Проект "Лес - наш друг"

  • doc
  • 12.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект по экологическому воспитанию детей по теме Лес наше богатство.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №5»

 

 

 

 

 

Проект

«Лес – наш друг»

 

  

 

                                                   Автор проекта:            

                                                  учитель начальных классов

                       Дудина Е.М.

 

 

2020 г.

 

 «Лес – наш друг»

(проект)

                      В сосновом бору,
                        В березовой роще,
                                                      Где так многогранно желание жить,
                                                            Мне, сильному, только добрее и проще
                                        И человечней хочется быть.
                                                             А.Яшин

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-май)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники: педагог, учащиеся 3 класса

Предварительная работа: чтение художественной литературы о лесе, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.

Актуальность проекта: Вблизи нашего села красивая природа, удивительный лес, прекрасные места для отдыха, о которых наши дети мало, что знают, т.к. самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на школьниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей.

     Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь.  Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру школьников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью  мы разработали проект «Лес – наш друг», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Цель: формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений  о лесе, его значении для жизни всего живого через  различные виды деятельности.

Задачи:

1.     Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.

2.     Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

3.     Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

  Учебные вопросы:

    - Что такое лес?

  - Какие растения встречаются в лесу?

  - Назовите животных, населяющие леса Урала.

  - Чем является лес для растений и животных?

  - Какие роли выполняет лес?

  - Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

  - Какие экологические проблемы могут возникнуть в лесу по вине человека?

  - О чем должны помнить люди, приходя в лес?

-  Чем мы можем  помочь в сохранении леса?

 

Методы обеспечения:                                                                     

·       Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;

·       Беседы;

·       Опытно-экспериментальная деятельность;

·       Игровая деятельность;

·       Практическая (продуктивная) деятельность.

 

 

 

 

Этапы осуществления проекта:

1.     Подготовительный этап:

·        Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью

- Какие деревья ты знаешь?

- Какое значение они имеют в жизни человека и животных?

- Как правильно использовать лес?

- Какие меры по охране леса вам известны?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

- определили цель и задачи проекта,

- разработали план мероприятий.

 

·       Подобрать художественную литературу для детей по теме;

·       Подобрать дидактический и наглядный материал;

 

2.     Основной этап:

·       Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов, бесед  и мероприятий.

·       Практическая часть:

·       Беседы по теме;

·       Выпуск газеты  о деревьях,  видах кормушек и видах корма для птиц;

·       Оформление плаката «Берегите лес»;

·       Оформление выставок семейного творчества;

·       Изготовление макета «Наш лес» ;

·       Изготовление гербария «Растения Урала»

·       Проведение акции «Вырасти зеленого друга»;

·       Изготовление лэпбука «Охрана природы»

·       Участие в конкурсах по экологии

 

·       Связь с другими видами деятельности:

ü Игровая

ü Продуктивная

ü Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

ü Физическое развитие (физминутки, подвижные игры)

·       Домашние задания:

ü Выставка семейного творчества «Поделки из природного материала», «Лес – зеленый друг»;

ü Подготовка материала для фотовыставки;

ü Экскурсии в лес вблизи села;

ü Изготовление кормушек  вместе с родителями.

 

3.     Заключительный этап:

·       Презентация проекта (мультимедийная);

·       Проведение развлечения «Лес – наш друг»;

·       Оформление мини-музея в классе «Лес».

 

 

Реализация проекта:

1.     Создание условий для выполнения проекта.

2.     Составление плана мероприятий.

3.     Наблюдения на прогулках.

4.     Познавательные беседы.

5.     Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

6.     Опытно-экспериментальная деятельность

7.     Взаимодействие с родителями (изготовление кормушек, участие в акции «Подкормите птиц зимой», «Вырасти зеленого друга» участие в выставках семейного творчества и др.)

8.     Проведение мероприятия «Лес – наш друг»

 

 

Ожидаемые результаты:

     Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса); повысить уровень знаний по охране окружающей среды;

Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами,  научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

5) формирование эстетических потребностей;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

5) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 

Предметные результаты:

1)                         сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2)                         осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3)                         освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

4)                         развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

·                   Формирование чувства гордости за красоту родного края;

·                   уважительного отношения к иному мнению;

·                   развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·                   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

·                   формирование эстетических потребностей.

Метапредметные результаты:

·                   способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

·                   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·                   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·                   активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

·                   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

·                   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·                   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·                   определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 

План мероприятий на сентябрь-апрель

 

Сроки проведения

Мероприятия

Сентябрь

1.Беседа «Что такое лес». Правила поведения в лесу. Экологические знаки.

2. Занятие-экскурсия  «Я исследователь»  «Что растет в лесу»

3.Художественное творчество «По грибы мы в лес пойдем»

4. Чтение рассказов М.Пришвина  об уральской природе. Наблюдение за листопадом. Сбор осенних листьев для гербария .

5.Акция «Вырасти зеленого друга». Посадка саженцев кустарников и деревьев.

Октябрь

1. Занятие «Я исследователь» по темам «Строение дерева», «Загадки осенних листьев»

2. Беседа «Зачем деревья сбрасывают листья» Чтение рассказа О.Скоролуповой «Как деревья наряд меняли»

3. Игра-викторина по теме проекта: «С какого дерева листок», «Найди дерево», «Деревья и плоды» и др.

4.Художественное творчество «Осенний лес» (коллективное панно)

Ноябрь

1.Занятие «Я исследователь»  «Кто живет в лесу» (Животные)

2. Экскурсия в берёзовую рощу. Беседа «Берёза – русская красавица. Проведение народных игр.

3. Изготовление д/игры «Рассели животных по домам»

4. Создание газеты «Деревья нашего леса» с хозяином –  Старичком Лесовичком.

Декабрь

1. Занятие «Я исследователь»  «Кто живет в лесу». Развешивание кормушек на территории школы, подкормка птиц.

2. Беседа «Жизнь в лесу зимой»

3.Выставка рисунков «Околдован невидимкой дремлет лес под сказку сна…»

4.Акция "Зеленая елочка - живая иголочка" (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей).

Январь

1. Занятие «Я исследователь»  «Этажи леса»

2.Беседа «Какую пользу приносят деревья» Изготовление схемы-пособия.

3. Занятие «Я исследователь»  «Санитары леса» (муравьи, дятел, волк)

4. Художественное творчество  «Белая береза» (граттаж, рисование ластиком)

Февраль

1.Занятие «Я исследователь» «Хвойный лес». Рассматривание шишек, хвои.

2.Познавательная беседа «Знакомство с Красной Книгой» Деревья и растения из Красной Книги России.

3. Экскурсия в зимний лес.

4.Художественное творчество «Зимний лес», работа с бумагой.

5.Изготовенеие макета «Наш лес»

 

Март

1.Занятие «Я исследователь» «Весна в лесу»

2.Наблюдения за срезанными ветками березы, тополя. Зарисовки.

3. Создание книги "Жалобная книга леса"

4. Творческое задание: Придумать рассказ «О чем бы могла рассказать сорока, которую мы встретили»

5. Изготовление лэпбука «Охрана природы»

Апрель

1. Занятие «Я исследователь» «Лес – легкие планеты»

2. Беседа о правилах поведения «Берегите лес»

3.Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. д.) Как можно защитить лес.

4.Обобщающая беседа «Путешествие в лес»

5.Выставка семейного творчества «Лес – зеленый друг»

 

Май

1. Наблюдение за цветущими кустарниками и деревьями

2.Чтение рассказа М.Пришвина «Разговор деревьев». Рисование «Черемуха душистая»

3. Художественное творчество «Сирень» (рисование поролоном)

4. Презентация проекта и мини-музея «Чудеса леса»

Развлечение «Лес – наш друг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.

2. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010. – 560 с.

3.Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие . - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.

4.Воспитатель ДОУ № 1/2009

5. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2007.

7. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013

8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

9. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.

10. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008, -256с.