Проект Куклы
Оценка 4.8

Проект Куклы

Оценка 4.8
docx
17.10.2020
Проект Куклы
Проект Куклы.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №59 имени Героя Советского Союза Д.А. Медведева.

 

 

Творческий проект

«Кукла – это не игрушка»

 

 

 

 

 

        

 

Выполнила:

 ученица 9 -  А класса

Никифорова  Анна

 

Руководитель проекта:

учитель технологии

Мишустина

                                                                                           Галина Владимировна

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                               

 

 

 

 

Узловая 2017

 

Содержание

 

I.Организационно-подготовительный этап

1.Обоснование выбора изделия…………………………………….………………3

2. Цель и задачи  ………………………………………..…………………………3

3.Актуальность, гипотеза, объект и предмет исследования…………3  4.Планируемые результаты проекта …………………………………………….3

5.История народной куклы…………..…………..………………………………….4

6.Разработка и анализ идей.  Выбор оптимального варианта ……………………5 7.Требования к изделию ……………..…………………………………………….. 8

8.Материалы и инструменты для работы ………………………………. …. …10

9. Организация рабочего места …………………………………………………11

II.Технологический этап

 1.Техника безопасного труда   ……….…………………………………………14

 2.Технология изготовления изделий……………………….……………………15

III.Заключительный этап

1.Предварительная экономическая  оценка изделия……………………..……16

 2.Окончательный экономический  расчёт………………………………………18

 3.Экологическая оценка проекта…………………………………………………19

 4.Самооценка……………………………………………..………………………..19

 5.Разработка рекламного проспекта………………………………………… …20

6.Использованная литература …………………….…………………………… .21

7.Рецензия…………………………………………….…………………………… 22

 

 

 

 

                                             

I.                  Организационно - подготовительный этап.

1.     Обоснование выбора темы проекта.

             В декабре 2016 года мне посчастливилось побывать на мастер – классе  Ирины Владимировны  Агаевой в мастерской народной куклы в Тульском областном художественном музее. До этого  я считала, что кукла – это игрушка  и ничего больше. Знала, конечно, что раньше кукол делали своими руками. Это позже стали покупать. Ирина Владимировна открыла для меня новый волшебный мир народной куклы. Я стала искать материал по этой теме. Оказалось, его не так  мало. На уроках технологии учитель предложила мне сделать проект  по этой  теме.  Я с  радостью согласилась. Проект поможет мне систематизировать всё, что я уже знаю о народных куклах, и узнать много нового, а ещё  смогу принять участие в муниципальной выставке «Красота Божьего мира». (Кстати, мои куколки получили первое место). Такую тему проекта я взяла, так как хотела показать роль куклы не как игрушки, а как старинного оберега.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить, поэтому хочется узнать какой же была народная игрушка,  что она значила. В этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

 

2.     Цель и задачи проекта

 

Цель: Изучение назначения кукол и их связь с народными традициями.

Задачи:

 1. Познакомиться с историей возникновения русских тряпичных кукол-оберегов, их многообразием.

 2. Обучиться технике изготовления традиционных  кукол – оберегов.  

 3. Сделать кукол разных видов, оформить стенд для участия в выставке «Красота Божьего мира».

 4.Пробуждение интереса к русской культуре и традиционной народной кукле у сверстников и младших школьников.

 5. Оформить  пояснительную записку к проекту и оставить этот материал в кабинете технологии как наглядное пособие.

 

 

3.     Актуальность, гипотеза, объект и предмет исследования

 

Актуальность:  думаю, что тема творческого проекта очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа.

Гипотеза: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Объект исследования: традиционная русская кукла

Предмет исследования: Процесс изготовления традиционной куклы.

      4.  Планируемые результаты проекта

           - создание выставки кукол, сделанных своими руками, в школе   и

              участие в муниципальной выставке;

       - составление альбома «История куклы» для кабинета технологии;

       - презентация проекта для учащихся и родителей.

 

4.     История народной куклы.

         С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой,  а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, кукла  несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил.   Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Это оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, пришедший к нам из глубины веков.
       Куклы – обереги делали наши предки не для продажи, а как ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить от беды и болезни, привлечь в дом счастье и богатство. Изготавливали куколок только женщины. Создавались куклы неспешно и с большой  любовью. В игрушки они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

 

      Когда появилась первая кукла, никто не знает. Исследователи предполагают, что  у первобытных людей уже были куклы. Почему они появились?

 

Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и часто жестоким и пугающим. И человек задавался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие – то высшие и могущественные существа – боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и защиты, было, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажьбог, Макошь, Перун и многие другие.

Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы.

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг»), и означает свернутый пучок соломы, который девочки с незапамятных времен пеленали и баюкали, подражая своим матерям.

Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека.

Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило…

Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, но по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.   Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куклу - потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, и она делала их на заказ.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали корзину с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами.  В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла - жених или мужик, брали просто щепочку.

          Кукла - знак человека, его игровой образ - символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

        Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

 

              

 

 

5.     Разработка и анализ идей. Выбор оптимального  варианта

         Итак, я решила изготовить куклы  для кабинета технологии.  Кроме этого, скоро весна – много праздников: будет, что подарить близким и друзьям. Думаю, что это будет лучшим подарком.  Сделать хочется всё,  но это нереально.  Например, И.В Агаева куклам посвятила жизнь и говорит, что каждый раз возвращается из экспедиций  с новыми куклами.

   Сделаю самые известные в разных технологиях и разных видов: обереги, обрядовые, игровые.

 

       Мой выбор:

 

    

 

                                                                            

       Берегиня                Столбушка                          Масленица          Десятиручка

 

 

                           

 Очистительная        Капустка                  Свадебная кувадка            Крупеничка     

 

                                                                                                                                            

       Кувадки                                       Купавка                   Кубышка - Травница     

 

     

6.     Требования к изделию

Название изделия

Народные куклы - обереги

Единичное или массовое производство

Единичное

 

Внешний вид, стиль

Соответствие народным традициям.

Размеры

Размеры 15 – 20 см

Требование к материалу

Хлопчатобумажная и льняная ткань.

Метод изготовления

Ручной

Функциональное назначение

Куклы – обереги, обрядовые куклы

Эстетические требования

Подбор расцветки тканей в соответствии с традициями, яркие, привлекающие внимание

Экологические требования

Использование экологически чистых материалов и технологии изготовления.

 

Мои изделия должно было   красивым, качественным, оригинальным. Они должны привлекать внимание, вызывать радость.

 

                        

 

7.     Материалы и инструменты для работы

 

Материалы:

Хлопчатобумажная и льняная ткань ярких расцветок, однотонная белая, красная, синяя, чёрная; нитки красного, белого, чёрного цвета, кусочки различного кружева, шитья, бисер, бусинки, атласные ленточки.

Инструменты:

Ножницы, иглы швейные и для бисера.

 

 

 

8.     Организация рабочего места

 

 Рабочим местом принято называть участок, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой.

Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления.

На рабочем месте должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, которые необходимы для выполнения данной работы. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.

Большое влияние на самочувствие   оказывает правильная посадка

 

Правильная посадка  во время работы заключается в следующем:

 

  • Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
  • Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
  • Голову наклонить слегка вперёд.
  • Нельзя опираться грудью о стол.
  • Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
  • При работе не следует ставить локти на стол.
  • Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
  • В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

 

       Неправильное положение корпуса   вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, сопутствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.

Рабочее место нужно организовывать так, чтобы было удобно работать, соблюдая при этом санитарно – гигиенические требования:

  • Свет должен падать на работу с левой стороны.
  • Инструменты для различных работ должны храниться в выдвижных ящиках стола, специальных коробочках или специально отведённых местах, а во время работы их раскладывают на столе справа от работающего.
  • Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы ткань всегда оставалась чистой, а на руках не оставалось мелких ворсинок от ткани, ниток и частичек мела.
  • По окончании работы все инструменты и ткани  убирают на место.

 

            

 

II.Технологический этап

 

1. Техника безопасного труда

Правила безопасного труда при выполнении ручных работ.

 

К ручным относятся работы, которые выполняют ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, работы по удалению из детали или изделия стежков временного назначения.

Необходимо помнить, что не исправленный инструмент и незнание безопасных способов  работы может привести к несчастному случаю.

Все это позволит добиться желаемого результата.

 

*Во время работы не отвлекаться.

*Класть ножницы с закрытыми лезвиями, кольцами к себе; передавать их кольцами вперед, держа за сомкнутые лезвия.

*Не оставлять иглу и булавки в ткани после окончания работы.

 

 Требования безопасного труда при работе иглой, ножницами

 

1. Шить с наперстком.

2. Хранить иглы и булавки в определенном месте (специальной коробочке, подушечке и т. п.), не оставлять их на рабочем месте (столе).

3. Запрещается иглы, булавки брать в рот и вкалывать в  одежду, а также шить ржавой иглой.

4. Выкройки к ткани прикреплять булавками, направленными острым концом от работающего.

5. Хранить ножницы в определенном месте (коробке).

6. При работе ножницы класть, сомкнув их лезвия.

 

Правила безопасного труда при выполнении влажно-тепловой обработки.

 

1.     Не оставлять утюг, включенный в электрическую сеть, без присмотра.

2.     Проверить целостность соединительного шнура.

3.     Включать и выключать утюг сухими руками.

4.     Утюг ставить на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.

5.     Отключая утюг, следует браться за корпус вилки.

6.     Следить за тем, чтобы утюг не касался шнура.

7.     Нельзя отвлекаться во время утюжки, оставлять включенный утюг без присмотра.

8.     По окончании работы выключать утюг из сети.

9.     Следить за работой утюга, обо всех неисправностях сообщать учителю.

 

 

 

Правила техники безопасности при работе с компьютером

 

Во время работы лучевая трубка монитора (дисплея) работает под высоким напряжением. Строго запрещается:

       трогать разъемы соединительных кабелей;

·     прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

·     прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;

·     класть посторонние предметы на клавиатуру и монитор;

·      работать во влажной среде и влажными руками;

·      протирать компьютер влажной тряпкой;

 

Перед началом работы:

 

 - убедится в отсутствии видимых повреждений рабочего места.

 - сесть так, чтобы линии взора приходилась в центр экрана.

 -  чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экране монитора информацию.

Следует работать на расстояние 60-70 см от монитора соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь.

 

 

 

2. Технология изготовления изделий

                 1). Куклы - обереги

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств.

 

Обережная куклаэто маленький дух дома, который приносит своим создателям любовь, благополучие и здоровье, и бережет от дурного глаза и бед. Не зря ее называют Обережная кукла. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения.

     Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

             Кукла-скрутка, висящая в доме на стене, – наилучший оберег от порчи и сглаза. Сделать ее может каждый. Главное – приступая к работе, думать только о хорошем. Помните о том, что лоскутки, из которых вы будете мастерить платье, косынку и фартук куклы, должны быть новыми. Наши предки верили, что одежда, поношенная человеком, хранит в себе его проблемы и печали.

Для того чтобы ваша куколка стала настоящей защитницей, придумайте ей имя, но такое, которого нет ни у кого из ваших родных и подруг. В противном случае барышня перетянет на себя проблемы человека, в честь которого вы ее назвали. А потом, соответственно, передаст их вам: « Вот тебе, Маша, тряпичная Глаша».

           Если Ваша цель - сделать этнографическую куклу, то уж там - все по старинке: ношеные тряпочки, мешковина, а лучше - домоткань, и даже ниточки откусывать зубами.

Берем большой квадрат ткани (около 20х20 см) и кладем на его середину ветошь для набивки головы. Это - схема изготовления  узелковой куклы, на её основе можно сделать самых разных куколок. Квадрат сложить по диагонали и сформировать голову куклы.

Место шеи туго перехватить нитками, тем самым обозначив шею куклы.

Сформировать руки: уголки ткани загнуть внутрь, завязать нитками. Отдельной ниткой перевязать под руками на манер пояса. На голову куклы повязать заплетенные в косичку нитки — повязку. Куклу положить на второй большой квадрат цветной ткани так, чтобы середина квадрата была на уровне талии куклы. Перевязать цветной ниткой-поясом. Сформировать складочки. Верхнюю часть юбки опустить.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. 

Вот такие были куклы – обереги. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической, а если нет, то… 

  

         Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передается характер куклы. Кукла многолика, она может смеяться и плакать.        Изготавливали обрядово - обережных кукол в один прием, не откладывая начатый процесс ни «на завтра», ни «на потом». Причиной тому старинная примета: дело, сделанное во второй раз, перечеркивает то, что было сделано в первый. Поэтому наши с вами пра-пра-…-бабули не мели избу в две метлы, не ставили хлеб в печь два раза и считали, что нечисть можно убить исключительно с одного удара (прихлопнешь второй раз – оживет и ускачет, зараза).

Кукла -  Кувадка.

 

Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Кувадки - простые и очень непростые куклы, простые по форме и непростые по образу, который они раскрывают, по тому состоянию, которое открывается, когда их делаешь.                                                                                                        Сегодня мало кому  известен обряд «кувады». Но в середине XIX века он, как полустершийся  след  дремучей старины, еще существовал в Орловской,  Тульской  и  Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка. Куклы сопровождали наших предков с самого рождения. И даже принимали участие в судьбе еще неродившегося ребенка.  Ее название имитировало плач ребенка - «куваканье». Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его приходом в наш мир должна была отгонять  нечисть. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

Кукла закрутка встречала человека в момент его прихода в мир Яви, когда он находится в утробе матери. Женщина в ожидании чада, скручивала первую куклу из собственной старой одежды, чтобы энергетика матери защищала ребенка. Кукла укладывалась в колыбель, чтобы обмануть злого духа, показать, что в кровать занята, и он ее не занял. Задача первой куклы была охранять кроватку от злых духов. Когда ребенок рождался; куколку клали рядом, и делали вторую. Вторая вывешивалась над кроваткой. Вторая куколка ловила плохие сны. А маленькая куколка отводила сглаз, и потому, когда хотели похвалить ребенка, говорили: «а куклёнок-то до чего хорош». Эта куколка навсегда оставалась с человеком.  Обережная куколка охраняла человека от злых духов на протяжении всей его жизни, помогала в трудную минуту.  Только к ней обращались наши предки за помощью и просили у нее помощи, так как через нее лежала энергетическая и крепкая связь с женщинами своего рода.  Кукла - кувадка, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая".  Кувадки можно подвесить над колыбелью целой гроздью, и количество кукол обязательно должно быть нечетным. Это важное условие для того, чтобы куклы стали оберегами. Яркие и веселые, они заменяли погремушки. Так же считали, что до четырех лет нельзя давать в руки ребенка ничего холодного - ни железа, ни глины. Чтобы не застудить душу. А в руках у детей постоянно были "теплые" куклы - из ткани или дерева

                       Технология  изготовления  куклы – кувадки.

Вам потребуются две полоски ткани и нитки. Материал должен быть обязательно натуральным (хлопок или лен). Непременное условие – не используйте новую ткань. Возьмите лоскутки старой одежды (или бывшего в употреблении постельного белья). Кроме того, это должен быть «счастливый» текстиль, т. е. тот, который вы не носили во времена невзгод, грустных периодов жизни, стрессовых или конфликтных ситуаций.

Ткань меряют руками, как в старину – по длине пальца, ладони, руки. Для Кувадки потребуются лоскутки разной величины. Один – длиной в два указательных пальца и шириной в мизинчик. Второй – длиной в один указательный палец и шириной в полмизинца.

Традиционно, в процессе изготовления не используются колющие и режущие предметы (иголки с ножницами). Ткань и нитки придется рвать руками. Если по краю остается бахрома – ничего, не страшно. Так даже колоритнее, сразу видно – ручная работа.

Начинаем с большого лоскутка. Мысленно делим его пополам по длинной стороне. Два раза сворачиваем ткань по направлению к центру с одной и другой стороны. Сгибаем ткань по мысленной центральной линии (как книгу закрываем). Теперь перегибаем полученный скруток-столбик пополам. Сильно проглаживаем его пальцами, придавая плоскую форму. Тело куклы готово.

Точно так же готовим лоскуток поменьше, только не перегибаем его пополам. Плюс, чуть отступив, нитками (в три витка) туго обкручиваем каждый из концов заготовки. Получаются символические манжеты на ручках будущей Кувадки. Нитки завязываем и обрываем. Длинные «хвостики» прячем в складках ткани.

Осталось только соединить разрозненные кукольные детальки. Большую заготовку-тело опять мысленно делим пополам – в этом месте будет «талия», нижняя граница. Верхнюю часть еще раз мысленно делим пополам и намечаем «шейку», верхнюю границу. Между пластами ткани, ориентируясь на отметки-границы вставляем деталь ручек Кувадки. Фиксируем нитью, обвивая «шею», «талию» и, словно военной портупеей, крест-накрест «грудь» и «спину». Завязываем, концы нитки обрываем, а «хвостики» опять прячем в складках ткани. Вот и все дела! Оберег готов.

По такой же схеме делались и другие куклы – Кувадки. Например, свадебная

 

                   Свадебная Кувадка, которую по традиции дарят молодоженам. Правда, в этом случае, вам придется еще позаботиться о четкой визуализации женской и мужской фигурок. Для этого Кувадку - невесту оставляют как есть, а у Кувадки - жениха формируют символические штанишки, разделяя нижние концы-ножки заготовки и обвязывая их нитками.

Кукла  украшала свадебный каравай. На одном прутике - куколка женская, а на другом - мужская. Её суть в следующем –  это символ слияния двух судеб, двух жизненных потоков в один. Она как саженец плодоносящего деревца в каравае. Каравай - символ новой земли, и имя этой новой земли: Семья.

 После свадьбы эту куклу хранили очень бережно.

 

   Кукла - пеленашка

Пеленашка В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка. 
 В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приёмами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы.
 
     Пеленашка, или кукла-младенчик, имеет обереговую конструкцию. Кукла даётся в ручку ребёнка в качестве естественного массажёра, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребёнка и тогда гости, чтоб не «сглазить» ребёнка, говорили про куклу: «Ой, до чего куклёнок-то хорош!»

Рождение ребенка было опасным как для него самого, так и для матери. Считалось, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались многочисленные родильные обряды. Сразу же после рождения мальчиков заворачивали в нестираные рубахи их отцов, а девочек— в поневы матери. Таким образом со старыми вещами старались передать младенцам часть жизненных сил родителей. Затем ребенка прятали в хлеву или в чулане. Роженицу переодевали в одежду мужа, а сам он переодевался в платье жены и занимал ее место в постели.
В постель к стонущему мужу подкладывали спеленутую куклу. Считалось, что так можно отвести опасность от роженицы и новорожденного.

 

 Берегиня с широко раскинутыми руками-крыльями также подвешивалась в изголовье кровати (или же помещалась где-то в избе, выше уровня человеческих голов). Защищала, берегла семью от ссор, болезней и невзгод. Ещё одним  символом берегини являются куклы - младенцы, которые могут быть привязаны к телу матери. Подвешены на тесьмах различным образом. Оформленная таким образом кукла -берегиня является символом единения мужского и женского начала и продолжения человеческого рода.

          Кукла - берегиня не покупается, а выкупается. По старинным правилам кукла выбирается из большого количества кукол. Тот, кто хочет иметь ее в доме, общается с куклами, рассматривая их. Одна или несколько кукол дадут человеку знать, что они хотят жить в его доме. Он поймет это по тому чувству, которое возникнет у него по отношению к определенной кукле. Он даже мысленно увидит, где именно в доме будет расположена принесенная кукла. Тогда он сам определяет ценность этой куклы и кладет на то место, где она стояла, выкуп: деньги, вещь, продукты, ткани и т.п. Куклы - берегини несут в себе только доброе начало и по народным поверьям, поставленные в доме где-то выше головы людей, охраняют людей от темных сил, ссор, болезней.                                                                                                                           Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

                                       

    

  Очистительная.  Одноименная куколка  помогала избавляться от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы.

 

Те хнологическая карта изготовления куклы Очистительница

http://img-fotki.yandex.ru/get/4603/pinigina.16/0_5c70a_b3ab70d3_L.jpg

Нам понадобится:

·        цветной лоскут для юбки 40х18 см,

·        немного ваты или синтепона,

·        полоска-повойник (не тёмный и не светлый) 3х20 см,

·        косынка 33х13 см,

·        лён для рубахи 22х20 см,

·        два красных квадрата 8х8 см для груди,

·        нитки красные, ножницы, лоскуты из грубой двунити или отбеленного плотного льна: для тела 16х36 см; для ног 30х15 см и для рук 24х12 см

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4607/pinigina.16/0_5c70b_15228de9_L.jpg

В середину лоскута для тела кладем вату, оформляем голову, из красных квадратов оформляем совсем небольшую грудь.

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4604/pinigina.16/0_5c70c_10b57805_L.jpg

Лоскуты для рук и ног загибаем по длинной стороне с краёв по 2 см и скручиваем. Концы перевязываем.

 

                        http://img-fotki.yandex.ru/get/4805/pinigina.16/0_5c70d_c97981b9_L.jpg

Под голову помещаем руки и крестообразно плотно перевязываем

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4603/pinigina.16/0_5c70e_bc603810_L.jpg

 Внизу тело подгибаем, помещаем ноги и перевязываем также плотно.


 

                 http://img-fotki.yandex.ru/get/4602/pinigina.16/0_5c70f_b2631456_L.jpg

Внизу повязываем обережный крест.

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4600/pinigina.16/0_5c710_2444c3b2_L.jpg

Привязываем грудь.

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4600/pinigina.16/0_5c711_39f8184d_L.jpg

Складываем лоскут для рубашки пополам по длинной стороне, вырезаем с боков квадраты 4х4 см. Продолжаем надрез по диагонали вырезанного квадрата на 3 см к подмышке. Делаем прорезь по центру и сзади так, чтобы прошла голова.

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4902/pinigina.16/0_5c712_37524c7c_L.jpg

Надеваем рубашку, подгибаем рукава со всех сторон и перевязываем ниткой так, чтоб осталась ладошка.

 

                         http://img-fotki.yandex.ru/get/4605/pinigina.17/0_5c713_7aeb1540_L.jpg             

Длинной ниткой сзади головы перекрёстно через грудь перевязываем рубашку, также подгибая ее с боков.

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4907/pinigina.17/0_5c714_71ce23b1_L.jpg

Собираем юбку по желаемой длине.

 

                          http://img-fotki.yandex.ru/get/4902/pinigina.17/0_5c715_3cab5f99_L.jpg 

Завязываем ниткой сзади внахлёст.

 

  http://img-fotki.yandex.ru/get/5107/pinigina.17/0_5c716_285bccc8_L.jpg

Повязываем повойник.

 

     http://img-fotki.yandex.ru/get/4900/pinigina.17/0_5c717_b6104b09_L.jpg

 Удобным способом надеваем фартук.

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4907/pinigina.17/0_5c71b_ea67f532_L.jpg

Повязываем косынку и завязываем её сзади.

 

                                http://img-fotki.yandex.ru/get/4806/pinigina.17/0_5c718_7e18b951_L.jpg

Повязываем пояс

 

        

         Купавка – это обрядовая кукла-однодневка. Её делали перед началом купального сезона  и  пускали  плыть  по  реке.   Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и ленточки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест

 

            Масленица – большущая кукла из дерева и соломы, обязательно ряженая в текстильные одежды. Ее делали в конце зимы во время масленичной недели и сжигали сразу после изготовления. Делали  и  домашнюю  Масленицу.  В  отличие  от  своей  «старшей  сестры»  домашнюю  куклу – берегиню  не  сжигали  в  разгар  гулянья, а  хранили  весь  год.  По  торжественным  случаям, например, на  свадьбу, выносили  её  из  дома – встречать  молодых, столь  велика  была  её  обережная  сила.

  

 Десятиручка (еще ее называют Многоручкой), помогает своему обладателю справляться с большими объемами любой работы. Таких куколок в качестве свадебного подарка подружки преподносили невестам, чтобы у молодых хозяюшек спорились дела и все ладилось.                                                                                                                              Делается  такая  кукла  на основе технологии по изготовлению простой  столбушки.   Это тоже очень просто.

    Если вместо одной заготовки для ручек сделать пять, то в конечном итоге у вас получится оберег - Десятиручка.

    Мастера - изготовители обрядово - обережных кукол рекомендуют сформулировать пожелание-просьбу для каждой из рук будущей помощницы и приговаривать во время изготовления (что-то вроде «А вот эта ручка будет помогать мне на даче, а вот эта – в бизнесе, а вот эта – по дому шуршать, а вот эта –…»).  Заодно сосчитаете все свои насущные проблемы-обязанности.

 Кубышка - Травница  

Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами: мятой, ромашкой, мелиссой, чабрецом и др. Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной - полевой аромат.  Древнейший способ наполнить дом чудесными ароматами. Действует успокаивающе или наоборот бодряще. Эта кукла изготавливается уникальным образом без иголки.

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Кубышка - Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешительница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

В основе куклы - закрутка из льняной ткани, а вместо туловища делается мешочек и наполняется травой. К рукам куклы тоже привязываются два небольших мешочка с травой. Куклу наряжают, и она долго радует жителей дома запахом луговых трав и красивым нарядом.

 

                              Технология изготовления  Кубышки:

 

1. Берем  лоскут светлой ткани, в середину кладем синтепон или ветошь.

2. Делаем кукле голову, стараясь чтобы лицо было без складок. Для этого красной ниткой перевязываем на месте предполагаемой шеи четное количество витков.

3. Расправляем ткань по диагонали, наложив  половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань и перевязываем красной ниткой четное количество витков на расстоянии 2-2,5см. от края. Получаем руки.

4. Поднимаем вверх руки и перевязываем красной ниткой в области предполагаемой талии четное количество витков.

5. Берем лоскуты светлой ткани в мелкий рисунок. И таким же образом, как голову, делаем 2 груди. Размер каждой груди чуть меньше головы.

6. Каждую грудь отдельно привязываем к шее.

7. Берем полоску красного цвета и завязываем на ней два узелка на расстоянии 1,5-2см. друг от друга.

8. Привязываем красную полоску на голову и получаем рожки.

9. Прячем рожки, повязывая на голову платок, который завязывается сзади.

10. Берем большой лоскут цветной ткани, раскладываем на столе, загибаем концы к середине.

11. Наметываем по краю большими стежками, для того, чтобы можно было стянуть в мешочек в дальнейшем.

12. Насыпаем на середину немного травы. Сверху на траву накладываем синтепон или ветошь. Потом опять насыпаем траву. Потом опять синтепон. Чередуем слои, пока не наберем достаточного количества.

13. Верхнюю часть куклы вкладываем в сарафан и затягиваем края, равномерно распределяя складочки.

14. Под грудью подвязываем передник навыворот.

15. Сверху подвязываем куклу пояском.

16. Берем маленькие лоскутки цветной ткани, наполняем каждый душистой травой и перевязываем их.

17. Подвешиваем эти мешочки к рукам куклы.

18. После этого куколку нужно немного поладить, помять, убрать неровности, бугорки.   

                               Вот  Кубышка - Травница и готова!

 

2).Обрядовая кукла

         Традиционная народная кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. В глубокой древности кукла выполняла чрезвычайную миссию, заменив собой человеческие жертвоприношения. На праздниках стали приносить в жертву богам традиционных кукол-чучел, которые носили свои имена: Масленица, Кострома, Коляда… Время изготовления обрядовых народных кукол зависело от времени ритуала. Кукол обычно делали перед традиционными праздниками. По обычаю обрядовых русских кукол изготавливали женщины, так как с древнейших времен, еще с эпохи матриархата женщина является основной хранительницей домашнего очага и народных традиций. Таких кукол изготавливали по строгим правилам, без использования иголок и ниток. Обычно обрядовых народных кукол делали для определенного ритуала, и поэтому когда они выполняли свое предназначение их сжигали (Масленица, Коляда), топили (Купавка), закапывали в землю (Лихоманки, Кострома, Кукушка) или отдавали играть детям.

 

                                      

О куклах – закрутках сейчас   расскажу.

А если решите, как сделать  скажу.

Известно всем, что в русской деревушке

Была закрутка – самая любимая игрушка!

 

Я знаю, в юности прабабушка моя

В такие куклы с удовольствием играла.

И девушка,  похожей на себя,

Обычно  куколку такую создавала.

 

В закрутки – куклы до замужества играли;

Они и чуткий сон детей оберегали,

И благосостоянье приносили для народа,

И символом считались продолженья рода.

 

Столбушка. Бытовое название этой куклы – закрутка (от слова «крутить, закручивать»).                                                

Закрутка - это то же самое, что и столбушка. В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.

Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.

Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет тулово нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.

Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!

Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!

Дополнить костюм могут передник, платок, бусы - все, что подскажет ваша фантазия. Подобную куклу можно одеть в народный костюм своей местности - это особенно интересно!

Столбушка - в отличие от многих традиционных кукол она всегда устойчиво стоит. По свидетельству этнографов начала ХХ века, в некоторых крестьянских домах насчитывалось до сотни кукол -  Столбушек. Именно они становились персонажами разыгрываемых обрядовых сцен.

С Х Е М А

                         

          Существует несколько способов изготовления кукол-закруток. 

Последовательность изготовления куклы – закрутки  (женский вариант)

 

1.  На ткань наложить ватин, отогнуть края наизнанку на 2 см, ткань закрутить. Свободный край бокового среза загнуть наизнанку, подклеить снизу.

2.  На уровне линии шеи (1\5 высоты туловища) перевязать закрутку нитками, концы закрепить узлом

3 Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута, накрыть верх закрутки, сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи. Подогнуть срез рукава, забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой, затянуть оставшуюся ткань на линии талии.

4.  Изготовить волосы и косы, закрепить по центру головы.

5. Оформление куклы. От общего вида куклы зависит характер образа. Костюм можно украсить вышивкой, тесьмой, лентами.

    

  Последовательность изготовления куклы-закрутки (мужской вариант)

 

1.  Кусок ткани с прокладкой, предназначенной для штанов, сложить треугольником, подогнуть срезы, забрать лишнюю ткань внутрь, с двух сторон перетянуть ниткой.

2. Второй кусок ткани, предназначенной для туловища, скрутить и обхватить середину штанов. Затянуть ткань на линии талии и линии шеи.

3.  Накрыть туловище белым лоскутом, сформировать голову и руки. Затянуть ниткой по линии шеи и перетянуть кисти рук.                                                            4. Затянуть оставшуюся ткань на линии талии.                                                           5. Оформить голову и отделать рубаху.

Наряжать куклу можно по-разному – юбочку или сарафан. Сделать юбку можно, не используя швейную иглу. Для этого надо вырезать ткань в виде круга с отверстием посередине – получится юбка-солнце. Юбку также можно сделать запашной, заложив в складочки полоску ткани и затянув ниткой на талии. В обеих случаях верх юбки надо покрыть широким поясом (тесьма, лента и т.п.)Дополнить костюм могут передник, платок, бусы, все, что подскажет ваша фантазия.   Головной убор: для девушек – повязка и венец;  для женщин – повойник, кокошник, кичка, платок. Для украшения головных уборов использовались бисер, вышивка золотой нитью, жемчуг.

           Второй  вариант  изготовления  куклы – закрутки.

Заготовить 4 квадрата размером 16*16 см:

1 из однотонной ткани,

3 штуки из разноцветной ткани,

1 деталь треугольной формы с размером катета 13 см (косынка).

Кусочки ватина или синтепона.

Взять квадрат из однотонной ткани положить в центр детали синтепон и сделав шарик закрутить нитками. Из противоположных углов квадрата оформить ручки.

Сделать два шарика из разноцветной ткани - это грудь куклы.

Приложить грудь к заготовленной детали и скрутить нитками.

Оставшуюся деталь сложить в виде треугольника или квадрата и, приложив к спинке куклы закрутить нитками.

Переходим к украшению куклы: на голову повязать косынку, на талию завязать передник (можно использовать тесьму, атласную ленту, кружево бисер, бусинки).

Кукла готова!

         В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого. В северных поселениях девушки во время святочных гаданий загадывали и писали на бересте заветное имя суженого, а из свёрнутой в трубочку берестяной коры изготавливали незатейливых кукол.

                    http://festival.1september.ru/articles/566636/img9.jpghttp://festival.1september.ru/articles/566636/img10.jpg

Очень простая в изготовлении кукла. Делалась из простой льняной ткани. Куколку прятали от посторонних глаз. Когда загадывали желания, куколке "дарили" что-нибудь. К кукле пришивали пуговку или бусинку или привязывали бантик, и она исполняла желания. Куколка хранилась всю жизнь. Со временем становилась всё наряднее.

http://festival.1september.ru/articles/566636/img8.jpg

 

 

 

Кукла Утешительница

Это красивая локтевая кукла ! Она изготавливается на основе столбушки. Что бы кукла помогла её пережить ей "дарили" конфеты, денежки, маленькие бублики.

 

 

Технология изготовления:

http://festival.1september.ru/articles/566636/img1.jpg

Свернуть тетрадь (бересту) в трубку.

 

http://festival.1september.ru/articles/566636/img2.jpg

Обвернуть тканью. Остатки заправить внутрь трубки.

http://festival.1september.ru/articles/566636/img3.jpg

Обвернуть место, где будет голова белой тканью. Обвязать в 3 местах.

http://festival.1september.ru/articles/566636/img4.jpg

Привязать юбку.

http://festival.1september.ru/articles/566636/img5.jpg

Сделать скатку из ткани. Вложить в полосу ткани (10*100). Вложить скатку посередине, обвернуть, обвязать с 2 сторон. Концы скрутить.

http://festival.1september.ru/articles/566636/img6.jpg

Привязать грудь крест-накрест. Концы скрученных рук привязать по талии.

http://festival.1september.ru/articles/566636/img7.jpg

Привязать передник. Убрать голову перевязкой и платком. Завязать тесёмкой.

http://festival.1september.ru/articles/566636/img8.jpg

Повязать пояс. На пояс повесить конфетки, денежки...

 

Кукушка – куколка, вместе с которой двенадцатилетние девочки-подростки вступали в пору зрелого девичества, объявляли себя девушками. Обряд проводили перед Троицей – шли далеко в лес, пели там песни, водили хороводы, а также символически хоронили кукол-Кукушек. При этом девушки приносили клятвы быть в будущем хорошими матерями. Кукушки также помогали избавиться от одиночества и тоски. Для этого девочки тет-а-тет рассказывали куклам свои беды, а затем сжигали своих тряпичных визави. Одновременно сгорали и все девичьи проблемы.

 

    Кукол - Капусток мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализируя о готовности к браку – мол, пора засылать сватов.

     Плюс, Капусткам полагалось притягивать к дому самых завидных женихов.

        Кукла-Капусткаженихам  приманка.

      Если  пора  замуж, делайте  её.

      И  в  окошко  ставьте – это  не  обманка:

                                     В  гости  ждите  сваху – счастие  своё.

Крупеничка (Зерновушка)

 Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит, то и образ, дающий этот урожай, женский. Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо - жизни.

 Последовательность изготовления

 

1. Обвести шаблоны основы и раскроить

2. Сложить пополам, сколоть булавками, стачать швом «строчка».

3. Одно отверстие завязать нитками. Мешочек вывернуть.

4. Мешочек наполнить крупой (не полностью).

5. Затянуть мешочек нитками сверху и на уровне шеи. Оформить голову.

6. Выкроить платок, повязать. Можно сделать косу и надеть передник.

Крупеничка

 

“Уроди вам, боже, гречи без счёту. Без хлеба и каши ни во что труды наши!”

 

                                    

3). Заключение

 

Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

 

 

III.           Заключительный этап

 

1.Предварительная экономическая   оценка изделия

Никаких затрат у меня не было. Остатков ткани, кружев, шитья, различных бус у нас дома и у бабушки очень много (старые люди всё хранят), ниток и пряжи тоже достаточно. Мне не пришлось ничего покупать.

2. Экономическое обоснование проекта

1).  Работала я в светлое время суток, ткань гладила  в кабинете технологии, где в основном и  шила. Так что затрат на электроэнергию не было.

2). Оформила   проект с помощью компьютерной техники. Для этого я использовала следующие устройства:

персональный компьютер – для набора текста. Вставки рисунков, фото;

принтер – для распечатки пояснительной записки;

модем – для соединения с Интернетом.

3).Ориентировочная стоимость оборудования ПК составляет 30 тыс. руб. срок эксплуатации – 5 лет. Это составляет: 5 лет по 300 рабочих дней=1500д.

Стоимость работы оборудования за один день: 30000руб./1500д=20руб.

Работа по оформлению проекта заняла 5 дней, стоимость амортизации оборудования составила: 20руб. х 5=100 руб.

4).При выборе изделия и оформлении пояснительной записки я пользовалась Интернетом. Тариф – 460 руб. в месяц. 24 ч х 30 дней=720 ч

Стоимость 1 часа пользования: 460/720=7 руб.

Поиски заняли 10 часов, стоимость работы в Интернете: 7руб. х 10ч=70 руб.

 

Стоимость файловой папки – 36 руб.

Бумаги – 25руб.

Стоимость краски – 38 руб.  

Стоимость оформления проекта составляет:100 + 70 + 36 + 25 + 38 = 267руб 

 

Я не стала считать стоимость работы, так как пока не планирую делать такие вещи на продажу. Но  буду делать всегда!

Считаю свое изделие экономически целесообразным, так как продают такие вещи очень дорого. Куклы – обереги нужно делать самим. Только тогда они будут оберегами!

3. Экологическая оценка проекта

    https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=514352ded00e65d2791db20a9664c946&n=33&h=215&w=361

 

При изготовлении проекта были использованы только экологически чистые натуральные материалы. Это означает, что при естественных процессах тления или горения моё изделие не загрязнит окружающую среду.

 Технология изготовления не наносит вреда окружающей среде, так как изделие  выполняется вручную – это экологически чистое производство: нет выбросов, загрязняющих почву, водоемы.

 Остатки ткани и ниток   можно использовать для других изделий.

Вывод – проект экологически целесообразен, его производство не наносит вреда здоровью человека и окружающей среде.

 

4.     Самооценка

 

Я считаю, что хорошо справилась с заданием.сса

Данная работа дала мне возможность выразить себя, проявить творческую фантазию.  Выполненные куколки оригинальны, удивляют  и радуют глаз, могут служить  оберегами  моего дома, так же это и прекрасный  подарок.

Поставленные цели и задачи я выполнила:

 - была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды;

- освоена технология выполнения;

- изготовлено методическое пособие;

- изготовлены образцы;

- создана выставка - стенд работ в кабинете технологии;

- получила награду на муниципальной выставке «Красота Божьего мира».

 

 

5.     Разработка рекламного проспекта

         Я думаю, что рекламировать – это неверно. Нужно знакомить сверстников, детей, да и взрослых тоже с народной куклой, её ролью в жизни человека.

         Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

         Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

                     Кусочек  ткани  в  столбик  я  сверну,

                   Получится  для  куколки  хорошая  основа.

                   А  белой  тряпочкой  лицо  ей  обтяну,

                   И  вот  уж  куколка  практически  готова.  

                                           

                   С  любовью  лоскутки  переберу,

                   Отсортирую  и  разрежу  так, как  нужно.

                   И  гармонично  цветовую  гамму  подберу,

                   И  спорится  работа  очень  дружно.

 

                 Шло  время, и  года  свивалися  в  века.

                  Но, не  забыв  традиции  лоскутной,

                  И  в  двадцать  первом  веке, как  в  былые  времена,

                  Увлечены  искусством  этим  люди  безрассудно!    

 

                  Мелькают  дни, летят  года,

                  Века  сменяются  веками.

                  Но  люди  не  забудут  никогда,

                 Что  сами  рукотворно  создавали!

 

 Люди!!! Помните свои традиции – они основа нашей жизни.

А если хотите научиться делать куклы – обереги, ходите на мастер – классы к Мастерам. Если появиться желание, приходите ко мне – я научу вас всему, что умею сама бесплатно. Я учусь в МБОУ СОШ №59 г. Узловая.

                             

 

6.     Использованная литература и Интернет ресурсы

         Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2011

Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. Волгоград: Учитель, 2009

Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология – М: Культура и традиции, 2007.

Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: Паритет, 2010

Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс]. URL: http://www.rukukla.ru (дата обращения: 05.10.2011)

Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. СПб.: Детство-пресс, 2011.

Электронный ресурс "Русская тряпичная кукла".   Дайн  Г.Л., Дайн М.Б. 2007 г

Интернет-ресурсы:

 www.krupenichka.ru

 http://www.oxanafa.ru/narkykla/

 http://slovarozhegova.ru

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Проект Куклы

Проект Куклы

Содержание I .Организационно-подготовительный этап 1

Содержание I .Организационно-подготовительный этап 1

I. Организационно - подготовительный этап

I. Организационно - подготовительный этап

Актуальность, гипотеза, объект и предмет исследования

Актуальность, гипотеза, объект и предмет исследования

Так появились боги: Сварог, Дажьбог,

Так появились боги: Сварог, Дажьбог,

Умение ребенка оценивали взрослые

Умение ребенка оценивали взрослые

Разработка и анализ идей. Выбор оптимального варианта

Разработка и анализ идей. Выбор оптимального варианта

Требования к изделию Название изделия

Требования к изделию Название изделия

Организация рабочего места

Организация рабочего места

II .Технологический этап 1

II .Технологический этап 1

Правила техники безопасности при работе с компьютером

Правила техники безопасности при работе с компьютером

Потом у оберегов появились и другие "обязанности"

Потом у оберегов появились и другие "обязанности"

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой

Обережная куколка охраняла человека от злых духов на протяжении всей его жизни, помогала в трудную минуту

Обережная куколка охраняла человека от злых духов на протяжении всей его жизни, помогала в трудную минуту

Точно так же готовим лоскуток поменьше, только не перегибаем его пополам

Точно так же готовим лоскуток поменьше, только не перегибаем его пополам

В ней простейшими приёмами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа

В ней простейшими приёмами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа

Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной

Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной

Внизу тело подгибаем, помещаем ноги и перевязываем также плотно

Внизу тело подгибаем, помещаем ноги и перевязываем также плотно

Купавка – это обрядовая кукла-однодневка

Купавка – это обрядовая кукла-однодневка

Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной - полевой аромат

Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной - полевой аромат

Насыпаем на середину немного травы

Насыпаем на середину немного травы

О куклах – закрутках сейчас расскажу

О куклах – закрутках сейчас расскажу

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе

Последовательность изготовления куклы – закрутки (женский вариант) 1

Последовательность изготовления куклы – закрутки (женский вариант) 1

Взять квадрат из однотонной ткани положить в центр детали синтепон и сделав шарик закрутить нитками

Взять квадрат из однотонной ткани положить в центр детали синтепон и сделав шарик закрутить нитками

Технология изготовления:

Технология изготовления:

Крупеничка (Зерновушка) Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл

Крупеничка (Зерновушка) Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья

Я не стала считать стоимость работы, так как пока не планирую делать такие вещи на продажу

Я не стала считать стоимость работы, так как пока не планирую делать такие вещи на продажу

Кукла не рождается сама: ее создает человек

Кукла не рождается сама: ее создает человек

Использованная литература и Интернет ресурсы

Использованная литература и Интернет ресурсы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2020