Оржевский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Умётская средняя общеобразовательная школа им. Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова»
Умётского района
Творческий проект
«Народная сюжетная кукла»
Автор: Сафронова Дарья
ученица 8 -го класса
Руководитель:
Силкина Валентина Александровна
учитель математики
Оржевка – 2019
Русская, тряпичная куколка простая
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, а значит нам родная.
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки –
Оживают истории звуки...
________________________________________________________
Несомненно, одним из интереснейших фольклорных направлений является народная кукла. Впервые о народной кукле я услышала от своих бабушек, еще совсем маленькой, а уже в школе руководитель кружка «Умелые ручки» Силкина Валентина Александровна научила меня их шить. Мне захотелось сшить куклы, которые отражали бы быт и традиции нашего села, т.е. сюжетные куклы.__________________________________________________
Народная сюжетная кукла несет в себе богатейшую информацию о жизни, быте, праздниках, обрядах, костюме, то есть фольклоре своего народа. В связи с этим, проблема возрождения, сохранения и популяризации традиционной народной культуры стала очень актуальной. В последнее время современные дизайнеры часто используют кукол для украшения интерьера. Поэтому и у меня появилось желание изучить процесс создания тряпичной куклы._____________________________________________
Начиная работу над проектом, мы с моим руководителем определили практическую значимость проекта, поставили для себя цель и обозначили задачи.
Практическая значимость проекта заключается в том, что сюжетная народная кукла - великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Куклы могут быть использованы на выставке кукол в мини-музее школы, на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, при проведении классных часов и викторин, в интерьере дома, они могут быть оригинальным подарком.______________________________
Целью моей работы я определила знакомство с традициями создания кукол в селе Масловка Умётского района Тамбовской области в 60-е годы 20 века, и изготовление их своими руками, применение их в современном дизайне._________________________________________
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- познакомиться с традициями создания тряпичных кукол и технологиями их изготовления;
- изучить виды народных кукол и составить типологию кукол по признакам и по назначению;
-создать образцы кукол из современных материалов, с тщательным соблюдением старинных техник и технологий и показать их применение в современном интерьере
- заинтересовать сверстников процессом создания народных кукол________________
Методами исследования стали: изучение литературы по данной теме, систематизация полученной информации; определение технологии изготовления кукол; анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.________________________________________________
Вся работа над проектом состояла из 4 этапов:
Этапы работы |
Сроки |
I этап – подготовительный; · Изучение истории возникновения русской народной куклы. · Подбор методической литературы об истории куклы. · Изучение видов кукол. · Изучение технологии изготовления кукол. · Составление плана работы по изучению и изготовлению народных кукол. · Подбор материалов для изготовления кукол. |
октябрь 2018 г. |
II этап – практический; · Изготовление кукол, отражающих быт крестьян с. Масловка Умётского района Тамбовской области. · Проведение выставки. |
Ноябрь 2018 г.- январь 2019г. |
III этап – заключительный; · Оформление мини-музея народных кукол. · Участие в региональном конкурсе «Палитра ремесел». |
январь 2019г. |
IV этап – определение путей дальнейшего развития проекта; |
Февраль- март 2019г |
___________________________________________________
На 1-м , подготовительном этапе, я изучила историю возникновения русской народной сюжетной куклы и могу сказать, что традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Традиционная тряпичная кукла была безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл этого был намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. В деревенской кукле предпочитали женский образ, и даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто палочку.
Мне лично идея сделать кукольную пару кажется привлекательной, и в ближайшее время я планирую сделать мужчину, женщину, и, возможно, деток.
______________________________________________________________
На 2-м, практическом этапе, я определила с помощью руководителя кружка Силкиной В.А. технологическую последовательность пошива кукол. Здесь были обозначены следующие этапы работы:
Определены материалы и смета для изготовления кукол
Материалы:
1. Ткань (х\б)
Белая 30 см х 180 руб. = 54 руб.
Цветная 20 см х 360 руб. = 72 руб.
2. Синтепон
30 см х 65 руб. = 19,5 руб.
4. Фетр
2 шт. х 25 руб. = 50 руб.
Итого: 195,5р уб. Таким образом, из этой сметы видно, что изготовление моих кукол - совсем не дорогостоящий проект.
Затем мы сделали выбор модели и экологический анализ проекта
В начале работы я просмотрела разные авторские куклы и выполнила несколько набросков карандашом, стараясь максимально приблизиться к образу моих героев. Создавая своих кукол, шаг за шагом, я поняла, что они очень сильно похожи на жителей с. Масловка. Они получались своеобразными, со своим характером. ___________________________________________________
Затем я приступила к процессу изготовления своих кукол. Эта работа также разделилась на несколько этапов.
№ |
Этапы работы |
1 |
Делаю выкройки. Складываю ткань вдвое _______________________________________________ |
2 |
Делаю отдельные детали. Аккуратно вырезаю с отступом 2-3 мм от строчки. Выворачиваю все детали на лицо. Набиваю тело _________________________________ |
3 |
Соединение деталей воедино. Соединяю детали. Зашиваю ручки, ножки потайным швом_____________ |
4 |
Появление головы. Пришиваю голову _____________________________ |
5 |
Одежда куклы. Пошив одежды и обуви по выкройкам. Одеваю свои куклы.__________ |
6 |
Делаем лицо. Из фетра формирую глаза, губы_____________________ |
7 |
Кукла готова! |
Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов. Для выполнения своего проекта некоторые материалы я использовала вторично. Я считаю, что мой проект экологически безопасен и никакого ущерба окружающей среде не несет. ____________________________________
На 3-м заключительном этапе мы оформили мини- музей наших народных кукол и приняли участие в муниципальном этапе регионального конкурса «Палитра ремёсел».
Сейчас я нахожусь на 4-м этапе – определение путей дальнейшего развития проекта.
Разновидностей кукол великое множество. Одни просты в изготовлении, другие требуют опыта и мастерства. Я начала делать народные сюжетные куклы, а потом мы решили сделать современную сюжетную куклу для участия в конкурсе по противопожарной безопасности «Неопалимая купина». По технологии своего изготовления кукла - пожарный ничем не отличается от народной куклы. Тем не менее, русская народная сюжетная кукла
привлекает меня гораздо больше._____________________________________
Фактически куклы заменяли раньше модные журналы, с их помощью сохранялись лучшие традиции и технологии пошива и украшения одежды. Поэтому, я стараюсь собирать информацию о русском народном костюме. Особый интерес у меня вызывают старые вещи, хранящие историю владельца. Именно они привлекают, открывают новые направления для изучения. Так как в будущем я хочу создавать новые костюмы, то решила сосредоточиться на деталях. Например, мне всегда нравился такой элемент одежды, как кружево. В школе я узнала, что в старые времена кружева делали на коклюшках из льняных ниток. Это определило тему моего следующего проекта: «Русский лен». ___________________________
Подводя итог моей работы над проектом, хочу сказать, что для изготовления кукол мне потребовалось минимум усилий, но максимум фантазий. В ходе работы над проектом я:
1) Познакомилась с историей куклы;
2) Научилась подбирать и сочетать разные типы тканей.
3) Научилась работать с материалом.
4) Научилась работать с разными источниками информации для выполнения проекта.
Кукла рождается не сама: ее создает человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом ценность традиционной народной куклы. Эти куклы приносят с собой в дом тепло и возвращают в детство. Мне очень понравилась работа над этим творческим проектом. Я поняла, что своими руками можно сделать оригинальные подарки для своих друзей и близких. Делать игрушку своими руками - это интереснее, чему купить готовую в магазине. Думаю, что эти куклы принесут в дом много радости и добра.
Список литературы
1. «Технология. Вариант для девочек.» Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 240 с
2. Как создать технологический проект. [Электроный ресурс]. Режим доступа: -http://texnologi-omut.ucoz.ru/index/0-14– Загл. с экрана. – яз. рус
3. Кукольная композиция [Электроный ресурс]. Режим доступа: -http://project.1september.ru – Загл. с экрана. – яз. рус.
4. Тильда. История появления. [Электроный ресурс]. Режим доступа: -http://www.diets.ru свободный. – Загл. с экрана. – яз. рус., англ.
5. ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля [Электроный ресурс]. Режим доступа: -
http://standartgost.ru/ГОСТ%2025779-90– Загл. с экрана. – яз. рус
6. Сайт "Инфоурок" раздел Технология http://infourok.ru/tehnologija.html
7. Авторская кукла http://elenastupa.com
8. Авторская кукла http://www.liveinternet.ru
7. История кукол http://www.rukukla.ru
Приложение
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.