Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №5»
Проект
«Лес – наш друг»
Автор проекта:
учитель начальных классов
Дудина Е.М.
2020 г.
«Лес – наш друг»
(проект)
В сосновом бору,
В березовой роще,
Где так многогранно
желание жить,
Мне, сильному,
только добрее и проще
И человечней хочется быть.
А.Яшин
Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-май)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники: педагог, учащиеся 3 класса
Предварительная работа: чтение художественной литературы о лесе, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.
Актуальность проекта: Вблизи нашего села красивая природа, удивительный лес, прекрасные места для отдыха, о которых наши дети мало, что знают, т.к. самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на школьниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей.
Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру школьников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали проект «Лес – наш друг», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Цель: формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Учебные вопросы:
- Что такое лес?
- Какие растения встречаются в лесу?
- Назовите животных, населяющие леса Урала.
- Чем является лес для растений и животных?
- Какие роли выполняет лес?
- Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
- Какие экологические проблемы могут возникнуть в лесу по вине человека?
- О чем должны помнить люди, приходя в лес?
- Чем мы можем помочь в сохранении леса?
Методы обеспечения:
· Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
· Беседы;
· Опытно-экспериментальная деятельность;
· Игровая деятельность;
· Практическая (продуктивная) деятельность.
Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный этап:
· Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью
- Какие деревья ты знаешь?
- Какое значение они имеют в жизни человека и животных?
- Как правильно использовать лес?
- Какие меры по охране леса вам известны?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
- определили цель и задачи проекта,
- разработали план мероприятий.
· Подобрать художественную литературу для детей по теме;
· Подобрать дидактический и наглядный материал;
2. Основной этап:
· Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов, бесед и мероприятий.
· Практическая часть:
· Беседы по теме;
· Выпуск газеты о деревьях, видах кормушек и видах корма для птиц;
· Оформление плаката «Берегите лес»;
· Оформление выставок семейного творчества;
· Изготовление макета «Наш лес» ;
· Изготовление гербария «Растения Урала»
· Проведение акции «Вырасти зеленого друга»;
· Изготовление лэпбука «Охрана природы»
· Участие в конкурсах по экологии
· Связь с другими видами деятельности:
ü Игровая
ü Продуктивная
ü Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
ü Физическое развитие (физминутки, подвижные игры)
· Домашние задания:
ü Выставка семейного творчества «Поделки из природного материала», «Лес – зеленый друг»;
ü Подготовка материала для фотовыставки;
ü Экскурсии в лес вблизи села;
ü Изготовление кормушек вместе с родителями.
3. Заключительный этап:
· Презентация проекта (мультимедийная);
· Проведение развлечения «Лес – наш друг»;
· Оформление мини-музея в классе «Лес».
Реализация проекта:
1. Создание условий для выполнения проекта.
2. Составление плана мероприятий.
3. Наблюдения на прогулках.
4. Познавательные беседы.
5. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
6. Опытно-экспериментальная деятельность
7. Взаимодействие с родителями (изготовление кормушек, участие в акции «Подкормите птиц зимой», «Вырасти зеленого друга» участие в выставках семейного творчества и др.)
8. Проведение мероприятия «Лес – наш друг»
Ожидаемые результаты:
Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса); повысить уровень знаний по охране окружающей среды;
Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
5) формирование эстетических потребностей;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
5) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
· Формирование чувства гордости за красоту родного края;
· уважительного отношения к иному мнению;
· развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
· формирование эстетических потребностей.
Метапредметные результаты:
· способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
План мероприятий на сентябрь-апрель
Сроки проведения |
Мероприятия |
Сентябрь |
1.Беседа «Что такое лес». Правила поведения в лесу. Экологические знаки. 2. Занятие-экскурсия «Я исследователь» «Что растет в лесу» 3.Художественное творчество «По грибы мы в лес пойдем» 4. Чтение рассказов М.Пришвина об уральской природе. Наблюдение за листопадом. Сбор осенних листьев для гербария . 5.Акция «Вырасти зеленого друга». Посадка саженцев кустарников и деревьев. |
Октябрь |
1. Занятие «Я исследователь» по темам «Строение дерева», «Загадки осенних листьев» 2. Беседа «Зачем деревья сбрасывают листья» Чтение рассказа О.Скоролуповой «Как деревья наряд меняли» 3. Игра-викторина по теме проекта: «С какого дерева листок», «Найди дерево», «Деревья и плоды» и др. 4.Художественное творчество «Осенний лес» (коллективное панно) |
Ноябрь |
1.Занятие «Я исследователь» «Кто живет в лесу» (Животные) 2. Экскурсия в берёзовую рощу. Беседа «Берёза – русская красавица. Проведение народных игр. 3. Изготовление д/игры «Рассели животных по домам» 4. Создание газеты «Деревья нашего леса» с хозяином – Старичком Лесовичком. |
Декабрь |
1. Занятие «Я исследователь» «Кто живет в лесу». Развешивание кормушек на территории школы, подкормка птиц. 2. Беседа «Жизнь в лесу зимой» 3.Выставка рисунков «Околдован невидимкой дремлет лес под сказку сна…» 4.Акция "Зеленая елочка - живая иголочка" (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей). |
Январь |
1. Занятие «Я исследователь» «Этажи леса» 2.Беседа «Какую пользу приносят деревья» Изготовление схемы-пособия. 3. Занятие «Я исследователь» «Санитары леса» (муравьи, дятел, волк) 4. Художественное творчество «Белая береза» (граттаж, рисование ластиком) |
Февраль |
1.Занятие «Я исследователь» «Хвойный лес». Рассматривание шишек, хвои. 2.Познавательная беседа «Знакомство с Красной Книгой» Деревья и растения из Красной Книги России. 3. Экскурсия в зимний лес. 4.Художественное творчество «Зимний лес», работа с бумагой. 5.Изготовенеие макета «Наш лес»
|
Март |
1.Занятие «Я исследователь» «Весна в лесу» 2.Наблюдения за срезанными ветками березы, тополя. Зарисовки. 3. Создание книги "Жалобная книга леса" 4. Творческое задание: Придумать рассказ «О чем бы могла рассказать сорока, которую мы встретили» 5. Изготовление лэпбука «Охрана природы» |
Апрель |
1. Занятие «Я исследователь» «Лес – легкие планеты» 2. Беседа о правилах поведения «Берегите лес» 3.Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. д.) Как можно защитить лес. 4.Обобщающая беседа «Путешествие в лес» 5.Выставка семейного творчества «Лес – зеленый друг»
|
Май |
1. Наблюдение за цветущими кустарниками и деревьями 2.Чтение рассказа М.Пришвина «Разговор деревьев». Рисование «Черемуха душистая» 3. Художественное творчество «Сирень» (рисование поролоном) 4. Презентация проекта и мини-музея «Чудеса леса» Развлечение «Лес – наш друг» |
Литература:
1.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010. – 560 с.
3.Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие . - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.
4.Воспитатель ДОУ № 1/2009
5. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2007.
7. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013
8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
9. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.
10. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008, -256с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.