Технологическая карта
урока литературы в 6 классе
Тема: «Сатирические и юмористические рассказы А. П. Чехова. «Толстый и тонкий». Тема, приемы создания комического эффекта».
ФИО автора работы: Качесова Ольга Юрьевна
1. Место работы: МБОУ Николаевская СОШ им. Г. Е. Кучерявого.
2. Должность: Учитель русского языка и литературы.
3. Предмет: Литература
4. Класс: 6
5. Этап обучения: открытие новых знаний
6. Базовый учебник: Литература II часть Г. С. Меркин, Москва, «Русское слово» 2013
7. Цель урока: Создавать условия для организации различных видов детской деятельности средствами системно-деятельностного и частично-поискового подходов при анализе образов рассказа, раскрыть природу смешного в рассказах А. П. Чехова; уделить внимание развитию творческих способностей.
8. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
ü научить ориентироваться обучающихся в информационном пространстве;
ü формировать информационную культуру учащихся, развивать критическое мышление.
ü ставить перед собой главные, существенные вопросы жизни.
ü Заставлять учащихся глубоко и серьёзно задуматься над тем, что их окружает.
ü Развивать творческие, речевые способности учащихся.
.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из различных источников;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и классифицировать их по признакам.
Регулятивные:
- формировать умения прогнозировать;
- развивать умение высказывать своё мнение на основе работы с материалом;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать учителя и сверстников;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-формировать коммуникативные навыки, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
-развивать навыки самооценки и самоконтроля;
-показать чеховскую художественную деталь как источник юмора.
-отработать навыки выразительного чтения литературного чтения по ролям (инсценировка).
Планируемый результат:
ü предметные - Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу. Формировать умение работать с юмористическим текстом.
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
ü метапредметные - Понимать и интегрировать в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач. Извлекать нужную информацию.
ü личностные - Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
ü Межпредметные связи: история.
1. Программная среда, редактор, в котором выполнен продукт: MS Office Power Point с использованием электронных ресурсов, сервис создания интерактивных упражнений Learning Apps (https://learningapps.org/), сайты Google (https://sites.google.com/new ), игровая обучающая платформа Kahoot, используемая в качестве образовательной технологии в школах (https://kahoot.com/schools-u/ , https://kahoot.it) ,электронные онлайн-словари (https://dic.academic.ru , https://slovaronline.com , https://sur.ly/o/slovari.ru/AA000014 )
9. Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, парная.
10. Технологии:
ü Игровая;
ü Технология критического мышления через чтение;
ü Технология интегрированного обучения.
ü Технология сотрудничества
ü Технология исследовательской деятельности.
11. Необходимое техническое оборудование: рабочее место учителя (компьютер с выходом в интернет); рабочее место ученика (компьютер с выходом в интернет).
А.П. Чехов
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД и способ оценивания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация деятельности урока |
Добрый день! Сегодня замечательная погода, прекрасный день и необычный урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов на нем. Давайте посмотрим на доску. Что вы видите на слайде? СЛАЙД 1 Правильно, изображение А.П.Чехова. На прошлом уроке мы с вами познакомились с его биографией, и домашним заданием было выучить отрывки из биографии и записать их на видео. Мы объединили усилия, давайте посмотрим на результат нашей общей работы. СЛАЙД 2
|
Дети приветствуют друг друга.
-Портрет А.П.Чехова.
Внимательно смотрят видеоролик. |
Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо- рочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень- решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
|
Перед вами венгерский кроссворд (филворд). Найдите все зашифрованные слова. Эти слова встречались вам во время видеодоклада. Чтобы вам было проще найти слова, на ваших партах лежат карточки с вопросами, ответив на которые, вы сможете расшифровать слова. Подумайте, что их объединяет?
Вспомним некоторые факты биографии писателя, знакомые вам. Какие слова удалось расшифровать в буквенном квадрате?.( чехов, ялта, псевдоним, юмор, сахалин, таганрог, врач, чехонте, мелихово). Какое из слов является ключевым, обозначающим тему всего квадрата? (Чехов). Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством Чехова? СЛАЙД 3 https://learningapps.org/display?v=peyo8s29321
|
1 ученик за компьютером выполняет онлайн-филворд, остальные обучающиеся за партами выполняют распечатанное задание.
-Все эти города и места, а также увлечение медициной сыграли огромную роль в жизни писателя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Знакомство с новой темой 1. Формулирование темы.
|
– В прошлом году 29 января весь мир праздновал 160-летие со дня рождения великого русского писателя А.П.Чехова. И нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим поступки, за которые будет стыдно. А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня мы снова окунёмся в мир чеховского юмора, познакомимся с рассказом из сборника «Пёстрые рассказы». Рассказы Чехова невозможно спутать ни с какими другими, т. к. они имеют свои особенные, неповторимые черты. Посмотрим на эпиграф 1 о краткости. О чем говорит данный эпиграф? Отсюда особенности чеховских рассказов: · короткое вступление · нет подробного описания пейзажа, портрета · яркие художественные детали · основа рассказа – диалог СЛАЙД 4 Вернемся к нашему венгерскому кроссворду. Одно слово из квадрата поможет нам перейти к теме урока – юмор. СЛАЙД 5 Изображение: Толстый и тонкий. Посмотрите на эту иллюстрацию, вспомним, как называется рассказ, с которым вам нужно было ознакомиться? Как вы думаете, сопоставив ключевое слово «Юмор» и размышления о домашнем задании, какова будет тема нашего урока? СЛАЙД 6 О ком же идет речь в рассказе? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? Хорошо, в конце урока мы выясним, правы вы или нет Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий”, мы постараемся вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя, узнаем способы передачи основной мысли. СЛАЙД 7
|
-О том, что важную мысль можно изложить кратко и емко.
«Толстый и тонкий» Юмор в творчестве Чехова
Равноправию, отсутствию классовой разницы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Анализ текста до чтения.
|
– Допустим, вы ставите
спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.
Каким, по – вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его внешность, одежду,
походку. СЛАЙД 8 1.Работа со словарем Во время чтения рассказа, вам наверняка встречались неизвестные слова. Какие? Назовите их? СЛАЙД 9 На слайде словарик со ссылками, открыв которые ,мы узнаем значения слов. СЛАЙД 10 Словарик Херес https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/71125 Флёрдоранжhttps://kartaslov.ru/значение слова/флёрдоранж лютеранка https://bigenc.ru/religious_studies/text/5299404 Герострат https://bigenc.ru/world_history/text/2355877 Эфиальт https://dic.academic.ru/dic.nsf/hist_dic/14890 приватно https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/29173/ПРИВАТНО коллежский асессор https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/33459 статский советник https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30367 тайный советник https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30359
Давайте выполним упражнение, чтобы узнать, хорошо ли мы запомнили значения новых слов https://learningapps.org/display?v=pwfb7v1wc21
|
Дети описывают внешность толстого и тонкого.
Антитеза
Называют неизвестные слова, по очереди подходят и активируют гиперссылки, вслух читают значения слов.
Один ребенок выполняет задание за компьютером, остальные-на распечатанном приложении. Через 3 минуты сверяют ответы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Анализ текста во время чтения. Открытие новых знаний.
|
СЛАЙД 11 Слайд 12-проверка
2. Выразительное чтение эпизода – А теперь давайте
подслушаем разговор наших героев. Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор. Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников. – В начале урока мы предположили, как могут выглядеть герои. Совпало ли наше представление с авторским? – Описывает ли Чехов
внешность героев? Как, с помощью чего? 3) Работа с таблицей (по 2-й части).
– Какая часть речи
является самой употребительной во 2-ой части?
СЛАЙД 13
|
Чтение по ролям.
С помощью средств выразительности.
Таблица на интерактивной доске заполняется детьми, работающими и обсуждающими ответы попарно.
Глагол.
Перечисляют глаголы, употребляемые автором в данном отрывке.
-Так автор показывает наивысшую степень почитания Тонким Толстого.
-Раболепное отношение, граничащее с ненавистью.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Работа с текстом после чтения
|
Работа над содержанием рассказа «Толстый и тонкий». Какое качество характера осуждает автор? Давайте проверим, правы ли мы? https://learningapps.org/display?v=p6v93wt0321 СЛАЙД 14 Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера). Как вы это понимаете?
Словарная работа Чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие. (как вы понимаете эти слова?)
КАХУТ Давайте сыграем в игру, и по вашим ответам мы сделаем вывод, насколько вы знаете обозначения душевных пороков человека, которые высмеивает А.П.Чехов
Основная мысль рассказа. Смех Чехова обычно называют добрым. Но иногда и этот писатель - большой человеколюб – сжимает кулаки при виде отвратительных человеческих пороков. СЛАЙД 15 Как соотносится у Чехова юмор и сатира?. Вспомнить эти термины. (Неуловимое сочетание того и другого, грустный смех) СЛАЙД 16
Выявление средств комического в рассказе. Какими средствами удаётся Чехову выдерживать это хрупкое соотношение? СЛАЙД 17-схема. Выпишите те, которые по-вашему характерны для рассказа.
|
Преклонение перед человеком, имеющим более высокий служебный чин.
Дети делятся на 3 команды, выполняют задания онлайн-викторины.
Рассматривают схему, рассуждают на заданную тему. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия. Итог урока |
Чтобы проверить, насколько вы поняли тему урока, давайте выполним следующее упражнение: На доске находятся три конверта с вопросами разного уровня сложности. Дети подходят к доске, выбирают вопрос , читают и отвечают.
1. Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
2. Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
3. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий
5. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары) 6. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат) 7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте) 8. Имя Тонкого. (Порфирий) 9. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
10. Место, где встретились друзья. (Вокзал
11. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
12. Кличка Тонкого. (Эфиальт)
13. Укажите жанр произведения Чехова «Толстый и тонкий»(рассказ)
14. Какие чувства при прочтении возникают у вас этого рассказа?
15. Какое человеческое качество высмеивает Чехов?
Лист самооценки Перед вами листы самооценки, заполнив которые, вы сами оцените свою работу на уроке. За каждое верно выполненное упражнение-5 баллов, до 2 ошибок-4 балла, более 2 ошибок-3 балла.
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
https://learningapps.org/display?v=p2rywvvq221 СЛАЙД 18 Ваше домашнее задание находится в Яндекс-облаке, куда мы обычно помещаем дистанционные задания. Это кроссворд по содержанию рассказа «Толстый и тонкий». Задание на «3»-просто разгадать слова. Задание на «4» и «5»-составить собственный кроссворд на данную тематику.
Вопросы для кроссворда: 16. Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре) 17. Назвать имя жены Тонкого. (Луиза) 18. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник) 19. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий) 20. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары) 21. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат) 22. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте) 23. Имя Тонкого. (Порфирий) 24. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый) 25. Место, где встретились друзья. (Вокзал) 26. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил) 27. Кличка Тонкого. (Эфиальт) 28. Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)
Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами отлично поработали, узнали много нового о построении комической линии в рассказах А.П.Чехова и поразмышляли на тему душевных пороков. Урок закончен, желаю вам успехов и до новых встреч!
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.