев,  хвои.

 

Хлеб войны отличался от современного . Тогда хлеб пекли не из белой пушистой муки , а из картофельных очистков, из коры молодых деревьев, добавляя сухую траву. Но даже такого хлеба было недостаточно.

 

Слайд 9 (фронтовой сухарь)

 

 

Сценка : «Брат и сестра в ожидании матери».

 

Сестра: Как холодно! И мама

 не идет

Быть может, хлебушка она

Нам принесёт.

Ну, хоть бы крошечку где

Отыскать,

Голодной страшно мне идти

В кровать,

 

Брат: А разве я есть не хочу?

Хочу!

Но всё равно молчу.

Ведь там, где папа наш

Сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды

Здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное - фашисты далеко.

Да и кому в стране легко!

 

Сестра: А помнишь блинчики

С вареньем,

Чай с малиновым печеньем,

Которое по праздникам

Пекла она.

Сейчас я съела б всё одна!

 

Брат: Опять ты о еде

Заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о

Ней,

Тем голод чувствуешь

Сильней.

И мне воспоминания эти не

Нужно.

 

Сестра: А вот и мамины

Шаги слышны!

 

Брат: (строго)

Не вздумай хныкать перед

Ней,

Дай отдохнуть сначала ей.

 

 

 

Ведущий:

- Молодое поколение не знает , что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно , когда не съеденные кусочки хлеба мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Хлеб нужно доедать , а крошками кормить птиц. Хлеб нужно беречь!

 

Слайд 10 (каравай)

 

 

Стих «Хлеб – всей жизни голова».

 

Мальчик , ногою пинающий хлеб,

Мальчик , голодных не знающих лет,

Помни, что были лихие года,

Хлеб – это жизнь, а не просто еда!

Хлебом клялись,

За хлеб умирали

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот , что в народе у нас говорится:

 

« Коли ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал».

 

 

 

 

 

Ведущий:

- В нашей большой стране проживает много разных народов.

У каждого народа свой рецепт хлеба.

 

 

Об этом нам расскажут ученики 2 класса.

 

Проект 2 класса «Хлеб разных народов России.»

 

 

 

 

 

Ведущий:

 

«Хлеба к обеду в меру бери

Хлеб – драгоценность, им не сори».

 

- Эти замечательные слова мы подарим нашей школьной столовой. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утратит своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками.

Ребята, давайте запомним 5 правил, которым мы должны следовать.

1.     Береги хлеб, он дорого достается.

2.     Не оставляй недоеденных кусков.

3.     Никогда не бросай хлеб

4.     Продли жизнь хлебу

5.     Подними брошенный кусок , отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

 

Дети поют песню на мотив «Песенка про лето» муз. Е. Крылатова

 (из м/ф «Дед Мороз и лето») .

 

Вот она какая, хлеба корка,

 С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

 И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,. .

Нету ничего приятней.

 

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

 И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

 И во все другие дни.

 

К супу, к гуляшу и к манной каше

 За столом дается корка наша,

 К чаю булки, бублики, ватрушки

 И еще, конечно, сушки.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

 Бублики, ватрушки, сушки.

 

 

 

                                                                      

 

 

 

                                              

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д

Актуальность Не напрасно народ

Актуальность Не напрасно народ

Цель проекта: Сформировать у учащихся представление о значении хлеба в мирное и военное время

Цель проекта: Сформировать у учащихся представление о значении хлеба в мирное и военное время

России. 7 .оформление выставки «Хлебо-булочные изделия» из соленого теста и пластилина 8

России. 7 .оформление выставки «Хлебо-булочные изделия» из соленого теста и пластилина 8

Реализация проекта

Реализация проекта

Ход мероприятия Ведущий:

Ход мероприятия Ведущий:

Ведущий: - Ребята, где вы покупаете хлеб? -

Ведущий: - Ребята, где вы покупаете хлеб? -

Наш класс подготовил проект «Военный хлеб»

Наш класс подготовил проект «Военный хлеб»

Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в

Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в

Шатки Горьковской области, но истощенная голодом , девочка умерла

Шатки Горьковской области, но истощенная голодом , девочка умерла

Чай с малиновым печеньем, Которое по праздникам

Чай с малиновым печеньем, Которое по праздникам

Хлебом клялись, За хлеб умирали

Хлебом клялись, За хлеб умирали

Проект "Хлеб- всему голова"

Проект "Хлеб- всему голова"

Проект "Хлеб- всему голова"

Проект "Хлеб- всему голова"

Ведущий: «Хлеба к обеду в меру бери

Ведущий: «Хлеба к обеду в меру бери

Проект "Хлеб- всему голова"

Проект "Хлеб- всему голова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2020