Проект "Использование инновационных технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников"
Оценка 4.6

Проект "Использование инновационных технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников"

Оценка 4.6
docx
22.10.2024
Проект "Использование инновационных технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников"
ПРОГРАММА РЕЧЕВИЧОК НОВАЯ.docx

              Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида Детский сад №9 «Аленушка» города Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

 

 

«УТВЕРЖДЕНО»                                         Заведующий МАДОУ                                                                           Детский сад №9 «Аленушка»  г.Бирска

 _____________Н.Р. Васянина                                                                                                                  Приказ №    от            2024г.

 

ПРИНЯТО

На заседании

Педагогического совета

Приказ №    от              2024 г.

 

                                                                             

 

                                                          

                                              

.        Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

 «Речевичок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастная группа: дети 3-7 лет

Срок реализации: 1 год

автор - составитель

учитель-логопед:

Ханова Е.В.

 

 

 

 

 

                                                

                                                   2024 г.

 

                                                        Содержание

1.1. Пояснительная записка  ………………………………………………...3

1.2.Актуальность……………………………………………………………..3

1.3. Цель и задачи Программы  ……………………………………… …….4

1.4. Содержание Программы    ……………………………………………...4

1.5. Планируемые результаты освоения  Программы:   …………………...7

1.6. Материально- техническое обеспечение……………………..……. ….7   

 Список литературы   ………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Пояснительная записка

   Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями); Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

      Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность и т.д.

     При планомерной работе по развитию речи дошкольники намного лучше воспринимают и различают  и проговаривают слова, заучивают стихотворения, правильно строят распространенные предложения, отвечают

на вопросы.

   Программа дополнительных платных логопедических услуг предназначена для развития речи дошкольников в возрасте 3-7 лет.

1.2. Актуальность.

     Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Успешное овладение навыками чтения и письма напрямую зависят  от речевого развития ребенка. Поэтому важно, чтобы в дошкольный период у ребенка были сформированы все компоненты речи.

      В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей и является важным приобретением ребенка в детстве. Поэтому проблема речевого развития дошкольного детства очень актуальна на сегодняшний день.

Любые занятия, в том числе логопедические для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому педагогу  приходится  искать, находить и использовать на практике более современные, инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством логопедической работы с детьми.  

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка,  развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

1.3. Цель и задачи Программы.

 

Цель программы: развитие речи дошкольников.

 

Задачи программы:

  1. Формировать навыки фонематического анализа и синтеза, правильный артикуляционный уклад звуков.
  2. Развивать  память, мелкую моторику.
  3. Закреплять умение находить слова с открытыми слогами, составление слова из слогов.
  4. Сформировать у детей положительную мотивацию к логопедическим занятиям, активизировать коммуникационную деятельность детей.
  5. Воспитывать внимание, организованность и самостоятельность на занятиях по развитию речи.

1.4. Содержание программы

    В данной программе представлена система поэтапного формирования  речи у детей 3-7 лет. Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия.

Поэтому в системе работы по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.

     Содержание программы опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизма, согласно которому дети, имеющие речевое недоразвитие, должны гармонично развиваться в процессе взаимоотношений с окружающим миром, полноценном общении со сверстниками и взрослыми.
2. Принцип научности предусматривает использование передовых современных технологий и методик в процессе развития речи.
3. Принцип доступности предусматривает дифференцированный подход к детям с учетом индивидуального развития каждого ребенка.

4. Культурологический принцип, согласно которому ребёнок развивается в определённом социокультурном пространстве с учётом общенациональных ценностей региона и отношения ребенка к себе как целостной личности в условиях билингвизма (двуязычия).

      Перспективное комплексно – тематическое планирование работы с детьми.

    Основой перспективного и календарного планирования работы в соответствии с программой является комплексно - тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала.

Основное содержание по периодам обучения в рамках платной образовательной услуг «Речевичок».

Содержание

Возрастная группа 3-4 года

Раздел

Развитие речи

Артикуляционная гимнастика

«Лопатка», «Варенье», «Лошадка», «Барабанщик», «Грибок», «Качели», «Часики», «Конфетка», «Бублик».

Пальчиковая гимнастика

Су-джок шарики с использованием стихотворения, биоэнергопластика, обводки, раскраски.

Дыхательная гимнастика

Аэроболы, упражнение «Воздушный шар», «Задувание свечи».

Развитие общих речевых навыков

Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание. Работать над плавностью и темпом речи. Учить детей изменять силу голоса. Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи.

Лексика

«Осень»,  «Части тела», «Цвета», «Формы предметов», «Игрушки», «Одежда», «Зима», «Новый год», «Животные», «Весна», «Мамин праздник», «Природа весной», «Посуда», «Овощи», «Фрукты».

Уточнить представления дошкольников о временах года, конкретизировать знания по лексическим темам.

Развитие грамматического строя

Правильно учить детей употреблять форму единственного и множественного числа имен существительных. Учить  согласовывать имена существительные с именами прилагательными. Учить детей образовывать и использовать в речи уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Развитие связной речи

Развивать умение слушать обращенную речь, стимулировать речевые реакции. Учить отвечать на вопросы.

 

 

Возрастная группа 5- 7 лет

Раздел

Коррекционная работа

Артикуляционная гимнастика

«Лопатка», «Варенье», «Лошадка», «Барабанщик», «Грибок», «Качели», «Часики», «Конфетка», «Бублик».

Пальчиковая гимнастика

Су-джок шарики с использованием стихотворения, биоэнергопластика, обводки, раскраски.

Дыхательная гимнастика

Аэроболы, упражнение «Воздушный шар», «Задувание свечи».

Развитие общих речевых навыков

Формировать правильное речевое дыхание. Работать над плавностью, темпом и  интонационной выразительностью речи. Развивать длительность речевого голоса.

Работа над слоговой структурой слова

Учить произносить слова сложной слоговой структуры. Начиная с первой ступени и постепенно усложняя слоговую структуру.

Лексика

« Осень», «Формы и цвета предметов», «Животные», «Домашние животные», «Дикие животные», «Детеныши животных», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Обувь», «Головные уборы», «Зима», «Новый год», «Мебель», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Птицы», «Перелетные птицы зимой», «Наша Родина- Россия» «Наш город», «Скоро в школу».

Закрепить и углубить знания детей о временах года и их признаках. Учить называть последовательно времена года и узнавать их по признакам изменения в природе. Конкретизировать и уточнить обобщающие понятия. Научить подбирать прилагательные к именам существительным. В процессе активизации активного словаря и уточнения смыслового значения слов- названия свойств, действий. Расширять и обогащать знания дошкольников об окружающем мире. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы по внешним признакам: большой маленький, единственное и множественное число, подбирать к ловам антонимы и синонимы. 

Развитие грамматического строя

Учить подбирать к именам существительным прилагательные, употреблять правильно простые и сложные предлоги, подбирать относительные прилагательные и притяжательные, согласовывать имя числительное с именем существительным, местоимения: он – мой, она-моя, оно-мое.

Развитие связной речи

Учить задавать вопросы к сюжету картинки и отвечать на них. По серии сюжетных картинок составлять рассказ на автоматизированный звук. Побуждать детей к рассуждениям и высказываниям, правильным ответам на поставленные вопросы. Учить составлять по картине описательный рассказ.

 

1.5. Планируемые результаты освоения Программы:

Планируемый итоговый результат программы: речь детей максимально приблизится к параметрам речи нормативно развивающегося ребенка:

  1. Сформированный , правильный артикуляционный уклад звука, развиты навыки самоанализа и синтеза.
  2. Развита слухо-речевая память  и  мелкая моторика.
  3. У детей сформировано положительное отношение к логопедическим занятиям, общению со сверстниками.
  4. Дошкольники умеют правильно отвечать на вопросы, составлять простые распространенные предложения.

1.6. Материально-техническое обеспечение Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов в кабинете учителя – логопеда в соответствии с программой обеспечивает:

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической и артикуляторной моторики;

- возможность самовыражения детей.

В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые занятия с детьми.

Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете:

  1. проведение подгрупповых занятий;
  2. консультирование педагогов и родителей;
  3. ведение документации.

     Кабинет оснащен всем необходимым для проведения логопедической работы. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики подобраны игрушки – помощники, опорные схемы на группы звуков. Для развития слухового и зрительного восприятия создана сенсорная зона, где подобраны игрушки и пособия, в том числе и для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, в кабинете есть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки, конструкторы, мозаики, настольно – печатные игры – пазлы, матрешки, сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания сказок, предметные и сюжетные картинки.

Правильно организованная развивающая среда в кабинете логопеда:

·                                   создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,

·                                   преодоления отставания в речевом развитии,

·                                   позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности,

·                                   стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности,

·                                   помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,

·                                   способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

 

Методические пособия:

·         Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;

·          Картинки и тексты  

·         Артикуляционные упражнения (карточки);

·         Профили звуков;

·         Пособия для работы над речевым дыханием;

Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:

1.                                 Предметные картинки

·                                   Ягоды;

·                                   Головные уборы;

·                                   Мебель;

·                                   Птицы;

·                                   Растения;

·                                   Обувь;

·                                   Продукты;

·                                   Грибы;

·                                   Одежда;

·                                   Посуда;

·                                   Игрушки;

·                                   Насекомые;

·                                   Профессии;

·                                   Деревья;

·                                   Животные и их детеныши;

·                                   Инструменты;

·                                   Времена года;

·                                   Овощи

·                                   Фрукты

Предметные картинки «один-много»;

Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;

Для развития связной речи:

1.                                 Серии сюжетных картинок;

2.                                 Сюжетные картинки;

3.                                 Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;

4.                                 Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.

Материально-техническое обеспечение программы. Оснащение кабинета

№ п/п

Наименование

Количество

1

Рабочий стол

1

3

Стул взрослый

2

4

Шкаф для пособий

1

5

Стол детский

2

6

Стульчики детские

4

7

Зеркало настенное

2

8

Зеркало индивидуальное

8

10

Доска настенная

1

11

Ноутбук

1

12

Резиновые коврики

2

2.4 .  Список литературы

1.            Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);

2.            Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

3.            Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

4.            Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);

5.            Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями дополнениями);

6.            Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющихобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / СанПиН 2.4.2.3286-15 // Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №

7.            Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция);

8.            Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

9.            Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

10.        Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

11.        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

12.        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

13.        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательнойдеятельностиорганизациями,осуществляющимиобразовательнуюдеятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

Содержание 1.1. Пояснительная записка ………………………………………………

Содержание 1.1. Пояснительная записка ………………………………………………

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Цель и задачи Программы. Цель программы : развитие речи дошкольников

Цель и задачи Программы. Цель программы : развитие речи дошкольников

Основное содержание по периодам обучения в рамках платной образовательной услуг «Речевичок»

Основное содержание по периодам обучения в рамках платной образовательной услуг «Речевичок»

Возрастная группа 5- 7 лет

Возрастная группа 5- 7 лет

Лексика « Осень», «Формы и цвета предметов», «Животные», «Домашние животные», «Дикие животные», «Детеныши животных», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Обувь», «Головные уборы», «Зима», «Новый год», «Мебель», «Профессии»,…

Лексика « Осень», «Формы и цвета предметов», «Животные», «Домашние животные», «Дикие животные», «Детеныши животных», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Обувь», «Головные уборы», «Зима», «Новый год», «Мебель», «Профессии»,…

В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые занятия с детьми

В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые занятия с детьми

Ягоды; ·

Ягоды; ·

Ноутбук 1 12

Ноутбук 1 12

Порядок); 2. Приказ

Порядок); 2. Приказ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2024