Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
д. Вистино
ПРОЕКТ
«Хлеб - всему голова»
Разработали
учителя начальных классов
Мателега Р.Б.
Черняева О.Н.
Кича О.Н.
Шайкина Т.И.
Мероприятие проведено 30.04.2019.
2018-2019 уч.г.
Актуальность
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Цель проекта:
Сформировать у учащихся представление о значении хлеба в мирное и военное время.
Задачи проекта:
1. Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
2. Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста,
пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков,
процесс приготовления из муки хлеба).
3. Показать значимость сельскохозяйственной техники.
4. Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и
уважения к людям сельскохозяйственного труда.
5. Совершенствовать системы обследовательских действий.
6. Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление.
7. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
8.Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
9. Научить доводить порученное дело до конца.
10. Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.
11. Учить сотрудничать, уважать чужой труд.
12. Обогатить кругозор детей.
Подготовка к проекту:
1.Подготовка презентации «Военный хлеб»,
«Путь от зернышка до буханки».
2.разучивание стихов о хлебе
3.выпечка каравая «Хлеб – соль»
4.сценки «Колосок», «В ожидании мамы»
5.разучивание песни «Песенка про хлеб»
6.рецепты хлеба разных народов России.
7.оформление выставки «Хлебо-булочные изделия» из соленого теста и пластилина
8.выставка рисунков о хлебе
9.плакаты для столовой
10. видеоролики « Как выпекается хлеб?»
Участники проекта: обучающиеся 1- 4 классов, их родители, классные руководители.
Сроки реализации: 1 месяц (апрель)
Объект исследования: хлеб.
Вопросы исследования:
1.Как выращивают хлеб?
2.Из чего делают хлеб?
3.Какой путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол?
4.Хлеб – войны. Какой он?
5.Какое было отношение людей к хлебу во время Великой Отечественной войны?
6.Чем отличается военный хлеб от современного?
7.Существуют ли музеи хлеба?
8.Какие существуют народные традиции, связанные с хлебом ?
9.Какой он хлеб разных народов России?
Презентация проекта проходит в актовом зале школы. Дети представляют свои проекты по группам.
1 класс
Проект «Хлеб всей жизни голова»
2 класс
Проект «Хлеб народов России»
3 класс
Проект «Военный хлеб»
4 класс
Проект «Путь от зернышка к буханке»
Реализация проекта
Название этапа |
Содержание работы |
Время исполнения |
Подготовительный этап работы
|
· Определение темы исследования; · выделение предполагаемых направлений работ; · вводная презентация; · начало работы по сбору информации; · разработка критериев оценки · результатов деятельности учеников. |
За две недели до проектного дня. |
Основной этап работы
|
· Продолжение работы по сбору информации о хлебе; · систематизация и анализ полученных данных; · рисование плакатов, посвящённых хлебу; · лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия»; · обсуждение способов оформления · конечных результатов; · подведение итогов; · оформление результатов. |
За два - три дня до начала проекта. |
Заключительный этап |
· Праздник «Хлеб – всему голова» |
В день проекта |
Ход мероприятия
Ведущий:
Хлеб – это продукт питания, с которым мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный ужин. Он всегда рядом с нами: от рождения до глубокой старости.
Издавна существует на Руси обычай встречать гостей хлебом – солью.
(ученики подносят гостям хлеб-соль)
У народа есть слова
"Хлеб всей жизни голова".
Славится он первым на земле,
Ставиться он первым на столе!
Слово о хлебе предоставляется 1 классу.
Проект «Хлеб всей жизни голова»
Стихи о хлебе.
Ведущий:
- Ребята, где вы покупаете хлеб?
- Откуда он появляется на прилавках магазинов?
Об этом нам расскажут ребята 4 класса.
Проект 4 класса «Путь хлеба от зернышка до буханки»
Презентация проекта.
Ведущий:
- Хлеб – это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку хлеба.
Ребята 3 класса расскажут нам какое значение имел хлеб в годы ВО войны и чем отличался военный хлеб от современного.
3 класс
Проект «Военный хлеб»
Цель проекта:
Изучить историческое значение , сущность и состав хлеба войны.
Объект исследования:
Хлеб войны.
Задачи исследования:
1. Расширить знания учащихся о значении и составе военного хлеба на основе воспоминаний участников Великой отечественной войны.
2. Найти рецепты военного хлеба.
3. Оформить презентацию «Военный хлеб».
4. Сравнить военный хлеб с хлебом нашего времени.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что хлеб войны не был похож по вкусовым качествам на современный.
Участники проекта - обучающиеся 3 класса.
Предшествующая работа: рассматривание картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры»,беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, рисование плакатов, посвящённых хлебу, лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия», подготовка презентации «Военный хлеб», сбор материала о военном хлебе, разучивание сценки « В ожидании мамы».
Наш класс подготовил проект «Военный хлеб».
Исследовательские вопросы:
1. Что значил хлеб в военное время?
2. Из чего готовили хлеб в годы войны?
3. Как относились люди к хлебу в годы войны?
4. Чем отличался военный хлеб от современного?
Презентация «Военный хлеб».
Слайд 1(Каким был хлеб войны?)
В годы Великой Отечественной войны хлеб был большой ценностью.
Никого не могут оставить равнодушными воспоминания о хлебе военного поколения. Особенное отношение к хлебу у людей , прошедших войну. В то время они, в основном, были еще детьми, но память о тех страшных годах не стерлась. Пожилые люди знают цену каждой буханке.
Слайд 2 (125 г)
В блокадном Ленинграде , теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 года , выдавали на день маленький кусочек хлеба.
В дыму ленинградское небо
Но горше, смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
125 грамм.
Блокадный хлеб со слезой пополам.
Кто ел его, о нем не забывает.
Слайд 3(мама режет кусочек хлеба)
Воспоминания медсестры города Отрадное Ленинградской области В.И.Богдановой:
« Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек.
На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню , как я на коленках ползала по полу в надежде , найти хоть какую – нибудь крошку хлеба.
Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек.
Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области.
И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.»
Слайд 4(ленинградцы)
900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 граммов хлеба, а жители города по 125 граммов.
Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства.
В блокадном Ленинграде погибло от голода почти в 40 раз больше людей , чем от авиабомб и снарядов.
Слайд5 (карточка на хлеб)
Слайд 6 (дети войны)
Во время войны хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки. Потерять их – трагедия, страх , что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью. В блокадном Ленинграде выдавали в сутки 125 граммов хлеба на ребенка. Враг морил людей голодом, чтобы сломить и победить нас. Не будь хлеба – не было бы Великой победы.
Стих « Блокадный хлеб».
Я вспоминаю хлеб блокадный,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был – из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой . колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.
Слайд 7(кусочек хлеба блокадного)
Слайд 8 (Таня Савичева)
В Санкт – Петербурге есть Музей истории города, где можно увидеть маленький черный комочек , больше похожий на глину , чем на хлеб.
В этом музее хранится дневник Тани Савичевой, в котором написано кто и когда умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли все. Осталась одна Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом , девочка умерла.
Хлеб был мерой жизни в Великую Отечественную войну. Он ценился наравне с боевым оружием. В блокадном Ленинграде не хватало муки.
Блокадный хлеб состоял из бумаги, жмыха, остатков из мешков, пыли от обоев, хвои.
Хлеб войны отличался от современного . Тогда хлеб пекли не из белой пушистой муки , а из картофельных очистков, из коры молодых деревьев, добавляя сухую траву. Но даже такого хлеба было недостаточно.
Слайд 9 (фронтовой сухарь)
Сценка : «Брат и сестра в ожидании матери».
Сестра: Как холодно! И мама
не идет
Быть может, хлебушка она
Нам принесёт.
Ну, хоть бы крошечку где
Отыскать,
Голодной страшно мне идти
В кровать,
Брат: А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш
Сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды
Здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное - фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!
Сестра: А помнишь блинчики
С вареньем,
Чай с малиновым печеньем,
Которое по праздникам
Пекла она.
Сейчас я съела б всё одна!
Брат: Опять ты о еде
Заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о
Ней,
Тем голод чувствуешь
Сильней.
И мне воспоминания эти не
Нужно.
Сестра: А вот и мамины
Шаги слышны!
Брат: (строго)
Не вздумай хныкать перед
Ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Ведущий:
- Молодое поколение не знает , что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно , когда не съеденные кусочки хлеба мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Хлеб нужно доедать , а крошками кормить птиц. Хлеб нужно беречь!
Слайд 10 (каравай)
Стих «Хлеб – всей жизни голова».
Мальчик , ногою пинающий хлеб,
Мальчик , голодных не знающих лет,
Помни, что были лихие года,
Хлеб – это жизнь, а не просто еда!
Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот , что в народе у нас говорится:
« Коли ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».
Ведущий:
- В нашей большой стране проживает много разных народов.
У каждого народа свой рецепт хлеба.
Об этом нам расскажут ученики 2 класса.
Проект 2 класса «Хлеб разных народов России.»
Ведущий:
«Хлеба к обеду в меру бери
Хлеб – драгоценность, им не сори».
- Эти замечательные слова мы подарим нашей школьной столовой. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утратит своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками.
Ребята, давайте запомним 5 правил, которым мы должны следовать.
1. Береги хлеб, он дорого достается.
2. Не оставляй недоеденных кусков.
3. Никогда не бросай хлеб
4. Продли жизнь хлебу
5. Подними брошенный кусок , отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Дети поют песню на мотив «Песенка про лето» муз. Е. Крылатова
(из м/ф «Дед Мороз и лето») .
Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,. .
Нету ничего приятней.
В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
И во все другие дни.
К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом дается корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И еще, конечно, сушки.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Бублики, ватрушки, сушки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.