Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида Детский сад №9 «Аленушка» города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
«УТВЕРЖДЕНО» Заведующий МАДОУ Детский сад №9 «Аленушка» г.Бирска
_____________Н.Р. Васянина Приказ № от 2024г.
ПРИНЯТО
На заседании
Педагогического совета
Приказ № от 2024 г.
. Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Речевичок».
Возрастная группа: дети 3-7 лет
Срок реализации: 1 год
автор - составитель
учитель-логопед:
Ханова Е.В.
2024 г.
Содержание
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………...3
1.2.Актуальность……………………………………………………………..3
1.3. Цель и задачи Программы ……………………………………… …….4
1.4. Содержание Программы ……………………………………………...4
1.5. Планируемые результаты освоения Программы: …………………...7
1.6. Материально- техническое обеспечение……………………..……. ….7
Список литературы ………………………………………………………..10
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями); Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность и т.д.
При планомерной работе по развитию речи дошкольники намного лучше воспринимают и различают и проговаривают слова, заучивают стихотворения, правильно строят распространенные предложения, отвечают
на вопросы.
Программа дополнительных платных логопедических услуг предназначена для развития речи дошкольников в возрасте 3-7 лет.
1.2. Актуальность.
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Успешное овладение навыками чтения и письма напрямую зависят от речевого развития ребенка. Поэтому важно, чтобы в дошкольный период у ребенка были сформированы все компоненты речи.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей и является важным приобретением ребенка в детстве. Поэтому проблема речевого развития дошкольного детства очень актуальна на сегодняшний день.
Любые занятия, в том числе логопедические для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому педагогу приходится искать, находить и использовать на практике более современные, инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством логопедической работы с детьми.
Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
1.3. Цель и задачи Программы.
Цель программы: развитие речи дошкольников.
Задачи программы:
1.4. Содержание программы
В данной программе представлена система поэтапного формирования речи у детей 3-7 лет. Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия.
Поэтому в системе работы по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.
Содержание программы опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизма, согласно которому дети, имеющие речевое недоразвитие,
должны гармонично развиваться в процессе взаимоотношений с окружающим миром,
полноценном общении со сверстниками и взрослыми.
2. Принцип научности предусматривает использование передовых современных технологий
и методик в процессе развития речи.
3. Принцип доступности предусматривает дифференцированный подход к детям с
учетом индивидуального развития каждого ребенка.
4. Культурологический принцип, согласно которому ребёнок развивается в определённом социокультурном пространстве с учётом общенациональных ценностей региона и отношения ребенка к себе как целостной личности в условиях билингвизма (двуязычия).
Перспективное комплексно – тематическое планирование работы с детьми.
Основой перспективного и календарного планирования работы в соответствии с программой является комплексно - тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала.
Основное содержание по периодам обучения в рамках платной образовательной услуг «Речевичок».
Содержание
Возрастная группа 3-4 года
Раздел |
Развитие речи |
Артикуляционная гимнастика |
«Лопатка», «Варенье», «Лошадка», «Барабанщик», «Грибок», «Качели», «Часики», «Конфетка», «Бублик». |
Пальчиковая гимнастика |
Су-джок шарики с использованием стихотворения, биоэнергопластика, обводки, раскраски. |
Дыхательная гимнастика |
Аэроболы, упражнение «Воздушный шар», «Задувание свечи». |
Развитие общих речевых навыков |
Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание. Работать над плавностью и темпом речи. Учить детей изменять силу голоса. Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи. |
Лексика |
«Осень», «Части тела», «Цвета», «Формы предметов», «Игрушки», «Одежда», «Зима», «Новый год», «Животные», «Весна», «Мамин праздник», «Природа весной», «Посуда», «Овощи», «Фрукты». Уточнить представления дошкольников о временах года, конкретизировать знания по лексическим темам. |
Развитие грамматического строя |
Правильно учить детей употреблять форму единственного и множественного числа имен существительных. Учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными. Учить детей образовывать и использовать в речи уменьшительно-ласкательную форму существительных. |
Развитие связной речи |
Развивать умение слушать обращенную речь, стимулировать речевые реакции. Учить отвечать на вопросы. |
Возрастная группа 5- 7 лет
Раздел |
Коррекционная работа |
Артикуляционная гимнастика |
«Лопатка», «Варенье», «Лошадка», «Барабанщик», «Грибок», «Качели», «Часики», «Конфетка», «Бублик». |
Пальчиковая гимнастика |
Су-джок шарики с использованием стихотворения, биоэнергопластика, обводки, раскраски. |
Дыхательная гимнастика |
Аэроболы, упражнение «Воздушный шар», «Задувание свечи». |
Развитие общих речевых навыков |
Формировать правильное речевое дыхание. Работать над плавностью, темпом и интонационной выразительностью речи. Развивать длительность речевого голоса. |
Работа над слоговой структурой слова |
Учить произносить слова сложной слоговой структуры. Начиная с первой ступени и постепенно усложняя слоговую структуру. |
Лексика |
« Осень», «Формы и цвета предметов», «Животные», «Домашние животные», «Дикие животные», «Детеныши животных», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Обувь», «Головные уборы», «Зима», «Новый год», «Мебель», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Птицы», «Перелетные птицы зимой», «Наша Родина- Россия» «Наш город», «Скоро в школу». Закрепить и углубить знания детей о временах года и их признаках. Учить называть последовательно времена года и узнавать их по признакам изменения в природе. Конкретизировать и уточнить обобщающие понятия. Научить подбирать прилагательные к именам существительным. В процессе активизации активного словаря и уточнения смыслового значения слов- названия свойств, действий. Расширять и обогащать знания дошкольников об окружающем мире. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы по внешним признакам: большой маленький, единственное и множественное число, подбирать к ловам антонимы и синонимы. |
Развитие грамматического строя |
Учить подбирать к именам существительным прилагательные, употреблять правильно простые и сложные предлоги, подбирать относительные прилагательные и притяжательные, согласовывать имя числительное с именем существительным, местоимения: он – мой, она-моя, оно-мое. |
Развитие связной речи |
Учить задавать вопросы к сюжету картинки и отвечать на них. По серии сюжетных картинок составлять рассказ на автоматизированный звук. Побуждать детей к рассуждениям и высказываниям, правильным ответам на поставленные вопросы. Учить составлять по картине описательный рассказ. |
1.5. Планируемые результаты освоения Программы:
Планируемый итоговый результат программы: речь детей максимально приблизится к параметрам речи нормативно развивающегося ребенка:
1.6. Материально-техническое обеспечение Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов в кабинете учителя – логопеда в соответствии с программой обеспечивает:
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической и артикуляторной моторики;
- возможность самовыражения детей.
В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые занятия с детьми.
Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете:
Кабинет оснащен всем необходимым для проведения логопедической работы. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики подобраны игрушки – помощники, опорные схемы на группы звуков. Для развития слухового и зрительного восприятия создана сенсорная зона, где подобраны игрушки и пособия, в том числе и для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, в кабинете есть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки, конструкторы, мозаики, настольно – печатные игры – пазлы, матрешки, сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания сказок, предметные и сюжетные картинки.
Правильно организованная развивающая среда в кабинете логопеда:
· создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,
· преодоления отставания в речевом развитии,
· позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности,
· стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности,
· помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,
· способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Методические пособия:
· Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
· Картинки и тексты
· Артикуляционные упражнения (карточки);
· Профили звуков;
· Пособия для работы над речевым дыханием;
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
1. Предметные картинки
· Ягоды;
· Головные уборы;
· Мебель;
· Птицы;
· Растения;
· Обувь;
· Продукты;
· Грибы;
· Одежда;
· Посуда;
· Игрушки;
· Насекомые;
· Профессии;
· Деревья;
· Животные и их детеныши;
· Инструменты;
· Времена года;
· Овощи
· Фрукты
Предметные картинки «один-много»;
Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;
Для развития связной речи:
1. Серии сюжетных картинок;
2. Сюжетные картинки;
3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;
4. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
Материально-техническое обеспечение программы. Оснащение кабинета
№ п/п |
Наименование |
Количество |
1 |
Рабочий стол |
1 |
3 |
Стул взрослый |
2 |
4 |
Шкаф для пособий |
1 |
5 |
Стол детский |
2 |
6 |
Стульчики детские |
4 |
7 |
Зеркало настенное |
2 |
8 |
Зеркало индивидуальное |
8 |
10 |
Доска настенная |
1 |
11 |
Ноутбук |
1 |
12 |
Резиновые коврики |
2 |
2.4 . Список литературы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями дополнениями);
6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющихобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / СанПиН 2.4.2.3286-15 // Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №
7. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция);
8. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательнойдеятельностиорганизациями,осуществляющимиобразовательнуюдеятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.