Гимнастика мозга».
Использование кинезиологических упражнений для детей с ТМНР.
Учитель-дефектолог
Зиннурова Ф.А.
1.1. Пояснительная записка.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом.
Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет совершенствовать коррекцию основных психических процессов у ребенка: память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость и повышает способность к произвольному контролю.
- 1.1.1 Цели и задачи программы.
Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи кинезиологии:
• Развитие межполушарной специализации.
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие общей и мелкой моторики.
• Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
• Развитие речи.
• Формирование произвольности.
• Снятие эмоциональной напряженности.
• Создание положительного эмоционального настроя.
В результате решения оздоровительных задач у детей с ТМНР укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции. Под влиянием регулярной деятельности с использованием кинезиотерапии в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной.
Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с ТМНР. Оно направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на ребенка с ОВЗ, косвенно помогает ему нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.
Коррекционная направленность деятельности с использованием кинезиотерапии обусловлена учетом механизма и структуры нарушения, комплексностью и поэтапностью дефектологической работы. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства или до него, нельзя правильно воздействовать на ребенка. Педагог учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Коррекционные задачи должны развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы.
В Основе разработанной системы данной программы лежат следующие принципы:
· Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения
· Постепенное усложнение обучающей задачи, увеличение объема и наращивание темпа выполнения заданий;
· Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
· Органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка
· Единство обучающих и воспитательных воздействий.
В результате реализации данной программы создаются условия, способствующие интеграции связей полушарий, что помогает установлению дружеских контактов и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, способствует формированию познавательных интересов и познавательных действий.
Целевая аудитория: воспитанники дошкольного образовательного учреждения в возрасте от 5 до 7 лет с ТМНР.
Ожидаемые результаты
Для детей:
Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
Для педагогов:
- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;
- повышение педагогической компетентности по данному вопросу.
Для родителей:
- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.
1.2. Актуальность, новизна программы
Актуальность программы
Детство для человека - это уникальная пора развития всех психических функций, и самый благоприятный период для интеллектуального развития, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При этом введение систематических кинезиологических упражнений увеличивает генетические возможности развития интеллектуальных и мыслительных процессов каждого ребенка на 30 %.
К семилетнему возрасту у ребенка должны быть полноценно развиты, прежде всего, функции правого полушария (восприятие изображений и образов, музыкальное восприятие и слух, ритм, цвет, целостное восприятие окружающего мира, оценка пространственных отношений и др.) и межполушарное взаимодействие.
Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.
Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта
и служит для передачи информации из одного полушария в другое.
Под влияние кинестетических импульсов от рук раздражаются соответствующие речевые центры. Влияние это значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.
Программа несет в себе не только развивающую, но и коррекционную функцию, так как систематические упражнения по тренировке движений пальцев - мощное средство повышения работоспособности всего головного мозга. В частности, применение данных упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, снижает фон негативных эмоциональных проявлений, что подтверждается многочисленными исследованиями в этой области и многолетним опытом специалистов, работающих с этой технологией [Семенович А.В., Сиротюк А.Л., Карла Ханнафорд].
Новизна
В настоящее время происходит становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в образовательной практике. Требования ФГОС ДО предполагают изучение и внедрение в
образовательную среду дошкольного учреждения новых технологий работы с маленькими детьми. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную
Необходимость в дальнейшем развитии природосообразных технологий и психологического сопровождения процесса воспитания, развития и обучения. Таковой является технология
кинезиологических упражнений, которые основаны на нейропсихологических подходах к развитию высших психических функций.
Основой разработки данной программы послужили публикации Семенович А.В., работы Сиротюк А.Л., книга Карла Ханнафорд «Мудрое движение». Эти авторы отмечают, что применение кинезиологических упражнений создает благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями, имеет накопительный характер и дает возможность формирования потенциала психофизического здоровья и достаточный уровень готовности к обучению в школе.
1.3. Этапы разучивания кинезиологических упражнений
1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;
2-й этап — углубленное разучивание;
3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.
На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает:
а) показ педагогом образца движения;
б) его детальный показ, сопровождаемый словом;
с) выполнение показываемого движения самим ребенком.
Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию Ребенком последовательности элементов движения, объединению их в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения.
На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действия, используя словесное поощрение. Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком. Он подходит к ним, дает указания, исправляет, если есть необходимость. На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, поэтому педагог просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи. Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения, при этом ребенку дается план-схема. Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание красиво и правильно выполнить движения. Если у детей они сразу не получаются, то наиболее сложные движения педагог может еще раз показать и дать пояснение к их выполнению. Постепенно приобретенные ребенком навыки двигательного движения закрепляются и совершенствуются; стимулируется его творчество, активность и самостоятельность; он начинает использовать собственный двигательный опыт в повседневной жизни.
На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога. На этом этапе обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Он может выполнять его по названию.
Условия реализации программы
- Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
- Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
- Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Таким образом:
1. Разработанная программа позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
2. Будет создана система развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей.
3. Повысится педагогическая компетентность по данному вопросу.
Месяцы |
|
Сентябрь |
- Рисование в воздухе попеременно то правой, то левой руками контуров предметов, фигур, букв, цифр, слов, в зависимости от возраста. Затем одновременно двумя руками. - «Комочки-листочки» - сминание – распрямление бумаги.
|
Октябрь |
- Корректурная проба. Нахождение, вычеркивание или подчеркивание, или обводка. - Фонарики - Перекрестное марширование |
Ноябрь |
- Чтение стихотворения под хлопки. Взрослый читает и одновременно прохлопывает стихотворение - Кулак – ребро – ладонь; - Фонарики; - Балансир |
Декабрь |
- Hoc — пол — потолок. - Упражнения в перекладывании предмета |
Декабрь |
- «Надуй шарик»- «Колено – локоть»- Ладошка |
Январь |
- Дом – ежик – замок; - Фонарики; |
Февраль |
-Зайчик – колечко-цепочка; - Упражнения в подбрасывании предметов двумя руками; - Ладошка |
Март |
-Солнышко-заборчик – камешки; - Балансир |
Апрель |
Локоть к колену; - Зайчик – коза - вилка; |
Май |
- Фонарики; - Дом – ежик - замок; -Зайчик – колечко-цепочка |
Этапы реализации проекта
1.Постановка проблемы, определение цели и задач.
2. Подбор программно-методического обеспечения:
Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.
3. Работа с родителями.
- На собрании ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами попробуют освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок ставить информацию о новом комплексе и приглашать на встречу для овладения им.
- Мастер-классы
- Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям.
Работа с детьми
· Использование кинезиологических упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях
· Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности
свободная деятельность
· Межполушарное взаимодействие
· Общая и мелкая моторика
· Перекрестные движения
· Артикуляционная моторика
· Мимические движения
· Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения
· Балансир
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.