Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Теремок» г. Гай Оренбургской области
Познавательный проект «Литературный кайтсерфинг»
(игровой, коллективный, среди детей одной группы)
Продолжительность проекта: одна неделя.
1 разновозрастная группа.
Автор проекта:
Козлова Альфида Мухамадиевна
2018 год
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. В современных условиях само понятие «книга» почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами. Изменились сами книги. Появились новые носители информации. Читать можно и на электронных носителях, и это во многом помогает получать информацию. В то же время, крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке.
Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. Книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса, и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.
Актуальность. В современных условиях жизни идет снижение читательского интереса у детей. Дети не видят и не воспринимают литературу в единстве его содержания, смысла и выразительности. Не видят все многообразие и красоту литературной речи. Дети не любят слушать и конечно же читать художественные произведения. Нет стремления выразить свое отношение к произведению, попытаться объяснить и выразить смысл его. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. Дети не имеют практически никакого представления о книге и ее большом значении в жизни каждого человека. А знакомиться ребенок с первыми произведениями это со сказками, на опыте героев сказок он учиться, это они остаются с ним на всю жизнь. Дошкольники не умеют сами составлять рассказы из-за низкого словарного запаса, они не имеют общего представления о книге вообще.
Родители в большинстве не читают своим детям художественную литературу. Сейчас наблюдается тенденция замена книги мультфильмами и компьютерами. В следствии этого у детей отмечается нарушение речевое, мыслительное и т.д. все это отрицательно отражается на его формировании как личности. Поэтому очень важно прививать любовь у дошкольников к книге, которая даст знания и образцы поведения. Все это он увидит в литературных героях, которые своим поведением и поступками раскроют ему представление о прекрасном.
Участие дошкольников в проекте «Литературный кайтсерфинг» позволит им обогатить представления о книге, о ее значимости, развивать связную речь, и конечно же творческие способности. Самое главное это при работе над проектом опираясь на активность и инициативность дошколят, на их любовь к чему-то новому, раскрыть и показать, книги — это источник знаний – это верный друг.
Поэтому целесообразно содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» интегрировать с освоением образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие». Таким образом, задачи речевого развития детей решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Организационный этап.
Цель проекта: формирование у дошкольников ценностного отношения к книге через познавательную и творческую деятельность.
Задачи
-
расширять представления детей о многообразии книг, о том, как создаются книги.
- формировать у детей познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать.
- воспитывать бережное отношение, любовь к книге.
- способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
- воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).
- дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в развитии ребенка
Проект «Литературный кайтсерфинг» - это литературный практикум для детей младшего дошкольного возраста.
Этапы проекта.
1. Организационный этап
Детям предложено совместно со своими родителями изготовить книжки-малышки «Мои любимые сказки», «Мои любимые стихи».
Проведена квест- игра «В поисках потерянной книги», экскурсия по группам детского сада и ознакомление с имеющейся художественной литературой.
В группе был проведен день детской книги. В этот день читались различные сказки, потешки, стихи, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки.
По сюжету сказок и стихов были организованы театрализованные игры. Пословицы и поговорки применялись в общении.
2. Основной этап
понедельник |
Игровая волна |
вторник |
Стихотворная волна |
среда |
Детективная волна |
четверг |
Сказочная волна |
пятница |
Интерактивная волна |
3. Заключительный этап
пятница |
Литературная викторина «По дорогам сказок» |
Паутинка проекта
Образовательная область |
Виды деятельности |
Социально-коммуникативное развитие |
· Познавательно-исследовательская; · Коммуникативная |
Познавательное развитие
|
· Коммуникативная; · Познавательно-исследовательская; · Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
Речевое развитие
|
· Коммуникативная; · Восприятие художественной литературы |
Художественно-эстетическое развитие |
· Изобразительная; · Конструирование; · Музыкальная. |
Физкультурно-оздоровительное развитие |
· Игровая; · Коммуникативная; · Музыкальная; · Двигательная. |
План осуществления проекта (основной этап).
Совместная работа педагога с детьми |
Совместная работа родителей с детьми |
Свободная творческая деятельность детей |
Работа педагога |
Выставка
книг с любимыми произведениями детей |
Совместно с детьми вылечить книги, домашнее задание было дано (вылечить книги которые находятся в группе), и ответы как в домашних условиях привести книгу в порядок. |
Консультации для родителей: «Книжка заболела» |
|
Акция «Стихи в кармане» Прочтение стихотворений А.Л. Барто «Игрушки», -
беседа «Книги разные нужны, книги разные важны» |
Акция «Стихи в кармане» (совместно с детьми подготовить любимое стихотворение)
|
Нарисовать любимых героев произведений, и рассказ о нем (из какой сказки, что он делает, во что одет и т. д.) |
Беседа на тему: «Читаем вместе», (родителям
предложено почитать любимые произведения детей на ночь) |
Квест –игра «В поисках потерянной книги» Экскурсия в методический кабинет |
Пополнение библиотеки группы |
Изготовление закладки для книг
|
|
Драматизация сказок
|
Изготовление атрибутов к сказке |
|
|
Литературная викторина «По дорогам сказок» Оформление уголка «Книжкин дом» |
|
Нарисовать любимых героев произведений для книжки малышки, |
Подбор материала, иллюстраций для викторины |
Ожидаемый результат:
- Дети
научатся распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
- Привлечение родителей к жизни детского сада
- Сформировать у детей знания и представления о книге, а так же бережное
отношение и интерес к ней.
- Повышение уровня педагогической компетентности педагогов, разработка и внедрение проекта «Литературный кайтсерфинг» в деятельность ДОУ.
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах приобщения детей к художественной литературе, увеличить число родителей – участников мероприятий, проводимых в ДОУ.
Продукт проекта:
Изготовление книжки-малышки.
Презентация проекта:
Литературная викторина «По дорогам сказок»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.