Раздел 1. Информационная карта проекта |
|
1.1. Наименование проекта |
Проект по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста «Из чего сделаны наши мальчишки и девчонки?» |
1.2. Полное наименование ДОО |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Рыбно-Слободский детский сад «Мишутка» Рыбно-Слободского муниципального района РТ |
1.3. Руководитель проекта, координатор проекта, исполнители |
Старший воспитатель Назмутдинова О.С., педагоги МБДОУ «Рыбно-Слободский детский сад «Мишутка», родители, дети подготовительной группы |
1.4. Сроки реализации проект |
Ноябрь 2019-май 2020 |
Раздел 2. Описание проекта |
|
2.1. Основания для инициации проекта (федеральные законы, стандарты, приказы, программы и иные нормативно-правовые источники)
|
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013, № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р) |
2.2. Актуальность проекта (проблема) |
Данный проект по гендерному воспитанию очень актуален для нашего современного окружения. Наше общество ставит высокие требования к мужчинам и женщинам и необходимо, чтобы они смогли социализироваться в нем. Вопрос о гендерном воспитании в нашей дошкольной организации тоже не остается без внимания: мы призываем к тому, чтобы и девочки могли проявить себя, построить профессиональную карьеру, достичь устойчивое положение в обществе, но при этом оставались нежными, женственными, милыми, а мальчики чтобы были не только добытчиками и защитниками семьи, общества, родины, проявив силу, волю и мускулы, но и смогли бы в нужный, подходящий момент проявить доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких, смогли бы прийти на помощь. Чтобы найти выход из данной ситуации необходимо целенаправленно проводить гендерное воспитание в детском саду и дома. Воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Чтобы мальчики, не теряли способность играть мужскую роль в семье , из добытчика, опоры не переходили бы в роль потребителей и не перекладывали бы на девочек воспитание детей, необходимо в семье также проводить гендерное воспитание. Сейчас многие дети с таким неправильным поведением: девочки становятся грубыми, а мальчики перенимают тип поведения девочек, которые их воспитывают и направляют в дошкольном учреждении и дома. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы. Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота. Мы считаем, что гендерное воспитание и в детском саду и в семье просто необходимо для социализации ребенка в современном обществе. |
2.3. Цель |
Создать условия для развития ребенка 3-7 лет в дошкольном образовательном учреждении и в семье с учетом гендерной принадлежности. |
2.4. Задачи |
- дать представление детям о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр; - прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности; - активизация родителей в деятельности по гендерному воспитанию детей; - определить особенности содержания и игровых стилей у мальчиков и девочек; - развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности. |
2.5. Содержание проекта |
Организационный этап (ноябрь 2019 год) Цель: Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме. Предполагаемый результат: Разработать план мероприятий по реализации проекта. Обновить предметно-пространственную развивающую среду в группах МБДОУ «Рыбно-Слободский детский сад «Мишутка». Привлечь к реализации проекта родителей воспитанников. Содержание: Анкетирование для родителей – «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин), уделяем ли внимание своему ребенку?» – «Какие мальчики и девочки?». Тест-опрос детей «Твоя любимая игрушка»
Практический этап (декабрь 2019-апрель 2020) Цель: Формирование у детей гендерной принадлежности посредством игровой деятельности Предполагаемый результат: определить гендерную позиция по отношению к окружающему миру и взрослым посредством игровой деятельности Содержание: Семинар - практикум для детей и родителей «Мальчики и девочки»
Создание альбома: «Я и мама», «Я и папа»; Беседы с детьми: «Мы такие разные», - «В чем сила и слабость мальчика» - «Семья и без мамы?» НОД «Моя семья» (Упражнения на сближение, на знакомство)
Заключительный этап Цель: Оформить методические рекомендации по данной теме. Предполагаемый результат: Создать презентацию реализованного проекта на уровне МБДОУ «Рыбно-Слободский детский сад «Мишутка» Содержание: проведение цикла тематических бесед; организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей гендерной принадлежности; оформление лэпбука совместно с детьми; подготовка выставки детских рисунков. |
2.6. Ожидаемые результаты проекта |
У детей: определить гендерную позиция по отношению к окружающему миру и взрослым посредством игровой деятельности; осознать собственное (девочка, мальчик), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности); сформировать желание отражать свои чувства в художественно-творческой деятельности; приобрести навыки положительного отношения друг к другу.
У родителей: создать условия для активного взаимодействия родителей и педагогов, чтобы создать предметно-развивающую среду с учетом гендерного подхода; повысить уровень знаний у родителей в воспитании гендерной принадлежности у дошкольников; проявить позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, педагоги и родители партнеры
У педагогов: Активизировать понятия проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи; расширить представления о роли мужчины и женщины в современной мире; разработать комплексы дидактических игр по гендерному воспитанию дошкольников. |
Дорожная карта (план реализации) проекта
№ п/п |
Наименование мероприятия и его краткое описание |
Сроки реализации |
1 |
Изучить методическую литературу по проблеме гендерного воспитания
|
Первая неделя ноября 2019 |
2 |
Выявить уровень знаний родителей по гендерному воспитанию. Выявить уровень гендерной идентичности у детей. |
Вторая неделя ноября 2019 |
3 |
Тест-опрос детей «Твоя любимая игрушка»
|
Вторая неделя ноября 2019 |
4 |
Анкетирование родителей «Как воспитывать мальчика и девочку?» Анкетирование для родителей «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин), уделяем ли внимание своему ребенку?» |
Третья неделя ноября 2019 |
5 |
Участие родителей в подготовке атрибутов к ролевым играм, изготовление нестандартного оборудования для игр, пополнение картотек. |
Ноябрь 2019 |
6 |
Семинар- практикум для детей и родителей «Мальчики и девочки»
|
Декабрь 2019 |
7 |
Создание альбома: «Я и мама», «Я и папа»
|
Декабрь 2019 |
8 |
Беседы с детьми: «Мы такие разные», - «В чем сила и слабость мальчика» - «Семья и без мамы?» |
Декабрь 2019 |
9 |
НОД «Моя семья» (Упражнения на сближение, на знакомство) Выявить и закрепить понятия ребенка о себе как о представителе определенного пола. (кто я?) |
Январь 2020 |
10 |
Проведение мастер – класса с гендерной направленностью «Мой герой» |
Январь 2020 |
11 |
Выставка рисунков «Мой папа – мой герой», «Моя мама –хозяюшка»
|
Февраль 2020 |
12 |
«Рыцарский турнир» - праздник пап |
Февраль 2020 |
13 |
Пополнение картотек по гендерному направлению |
Март 2020 |
14 |
Оформление лепбука совместно с детьми и родителями: «Из чего сделаны наши мамочки» |
Март 2020 |
15 |
Проведение цикла тематических бесед: «Девочки и мальчики», «Мамы всякие нужны», «Папы – защитники» - о мужских профессиях |
Апрель 2020 |
16 |
Дидактическая игра «Профессии», «Все профессии нужны»
|
Апрель 2020 |
17 |
Посвящение мальчиков в рыцарей, а девочек в принцесс. Награждение дипломами за участие в фотовыствках, и выставках рисунков.
|
Апрель 2020 |
18 |
Оформление благодарственных писем родителям и педагогам, принявшим участие в данном проекте.
|
Май 2020 |
19 |
Сбор и обработка материала, подготовка к презентации
|
Май 2020 |
20 |
Фотовыставка «Я мальчик. Я девочка»
|
Май 2020 |
21 |
Показ презентации: «Мы такие разные, мальчики и девочки»». |
Вторая половина мая 2020 год |
Список литературы:
1. Баранникова Н.А. «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012г.
2. Виноградова Н.А., Н.В. Микляева «Формирование гендерной идентичности» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012г.
3. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 386 с.
4. Градусова Л.В. «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2011г. 175 с.
5. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009
6. Конвенция о правах ребёнка: Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблей ООН от 20 ноября 1989 года.
7. Клецина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность, 2002, №3. С. 181 - 192
8. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003
9. Татаринцева Н.Е. «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций», Центр педагогического образования, Москва, 2012г.
10. Щетинина А.Н. , О.И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» // М., Творческий центр «Сфера», 2010 г.
11. Интернет – ресурсы. Журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.