Проект "Лес - наш друг"
Оценка 4.9

Проект "Лес - наш друг"

Оценка 4.9
doc
12.09.2024
Проект "Лес - наш друг"
Проект по экологическому воспитанию детей по теме Лес наше богатство.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №5»

 

 

 

 

 

Проект

«Лес – наш друг»

 

  

 

                                                   Автор проекта:            

                                                  учитель начальных классов

                       Дудина Е.М.

 

 

2020 г.

 

 «Лес – наш друг»

(проект)

                      В сосновом бору,
                        В березовой роще,
                                                      Где так многогранно желание жить,
                                                            Мне, сильному, только добрее и проще
                                        И человечней хочется быть.
                                                             А.Яшин

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-май)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники: педагог, учащиеся 3 класса

Предварительная работа: чтение художественной литературы о лесе, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.

Актуальность проекта: Вблизи нашего села красивая природа, удивительный лес, прекрасные места для отдыха, о которых наши дети мало, что знают, т.к. самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на школьниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей.

     Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь.  Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру школьников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью  мы разработали проект «Лес – наш друг», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Цель: формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений  о лесе, его значении для жизни всего живого через  различные виды деятельности.

Задачи:

1.     Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.

2.     Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

3.     Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

  Учебные вопросы:

    - Что такое лес?

  - Какие растения встречаются в лесу?

  - Назовите животных, населяющие леса Урала.

  - Чем является лес для растений и животных?

  - Какие роли выполняет лес?

  - Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

  - Какие экологические проблемы могут возникнуть в лесу по вине человека?

  - О чем должны помнить люди, приходя в лес?

-  Чем мы можем  помочь в сохранении леса?

 

Методы обеспечения:                                                                     

·       Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;

·       Беседы;

·       Опытно-экспериментальная деятельность;

·       Игровая деятельность;

·       Практическая (продуктивная) деятельность.

 

 

 

 

Этапы осуществления проекта:

1.     Подготовительный этап:

·        Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью

- Какие деревья ты знаешь?

- Какое значение они имеют в жизни человека и животных?

- Как правильно использовать лес?

- Какие меры по охране леса вам известны?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

- определили цель и задачи проекта,

- разработали план мероприятий.

 

·       Подобрать художественную литературу для детей по теме;

·       Подобрать дидактический и наглядный материал;

 

2.     Основной этап:

·       Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов, бесед  и мероприятий.

·       Практическая часть:

·       Беседы по теме;

·       Выпуск газеты  о деревьях,  видах кормушек и видах корма для птиц;

·       Оформление плаката «Берегите лес»;

·       Оформление выставок семейного творчества;

·       Изготовление макета «Наш лес» ;

·       Изготовление гербария «Растения Урала»

·       Проведение акции «Вырасти зеленого друга»;

·       Изготовление лэпбука «Охрана природы»

·       Участие в конкурсах по экологии

 

·       Связь с другими видами деятельности:

ü Игровая

ü Продуктивная

ü Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

ü Физическое развитие (физминутки, подвижные игры)

·       Домашние задания:

ü Выставка семейного творчества «Поделки из природного материала», «Лес – зеленый друг»;

ü Подготовка материала для фотовыставки;

ü Экскурсии в лес вблизи села;

ü Изготовление кормушек  вместе с родителями.

 

3.     Заключительный этап:

·       Презентация проекта (мультимедийная);

·       Проведение развлечения «Лес – наш друг»;

·       Оформление мини-музея в классе «Лес».

 

 

Реализация проекта:

1.     Создание условий для выполнения проекта.

2.     Составление плана мероприятий.

3.     Наблюдения на прогулках.

4.     Познавательные беседы.

5.     Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

6.     Опытно-экспериментальная деятельность

7.     Взаимодействие с родителями (изготовление кормушек, участие в акции «Подкормите птиц зимой», «Вырасти зеленого друга» участие в выставках семейного творчества и др.)

8.     Проведение мероприятия «Лес – наш друг»

 

 

Ожидаемые результаты:

     Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса); повысить уровень знаний по охране окружающей среды;

Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами,  научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

5) формирование эстетических потребностей;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

5) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 

Предметные результаты:

1)                         сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2)                         осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3)                         освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

4)                         развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

·                   Формирование чувства гордости за красоту родного края;

·                   уважительного отношения к иному мнению;

·                   развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·                   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

·                   формирование эстетических потребностей.

Метапредметные результаты:

·                   способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

·                   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·                   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·                   активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

·                   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

·                   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·                   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·                   определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 

План мероприятий на сентябрь-апрель

 

Сроки проведения

Мероприятия

Сентябрь

1.Беседа «Что такое лес». Правила поведения в лесу. Экологические знаки.

2. Занятие-экскурсия  «Я исследователь»  «Что растет в лесу»

3.Художественное творчество «По грибы мы в лес пойдем»

4. Чтение рассказов М.Пришвина  об уральской природе. Наблюдение за листопадом. Сбор осенних листьев для гербария .

5.Акция «Вырасти зеленого друга». Посадка саженцев кустарников и деревьев.

Октябрь

1. Занятие «Я исследователь» по темам «Строение дерева», «Загадки осенних листьев»

2. Беседа «Зачем деревья сбрасывают листья» Чтение рассказа О.Скоролуповой «Как деревья наряд меняли»

3. Игра-викторина по теме проекта: «С какого дерева листок», «Найди дерево», «Деревья и плоды» и др.

4.Художественное творчество «Осенний лес» (коллективное панно)

Ноябрь

1.Занятие «Я исследователь»  «Кто живет в лесу» (Животные)

2. Экскурсия в берёзовую рощу. Беседа «Берёза – русская красавица. Проведение народных игр.

3. Изготовление д/игры «Рассели животных по домам»

4. Создание газеты «Деревья нашего леса» с хозяином –  Старичком Лесовичком.

Декабрь

1. Занятие «Я исследователь»  «Кто живет в лесу». Развешивание кормушек на территории школы, подкормка птиц.

2. Беседа «Жизнь в лесу зимой»

3.Выставка рисунков «Околдован невидимкой дремлет лес под сказку сна…»

4.Акция "Зеленая елочка - живая иголочка" (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей).

Январь

1. Занятие «Я исследователь»  «Этажи леса»

2.Беседа «Какую пользу приносят деревья» Изготовление схемы-пособия.

3. Занятие «Я исследователь»  «Санитары леса» (муравьи, дятел, волк)

4. Художественное творчество  «Белая береза» (граттаж, рисование ластиком)

Февраль

1.Занятие «Я исследователь» «Хвойный лес». Рассматривание шишек, хвои.

2.Познавательная беседа «Знакомство с Красной Книгой» Деревья и растения из Красной Книги России.

3. Экскурсия в зимний лес.

4.Художественное творчество «Зимний лес», работа с бумагой.

5.Изготовенеие макета «Наш лес»

 

Март

1.Занятие «Я исследователь» «Весна в лесу»

2.Наблюдения за срезанными ветками березы, тополя. Зарисовки.

3. Создание книги "Жалобная книга леса"

4. Творческое задание: Придумать рассказ «О чем бы могла рассказать сорока, которую мы встретили»

5. Изготовление лэпбука «Охрана природы»

Апрель

1. Занятие «Я исследователь» «Лес – легкие планеты»

2. Беседа о правилах поведения «Берегите лес»

3.Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. д.) Как можно защитить лес.

4.Обобщающая беседа «Путешествие в лес»

5.Выставка семейного творчества «Лес – зеленый друг»

 

Май

1. Наблюдение за цветущими кустарниками и деревьями

2.Чтение рассказа М.Пришвина «Разговор деревьев». Рисование «Черемуха душистая»

3. Художественное творчество «Сирень» (рисование поролоном)

4. Презентация проекта и мини-музея «Чудеса леса»

Развлечение «Лес – наш друг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.

2. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010. – 560 с.

3.Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие . - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.

4.Воспитатель ДОУ № 1/2009

5. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2007.

7. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013

8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

9. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.

10. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008, -256с.

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №5»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №5»

Лес – наш друг» (проект)

Лес – наш друг» (проект)

Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи

Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи

Игровая деятельность; ·

Игровая деятельность; ·

Связь с другими видами деятельности: ü

Связь с другими видами деятельности: ü

Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать…

Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать…

Предметные результаты: 1) сформированность уважительного отношения к

Предметные результаты: 1) сформированность уважительного отношения к

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; · использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; · использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

Октябрь 1. Занятие «Я исследователь» по темам «Строение дерева», «Загадки осенних листьев» 2

Октябрь 1. Занятие «Я исследователь» по темам «Строение дерева», «Загадки осенних листьев» 2

Март 1.Занятие «Я исследователь» «Весна в лесу» 2

Март 1.Занятие «Я исследователь» «Весна в лесу» 2

Литература: 1.Николаева С.Н.

Литература: 1.Николаева С.Н.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2024