«Грядущее прекрасно, но ведь оно растет из
настоящего, как настоящее из прошлого. Разумеется, времена меняются, и ничто не придет в новую эпоху
таким, как оно есть в наши дни, неизменным.
Но все же, что нашего дня достойно сохраниться и расцвести в веках, принося свои плоды новому, счастливому человечеству?»
Абай
Подготовительный этап.
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями; подбор материала из источников интернета
Основной этап.
Создание презентаций , альбомов «Казахская игрушка», «Казахская национальная одежда» , «Казахский орнамент», Декоративное рисование, Консультации для родителей
Заключительный этап
Выставка-конкурс совместного творчества детей и их родителей «Кукла в казахской национальной одежде», размещение работ на страничке сада в Instagram
Этапы реализации проекта:
Актуальность
Обусловлена тем, что в нашей стране возрастает интерес к истории своего народа. В любом обществе игрушка оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была казахская национальная игрушка, как ею играли и, что она значила в жизни ребенка, и в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое казахского народа. К сожалению, материала по данной теме очень мало.
Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. Однозначно, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность.
Игрушка – важнейшее составляющее любой культуры. С помощью нее ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.
«Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых».
Я.Корчак
«С куклами возиться - бытию учиться!»
Народная мудрость.
«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры».
А.В.Луначарский
«Игрушка- это одна из фундаментальных универсалий
человеческого бытия, служащая для передачи
ценностей культуры и опыта поколений».
М.Е. Каравашкина
Игрушка – это, с одной стороны, отражение социокультурной реальности, а с другой – средство ее освоения, своеобразный «тренажер», на котором ребенок готовится к жизни в этой реальности
Игрушки, «создаваемые» для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем мире взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм, игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего – изменения социокультурного контекста. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт. Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это прежде всего относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека – к куклам. Для ребенка кукла является той игрушкой, которая больше всего актуализирует представление о человеке, об окружающих его людях и взаимоотношениях с ними. Играя с куклами, ребенок осваивает мир человеческих отношений и представлений, в котором он живет. Эта игрушка является не только объектом игры, но и предметом идентификации, т. е. задает образ человека, который выступает для ребенка как образец для подражания.
Оружие
В далеком прошлом мои предки были мирные люди, любящие спокойную размеренную жизнь, веселую шутку и острое слово. Но как только наступали тяжелые времена войны и враг подходил к границам степи, тут же скотовод превращался во всадника на коне: вооруженный копьем, луком и саблей, кочевник защищал свою землю, свой народ от многочисленных нашествий.
Древние кочевники с молоком матери впитывали незыблемую истину: можно лишиться богатства, имущества, но никогда – ни пяди своей земли! Потому что уже с детства они знали, что такое – быть воином. Так как жизнь и благополучие в степи зависели от силы, выносливости, ловкости и смелости, от того, как растет и воспитывается молодое поколение, особое внимание уделялось привитию детям этих качеств с раннего детства.
Из истории :
Древние тюрки говорили: “Нет чище существа на земле, чем конь, нет величественнее!”.
Уже много веков лошадь помогает человеку. Ни одно другое животное не сыграло столь существенную роль в развитии человеческой цивилизации, какую сыграла лошадь.
Лошадь в Казахстане можно назвать - национальным животным, так как она играла огромную роль в судьбе казахского народа. Конь был для казахов в буквальном смысле слова другом и товарищем, потому что они можно сказать, никогда не расставались.
Поэтому самой распространенной среди казахских детей была игрушка «деревянная лошадка» - мастерят ее обычно народные мастера и предназначена для широкого круга детей. Она – дань древней традиции – верховой езды, приучает детей сидеть в седле.
«Деревянная лошадка»
Камша
Применялись в детских играх и кнут /камши/. Камша – один из самых почитаемых в казахской семье предметов, который всегда висит в юрте на почетном месте и защищает дом от беды и зла. В воспитании мальчиков казахи основное внимание уделяли умению скакать на коне, владению камшой, мечом, копьем.
Детская посуда и ветряные игрушки
Также как и современные дети – дети прошлого играли с детской посудой . Об этом нам говорят раскопки древних городищ. Археологи в ходе своих раскопок в древнем городище Талгар нашли детские игрушки из глины: миниатюрная посуда и фигурки лошадок. Это свидетельствует о том, что казахские дети уже тогда играли в глиняные игрушки.
Кстати , здесь была найдена шахматная фигура, вырезанная из кости. Находили детскую посуду из глины и при раскопках древнего города Отрар. В казахском быту широко распространены игрушки «Безгелдек», «Зарылдауык», или ветреные игрушки. При их помощи ребята определяли направление ветра, познавали законы природы.
Любимой игрой девочек 3-10 лет была и остается игра в куклы (куаршак). Куклу делают обычно из глины и тряпки, а также из обмотанных тканью соломинок чия (песчаного тростника). Лицо куклы почти всегда оставалось «пустым», но при этом ее костюм часто достаточно точно повторял реальный традиционный костюм человека. В зависимости от того, кого изображала кукла, это мог быть костюм ребенка, девушки, невесты, замужней женщины, мужчины и т.д. Куклы, изображавшие девочек и девушек, имеют прически — косички, сплетенные из конского волоса. Иногда костюм кукол прост, особенно если он повторяет повседневный костюм человека, но нередко отделка одежды кукол была достаточно сложной: праздничный головной убор куклы-невесты, молодой замужней женщины богато украшался цветными стеклышками, маленькими кусочками коралла, пуговицами, металлическими бляшками, полосками меха, перьями филина; само платье оторачивалось вышивкой, тканью другого цвета, фрагментами позумента. Шитье одежды для кукол становилось прекрасной практикой, несомненно, полезной для девочек в будущей взрослой жизни
Куаршак
Войлочная кукла
Валяние войлока – изобретение кочевников, вошедшее в общемировую культуру. Кочевники гордятся своими историческими достижениями, такими как мобильные жилища из войлока (юрты), верховая одежда, изделия из кожи и войлока. Войлок, получаемый сухим или мокрым валянием – это пластичный материал, из которого мастера творят скульптурные объекты, предметы интерьера и одежду.
«Ор теке»
Играющий на домбре человек прикрепляет к ударной (по струнам) руке нити, ведущие к деревянной фигурке рогатого козла, который при игре домбриста грациозно танцует изображая раненого на охоте, хромого животного.
Название самого музыкально-кукольного жанра и одновременно название деревянной многосоставной двигающейся, пляшущей фигурки горного козла.
https://www.youtube.com/watch?v=vZppLHIR-q0
Это исскуство тличается от современных западного и южного варианта тем, что на нем вместо единичной фигурки горного козла закреплены две фигуры лошадок (думаю, что от того, что в наших краях нет горных козлов и мотив искусства связан с лошадью). Гривы и хвосты фигурок из конского волоса. Подвижные части лошадок скреплены кожаными вытяжками. Сохранились и фрагменты нитей, при помощи которых приводились в движение игрушки:
Существовали и другие способы и разновидности-изготовляли фигурки джигита и девушки, которые плясали при игре на домбре.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.