Образовательный проект
«Мастерская для молодого учителя»
Актуальность проекта
Проблема профессионального становления всегда была актуальна, и в современном мире она весьма значима. Работа с молодыми специалистами сегодня является важным и необходимым направлением в деятельности школ. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей педагогической деятельности имеет достаточные знания, но не обладает нужными умениями, так как у него еще не сформированы профессиональные компетенции. Одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации начинающих педагогов – наставничество, которое способствует становлению и развитию профессионализма молодого учителя. Задача наставника – помочь начинающему педагогу реализовать себя, найти свою методическую «изюминку», развить личностные качества и профессиональные умения и увидеть положительный результат совместной деятельности в результате сотрудничества. Особенностью данного проекта является формирование многоплановой, разносторонней системы наставничества, которая заключаются в координации, проектировании, организации профессионального развития наставляемых, методической помощи, а также аналитике и мониторинге их профессиональных достижений. За достаточно короткий срок молодому учителю необходимо овладеть огромным теоретическим, методологическим, методическим, дидактическим материалом, изучить инновации в образовании, освоить новые педагогические технологии, разобраться в непрерывном информационном потоке системных изменений, происходящих в российском образовании, научиться работать с документацией и быстро адаптироваться в трудовом коллективе.
Цель проекта
Методическая помощь начинающим учителям, раскрытие и развитие индивидуальных педагогических способностей, формирование потребности в самосовершенствовании, повышение качества работы педагога.
План достижения цели
1)Торжественное
приветствие в коллективе (На заседании педсовета директор приветствует их,
вручает цветы, знакомит с коллективом, с традициями школы, её достижениями и
проблемами.
2)Создание ситуации успеха для начинающего педагога как важный фактор его нужности.
3)Сопровождение педагога-психолога для процесса адаптации молодого специалиста
в коллективе и помощи в преодолении иных трудностей.
4)Вовлеченность в деятельность сетевого сообщества. Дистанционное
взаимодействие учителей-предметников.
5)Совершенствование мастерства в проведении уроков и внеклассных мероприятий с
применением новых педагогических технологий с помощью взаимопосещения.
Задачи:
1)Выявление
затруднений в профессиональной деятельности молодого педагога, помощь
наставника в их преодолении.
2)Адаптация молодого специалиста в коллективе, содействие его профессиональному
становлению через сотрудничество.
3)Стимулирование интереса и мотивации начинающих педагогов к активности,
успешности, самостоятельности, непрерывному самообразованию.
4)Помощь в формировании собственной методики преподавания, творческой
деятельности молодых педагогов.
5) Помощь как классному руководителю в работе с учениками и родителями
6) создание благоприятных условий для труда и отдыха учителя
Ресурсы
проекта
Кадровый
состав: педагог-наставник, заместитель директора по учебно-воспитательной
работе, педагог-психолог, педагог-организатор, классные руководители.
Материально-техническая база: кабинеты школы, комната отдыха
Целевая группа проекта
Учителя, имеющие стаж работы менее 3 лет, они имеют достаточно хороший багаж теоретических педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении, но испытывают определенные трудности. Всё кажется им незнакомым, чужим, непонятным и требует огромных усилий для достижения поставленной цели – стать хорошим педагогом, который должен быть и учителем, и воспитателем, и психологом. Неумение грамотно рассчитать время работы, так чтобы все успеть. Зачастую у молодых педагогов в первый год сразу большая нагрузка, классное руководство и множество других дел, связанных с предметом. Часто ожидания молодого энтузиаста, который с огромным желанием пришел работать, не совпадают с действительностью: все дети разные, не все с радостью идут на уроки, некоторые мешают вести урок, отвлекают других. И здесь важно, чтобы не возникло у молодого специалиста разочарования. Также одной из главных проблем, с какой приходится сталкиваться молодому педагогу, является конфликт с родителями учащихся, для которых начинающий учитель ничего не значащая персона, неавторитетная и неопытная.
Этапы реализации проекта
1 этап – диагностический, сроки август-сентябрь
2 этап – основной (практико-ориентированный), сроки октябрь-март
3 этап – контрольно-оценочный, сроки апрель-май
Проектное
решение
Данный проект позволяет:
- создать план работы с начинающим учителем.
- может реализовываться различными методами и на любом этапе профессиональной
карьеры, способствуя повышению методической грамотности начинающего
педагога.
- Реализация проекта осуществляется путем организации различных форм
методической работы: анкетирование, адаптационная работа, мониторинговые
исследования, семинары, тренинги, посещение уроков, внеклассных мероприятий,
творческие занятия, практикумы, дистанционное общение.
- поможет школам привлечь молодого специалиста, который останется работать в
школе, будет энергичным и заинтересованным в своем деле
Ожидаемые результаты
Стремление
к сотрудничеству. Формирование навыков совместной деятельности.
Молодые педагоги будут чувствовать поддержку в профессиональном и карьерном
развитии;
Повышение качества преподавания, развитие творческого потенциала, уважение со
стороны детей и родителей
Профилактика профессионального выгорания педагогов.
План наставнической деятельности
• 1) 1 этап – диагностический Знакомство с коллективом, проведение анкетирования, выбор наставника, изучение традиций школы, создание плана практических занятий по темам «Создание рабочих программ», «Ведение классного журнала», «Составление воспитательного плана», «Ведение электронного журнала», «Заполнение личных дел»
• Сроки август – сентябрь
• Результат: Создание благоприятного психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества. Адаптация начинающего педагога в образовательном учреждении. Составление плана работы с наставником. Грамотное ведение документации.
2
этап – основной (практико-ориентированный)
1
Практические занятия «Создание рабочих программ», «Ведение классного журнала»,
«Составление воспитательного плана», «Ведение электронного журнала»,
«Заполнение личных дел»,.
2 Взаимопосещение уроков (консультация, разбор)
3 Круглый стол на тему «Я классный руководитель»(разбор ситуаций, должностные
обязанности классного руководителя)
4 Методический семинар «Совет «бывалого» или как правильно организовать
проектно-исследовательскую деятельность учащихся».
5 Дискуссия, обмен опытом «Подготовка к олимпиаде»
6 Семинары «Подготовка к ВПР», «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ» , документация.
7 Психолого-педагогический коучинг «Эмоциональное развитие молодого педагога: проблемы
и пути их преодоления».
Сроки: сентябрь - март
Результат: грамотная работа педагога, компетентность во всех вопросах,
успеваемость и успех, радость от работы
3 этап – контрольно-оценочный.
• Проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога. Отчет о профессиональном росте. Методическая выставка достижений педагога-наставника. Уровень профессионализма педагога-наставника – систематизация наработок профессиональной деятельности росте. Открытый урок молодого специалиста для РМО
• Подведение итогов работы. Методическая выставка достижений молодого учителя
• Сроки: апрель-май
Результат: Оценка, перспектива развития профессионального мастерства молодого педагога
Приложение
Анкета для молодых педагогов
1. Удовлетворяет ля вас уровень вашей профессиональной подготовки?
2. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
3. Представляет ли для вас трудность:
4. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности стали бы вы предпочтение в первую, вторую, и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора);
5. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
· Да, изменилось в лучшую сторону;
· Да, изменилось в худшую сторону;
· Нет, осталось прежним;
· Затрудняюсь ответить;
· Другое
7. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
· Тревожность, неуверенность в своих силах;
· Раздражительность, вспыльчивость, несдержанность;
· Пессимизм, чувство собственной неполноценности;
· Повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
· Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки;
· Страх в общении с администрацией дошкольного заведения, родителями дошкольников;
· Другое
9. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?__________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.