Проект "Мансийский календарь"
Оценка 5

Проект "Мансийский календарь"

Оценка 5
docx
29.01.2020
Проект "Мансийский календарь"
проект Мансийский календарь.docx

 

 

 

 

Введение

                На уроке ОРКСЭ я прочитал о православных календарях. Мне казалось, что все календари одинаковые. Мы привыкли жить по календарю, но ведь так было не всегда. И мне стало интересно: что такое календарь, как давно он существует на земле, как велось летоисчисление,  по которому ведется отсчет времени сейчас. Меня взволновала эта проблем, и я поставил перед собой цель.

Цель:

-создать свой  мансийский календарь.

Задачи:

-узнать как можно больше информации о календарях;

-найти и отобрать нужный материал по теме проекта;

-описать существенные признаки календарей разных времен;

-познакомить с современными видами календарей и их назначением;

-раскрыть понятие о новом и старом стилях в календаре;

-установить какие года в календаре являются високосными, и научится их определять;

-выявить проблемы при создании календарей;

-описать содержание вечного календаря;

-оформить презентацию по теме проекта.

Объект: календарь.

Предмет: использование календарей в летоисчислении.

Методы: описание, анализ, изучение теоретических основ темы проекта.

Теоретическая значимость: изучить историю календаря, расширить знания по теме.

Практическая значимость: использование различных календарей, исходя из их содержания, создание своего календаря.

Гипотеза исследования:

1.Поиск информации: беседы с учителем, работа с интернет – ресурсами;

2. Сбор и изучение материала, фото архива по данной тематике.

3.Систематизация всей полученной информации (беседы, фотоматериал.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЯ

1.1 Понятие о  календарях

            Сначала я узнал, что  означает слово «календарь»:

·         Календарь–это роспись всех дней в году, с показанием и других, к сему относящихся сведений.

·         Календарь–это система счета больших промежутков времени – дней, месяцев, лет, столетий.

·         Календарь – это cистема счисления дней в году.

             Слово «календарь» пришло к нам от древних римлян и  произошло от латинских слов «caleo» — провозглашать и «calendarium» – долговая книга.  В начале года у римлян было принято рассчитываться с долгами. Долговая книга в Риме называлась «календариум». Позднее смысл этого слова был перенесён на всю систему счёта времени.

Отвечая на вопрос, "Какой сегодня день?", "Какое число?", «Когда начнутся каникулы?»

я прибегал к помощи календаря. Без календаря мы бы не знали, что у нас нынче: вчера, сегодня или завтра.

          На сегодняшний день нет точной даты возникновения первого календаря. Но можно утверждать, что уже первобытный человек каменного века проявлял интерес к солнцу, луне и звездам.  При этом древние люди, будучи очень наблюдательными, смогли подметить связь между периодической сменой времен года, видом звездного неба и высотой солнца над горизонтом, хотя еще не осознавали причинной связи.

         Солнце - центральное тело Солнечной системы. Зимой солнце в полдень(12 часов) стоит низко. Предметы отбрасывают длинные тени. Летом солнце поднимается высоко. В полдень предметы отбрасывают короткие тени.  С помощью солнца узнавали и время. Луна – естественный спутник Земли, ближайшее к ней небесное тело. Между двумя новолуниями  проходит 28 дней, почти месяц. Я узнал, что это лежит в основе создания лунного календаря.

         В этом календаре есть место быть и високосным и не високосным годам. В високосном году - 366 суток, а в не високосном 365. Промежуток времени, за который наша планета совершает один оборот вокруг своей оси, называют сутками. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Этот отрезок называется год. Год делится на 12 месяцев, продолжительностью от 28 до 31 дня. Сутки и год  – две важные единицы измерения времени. Из-за обращения Земли вокруг Солнца и наклона земной оси на планете сменяются времена года: весна, лето, осень, зима. Луна помогает разделить их на месяцы. Месяц делится на недели. В неделе 7 дней. Раньше слово неделя означало то, что сейчас означает слово воскресенье, - день, когда отдыхают, не работают. Если прислушаться к слову неделя, то можно понять из каких частей оно состоит НЕ - ДЕЛО. Существовали недели и  другой длины. В египетском календаре и французском революционном календаре использовали декады. Календарь майя включал 13- и 20-дневную неделю. В СССР использовалась 5- и 6-дневная неделя. Обычная 7-дневная неделя была введена в 1940 году.

1.2.Календари прошлого

            В древние времена у каждого народа календари были свои. Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира, другие -  от вступления на трон первого царя или смены эпохи.

Древнеегипетский солнечный календарь появился ещё в III тысячелетии до нашей эры. Жрецы-астрономы заметили, что, когда на ночном небе начинает появляться звезда Сотис (Сириус), начинается разлив Нила. Эта примета и была положена в основу египетского календаря. Календарь насчитывал 365 дней, которые делились на 3 сезона: сезон разлива Нила, сезон спада вод Нила, сезон засухи. Год длился 365 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый.

Римский календарь создавался на основе природных примет весны. Использование такого  календаря было удобно  представителям власти.

В Риме долгое время пользовались лунным календарём. Однако лунный месяц (или синодический месяц, т.е. период между двумя одинаковыми лунными фазами) составляет всего 29,5 дней, поэтому по прошествии 10 месяцев (304 дня) счёт времени останавливался, и ждали наступления весны по природным приметам. Когда по природным приметам наступала весна – дожидались первого весеннего полнолуния и в этот день объявляли о начале нового года.

Юлианский календарь был введен с 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.). Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века Европа жила по юлианскому календарю. Юлианский календарь со временем распространился по всей Европе и просуществовал более 1600 лет, прежде чем была сделана попытка заменить его новым, более точным календарём. В юлианском календаре сутки приняты за 24 часа, а год равняется 365,25 суткам. Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов — Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем.

Григорианский календарь появился в октябре 1582 года в ряде стран Европы (в Италии, Испании, Португалии, Дании, Бельгии, Франции), который был введён по имени Папы Римского Григория XIII.

Григорианский календарь учитывает лишь один объект — Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским). С целью выравнивания 6 часового отставания за год был введен високосный год. Три года считалось по 365 суток, а в каждый год четвертый  — 366 суток. Високосный год кратен четырем.

Исламский календарь - чисто лунный календарь. Календарь основан на Коране и его соблюдение – священная обязанность мусульман. 

Иудейский календарь. Это солнечно-лунный календарь. Каждый месяц имеет знак зодиака: Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева.

Восточный (китайский) календарь,  действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии. Он делится на циклы. У калмыков (монголо-язычных народов) существует особенный календарь –Буддийский лунный календарь. Среди монголо-язычных народов этот календарь был введен в XIII веке императором Хубилаем.

Японский календарь. Основан на традиционном китайском календаре. Счет ведется по 12 зодиакальным животным (Дерево, Огонь, Земля, Золото, Вода).

1.3.Основоположник русской научной хронологии

Наши предки интересовались не только астрономией вообще, но и календарными вопросами в частности. Основоположником русской научной хронологии следует считать Кирика— молодого ученого, в совершенстве изучившего вопросы теории календаря и глубоко разбиравшегося в них. В 1136 г. Кирик написал оригинальный труд под названием «Учение..., имжеведати человеку числа всех лет», т. е. «Наставление, как человеку познать счисление лет». Этот трактат по вопросам хронологии, явился первым на Руси трудом, рассматривающим вопросы измерения больших промежутков времени. В нем изложено учение о високосном годе, о вычислении пасхалий, о лунном годе и другие вопросы.

19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра-

христианское летосчисление (от «рождества Христова»).С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.

 

1.4.Старый и новый стиль календаря

      В православном календаре обозначен старый и новый стиль летоисчисления. В нем указаны церковные праздники, посты; словарь имён, жития святых, список тропарей; молитвы и евангельские чтения на каждый день; справочник храмов и монастырей России.

      Вывод: Старый стиль календаря основан на юлианском календаре, а новый стиль – на григорианском.


 

Глава 2.КЛАССИФИКАЦИЯ КАЛЕНДАРЕЙ

2.1.Классификация видов современных календарей

            Чтобы придумать свой календарь я изучил, какие виды уже существуют. Из различных источников я также узнал о том, что существует несколько видов календарей:

-        по размеру:

-        карманные;

-        настольные;

-        настенные;

-        перекидные;

-        плакатные.

-        по содержанию информации:

-        профессиональные (учительские, бухгалтерские,  медицинские);

-        исторические;

-        производственные;

-        календари знаменательных дат;

-        православные;

-        календари рыболова;

-        рекламные;

-        календари народных примет и обычаев.

            Все виды календарей основаны на григорианском календаре (кроме православного календаря).

            В интернете я нашел  календари с разнообразными названиями: «Семейный», «Молодежный», «Спортивный», «Кулинария и заготовки», «Лунный календарь садовода-огородника» и др.

            Содержание  современных видов календарей соответствует их названию.

            Например: в календаре «Семейный» даются советы родителям по вопросам воспитания в семье, затрагиваются нравственные и этические нормы поведения детей. Некоторые листки  календаря посвящены поэзии, спорту, знаменательным датам и другим вопросам.

            Календарь «Кулинария и заготовки» содержит различные рецепты для запекания и готовки.

            «Лунный календарь садовода-огородника» содержит советы для любителей – садоводов.

            В настоящее время количество выпускаемых карманных календарей растет с каждым годом и отражает исторические моменты нашей страны. Так, например карманный календарь «Северная лига» был выпущен при открытии VI окружного лично-командного турнира по быстрым шахматам (12-13 марта 2016г).

            Самый обычный календарь может нести  в себе информацию о том  времени, когда он был выпущен.  По календарю можно изучать историю.

2.2. Какие проблемы возникают  при создании календарей.

Построение календаря включает в себя две достаточно независимые процедуры:

1) надо по возможности точно измерить продолжительности астрономических циклов,

2) на основании проделанных наблюдений составить такую систему измерения времени, которая, с одной стороны, по возможности меньше отклонялась бы от выбранных космических ориентиров, а с другой — была бы не очень громоздкой и сложной.

Вывод: При создании календарей ученые должны опираться на точные астрономические данные и использовать не сложную систему измерения времени.

2.3. Создание календаря

            Я задумался, какой календарь мне нужен и решил, что он будет о нашем крае. Для создания собственного мансийского календаря мне потребовалось:

1.Определить тему;

2.Подобрать фотоматериал (копилка фотоматериала учителя);

3.Узнать названия месяцев и что они означают на мансийском языке;

4.Оформить календарь;

5.Выпустить в переплете.

          Тему природы  родного края, которая будет прослеживаться на страницах моего календаря, я выбрал не случайно. Меня всегда волнует все, что связано с моим родным краем. Я хотел показать, насколько красива и богата земля, на которой я живу, мне дорог каждый уголок, который изображен на страницах календаря. Это моя родина. Здесь я родился и вырос, здесь мои друзья и родные, тут все напоминает о моем детстве.          Работа над проектом помогла мне лучше узнать свой язык. Классный руководитель  помогла с выбором подходящей литературы.

           В ходе работы над проектом  узнал, что традиционное мансийское летоисчисление  претерпело некоторые изменения. Время стали исчислять  по лунам и называть нетрадиционным для манси лексическим элементом «месяц».При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия.

          В мансийском лунном календаре год начинается с весенних месяцев (с 1 марта- маньполь этпос) и имеет 13 месяцев( 13 месяц- месяц гагары). Каждый месяц на мансийском языке имел свое название. Оно зависело от рода занятий именно в этот период времени, от явлений природы. (Приложение 1)

Например: январь- тал котиль этпос (месяц сильных заморозков); ноябрь - называют яныг такве, потому что  этотмесяц начинается осенней охотой на зверей; май-янкнатнеэтпос, так как это время ледохода, прилета уток; февраль- ретин юсвой, месяц метелей.месяц ленивого орла.

Так я смог осуществить свой проект, создать свой календарь и буклет с названием месяцев на мансийском языке.

2.4. Анкетирование учащихся

         Мой проект «О чем говорит календарь?» заинтересовал моих одноклассников и я решил провести анкетирование среди учащихся 1-4 класса. Я подготовил вопросы для ребят  (Приложение 2) :

1.Какой сегодня день? месяц? год?

2.В каком году ты родился?

3. Какой сейчас  век?

4. Что такое календарь?

            Из 26 опрошенных – 15 учеников смогли дать ответ, а остальные 11 отвечали неуверенно или неправильно.

            Вывод: Учащиеся 3-4 классов могут дать полный ответ, знают, что такое календарь и свои дни рождения. Однако 1-2 класс еще не все имеют представления о том, что такое

« век», «календарь» и дни рождения.


 

Заключение

Выбранная  мною тема проекта «О чем говорит мансийский  календарь?» позволила решить такие  проблемы: как создавался календарь,  по которому велось и  ведется летоисчисление.  Мною был  изучен материал о календарях, который использовался  ранее и в настоящее время.  Я открыл для себя  понятия о старом и новом стилях в календаре, узнал о существовании различных видов календарей, а также классифицировал по направлениям календари прошлого и современности на сегодняшний день, узнал названия месяцев на мансийском языке и что они означают.

В результате я создал свой календарь 2015года по теме «Край родной навек любимый…».

Вывод: Какие бы не были календари, их функции и назначения схожи: они помогают человеку правильно организовать время, планировать дела, встречи, позволяют не забыть дни рождения родных, праздники, примечательные даты.

 

 

 

 

 


 

список использованных источников

1. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975г.

2. Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Вечные календари. М., 1984г.

3. Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987г.

4. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990г.

5. Куликов С. Нить времен: малая энциклопедия календаря. М., 1991г.

6.Мансийско-русский тематический словарь. Н.В.Сайнахова,С-П «Просвещение»,2002г.

7. Статья «История календаря в России и в СССР» А.М.Григоренко.

8.Большой универсальный календарь В.В. Морковин, Г.Ф.Богачева, Н.М.Луцкая, 2013г.

9. Мансийские календарные праздники и обряды. С.А.Попова. Изд.Томский университет, 2008г.

10.Толковый словарь. В.Даль. М. «Просвещение» 2013г.

11.Толковый словарь Ожегова.

Интернет ресурсы:

http://rusevik.ru/blog/1444

grigam.lisx.ru

Calend.ru

www.calend.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Название месяцев на разных языках

 

Современные русские названия

Наиболее распространенные древнеславянские названия

Мансийские названия

Январь

Сечень(время вырубки леса)

Тал котиль этпос, ват сагранпал

месяц тридцати (сломанных топорищ ) сильных морозов

Февраль

Лютый  (лютые морозы)

Ретынг  юсвой

(месяц метелей, месяц ленивого орла)

Март

Березозол  (начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь)

Маньполь этпос

(месяц малого наста, месяц прилета вороны)

Апрель

Цветень  (цветение садов)

Яныгполь этпос

(большие заморозки, большой наст)

Май

Травень (зеленеет трава)

Янк натн этпос (месяц ледохода; месяц прилета уток;  месяц рождающий  оленя);

Июнь

Червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»)

Лупта этпос (месяц  появления зелени)

Июль

Липец (цветение липы)

Йоттур этпос ( месяц нереста рыбы, месяц паводковых  озер)

Август

Серпень ,жнивень, зарев (от глагола «зареветь» — рев оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори)

Вортур этпос (месяц лесных озёр, месяц окончания линьки оленей)

Сентябрь

Вересень (цветение вереска)

Сукр этпос (месяц ловли рыбы щокура, месяц опадания листьев);

Октябрь

Листопад , «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли)

Мань таквыс (месяц замерзания водоемов, месяц становления льда);

 

 

Мань таквыс (малая осень), сезон охоты на белку по чернотропу;

Ноябрь

Грудень(от слова «груда» — мерзлая колея на дороге)

Яныг таквс (большая осень) сезон долгой  охоты;

Декабрь

Студень

Вати хотал этпос (месяц длинных ночей , коротких дней; месяц темноты);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкетирование

 

Вопросы

1-2кл

3кл

4кл

знаю

незнаю

знаю

незнаю

знаю

незнаю

1

Какой сегодня день? месяц? год?

 

4

10

4

1

8

0

2

В каком году ты родился?

 

2

11

3

2

8

 

3

Какойсейчас  век?

1

12

3

2

6

2

4

Что такое календарь?

 

0

13

1

4

3

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная

школа №2-многопрофильная»

 

 

Анкета учащихся 1-4 классов

по теме: «Элементы календаря»

«     » ____________ 2017г

 

Вопрос 1. Знаете ли Вы, какой сегодня день? месяц? год?

1.Да                          2.Нет            3.Не знаю.

 

Вопрос 2. Знаете ли Вы, в каком году Вы родились?

 1.Да                            2.Нет              3.Не знаю.

 

Вопрос 3. Знаете ли Вы, какой сейчас век?           

1.Да                            2.Нет              3.Не знаю.

 

Вопрос 4. Знаете ли Вы, что такое календарь?

1.Да.  2.Нет      3.Не знаю.

 

http://your-astrolog.ru/wp-content/uploads/2015/11/199.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru

Проект "Мансийский календарь"

Проект "Мансийский календарь"

Введение На уроке

Введение На уроке

Глава 1.ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЯ 1

Глава 1.ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЯ 1

Нила, сезон спада вод Нила, сезон засухи

Нила, сезон спада вод Нила, сезон засухи

Петра I о реформе календаря в

Петра I о реформе календаря в

Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ КАЛЕНДАРЕЙ 2

Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ КАЛЕНДАРЕЙ 2

Создание календаря

Создание календаря

Заключение Выбранная мною тема проекта «О чем говорит мансийский календарь?» позволила решить такие проблемы: как создавался календарь, по которому велось и ведется летоисчисление

Заключение Выбранная мною тема проекта «О чем говорит мансийский календарь?» позволила решить такие проблемы: как создавался календарь, по которому велось и ведется летоисчисление

Бикерман Э. Хронология древнего мира

Бикерман Э. Хронология древнего мира

Приложения Приложение 1 Название месяцев на разных языках

Приложения Приложение 1 Название месяцев на разных языках

Приложение 2 Анкетирование №

Приложение 2 Анкетирование №

Приложение 3 Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2-многопрофильная»

Приложение 3 Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2-многопрофильная»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020